В годы холодной войны представители противоборствующих лагерей стремились выведать друг о друге как можно больше информации, используя для этого различные неординарные методы. К примеру, США в 1965 году пытались установить в Гималаях шпионское устройство, чтобы следить за развитием китайской ядерной программы, а через девять лет потратили 800 млн долларов, чтобы поднять со дна Тихого океана затонувшую советскую подлодку. Были у американцев и другие интересные проекты. В 1960-х годах Управление военно-морских исследований ВМС США (УВМИ) работало над созданием системы акустического наблюдения за советскими подводными лодками. Исследователи предполагали, что подобная система существовала и у противной стороны — например, на дрейфующих научно-исследовательских станциях в Северном Ледовитом океане. Неудивительно, что УВМИ заинтересовалось одной из таких станций «Северный Полюс-9», которую советские полярники спешно покинули весной 1961 года из-за разрушения льдины. Американцы решили высадить на станцию двух человек, которым предстояло собрать как можно больше информации о деятельности советских исследователей.
Операция, получившая кодовое название Coldfeet («трусость» или «робость»), едва не сорвалась. Из-за длительных согласований был упущен удобный момент, и льдина скрылась на просторах океана. В марте 1962 года удалось обнаружить другую заброшенную советскую дрейфующую станцию — «Северный Полюс-8». Однако к этому времени УВМИ исчерпало свой бюджет, и только помощь конструктора Роберта Фултона, который привлёк к операции ЦРУ, спасла проект. Он же был автором системы Skyhook («небесный крюк»), при помощи которой планировалось поднять двух агентов — на разрушающуюся льдину самолёт сесть не мог.
Операция началась 28 мая 1962 года. Бомбардировщик B-17 сбросил на льдину майора Джеймса Смита и лейтенанта Леонарда ЛеШэка. На сбор информации отводилось 72 часа, но оборудованный системой Skyhook самолёт прилетел за агентами только 2 июня. В первый заход на борт был поднят ящик с обнаруженными документами и оборудованием, которые подтверждали, что СССР действительно вёл работы в области обнаружения американских субмарин подо льдами и создания методов противолодочной войны в арктическом регионе. Вторым рейсом наверх отправился Леонард ЛеШэк. Лейтенанту пришлось несладко: из-за сильного ветра его почти 100 м протащило по льду, а потом пилоты не сразу смогли принять его на борт, и ЛеШэк несколько минут висел в воздухе на холодном ветру. Эвакуация Джеймса Смита прошла без приключений.
Комментарии к данной статье отключены.