Третий боевой поход оказался для знаменитой подлодки U 96 и её командира капитан-лейтенанта Генриха Леман-Вилленброка судьбоносным. Во-первых, он стал самым результативным за всю боевую карьеру субмарины. Во-вторых, по итогам похода её командир получил желанную награду — Рыцарский крест. После двух предыдущих походов командующий подводными силами Карл Дёниц засчитал ему семь потопленных судов почти на 70 000 брт. Реальный тоннаж практически не расходился с заявленным — 66 091 брт. Теперь Леман-Вилленброку нужно было достичь заветной цифры в 100 000, чтобы получить желаемую награду. Именно это и произошло зимой 1941 года в Атлантике, когда командир подлодки вписал своё имя в плеяду подводных асов Третьего рейха.
Неделя на отдых
Вернувшись в Лориан 22 января 1941 года, экипаж U 96 мог смог отдохнуть всего неделю. После торжественной встречи в гавани лодка отправилась на верфь для ремонта и окраски. Тем временем командир наградил отличившихся подчинённых. Сначала практически весь экипаж получил Знак подводника, вручавшийся за два совершённых похода. Затем Леман-Вилленброк отметил десятерых моряков Железным крестом: двое награждались этим орденом I класса, а восемь — II класса. Это была небольшая компенсация за отсутствие положенного отпуска.
По окончании ремонта команда U 96 начала готовить лодку к походу. 30 января завершилась погрузка топлива, провианта и торпед. В 20:00 субмарина покинула Лориан. Согласно приказу штаба подводных сил, на этот раз Леман-Вилленброку предстояло действовать на судоходных маршрутах к западу от Северного канала. Столь поспешный выход лодки в море объяснялся нехваткой субмарин на позициях в Атлантике.
Утром 2 февраля, когда U 96 находилась юго-западнее Ирландии, её радист принял радиограмму от командующего подводными силами, в которой Карл Дёниц поздравлял обермашиниста Йоханнсена с рождением дочери. Отметим, что именно этот фельдфебель послужил прототипом Йохана — героя романа Лотара-Гюнтера Буххайма. Скромно отпраздновав это радостное событие, экипаж продолжил выполнение боевой задачи. Утром 3 февраля Леман-Вилленброк доложил в штаб, что находится западнее Ирландии. В ответ Дёниц приказал лодке отойти дальше на запад, где ей предстояло действовать в районе четырёх прилегавших к друг другу квадратов.
Сообщение от U 107, доложившей об обнаруженном западнее банки Роколл конвое, изменило ситуацию. Дёниц приказал U 96 присоединиться к его преследованию. Леман-Вилленброк рассчитал, что сможет установить с ним контакт после полуночи 5 февраля, если лодка будет идти 12-узловым ходом. Но в два часа ночи 4 февраля радист U 96 принял сообщение, что конвой рассредоточился. Дёниц приказал всем находившимся поблизости лодкам продолжать поиск судов. Тем же субмаринам, что были далеко, надлежало вернуться на изначальные позиции. Узнав об этом, Леман прекратил преследование и лёг на курс к прежней зоне патрулирования.
Несколько дней U 96 безуспешно искала цели в выделенном ей районе — ни конвоев, ни одиночных судов она так и не встретила. Леман-Вилленброк периодически докладывал в штаб обстановку и слал сводки погоды. Лишь вечером 9 февраля поступил приказ Дёница о смене позиции: лодка должна была следовать в район западнее Шетландских островов. Леману пришлось гнать свой корабль на полной скорости двое суток. Он прибыл на позицию перед полночью 12 февраля.
Расправа с танкерами
Свою первую жертву в этом походе U 96 обнаружила после полудня 13 февраля. Леман-Вилленброк обогнал её и погрузился для атаки. Наблюдая за судном в перископ, он отметил, что это был вооружённый танкер, шедший зигзагом на невысокой скорости. В 15:08 лодка выпустила торпеду, поразившую судно в середине корпуса, под мостиком. Оно загорелось и окуталось дымом. Всплыв, немцы увидели, что танкер разломился на две части. К этому времени команда уже успела покинуть гибнущее судно, спустив четыре шлюпки и спасательный плот. Чтобы окончательно добить цель, лодка начала обстреливать кормовую и носовую части танкера из палубного орудия и пулемёта. К 17:31 все было кончено: сначала корма, а затем и нос ушли под воду.
Немцы опознали уничтоженный танкер как британский «Клио». Это судно входило в состав конвоя НХ-106, но отстало от его ордера. Так Леман-Вилленброк добавил к своим прежним успехам ещё 7987 брт.
Расправившись с «Клио», командир субмарины переключил внимание на другую цель, чей дым он заметил сразу после потопления танкера. U 96 стала сближаться с его источником. Это оказался британский танкер «Артур Ф. Корвин» на 10 516 брт — крупное судно, также входившее в состав НХ-106, но несколькими часами ранее торпедированное U 103 и получившее повреждения. Оно горело и радировало своё название и координаты, прося помощи.
Хотя танкер был вооружён, Леман-Вилленброк решил добивать «подранка» из надводного положения, укрывшись пеленой дыма. В промежуток с 19:50 до 20:16 он выпустил две торпеды, причинившие танкеру тяжёлые повреждения. Посчитав, что с «британцем» покончено, командир U 96 приказал погрузиться, чтобы прослушать горизонт. Акустик доложил о шумах, похожих на винты эсминца. Леман-Вилленброк всплыл и обнаружил неподалёку от танкера вражеский корабль. Однако попытка атаковать его потерпела неудачу: эсминец обнаружил лодку и загнал её под воду, сбросив вслед несколько глубинных бомб.
U 96 пережила атаку почти безболезненно. Когда корабль сбросил бомбы, лодка уже успела уйти на приличную глубину и уклонилась от них. Правда, взрывы временно вывели из строя гидрофоны шумопеленгаторной станции. Но к счастью для немцев, англичане не вели активный поиск лодки. Выждав некоторое время, субмарина всплыла на поверхность, отошла подальше от опасного места и продолжила поиск целей.
Охота продолжается
Ночью 15 февраля U 96 находилась южнее Исландии, в квадрате АЕ 9718. Видимость была хорошей, а море — спокойным. Вскоре сигнальщики верхней вахты заметили несший огни рыболовный траулер. Немцы приняли его за сторожевик и от атаки отказались. Утром на лодку поступила радиограмма штаба о перехвате сообщения с английского самолёта о конвое в квадрате АЕ 88. Так как до него было не менее 130 миль (241 км), а координаты конвоя были неточны, Леман-Вилленброк счёл его преследование бессмысленным.
Тем временем погода изменилась: начался дождь, к нему добавился град, на море поднялось сильное волнение. В 15:25 на лодку буквально выскочил большой пароход, размер которого немцы оценили в 14 000 брт. Однако погода помешала его атаковать: использовать торпеды было невозможно. Раздосадованный Леман-Вилленброк прекратил преследование. Как только судно скрылось в дожде, лодка погрузилась, чтобы переждать непогоду. Пароход был единственной целью, которую U 96 обнаружила 15–16 февраля. Правда, в её поле зрения периодически появлялись сторожевые корабли, но Леман не считал их достойными атаки объектами.
Вечером 16 февраля поступил приказ Дёница о смене позиции. В последние сутки U 96 двигалась в западном направлении, поэтому до границы назначенного квадрата АЕ 79 ей оставалось пройти всего 30 миль (55,5 км). Но погода не способствовала движению в надводном положении, и на позицию лодка явилась лишь к 09:00 17 февраля. Весь световой день и вечер она патрулировала район в поисках целей. Тщетно — горизонт был пуст. Удача блеснула — в буквальном смысле — лишь после полуночи 18 февраля, когда верхняя вахта заметила в ночи красное свечение дымохода на неизвестном судне. Оно шло в направлении лодки. U 96 стала двигаться навстречу. Расстояние между охотником и жертвой сокращалось. В 02:27 U 96 с 300 м выпустила торпеду, которая, по мнению немцев, поразила цель, но не взорвалась.
После «торпедирования» пароход остановился. Расстояние позволяло ему пойти на таран, поэтому лодка сразу нырнула. Однако акустик не слышал вращения судового винта — пароход дрейфовал. Командир U 96 ломал голову, не понимая причин остановки. В конце концов он решил не мудрствовать лукаво и в 03:25 снова атаковал судно, уже всплыв на поверхность. На этот раз выстрел был произведён с более дальнего расстояния. Торпеда взорвалась. Это вызвало детонацию котлов, и спустя 12 минут пароход затонул. Перед гибелью судно дало сигнал бедствия. Так немцы узнали, что потопили английский пароход «Блэк Оспрей» на 5589 брт. Он входил в состав конвоя HX-107, но отстал от ордера.
Леман-Вилленброк сильно удивился бы, узнав, что его первая торпеда не попала в цель, а англичане даже не подозревали о том, что подверглись атаке. Командира U 96 подвёл оптический обман. Изначально он оценил скорость хода цели в 8 узлов. Однако на момент торпедного выстрела судно из-за плохой видимости уже остановилось и дрейфовало. Первая торпеда U 96 ушла «в молоко». Эти подробности стали известны от одиннадцати выживших моряков «Блэк Оспрей». Команда покинула тонущее судно на четырёх шлюпках, но только одну из них 20 февраля 1941 года обнаружил норвежский пароход.
«Серые волки» против конвоев
Пока U 96 искала цели в океане, штаб подводных сил пытался организовать координированное нападение лодок на конвои. Во второй половине дня 19 февраля немецкая воздушная разведка заметила между Фарерскими островами и Шотландией большой конвой, уходивший на запад. Дёниц приказал пяти подлодкам, включая U 96, сформировать завесу на его пути к полудню следующего дня. Леман достиг нужной позиции, но противника не обнаружил.
Тем временем Дёниц продолжал координировать действия «волчьей стаи», сдвигая завесу лодок на запад. Но из-за неточных сообщений пилотов было неясно, сколько конвоев находится в том районе и каковы их точные координаты. Ситуацию несколько выправляли радиоперехваты английских сообщений. Утром 21 февраля U 96 достигла нужного квадрата. Во время патрулирования она встретила лишь «соседку» — U 69 Йоста Метцлера. Лодки обменялись сигналами и разошлись. Поиски продолжались до вечера, когда штаб отменил операцию. Объясняя неудачу, Дёниц в журнале боевых действий отметил пять причин, в том числе непогоду и неточные доклады пилотов люфтваффе.
Обнаруженный «Кондорами» конвой был ОВ-287. Хотя он и смог ускользнуть от «волчьей стаи», но понёс потери от бомб люфтваффе. 21 февраля ОВ-287 был распущен. Однако на этом злоключения для его судов не закончились. «Кондор» атаковал и повредил танкер «Скоттиш Стандарт». 22 февраля в 12:32 его обнаружила U 96. Глазам немцев предстала печальная картина последствий воздушной атаки:
«Первая бомба попала в корму, дымовая труба согнута. Вторая бомба попала в нос, потому что танкер очень глубоко сидит носом в воде».
Леман оценил плавающую развалину в 10 000 брт и решил нанести ей удар милосердия, как вдруг акустик лодки доложил о шумах эсминца. Это был британский «Монтгомери», пришедший снять команду танкера. U 96 ушла на глубину 70 м и затаилась. Через сорок минут акустик перестал фиксировать присутствие корабля. Лодка подвсплыла под перископ: «Монтгомери» исчез. Тогда Леман-Вилленброк объявил торпедную атаку, выпустив в 15:49 по танкеру один «угорь». Спустя три минуты последовал второй торпедный выстрел. Наблюдать результат атаки помешал вновь появившийся эсминец. «Монтгомери» открыл на лодку охоту и сбросил 37 глубинных бомб. U 96 удалось от них уклониться. Когда эсминец ушёл, субмарина всплыла на поверхность. Танкера больше не было видно — он затонул.
Распущенный конвой
Конвой ОВ-288 покинул Ливерпуль 18 февраля 1941 года. Его ордер насчитывал 46 судов под охраной шести противолодочных кораблей. Эскорт должен был вывести конвой подальше в океан, а к югу от Исландии судам предстояло разойтись и двигаться дальше поодиночке. Вышедший в море конвой обнаружили «Кондоры» и бомбами повредили несколько судов. Получив от люфтваффе информацию, Дёниц стянул на поиск ОВ-288 свои немногочисленные лодки. На этот раз благодаря стараниям U 96 «волчью стаю» ждал успех.
Леман-Вилленброк установил контакт с ОВ-288 утром 23 февраля, за 12 часов до прихода его ордера в точку роспуска. U 96 вцепилась в конвой мертвой хваткой, преследуя и периодически радируя его координаты. На беду англичан, видимость была хорошей, а море спокойным. На зов Лемана подошло несколько лодок. Немцы ждали темноты, чтобы напасть. Они ещё не знали, что противник скоро упростит им задачу, в девять часов вечера распустив ОВ-288.
По правилам, лодка-преследователь, наводившая своих коллег на конвой, не могла его атаковать без разрешения штаба. U 96 получила его к вечеру 23 февраля: Дёниц позволил Леману напасть с наступлением темноты. U 96 совершила первую атаку в 22:56. Неудачно. Торпеда прошла мимо цели. К этому моменту Леман-Вилленброк понял, что ордер конвоя уже распался и суда расползались в разные стороны. А раз так, следовало спешить, чтобы поразить как можно больше целей. В 23:27 U 96 выпустила две торпеды по английскому пароходу «Англо-Перувиен» (5457 брт). Оба «угря» поразили цель, взрывами разломив судно пополам. Любопытно, что Леман-Вилленброк принял его за вспомогательный крейсер на 9000 брт.
Следующую атаку лодка произвела в 01:16 24 февраля, торпедировав пароход «Линария» (3385 брт). Прежде чем судно затонуло, его артиллеристы успели обстрелять U 96 из орудия, загнав субмарину под воду. К этому моменту на ней оставалась всего одна торпеда. Леман-Вилленброк не торопился и ждал шанса сделать меткий выстрел. Нужный момент наступил в 02:20, когда командир торпедировал пароход «Сирикишна» (5458 брт). Поражённое судно остановилось и спустило шлюпки на воду. U 96 оставалась поблизости, ожидая, когда оно затонет. Эфир был забит сообщениями гибнущих судов. Командир U 96 понял, что остальные лодки тоже хорошо работают. Он отправил в штаб радиограмму, сообщая, что конвой распался, а его суда отходят на северо-запад.
Перед рассветом торпедисты U 96 перегрузили торпеду из палубного контейнера внутрь лодки. Поражённый пароход всё ещё держался на плаву, и Леман решил добить «подранка», которого уже успел оценить в 8000 брт. В 08:36 торпеда U 96 разломила пароход пополам и отправила его на дно. «Сирикишна» был судном коммодора ОВ-288. К сожалению, контр-адмирал Ричард Плауден, его штаб и экипаж судна, включая артиллеристов, сгинули в море. Шлюпки с ними не было.
Семь вымпелов на перископе
Карл Дёниц остался доволен операцией против ОВ-288. По докладам командиров пяти лодок, на дно отправилось десять судов на 76 900 брт. В реальности же успехи «волчьей стаи» были скромнее: девять судов на 38 604 брт. Успех был завышен из-за того, что во время ночной атаки командиры лодок оценивали свои жертвы «на глазок», нередко увеличивая их тоннаж вдвое. К примеру, Леман-Вилленброк, заявляя потопление трёх судов конвоя, увеличил их тоннаж фактически в полтора раза: с 14 300 брт до 21 500 брт. Несмотря на эти нюансы, ОВ-288 действительно понёс ощутимые потери — подлодки уничтожили четверть его изначального состава.
Утром 24 февраля U 96 отправила в штаб радиограмму с перечислением своих успехов и уведомлением о возвращении на базу. По расчётам Леман-Вилленброка, в этом походе он потопил семь судов общим тоннажем 55 600 брт. В реальности потопленный тоннаж составлял 45 391 брт. Впрочем, это никак не влияло на суммирование успехов за три похода, за время которых U 96 отправила на дно свыше 100 000 брт. Этот результат открывал её командиру путь к заветной награде. 26 февраля 1941 года он стал кавалером Рыцарского креста. Как гласят записи журнала боевых действий U 96, поздравительная радиограмма от гросс-адмирала Редера поступила вечером следующего дня.
Субмарина прибыла в Лориан вечером 28 февраля с семью вымпелами на перископе. На пирсе лодку встречали командир 7-й подводной флотилии Гербер Золер и командир 205-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Эрнст Рихтер. Дёниц ещё не прибыл в Сен-Назер, и церемонию награждения пришлось отложить до 1 марта. Приехавший командующий повесил на шею командира U 96 орден, принял его доклад о походе и ознакомился с журналом боевых действий. Третий поход лодки Дёниц оценил на «отлично».
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. — Random House, 1996.
- Braeuer, L. U-Boote: Heinrich Lehmann-Willenbrock et le U-96, la vraie histoire du «Bateau» / L. Braeuer. — Paris: Zephyr BD, 2015.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — London: HMSO, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.