Впервые идея переселения всех евреев Европы на далёкий остров Мадагаскар появилась в 1878 году в публикации немецкого профессора Пауля де Лагарда. Позже фокус внимания мировых политиков, решавших судьбу евреев, переключился на подмандатную Великобритании Палестину, однако французский протекторат Мадагаскар по-прежнему занимал умы некоторых радикально настроенных деятелей, например польских националистов, незадолго до Второй мировой войны выступавших с лозунгом «Евреев на Мадагаскар!». Летом 1940 года, после успешного завершения Французской кампании, в сторону острова пристально посмотрела и Германия.
3 июля руководитель еврейского департамента министерства иностранных дел Франц Радемахер подготовил меморандум «Еврейский вопрос в мирном договоре», в котором предлагал заставить поверженную Францию согласиться на эмиграцию евреев на Мадагаскар, включив это условие в текст капитуляции. Все расходы по транспортировке и обустройству на новом месте ложились на плечи самих евреев. Доработкой плана занимался начальник так называемого еврейского отдела Главного управления имперской безопасности Адольф Эйхман, который позже прославился тем, что взялся за «окончательное решение еврейского вопроса». Чиновник подсчитал, что в рамках четырёхлетнего плана получится переселить на Мадагаскар 4 000 000 евреев — по одному миллиону в год. Новую колонию планировалось передать в ведение СС.
Этому проекту не было суждено воплотиться в жизнь. Германия не смогла одолеть Королевские военно-воздушные силы в ходе битвы за Британию и завладеть британским торговым флотом, который планировалось использовать для перевозки евреев. Свои корабли командование кригсмарине для этой цели не могло выделить, и план постепенно терял свою актуальность. Наконец, успешно проведённая союзниками в 1942 году операция «Броненосец» окончательно поставила крест на немецкой затее.
Комментарии к данной статье отключены.