Как гласит известная пословица, дураков не учат — дураков бьют. В начале Второй мировой её справедливость в очередной раз подтвердил британский флот, плохо учившийся на своих ошибках. Примером тому служит печальная история гибели вспомогательных крейсеров «Лаурентик» и «Патроклус», потопленных Отто Кречмером в ноябре 1940 года. Этот случай имеет много схожего с потерей трёх крейсеров во время известной атаки Отто Веддигена в сентябре 1914 года. Кречмер напомнил британскому Адмиралтейству горькую истину: немецкие подлодки ошибок не прощают.
В поход за Дубовыми листьями
Вечером 30 октября 1940 года U 99 в сопровождении эскорта вышла в море из гавани Лориан в Бретани с заданием действовать против вражеского судоходства на подходах к Северному проливу. Это было хорошее время для охоты на одиночные торговые суда и конвои, так как английская противолодочная оборона ещё не была способна эффективно бороться с подлодками. Походы в Атлантику были короткими и редко длились более 20 суток: лодки не имели недостатка в целях и быстро расходовали свой боезапас.
К этому моменту командир U 99 Отто Кречмер уже был признанным подводным асом: на его счету официально числилось 181 784 брутто-регистровых тонн (брт) потопленного тоннажа. В реальности эту цифру стоит скорректировать до 134 634 брт, включая два судна, списанных после полученных повреждений. Кавалером Рыцарского креста Кречмер стал тремя месяцами ранее и теперь стремился увеличить свой результат до заветной цифры — 200 тысяч брт, чтобы получить Дубовые листья.
Расставшись с эскортом, U 99 погрузилась и продолжила движение под водой. С наступлением темноты лодка всплыла и взяла курс на Ирландию, чтобы обойти её с запада и достичь своей операционной зоны. Следующие трое суток U 99 провела в надводном положении, лишь периодически погружаясь для проверки торпед. Поход начался спокойно, никаких происшествий за это время не случилось.
3 ноября в 15:30 верхняя вахта заметила на горизонте столб дыма, источником которого был шедший зигзагом пароход. Кречмер начал преследование, чтобы обогнать его и атаковать с наступлением темноты. В 21:40 U 99 совершила свою первую атаку в этом походе, выпустив торпеду с расстояния 1 200 м. Чтобы достичь цели, стальной «сигаре» потребовалось 84 секунды. Раздался взрыв, и пароход остановился, начав погружаться в воду кормой.
Кречмер узнал имя своей жертвы после того, как она стала передавать в эфир сигнал бедствия. Это было английские судно «Касанаре» (Casanare), вёзшее бананы из Африки в Великобританию. Сразу после его торпедирования немцы заметили вдалеке силуэт ещё одного парохода, а спустя двадцать минут показался и третий. U 99 начала сближение с ними, чтобы выяснить, с кем имеет дело.
«22:02. Снова заметили второй пароход по пеленгу 240°, а также третий по пеленгу 300°. Второй идёт полным ходом, не используя зигзаг, поэтому атаковать его не получается. Атакую третий. При схождении удаётся определить, что это двухтрубный пассажирский пароход с фок-мачтой. Грот срезан. Вероятно, вспомогательный крейсер. Несколько иллюминаторов в носовой части не затемнены, следовательно, это определённо военный корабль. Судно не идёт полным ходом».
В 22:50 лодка выпустила с 1 500 м торпеду, попавшую в лайнер под второй трубой. После взрыва торпеды пароход сразу начал радировать открытым текстом: «Торпедирован в машинное отделение, все топки погасли». Кречмер отметил, что судно не может маневрировать, но и не тонет. На нём включили палубную иллюминацию, запустили с мостика красные ракеты и начали спуск шлюпок на воду. Выяснив имя жертвы из передаваемого в эфир сообщения, Кречмер записал его в журнале боевых действий U 99:
«Это английский пассажирский пароход «Лаурентик» на 18 724 брт, который, вероятно, мобилизован как вспомогательный крейсер».
Заколдованные лайнеры
Вскоре на лодке снова заметили второй пароход, но Кречмер не спешил с его атакой: сначала он решил дождаться, пока «Лаурентик» начнёт тонуть. Однако казалось, что большая пробоина в борту никак не повлияла на его плавучесть. Секрет заключался в том, что трюмы лайнера были набиты пустыми бочками — это являлось стандартной практикой для обеспечения плавучести в случае торпедирования.
В 23:26 U 99 с 800 м выпустила вторую торпеду по стоящему «Лаурентику», однако взрыва не последовало. Так как торпеда попала в цель, руководивший стрельбой первый вахтофицер Клаус Баргстен (Klaus Bargsten) списал всё на неисправный взрыватель. Спустя 11 минут подлодка повторила выстрел, и на этот раз торпеда взорвалась в районе мостика. Однако немцы не наблюдали видимого эффекта от взрыва. Зато «Лаурентик» открыл беглый огонь по обнаглевшей лодке, которая находилась всего в 500 м от лайнера!
Англичане стреляли по U 99 фугасными снарядами вперемешку с осветительными. Огонь был точным: Кречмеру пришлось быстро ретироваться от греха подальше, чтобы не быть накрытым. Лодка дала полный ход в направлении второго парохода, который в тот момент остановился и начал принимать людей из шлюпок к себе на борт. Это оказалось его роковой ошибкой.
В 00:02 Баргстен выпустил торпеду по новой цели с дистанции 1 200 м и зафиксировал попадание под мостик. Судно радировало открытым текстом своё название и координаты, одновременно начав спуск шлюпок. Кречмер отметил в журнале, что это британский лайнер «Патроклус» на 11 314 брт, справедливо предположив, что последний тоже является вспомогательным крейсером.
Спустя двадцать минут U 99 с прежней дистанции повторила торпедный выстрел по «Патроклусу». Торпеда попала в корму, и из пробоины вода выбросила фонтан бочек, которые выскакивали из неё, как пробки от шампанского. Кречмер терпеливо ждал результата, но судно не тонуло. Тогда в 00:44 Баргстен выпустил третью торпеду, отметив попадание под мостик. «Патроклус», который до этого садился в воду на ровном киле, получил крен на правый борт.
Командир U 99 начал терять терпение: он безрезультатно потратил на крейсера уже шесть торпед. Тогда Кречмер решил пойти на крайнюю меру и добить «Патроклус» из палубного орудия. Начать дуэль с хотя и раненым, но вооружённым противником было рискованным ходом — любое попадание могло стать для лодки роковым. В 00:58 она открыла огонь и добилась двух попаданий, выпустив в лайнер четыре снаряда с дистанции в 1 000 м.
«Патроклус» открыл ответный огонь, заставив Кречмера быстро ретироваться. Он продолжил добивать крейсер торпедами из темноты:
«01:18. 4-я торпеда по «Патроклусу». Попадание под фок-мачту. Кроме очередных плавающих бочек, новых повреждений не заметно. Экипаж медлит с перезарядкой торпедных аппаратов, поэтому я использую возникшую паузу, чтобы, обойдя всё ещё не сильно погрузившийся «Лаурентик», вернуться к «Касанаре».
02:15. В месте потопления последнего, во время допроса его команды на пяти шлюпках, внезапно заметили освещённый «Сандерленд», облетевший нас в 500 метрах».
Погрузившись под воду, U 99 уклонилась от самолёта, но ожидаемой атаки глубинными бомбами не последовало. Вероятно, лётчики не заметили субмарину в темноте.
Потопить нетонущее
Лодка провела под водой два часа. Торпедисты проверили торпеды и зарядили ими аппараты. В 04:40 Кречмер всплыл, чтобы завершить начатое. На пути к так и не затонувшим крейсерам был замечен сторожевой корабль, поэтому немцам нужно было спешить. В 04:53 U 99 с 1 400 м выпустила торпеду, которая попала «Лаурентику» в корму. После этого лайнер затонул за несколько минут, сопровождая свою гибель взрывами глубинных бомб.
С «Патроклусом» же пришлось повозиться, так как он категорически не желал тонуть. В 05:16 лодка с 1 200 м выпустила пятую по счёту торпеду в несчастный лайнер. Попав в район носового грузового трюма, она взорвалась и выбросила в море новые бочки, не вызвав более никаких видимых повреждений. Требовалась ещё одна торпедная атака, чтобы пустить упрямца на дно:
«05:25. 6-я торпеда по «Патроклусу», попадание в центр, в районе машинного отделения. Судно переламывается у фок-мачты, кормовая часть переворачивается и быстро тонет. Носовая часть тонет медленно. Я быстро ретируюсь, так как на поле боя появился сторожевик и освещает район, сначала прожектором, а затем осветительными снарядами между 06:05 и 05:00 (так в документе — прим. автора)».
Дубовые листья
По итогам бурной ночи с 3 на 4 ноября у Кречмера осталась последняя торпеда, которую ему очень хотелось потратить на достойную цель. U 99 отошла западнее и продолжила охоту. 4 ноября в 11:18 она была вынуждена уклониться погружением от появившегося самолёта и после слышала разрыв одной глубинной бомбы вдалеке. Проведя под водой почти три часа, Кречмер всплыл и продолжил наблюдение за горизонтом.
В 15:06 были замечены дымы, источником которых мог быть конвой. U 99 взяла курс на них, но вскоре была загнана под воду появившимся «Сандерлендом». Погрузившись, Кречмер продолжил слежение за конвоем уже с помощью шумопеленгаторной станции. Всплыв в 20:01, лодка отправила сообщение в штаб о контакте c конвоем, добавив информацию о своих успехах прошлой ночи. Дёниц отреагировал на них восторженно, написав в журнале боевых действий следующее:
«U 99 доложила о победах:
«Лаурентик» — 18 724 брт
«Патроклус» — 11 314 брт
«Касанаре» — 5 376 брт
Итого: 35 414 брт
Ещё один большой успех этой лодки. Её командир теперь имеет на счету 217 198 брт и является вторым, кто достиг отметки в 200 000 брт. В этот же день он награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту».
Справедливости ради отметим, что к тому моменту реальный тоннаж Кречмера составлял 170 000 брт. В его завышении был виноват сам Дёниц, который ещё в начале августа 1940 года засчитал Кречмеру потопленными три танкера почти на 25 000 брт, хотя знал, что эти суда были только повреждены торпедами U 99. Командующий пошёл на это, чтобы иметь возможность наградить своего любимца Рыцарским крестом и тем самым стимулировать его дальнейшие успехи, а также дать пропаганде новый повод для ликований от достижений подводных сил.
Кречмер получил радиограмму от Гитлера с поздравлениями. Несколько позже пришло сообщение от Дёница о том, что штурман U 99 Генрих Петерсен стал кавалером Рыцарского креста. Это событие стало отчасти революционным для кригсмарине: это был первый случай награждения нижнего чина таким орденом.
Последняя торпеда
Но вернёмся к конвою, которого преследовал Кречмер вечером 4 ноября. В 22:23 U 99 заметила «чистильщика» — эсминец, который всегда шёл за конвоем. Кречмер изучил обстановку и начал обгонять конвой слева, чтобы не быть заметным в свете луны, освещавшей конвой справа. Проходя мимо него, немцы насчитали до тридцати судов в охранении шести эсминцев. Это был конвой НХ-83, который вышел из Галифакса 24 октября 1940 года и двигался в Ливерпуль.
Несмотря на лунную ночь и северное сияние, Кречмер решил атаковать. Однако на этот раз он изменил своей привычной тактике, решив не проникать внутрь конвоя. Вместо этого командир сделал ставку на выстрел издалека. Целью было выбрано не одно судно, а сразу три танкера, которые перекрывали друг друга и шли с одинаковой скоростью, слившись в единое целое. Это должно было обеспечить попадание торпеды хотя бы в один из них.
В 02:52 U 99 совершила последнюю торпедную атаку в этом походе. Первый вахтофицер Баргстен выпустил торпеду по указанным целям с дистанции в 3 600–3 700 м. Вероятно, это был самый дальний выстрел за всю историю подлодки. Взрыв прозвучал спустя 244 секунды, когда «угорь» поразил самое дальнее из трёх судов в район машинного отделения. В рапорте о торпедной стрельбе Баргстен отметил следующее:
«Попадание в корму. Столб пламени высотой 30 м. Потопление не может наблюдаться, поскольку лодка удерживает контакт с конвоем и должна продолжать движение вместе с ним».
Жертвой этого меткого выстрела стал британский танкер «Скотиш Мэйден» (Scottish Maiden) на 6 993 брт. После взрыва эскорт конвоя начал поиск лодки, стреляя осветительными снарядами во всех направлениях. Но U 99 находилась вне радиуса видимости и осталась незамеченной. Лодка продолжила идти рядом с конвоем, посылая сигналы с его координатами, курсом и скоростью.
Кречмер удерживал контакт до девяти утра 5 ноября, после чего был вынужден погрузиться — при дневном свете уже нельзя было оставаться незамеченным. Он с горечью отметил в журнале боевых действий, что несмотря на то, что конвой идёт хорошо и слаженно, несколько эсминцев слишком вырвались вперёд, а это означает хорошую возможность для атаки судов. Однако на сообщения U 99 откликнулась только U 28, которая, правда, не добилась успеха, атаковав конвой тремя торпедами.
U 99 продолжила наблюдать за конвоем издалека, отметив появление над ним самолётов. Контакт с противником был полностью утерян после 17:00. Кречмер решил, что дальнейшее наблюдение будет бессмысленным, так как к полуночи конвой уже достигнет Северного канала. В 19:16 U 99 легла на обратный курс, чтобы вернуться к торпедированному танкеру «Скотиш Мэйден» и добить его артиллерией, если он ещё не затонул.
Лодка пришла на место торпедирования танкера спустя сутки после его атаки. Судна не было видно, и немцы решили, что с приходом штормовой погоды оно просто затонуло. Предположение оказалось верным: «Скотиш Мэйден» действительно ушёл на дно. U 99 сообщила в штаб о возвращении на базу и взяла курс на Лориан, куда прибыла к полудню 8 ноября 1940 года. Кречмера и его экипаж там ждала торжественная встреча в сопровождении оркестра.
Жертвы обстоятельств?
Так закончилась история потопления U 99 двух вспомогательных крейсеров. Однако стоит дать ответ на главный вопрос: почему «Лаурентик» и «Патроклус» стали жертвами атаки подлодки?
Оба корабля входили в состав «Северного патруля» и в тот день возвращались из дозора на дозаправку в Великобританию независимо друг от друга. Их маршруты не должны были совпадать, однако из-за неисправности гирокомпаса «Лаурентик» отклонился от нужного курса на 30 миль (55,5 км), что стало сюрпризом для его командира кэптена Эрика Пола Вивиана (Eric Paul Vivian). Получилось так, что лайнер из-за навигационной ошибки невольно вышел к месту торпедирования «Касанаре».
Вероятно, осознавший проблему с гирокомпасом Вивиан успел бы вернуть свой корабль на правильный курс, однако в этот момент его радисты доложили о перехваченном сигнале бедствия с «Касанаре». Вивиан даже не успел взвесить варианты своих действий, как «Лаурентик» уже оказался на прицеле у Кречмера и был торпедирован сам.
С «Патроклусом» всё выглядело иначе. Крейсер двигался своим курсом без ошибок в навигации, и его путь пролегал рядом с местом атаки «Касанаре». Но почему крейсер остановился? Ответ на этот вопрос дал старший офицер «Патроклуса» коммандер Мартин, который писал в отчёте о гибели корабля следующее:
«В воскресенье 3 ноября ровно в 21.00 я получил сообщение с парохода «Касанаре», который был торпедирован немецкой подводной лодкой, находясь в нескольких милях от нас справа по курсу. Капитан принял решение подобрать уцелевших моряков.
В течение дня мы неоднократно обсуждали вероятность возникновения различных непредвиденных обстоятельств, даже называли именно этот пароход как весьма удобный объект для нападения со стороны врага. Участвующие в дискуссии офицеры, а именно: я, штурман, и лейтенант-коммандер Хоган, высказали своё мнение, которое заключалось в следующем: эта процедура подвергнет «Патроклус» серьёзному и ненужному риску. Однако капитан принял иное решение, и мы не сумели его разубедить.
Некоторое время мы ожидали наступления темноты, затем приблизились, чтобы принять на борт людей со спасательных средств. Одновременно мы сбросили две глубинные бомбы, имея целью отпугнуть подлодки, которые могли оказаться рядом.
В воде находилось несколько спасательных шлюпок, мы застопорили машины и приготовились начать операцию по приёму на борт моряков с одной из них, когда судно содрогнулось от удара торпеды. Это произошло примерно в 22.55»
Таким образом, становится ясно, что командир крейсера кэптен Джеральд Чарльз Уинтер (Gerald Charles Wynter) своим решением грубо нарушил инструкции Адмиралтейства от 13 июля 1940 года, которые запрещали вспомогательным крейсерам останавливаться в подобных случаях, если только не было исключительных смягчающих обстоятельств. В результате «Патроклус» был тоже торпедирован и затем разделил участь «Лаурентика».
Обеспокоенное сигналами бедствия с крейсеров Адмиралтейство послало к ним на выручку самолёты и эсминцы, но те поспели к шапочному разбору. Подошедшие эсминцы подобрали 368 человек с «Лаурентика», 263 человека с «Патроклуса» и 54 человека с «Касанаре». Погибло в общей сложности 116 военных и торговых моряков.
Чтобы разобраться в обстоятельствах гибели вспомогательных крейсеров, Адмиралтейство назначило специальную комиссию для расследования инцидента. Её выводы были неутешительны: в гибели кораблей виноваты их командиры. Погибший вместе с «Патроклусом» кэптен Уинтер был признан виновным в том, что направил свой корабль на спасение выживших с «Касанаре» и затем не покинул место событий, хотя после первого поражения торпедой «Патроклус» был способен дать ход.
Следственная комиссия также признала виновным кэптена Вивиана в гибели «Лаурентика». По её мнению, Вивиан нёс ответственность за то, что информация о сигнале бедствия с «Касанаре» была доложена ему с неприемлемой задержкой. Однако командир крейсера не был осуждён, так как ещё во время следствия оказался в госпитале с нервным расстройством. Причиной болезни послужили переживания из-за гибели корабля и части его экипажа. К тому времени, когда комиссия завершила свои обсуждения, она получила медицинское заключение из Королевской военно-морской больницы в Ланкастере, в котором говорилось, что Вивиан страдает от «острой меланхолии» и может совершить суицид. Учитывая это заключение, а также то обстоятельство, что Вивиан должен был быть уволен со службы, Адмиралтейство сочло нецелесообразным официально заявлять об осуждении кэптена. Дело закончилось тем, что Адмиралтейство издало 4 декабря 1940 года жёсткие инструкции, гласившие, что «ни один крупный корабль не должен идти на помощь торпедированному кораблю (…) без прямого распоряжения адмирала».
Невозможно не отметить тот факт, что случай с «Патроклусом» и «Лаурентиком» был практически идентичен знаменитому эпизоду потопления трёх британских крейсеров немецкой лодкой U 9. Выходит, что британский флот не усвоил горький урок, преподнесённый ему Отто Веддигеном в сентябре 1914 года. Его пришлось повторить Кречмеру уже в ноябре 1940-го.
Отметим также важную роль парохода «Касанаре», которому невольно пришлось сыграть роль «подсадной утки». Кречмер был недоволен тем, что судно успело передать в эфир сигнал бедствия до потопления. В тот момент он не сомневался, что это лишит его внезапности при нападении на другие одиночные суда в том районе. Как же он ошибался! К счастью для Кречмера, сигнал, в котором «Касанаре» сообщил свои координаты, был передан слишком поздно, чтобы послужить предупреждением для его следующей жертвы — «Лаурентика», но оказался тем самым зовом долга, который не смог проигнорировать «Патроклус».
Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. — Random House, 1996.
- Morgan, D. U-BOAT ATTACK LOGS: A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945 / D. Morgan, В. Taylor. — Seaforth Publishing, 2011.
- Rohwer, J. Axis Submarine Successes of World War Two / J. Rohwer. — Annapolis, 1999.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / К. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Робертсон, Т. Подводный ас Третьего рейха / Т. Робертсон. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.dreadnoughtproject.org
Комментарии к данной статье отключены.