Танки семейства «Шерман» не могли похвастаться малым весом. По сравнению со своим предшественником M2 новый танк потяжелел более чем в полтора раза, но конструкция ходовой части оставалась практически неизменной. Это привело к существенным проблемам с её надёжностью, а также проходимостью. Одной из попыток решить эти проблемы стала подвеска с горизонтальными спиральными рессорами, известная по аббревиатуре HVSS.
Гонка за удельным давлением
Для того чтобы понять причину проблемы, достаточно взглянуть на массу американских средних танков. Medium Tank M2, первый средний танк с подвеской VVSS (вертикально расположенные спиральные рессоры) весил неполных 19 тонн. Его наследник, Medium Tank M3, весил от 28 тонн (в варианте М3 с корпусом собранным на заклёпках и двигателем «Райт») до 30 (М3А4 со сварным корпусом и двигателем «Крайслер»). Дальше масса только росла: Medium Tank M4 в первоначальном исполнении весил 29 тонн, М4А2 — почти 30, М4А4 — уже более 30 тонн. И это был «сухой» вес, в бою с боеприпасами и экипажем даже в базовой комплектации «Шерман» достигал веса в 32 тонны, а варианты с 76-мм или 105-мм орудием весили более 33 тонн. Нетрудно догадаться, почему всю свою жизнь «Шермана» и «Ли» преследовали проблемы с быстрым выходом из строя пружин подвески, траков, и опорных катков.
Американские конструкторы отлично понимали, что рост массы рано или поздно превысит возможности существующей конструкции ходовой части. Разработка новой подвески началась ещё в начале 1942 года на танках М3. Спиральные рессоры установили горизонтально, что позволяло более рационально распределять нагрузку по тележке, а также установить амортизатор. В апреле 1943 года подвеска перекочевала на танки серии М4. На испытания в Форт-Ноксе поставили по одному танку М4А3 и М4А4 с амортизаторами на передних и задних тележках. Ширина гусеницы осталась прежней: 16 9/16 дюймов (418 мм). Испытания продолжались до августа. Новая подвеска действительно вела себя лучше при езде по пересечённой местности, но только на твёрдом грунте. Проблемы с проходимостью по грязи никуда не делись. Бронетанковый совет рекомендовал разработку нового трака шириной в 24 дюйма (610 мм).
Работа над расширенными траками началась задолго до этого, ещё в конце 1942 года. На танк, получивший название М4Е2, установили гусеницу шириной в 24 дюйма. Подвеску при этом не меняли. Тележки лишь отодвинули от корпуса на 3,5 дюйма (89 мм) для того, чтобы катки находились посередине гусеничных траков. Траки разрабатывались на основе Т54Е1 с расширительными насадками. К концу 1943 года интерес в этих траках угас, но наработки ещё пригодились.
Весной 1943 года компания «Аллис-Чалмерс», занимавшаяся тракторами, решила попробовать установить на «Шерман» подвеску от своего трактора. Новая ходовая часть, взятая от тяжёлого трактора Т22, имела 22-дюймовый (559-мм) трак и подвеску с горизонтальными спиральными рессорами. Это был шаг в правильном направлении, но, увы, испытания на Абердинском полигоне в первой половине 1944 года показали, что рессоры не достаточно сильны для того, чтобы удовлетворительно работать в танковой подвеске.
9 сентября 1943 года была представлена на подтверждение новая конструкция ходовой части. Теперь катки были сдвоенными, а гусеница новой конструкции имела траки шириной в 23 дюйма (584 мм). Масса машины возрастала на 1,3 тонны, но давление на грунт падало до приемлемого 0,77 кг/см². Новые траки разрабатывались на основе уже опробованных «Крайслером» Т65.
18 ноября 1943 года Комитет вооружений одобрил подвеску. Танки «Шерман» с подвеской этого типа получили суффикс Е8, танки Т23 — Е4. Траки получили название Т66. Рекомендовалось выпустить 15 танков М4Е8 для широкомасштабных испытаний.
Широкие траки на полигоне
Армия с нетерпением ожидала танки с новой подвеской. Уже в начале марта Комитет вооружений рекомендовал собрать 500 танков М4А3 с подвеской HVSS, а под конец марта — собирать все новые «Шерманы» в таком виде. В марте 1944 года «Крайслер» обещал давать 500 танков с новой подвеской ежемесячно, начиная с июля — сначала только М4А3(76), потом все машины на шасси «Шермана».
Предварительные испытания начались в феврале 1944 года. Танк М4А4 с новой подвеской и 23-дюймовыми траками показал себя хорошо. Срок службы пружин подвески колебался от 1000 до 1500 миль (1600-2414 км), гусеницы — до 3000 миль (4828 км). Критике подверглись амортизаторы: они не были ничем защищены и могли легко быть выведены из строя огнём противника или при ударе о предметы.
Танковый завод в Детройте собрал 10 танков с новой подвеской для испытаний только к маю. В июне испытания всё ещё проводили. Предстояло не только оценить новую подвеску, но и подобрать тип искусственной резины для бандажей опорных катков, так как натуральная была в дефиците. Всего пять танков к 10 июня суммарно прошли 4160 миль, сменив 86 бандажей и 2 двигателя. Бандажи производства «Файрстоун» и «Гудьир» показали себя хорошо, но только в сухую погоду. Испытатели отметили, что вероятно новая ходовая часть всё равно будет использовать только натуральную резину. У новых тележек были и другие проблемы. Степень износа бандажей спаренных катков была неравномерной. Также при скорости в 10-14 миль в час (16-22,5 км) подвеска сильно вибрировала. Полевой ремонт гусеницы оказался сложным, так как усилия, требуемые для извлечения пальца трака, существенно выросли.
Испытания бандажей из натуральной резины показали, что срок службы бандажей опорных катков существенно вырос. Если на обычном М4 со стальными траками в среднем катки выходили из строя после 814 миль (1310 км), то на М4А3Е8 ресурс вырос до 1700-1750 миль (2700-2800 км).
Бандажи из синтетической резины такой надёжностью похвастаться не могли. К 9 сентября танки прошли 14 076 миль (22 653 км), потеряв суммарно 120 бандажей. Причину вибрации, наконец, нашли: виноваты были траки Т66. Также на Абердинском полигоне танк с новой ходовой частью испытали в грязи. Испытания показали, что машина может тянуть на 15% большую массу, чем обычный «Шерман». Также гусеницу было очень сложно сбросить. Водителю пришлось умышленно вести машину плохо на самом сложном участке трассы, что показало превосходство новой ходовой части над старой. За 248 миль (400 км) пробега Абердинский танк сменил 4 катка с бандажами из синтетической резины правительственной разработки, а также 6 катков и два ленивца с бандажами от «Гудьир». Резина «Гудьир» к тому времени прошла примерно 700 миль (1126 км).
На пятой передаче танк разгонялся с 5 до 27,5 мили (8-44 км) в час за 48 секунд и полностью останавливался за 32 секунды. По бетонированному 6-градусному склону танк поднимался на 4-й передаче со скоростью в 11 миль (17,7 км) в час, по 8-градусному — на 3-й со скоростью в 9 миль (14,5 км) в час, по склону в 31 градус танк еле полз на первой передаче со скоростью в 2 мили (3 км) в час, двигатель работал на полных оборотах. Ход подвески и амортизаторов достиг своего предела, но танк справился с препятствием. Тормоза держали танк на склоне даже с отключённым сцеплением. М4А3Е8 также мог вскарабкаться на препятствие высотой до 91 см — правда, при высоте более 61 см срывались грязевики. Танк успешно прошёл надо рвом шириной 99 дюймов (250 см), но при этом также повреждались грязевики и решётка, защищающая выхлопную трубу.
Для решения проблем с траками Т66 было решено выпускать траки Т80 из синтетической резины. Конструкция Т80 была основана на наработках трака высокой проходимости Т74. Помимо улучшенной проходимости, новые траки должны были избавиться от вибрации и уменьшить износ опорных катков. На Абердинском полигоне танк с траками Т80 показал лучшую проходимость в грязи, чем танк с траками Т66. Гарантийные испытания показали, что на танке М4(105) HVSS траки начинают разрушаться после пробега в 3410 миль (5500 км) по сухому грунту. Была у медали и обратная сторона: набор гусениц добавлял лишних 635 кг веса.
Вообще, ходовая часть с подвеской HVSS была отнюдь не лёгкой: на каждую тележку приходилось по 1502 фунта, на поддерживающий каток: от 83 до 142, 284 на ведущее колесо, 654 на ленивец, и по 4473 на гусеницу — всего порядка 21 000 фунтов или 9,5 тонн. Конечно, это был не самый тяжёлый вариант: торсионная подвеска и ходовая часть танка М26 весили порядка 24 000 фунтов или 10,8 тонн. Был и ещё один недостаток: подвеска быстро забивалась грязью, что добавляло ещё 2000 фунтов (900 кг) мёртвого весу.
Ведущие колёса пришлось перевернуть после 1551 миль и заменить полностью после 3054 миль езды. Это было дольше, чем у аналогичной детали на обычном «Шермане». Испытатели не знали, почему это происходит, но и особо не жаловались. Зато амортизаторы выходили из строя куда быстрее: первый сломался после пробега в 106 миль (170 км).
Битва за синтетическую резину продолжалась до конца войны в Европе. К 18 мая средняя продолжительность службы бандажа опорного катка дошла до 1592 мили (2652 км). Срок службы пружин подвески вырос до 3093 миль (4977 км). На испытания израсходовали два набора траков Т66, первый заменили после 3250 миль (5230 км) пробега. Испытания годились лишь для удовлетворения любопытства испытателей, ведь к тому времени траки Т66 уже сняли с производства.
Срок службы амортизатора подвески был куда ниже, стандартные амортизаторы выходили из строя после 1412 миль (2272 км), улучшенные — после 1712 (2755 км). Испытатели пришли к выводу, что срок службы бандажей достаточен. По расчётам испытателей, в среднем за 1000-мильный пробег потребовалось бы заменить 16 катков на одном танке, что было приемлемо. Хуже всего приходилось каткам на внешней стороне ходовой части, особенно №5 и №6 с левой стороны и №5 с правой.
Широкие «Шерманы» в бою
Завод «Крайслер» полностью перешёл на производство танков с подвеской HVSS в сентябре 1944 года, остальные заводы к 1 января 1945 года. Всего к концу производства «Шерманов» весной-летом 1945 года было собрано примерно 526 танков М4(105), 1255 M4A1(76)W, 1321 M4A2(76)W, 583 M4A3(75)W, 2617 танков M4A3(76)W, и 2539 танков М4А3(105). Отдельно от танков с подвеской VVSS на заводах счёт не вели, и точное количество танков с конкретной подвеской установить невозможно. Новую подвеску также ставили в процессе послевоенной модернизации.
Обычно доставка новых танков на фронт занимала порядка 4-5 месяцев. Так и произошло с M4A3(76)W HVSS. Первые танки этого типа появились на западноевропейском ТВД только под Рождество 1944 года: 3-я армия получила 21 такую машину. Вместо официального названия «M4A3(76)W HVSS» прижилось название опытных танков: M4A3E8. Также к танкам привязалось прозвище «Easy Eight» (до 1947 года буква Е в американском фонетическом алфавите обозначалась словом Easy вместо сегодняшнего Echo), но, вероятнее всего, это уже случилось после войны.
Дебют танков выпал на самое сложное время для американцев в Европе: Битву за Выступ. Танки выдали потрёпанной 4-й бронетанковой дивизии. Для многих танкистов это был не просто первый танк с широкой гусеницей, который им довелось водить, но и первый с 76-мм пушкой. Среди противотанкистов проводились ликбезы, так как стрелять по любому танку с длинным стволом и дульным тормозом больше было нельзя. Также дивизия рекламировала новое орудие. Панацеей против немецких танков 76-мм пушка не была, но иметь оружие, способное пробивать «Тигров» в лоб, всё-таки хотелось.
Танкисты также с радостью встретили новую подвеску. Повышенная надёжность сошла на нет, так как экипажи немедленно приступили к любимому занятию: усилению бронирования с помощью мешков с песком, запасных траков, листов брони, вырезанных из подбитых танков, и т.д. Польза от импровизированной защиты была малой, а вот броневые экраны вполне держали попадание от 75-мм и 88-мм снарядов, хотя и отваливались после 1-2 ударов.
Как и танковые заводы, части редко выделяли танки с широкими гусеницами из общей массы машин. Новинок вроде утолщённой брони и более мощной пушки, которые требовали экипажи, у M4A3E8 не было, а улучшенная проходимость и надёжность не были столько важными для рядовых танкистов. К концу войны в Европе собралось порядка 1000 танков с подвеской HVSS, примерно одна пятая часть от всех «Шерманов».
До конца войны некоторое количество танков M4A3(76)W попало в Италию, но нет документов подтверждающих их использование в бою. Танки планировали послать на Тихоокеанский фронт, но война закончилась, и машины с подвеской HVSS успели только для службы в оккупационных войсках.
Командование оценило новую подвеску высоко. После окончания войны танки M4A3(76)W остались на вооружении армии США. Служили они и в Корейской войне, но это уже тема для отдельной статьи.
Подвеску HVSS можно считать довольно успешной. Новые тележки и гусеницы отлично справились с проблемой неудовлетворительной надёжности и проходимости, даже ценой лишнего веса. Как и многие инновации американской бронетанковой промышленности, она была готова довольно поздно, и применить танки с новой подвеской получилось только под конец войны. Однако, в отличие от многих эрзацев военного времени, идея оказалось достаточной, чтобы продлить срок службы «Шерманов» в армии США до Корейской войны, а в других армиях — ещё дольше.
Источники и литература:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947), RG 24 C 2
- Pat Ware. M4 Sherman Tank Owners' Workshop Manual: 1941 Onwards (All Variants) — Zenith Press, 2012
- Richard P. Hunnicutt. Sherman: A History of the American Medium Tank — Echo Point Books & Media, 2015
- http://www.theshermantank.com
- http://the.shadock.free.fr
Комментарии к данной статье отключены.