Спущенный на воду в 1909 году крейсер «Баия», названный в честь одноимённого бразильского штата, на момент ввода в эксплуатацию вместе со своим систершипом «Риу-Гранди-ду-Сул» был одним из самых быстроходных кораблей в мире и первым в бразильском флоте, оснащённым паровыми турбинами. Первой заметной вехой в биографии крейсера стало Восстание плетей, охватившее военно-морские силы Бразилии в ноябре 1910 года из-за применения телесных наказаний. Мятеж вспыхнул и на крейсере, один офицер погиб.
В годы Первой мировой войны «Баия» защищал бразильский нейтралитет, крейсируя вдоль побережья в поисках германских рейдеров. После вступления Бразилии в войну «Баия» в составе небольшого соединения отправился к Западной Африке, где в течение нескольких месяцев патрулировал воды Атлантики, обеспечивая безопасность проходящих конвоев и разыскивая немецкие подводные мины. Несмотря на вспыхнувшую на бразильских кораблях эпидемию испанского гриппа, соединение отправилось к Гибралтару, намереваясь участвовать в операциях в Средиземном море. Однако буквально через пару дней было подписано Компьенское перемирие, положившее конец войне, и крейсер вернулся домой.
В межвоенные годы «Баия» прошёл модернизацию и выступал на стороне правительства во время революций 1930 и 1932 годов. Через десять лет Бразилия вступила во Вторую мировую, и крейсер вновь отправился сопровождать конвои в Атлантике. Когда боевые действия в Европе завершились, «Баия» оставался в Атлантическом океане, вблизи маршрутов, по которым транспортные самолёты перевозили воинские контингенты, и выполнял функции спасательного корабля.
4 июля 1945 года крейсер находился у архипелага Сан-Паулу. Во время учебных стрельб экипаж допустил ошибку, и одно из зенитных орудий выстрелило прямо в сложенные на корме глубинные бомбы. Прогремел взрыв. Крейсеру понадобилось всего три минуты, чтобы затонуть. В результате трагического инцидента погибло, по разным данным, от 347 до 395 человек. Уцелевшие члены экипажа несколько дней выживали на плотах под палящим солнцем без пищи и воды. Позже выдвигались версии, что корабль подорвался на мине или стал жертвой немецкой субмарины, однако официальное расследование показало, что всему виной стала ошибка артиллерийского расчёта.
Комментарии к данной статье отключены.