Вторая мировая война стала временем бурного развития противолодочной авиации. Этот вид военно-воздушных сил зародился в годы Первой мировой, однако в межвоенный период особого развития не получил и ещё не превратился в грозную силу, способную эффективно бороться с подводными лодками. Неудивительно, что в сентябре 1939 года, в начале нового мирового конфликта, авиация ПЛО всё ещё страдала детскими болезнями. Это хорошо видно на примере Великобритании, не уделявшей ей должного внимания. Самолёты не имели средств обнаружения и вооружения для борьбы с субмаринами, а пилоты не умели их топить. Подобную ошибку допустили и вооружённые силы США, не сделавшие выводов из печального опыта своих будущих союзников. Как и их британские коллеги, американские лётчики далеко не всегда были готовы к борьбе с подводными лодками. Одним из характерных тому примеров является охота на немецкую лодку U 566 у восточного побережья Северной Америки в августе 1943 года, которая обернулась для янки унизительным фиаско.
Приказ на минирование
В июне 1942 года три немецкие субмарины установили в трёх ключевых точках судоходства восточного побережья США: у Нью-Йорка, в заливе Делавэр и Чесапикском заливе — сорок донных мин, на которых подорвались шесть судов и военных кораблей. Спустя год штаб немецких подводных сил решил повторить операцию. На этот раз минировался лишь один объект — Чесапикский залив. Это задание штаб поручил подводным лодкам U 230 Пауля Зигмана и U 566 Ганса Хорнкёля. Оперативные приказы их командирам гласили, что они должны минировать подходы к Норфолку и Чесапикскому заливу. Установку донных неконтактных мин следовало производить на 25-метровой глубине. Штаб ожидал, что минные постановки в районе Норфолка и Балтимора, где наблюдалось активное судоходство, соберут хороший «урожай».
Зигман и Хорнкёль должны были поставить в выбранных точках, как можно дальше от берега, восемь мин ТМС и двенадцать ТМВ. Время установки оставалось на усмотрение командиров, но штаб, руководствуясь донесениями U 129, побывавшей у Норфолка в апреле 1943 года, сообщил, что предпочтительно сделать это в новолуние:
«(…) высокая активность авиации берегового базирования днём вблизи берега, отсутствие её активности ночью. Движение [судов] только днём, судно выходит из Норфолка рано утром. Хорошие шансы на новолуние».
О выполнении задания субмарины сообщали в штаб специальным радиосигналом. После этого им нужно было ожидать указаний о новых районах, где им предстояло атаковать торпедами вражеские суда.
Курс на Америку
Приняв мины на борт, U 230 и U 566 5 июля 1943 года вышли из Бреста. 31 июля Зигман установил восемь мин ТМС и отправил сигнал в штаб, сообщив, что у него осталось 39 т соляра. Приняв во внимание высокий расход топлива, штаб разрешил U 230 возвратиться на базу. Хорнкёль положил свои мины у Норфолка двумя сутками ранее. Так как ситуация с топливом у него не была критичной, штаб приказал U 566 патрулировать подходы к Чесапикскому заливу, ведя там свободную охоту.
Хорнкёль решил занять позицию в непосредственной близости от американских сторожевых кораблей, охранявших вход в залив. Это позволило ему наблюдать за трафиком входивших и выходивших судов. Расчёт оказался верным: уже вечером 4 августа немцы заметили конвой NK-557, следовавший из Нью-Йорка в Ки-Уэст в охранении четырёх военных кораблей. Пользуясь темнотой, U 566 начала его преследование.
После полудня 5 августа Хорнкёль обогнал конвой и занял удобную позицию для его атаки. В 15:40 по местному времени лодку засёк сонар одного из эскортных кораблей — канонерки «Плимут». Сначала её командир скептически отнёсся к докладу акустика об обнаруженном контакте, но, поразмыслив, всё же приказал рулевому начать манёвр, чтобы вывести подводную цель прямо по курсу для её атаки. Однако было поздно. Акустик оказался прав, а цель канонерки, U 566, уже выпустила торпеды.
Ошибка командира «Плимута» стала роковой для корабля. Торпедированная канонерка вместе с половиной экипажа затонула за две минуты. Любопытно, что Хорнкёль принял её за эсминец типа «Сомерс». Ирония заключалась в том, что «Плимут» ранее был яхтой миллионера Вандербильта, которую ВМС США в 1941 году переделали в канонерскую лодку.
После торпедной атаки U 566 погрузилась на 140 м, чтобы избежать преследования. Находясь на глубине, экипаж слышал раздававшиеся вдалеке разрывы глубинных бомб. Эскортные корабли NK-557 так и не смогли обнаружить субмарину. Переждав опасность под водой, Хорнкёль покинул этот район. У него оставалось всего 52 т топлива и кончились электрические торпеды, поэтому командир решил возвращаться на базу. Ни Хорнкёль, ни экипаж «семёрки» не знали, что судьба готовит им испытание на прочность.
Жертва охоты на стальную «акулу»
Американцы знали о присутствии в районе Норфолка вражеской субмарины ещё до нападения на конвой. Вечером 2 августа патрульный гидросамолёт «Маринер» заметил лодку и атаковал её. Немцы отразили нападение зенитками. Дальнейшие поиски лодки нельзя было назвать активными, и они ни к чему не привели. Всё изменилось после потопления «Плимута». На поиски U 566 Десятый флот США бросил десять самолётов и патрульный дирижабль. Охота началась.
Первым уходящую лодку обнаружил пилотируемый лейтенантом Кроссом бомбардировщик PV-1 «Вентура» из эскадрильи VB-128. 7 августа в 13:22 (здесь и далее берлинское время) самолёт атаковал U 566. Кросс обстрелял «семёрку» из бортового вооружения и сбросил на неё четыре глубинных бомбы. Однако в этот день фортуна бессовестно благоволила экипажу Хорнкёля. Ни одна из бомб не взорвалась, Кросс рисковал впустую. Из журнала подводной лодки мы знаем, как немцы восприняли эту атаку:
«13:22 квадрат CA 6845. Самолёт (Митчелл) приближается к нам по курсу 40°, обстреляли его из 2 см зенитки, поражён его правый мотор. Самолёт сбросил 3–4 бомбы слева и справа по борту, однако они не взорвались (новичок, который забыл активировать детонатор!). При отходе его мотор всё ещё горел, однако через некоторое время огонь был погашен, возможно, из-за того, что мотор был выключен. «Митчелл» больше не вернулся. Есть вероятность, что самолёт не дотянет до своего аэродрома».
Хотя Хорнкёль ошибся в идентификации, приняв «Вентуру» за бомбардировщик В-25 «Митчелл», в своём предположении о судьбе самолёта он оказался прав. Повреждённый бомбардировщик сел на воду. Оба пилота и радист покинули его через аварийный люк, пока самолёт оставался на плаву. Двое других лётчиков погибли. Уцелевшие американцы, облачённые в спасательные жилеты, держались на плаву около 20 минут, пока один из пилотов не скончался от ран. Позже прибыл один из самолётов, искавших немецкую подлодку. Он сел на воду, забрал двух живых лётчиков и доставил их в Норфолк.
Отметим, что система связи у сил противолодочной обороны в этом районе была налажена отвратительно. Штаб Охраны Восточной морской границы (Eastern Sea Frontier) не получил сообщение Кросса об обнаружении субмарины и оставался в неведении о произошедшем бое. И даже позже, когда стало известно о спасении выживших, в штабе не знали, был ли бомбардировщик сбит или погиб из-за технической неисправности. От дальнейших действий против субмарины американцы временно отказались.
Военно-морская трагикомедия
Хорнкёль не знал о возникшей у американцев неразберихе и потому не воспользовался удобной паузой, чтобы в надводном положении отойти как можно дальше из опасного района. Отбив атаку самолёта Кросса, лодка погрузилась и три часа находилась под водой. В 17:10 она всплыла, чтобы продолжить движение, но спустя час её снова обнаружили и атаковали другие самолёты.
В 18:15 контакт с U 566 установил коллега погибшего Кросса по эскадрилье лейтенант Джордж, также пилотировавший «Вентуру». Самолёт атаковал лодку, сбросив на неё четыре бомбы. Хорнкёль записал в журнале, что одна из них угодила прямо в корму субмарины и, ударившись о палубу, отскочила и упала в воду. На этот раз осечки не произошло: взрыв просто-таки подбросил лодку в воздух, но она уцелела! А вот бомбардировщик Джорджа, подожжённый огнём немецких зениток, рухнул в море приблизительно в километре от субмарины. Весь экипаж «Вентуры» погиб.
В 18:19 лодка направилась к месту падения самолёта: немцам показалось, что рядом с ним плавает резиновая лодка. Через несколько минут Хорнкёль заметил ещё два самолёта, приближавшихся с юга, и опознал их как «Митчелл» и гидросамолёт «Лервик». На самом деле это были «Вентура» из VB-126 и «Маринер» из VB-211. Командир субмарины всё ещё не получил доклад инженер-механика о повреждениях от взрывов глубинных бомб и потому не мог отдать команду на погружение. U 566 оставалась на поверхности, ведя заградительный огонь из зениток.
В 18:28 инженер доложил о готовности к погружению. В этот момент «Маринер» лейтенанта Скалли, несмотря на стрельбу зениток, пошёл в атаку. Пролетая над лодкой, Скалли намеревался сбросить на неё четыре бомбы, но из-за дефекта системы сброса они не упали. Немцы быстро попрыгали в рубочный люк, и субмарина начала погружаться. Несмотря на повреждения от зенитного огня, Скалли сделал ещё один заход на лодку. Он снова попытался сбросить бомбы, но они упорно не желали покидать самолёт. В отчаянии Скалли нажал кнопку аварийного сброса, скинув вниз весь боезапас из восьми бомб. Лётчики наблюдали, как они рванули недалеко от места погружения U 566.
Однако надежды американцев оказались тщетными. Как отметил в журнале Хорнкёль, «слышны разрывы 3–5 бомб, однако они не наносят ущерба лодке». Правда, у немцев дела тоже шли далеко не лучшим образом. В момент погружения на «семёрке» вышли из строя носовые рули. Лодка уходила под воду с опасным дифферентом на нос в 50°. На 60 м инженер-механик сумел остановить погружение, переложив рули на всплытие и продув балласт. Лодка поднялась на поверхность. А затем трагикомедия превратилась в настоящее цирковое представление.
Акробатика на перископе
Когда U 566 всплыла, командир и зенитные расчёты выскочили на мостик. Как раз в этот момент «Вентура» лейтенанта Смита атаковал субмарину, сбросив бомбы. «Семёрка» немедленно ответила огнём. Пока зенитчики вели бой, инженер-механик разбирался с неисправностью системы всплытия и погружения. Он пытался продуть кормовую, среднюю и носовую цистерны. В последней остался балласт, лодка в этот момент шла на дизелях, поэтому U 566 внезапно начала быстро погружаться.
Находившийся на мостике Хорнкёль еле успел захлопнуть снаружи рубочный люк и, вцепившись в перископ, стал погружаться вместе с лодкой, а семь зенитчиков вместе со вторым вахтофицером оказались в воде. Через минуту U 566 вновь появилась на поверхности вместе с командиром, державшимся за тумбу перископа. Выскочившие из рубки подводники бросились к орудиям и открыли огонь по самолётам. У «Вентуры» и «Маринера» уже кончились бомбы. Они кружили вокруг лодки, обстреливая её из бортового вооружения. В течение следующих двадцати минут все восемь подводников были подняты на борт субмарины, пока их коллеги отражали атаки самолётов. Любопытно, что Хорнкёль обвинил противников в том, что они обстреливали из пулемётов его людей, пока те находились в воде:
«Оба самолёта наблюдали за этим манёвром, не подлетая к лодке. Во время спасения людей, которые плавали в воде, один самолёт стрелял в них из пулемётов. Жертв нет. Я сам наблюдал, как «Митчелл» стрелял из пулемёта по резиновой лодке своих же собственных сбитых товарищей, вероятно, полагая, что ею могли бы воспользоваться подводники, плававшие в воде. 1-й вахтофицер считает, что он видел одного из сбитых лётчиков возле резиновой лодки».
В 19:08 субмарина подвергалась очередному обстрелу с «Вентуры». Один из зенитчиков был ранен в грудь. Бомб немцы не ждали, так как заметили, что в открытом бомболюке пусто. Гидросамолёт более не атаковал, кружась вне зоны зениток. Хорнкёлю стало ясно, что наступательный пыл противника иссяк. Командир субмарины понял, что нельзя упускать такую возможность: пора было выходить из боя. В 19:25, получив сообщение инженера, Хорнкёль приказал погружаться. И вовремя: в воздухе появились новые самолёты. Ушедшая под воду U 566 оказалась для них недосягаемой.
Американские самолёты и корабли продолжили поиск U 566, но обнаружить её не смогли. Любопытно, что уже по дороге на базу Хорнкёль перехватил радиосообщение, где говорилось о гибели 5 августа канонерки «Плимут». Это навело командира лодки на мысль, что, вероятно, он потопил именно её, а не эсминец, как считал ранее. Преодолев все опасности, «семёрка» добралась до Бискайского залива, где 1 сентября встретилась с немецкими эскортными кораблями, в тот же день приведшими её в Брест.
Приняв доклад от командира U 566, Карл Дёниц остался доволен действиями своего офицера, особо подчеркнув его поведение во время боя с самолётами:
«В чрезвычайно опасной ситуации 7 августа командир действовал хладнокровно и энергично. Спасение членов экипажа, бывших на мостике, во время угрозы нападения с воздуха является особенно удачливым и приятным достижением».
Американские «птенчики» против стальной «акулы»
Подведём итоги необычного сражения между субмариной и противолодочной авиацией. Начнём с потерь. Охотясь на U 566, американцы потеряли два самолёта сбитыми. Ещё две машины пострадали от зенитного огня. Погибло шесть летчиков, несколько человек было ранено. U 566 не получила серьёзных повреждений. Один подводник был ранен, четверо — легко контужены, в том числе командир и первый вахтофицер. Несомненно, авиация Десятого флота США потерпела полное фиаско. Оценивая причины, американский историк Самуэль Элиот Морисон писал:
«Сравнивая эти события с действиями против подводных лодок в океане и Бискайском заливе, можно лишь удивляться. Здесь, как и в сражении у острова Саво, рядом лиц было допущено так много ошибок и грубых нарушений инструкций и правил связи, столь часто обнаруживались неисправности бомбосбрасывателей, взрывателей бомб, орудий и средств связи, что невозможно обвинять в этом какое-либо одно лицо или командование в целом. Причина состояла, видимо, в слишком спокойной обстановке последнего времени. Вероятно, это и сказалось отрицательно на боеспособности сил округа. Почти все, кто принимал участие в поиске подводных лодок, были новичками, поскольку командование Атлантического флота широко практиковало использование сил этого военно-морского округа для подготовки новобранцев и молодых офицеров.
Естественно, для этого был выбран второстепенный военно-морской округ. Малоуспешные действия самолётов морской авиации объясняются тем, что они лишь незадолго до этого сменили самолёты противолодочного командования военно-воздушных сил армии согласно имеющейся договорённости».
Морисон, официальный историк американского флота, в данном случае высказался излишне деликатно и не назвал основных причин творившегося 7 августа 1943 года у Норфолка безобразия. Американцы слишком быстро расслабились после побоища, которое немецкие субмарины учинили в 1942 году у атлантического побережья США. Военно-морской округ или, как он правильно назывался, Охрана Восточной морской границы, отвечавший за безопасность вод у восточного побережья Америки, командование вооружённых сил США долгое время держало в «чёрном теле». Эта важная структура в обороне страны не была обеспечена кораблями и самолётами с хорошо обученными экипажами — в отличие от противолодочных сил, действовавших в Атлантике. Даже к 1943 году морская авиация Охраны Восточной морской границы была разделена на три соединения и не имела общего командования. Не последнюю роль сыграли старые склоки между армией и флотом США из-за главенства в противолодочной обороне. Лишь в сентябре 1943 года адмиралу Кингу всё-таки удалось свести всю авиацию под руку командующего Охраной Восточной морской границы. Как говорится, дураки учатся на своих ошибках. Американцам пришлось это осознать, столкнувшись с такими ситуациями, как охота на U 566.
Морская авиация сыграла важную роль в победе над немецкими подлодками. Лето 1943 года принято считать временем, когда немцы проиграли Битву за Атлантику, однако у противолодочной обороны союзников дела обстояли не слишком благополучно. В некоторых районах подводной войны их авиация действовала блестяще. А вот у самых берегов США союзники никак не могли навести порядок, порой допуская досадные промахи в борьбе с немецкими субмаринами. Подлодки оставались грозным противником, а их экипажи были готовы драться до самого последнего патрона. Этот урок американские лётчики усвоили лишь ценой потерь самолётов и их экипажей.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Franks, N. U-Boat Versus Aircraft: The Dramatic Story Behind U-Boat Claims in Gun Action with Aircraft in World War II / N. Franks, Е. Zimmerman. — Grub Street, 1998.
- Gannon, M. Operation Drumbeat / М. Gannon. — New York: Harper Perennial, 1991.
- Morgan, D. U-BOAT ATTACK LOGS A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945 / D. Morgan, В. Taylor. — Seaforth Publishing , 2011.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — London: HMSO, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Морисон, С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне. Битва за Атлантику выиграна, май 1943 — май 1945 / С.Э. Морисон. — М.: АСТ, 2002.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.