В конце 1950-х годов советско-китайские отношения омрачились идеологическим расколом: Мао Цзэдун обвинил СССР в ревизионизме, а советское правительство в ответ отозвало из КНР всех специалистов и аннулировало торговые договоры. Пик напряжённости пришёлся на 1969 год, когда произошло несколько пограничных конфликтов, самым известным из которых стал конфликт на острове Даманский. В середине 1980-х годов отношения между странами наладились, но до этого китайское правительство успело всерьёз обеспокоиться перспективой советского ядерного удара. Чтобы защитить военно-политическую верхушку страны, Мао Цзэдун распорядился соорудить подземный комплекс, где в случае угрозы могли укрыться ключевые фигуры КНР и руководство вооружёнными силами. Программа строительства была утверждена 31 января 1969 года и в честь этой даты получила название Проект 131 — первый месяц и его тридцать первый день.
Местом размещения Проекта стал город Гаоцяо в округе Сяньнин (провинция Хубэй) в Центральном Китае, в 80 км к югу от города Ухань. Руководил строительством генерал Хуан Юншэн, глава Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая. В системе тоннелей, проложенной под холмом, разместились конференц-залы, рабочие кабинеты, узлы связи и другие помещения, а на поверхности были построены жилые дома для Мао Цзэдуна и его ближайших соратников. Работы прекратились в сентябре 1971 года, после того, как погиб маршал КНР Линь Бяо, некогда считавшийся правой рукой Великого кормчего, а незадолго до смерти возглавивший заговор против Мао Цзэдуна. Тогда же по обвинению в причастности к заговору был арестован и руководитель работ — генерал Хуан Юншэн. Никто из военной верхушки так ни разу и не посетил недостроенный комплекс, обошедшийся Китаю в 130 млн юаней.
Подземные тоннели, общая протяжённость которых составляет 456 м, ветшали в течение десяти лет, пока власти не открыли доступ на объект гражданским лицам. С тех пор здесь работает музей. В тоннелях сохранилась обстановка начала 1970-х годов, а таблички в каждом помещении рассказывают о его предполагаемом использовании. С 2009 года побывать в подземных тоннелях могут только граждане Китая — иностранцам доступ туда запрещён.
Комментарии к данной статье отключены.