Когда речь заходит о крейсере Sydney, на ум сразу же приходит второй корабль с таким названием, трагически погибший в бою с рейдером Kormoran в 1941 году. При этом совершенно незаслуженно остаётся в тени гораздо более удачливый Sydney (I), ставший звездой австралийского флота в годы Первой мировой войны. В этой статье мы расскажем о корабле, одержавшем эффектную победу над легендарным германским рейдером Emden.
Величайшее событие со времён капитана Кука
С 1850-х годов отдельные британские колонии, находившиеся на Австралийском континенте, стали покупать у метрополии корабли для защиты побережья. Возможности покупателей очень различались: если разбогатевшая на золотодобыче Виктория могла позволить себе мощный монитор Cerberus с 254-мм пушками (1871), то Тасмания ограничилась одной 12-тонной миноноской (1884). После образования в 1901 году доминиона Австралийский Союз в составе Британской империи морские силы новой страны оказались «коллекцией» разнородных колониальных флотилий. Большинство кораблей при этом устарели или имели невысокую боевую ценность.
К 1909 году был разработан проект полного обновления Морских сил Союза (с 1911 года — Королевские австралийские ВМС). Планировалось построить небольшой, но сбалансированный океанский флот, способный оказывать эффективную помощь метрополии. Ядром флота должен был стать линейный крейсер типа Indefatigable, дополненный «лёгкими броненосными крейсерами» новейшего на тот момент типа Town. Два таких корабля (Sydney и Melbourne) заказывались в Великобритании и вступили в строй до начала Первой мировой войны. Ещё два крейсера (Brisbane и Adelaide) позднее строились в самой Австралии и вступили в строй в 1916 и 1922 годах соответственно.
Лёгкий крейсер Sydney, названный в честь столицы штата Новый Южный Уэльс, относился к подтипу Chatham — третьей серии кораблей типа Town. Корабль был заложен 11 февраля 1911 года на верфи London and Glasgow Engineering Co в Глазго, спущен на воду 29 августа 1912 года и введён в строй 26 июня 1913 года. Sydney имел стандартное водоизмещение 5400 т и развивал скорость до 26 узлов. Главным калибром являлись восемь 152-мм орудий, дополненные одной 76-мм зенитной пушкой и двумя 530-мм однотрубными торпедными аппаратами. Бронепояс достигал толщины 51 мм, бронепалуба — 38 мм. Команда мирного времени насчитывала 376 человек, военного времени — до 475 человек. Первым и самым известным командиром крейсера стал британский кэптен Джон Глоссоп.
25 июля 1913 года Sydney покинул британский Портсмут, а 4 октября того же года в Сидней торжественно вошла эскадра новейших австралийских кораблей: флагманский линейный крейсер Australia, систершипы Sydney и Melbourne, бронепалубный крейсер Encounter, эсминцы Parramatta, Warrego и Yarra. Тысячи австралийцев радостно приветствовали прибытие «своего флота», журналисты и политики рассыпались в похвалах морской силе молодого государства. Министр обороны Австралии Эдвард Миллен заявил, что «со времён прибытия капитана Кука не случалось более знаменательного события, чем явление австралийского флота».
Накануне Первой мировой войны Sydney занимался боевой подготовкой в австралийских водах. Эта служба прерывалась лишь походом в Сингапур в марте-мае 1914 года для встречи и сопровождения новых австралийских подлодок АЕ1 и АЕ2. В августе 1914 года крейсер присоединился к эскадре командующего австралийским флотом вице-адмирала Джорджа Пэйти, которая должна была обеспечить захват германских владений на Тихом океане. В состав соединения входили линейный крейсер Australia (флагман), лёгкие крейсера Sydney и Melbourne, французский броненосный крейсер Montcalm, эсминцы Parramatta, Warrego, Yarra, подлодка АЕ1. С 9 по 26 сентября австралийцы успешно захватили Новую Британию и Новую Гвинею. Сопротивление на суше оказалось минимальным, кораблям в бой вступить не довелось, хотя с них высаживались десантные партии. При этом 14 сентября пропала без вести субмарина АЕ1 (затонула от несчастного случая при погружении).
В октябре Sydney и Melbourne готовились к выполнению ответственной задачи — сопровождению первого конвоя с войсками Австралийско-новозеландского армейского корпуса (АНЗАК). 1 ноября 38 войсковых транспортов покинули порт Олбани в Западной Австралии и направились в Египет. Помимо двух австралийских систершипов, суда сопровождали британский броненосный крейсер Minotaur (покинул конвой 8 ноября) и японский броненосный крейсер Ibuki. Причина формирования столь мощного эскорта выглядела очевидной — успешные действия в Индийском океане германского бронепалубного крейсера Emden под командованием фрегаттен-капитана Карла фон Мюллера. Также потенциальную угрозу представлял бронепалубный крейсер Königsberg, укрывавшийся в германской Восточной Африке.
Бой у Кокосовых островов
9 ноября в 6:20, когда конвой находился в 80 км к северо-востоку от Кокосовых островов, радист флагманского крейсера Melbourne принял радиограмму с сигналом бедствия, переданную с острова Дирекция: «Приближается подозрительный корабль. SOS». Исполнявший обязанности командора конвоя кэптен Мортимер Сильвер (командир Melbourne) приказал Sydney отделиться и изучить обстановку. Кэптен Глоссоп незамедлительно полным ходом направил свой корабль к радиостанции, передавшей сигнал.
В 9:15 Sydney приблизился к острову Дирекция и обнаружил на дистанции 11-12 км стоящий у берега крейсер. Быстро определив, что перед ним противник, Глоссоп приказал готовиться к бою. И действительно, австралийцам попался не кто иной, как прославленный Emden. Рейдер удалось застать врасплох: немцы высадили на Дирекцию десантную партию для уничтожения стратегически важной радиотелеграфной станции, обеспечивавшей связь Великобритании и Австралии. В 9:30 фон Мюллер смог вывести Emden в море, но для этого десантников пришлось бросить на берегу.
Неудачное начало боя лишь усугубило изначально невыгодное для германского крейсера соотношение сил. Вступивший в строй в 1909 году Emden был меньше (стандартное водоизмещение 3600 т), тихоходнее (23 узла) и вооружён гораздо слабее. Он нёс десять 105-мм орудий главного калибра, восемь 52-мм скорострельных пушек и две 450-мм торпедных трубы. Emden не имел бронепояса, а только бронепалубу толщиной до 30 мм. Разница в вооружении и защите изначально позволяла Sydney вести бой в выгодных для себя условиях. Германские моряки могли рассчитывать разве что на удачу, боевой опыт и талант своего командира.
В 9:40 Emden открыл огонь на дистанции 9 км, с третьего залпа накрыв противника. Sydney оказался под «тяжёлым, точным огнём» (как говорит официальная история корабля), получив за 10 минут 15 попаданий. Впрочем, только пять из попавших снарядов разорвались. На австралийском крейсере вышла из строя система управления огнём, пострадало одно из орудий главного калибра. 4 моряка погибли, 16 получили ранения (это были единственные потери команды Sydney за бой).
Австралийцы также добились попаданий третьим залпом. Хоть орудиям и пришлось перейти на независимое управление, огневая мощь Sydney обеспечила очевидное преимущество. Когда противники сблизились на дистанцию 5 км, бой превратился в избиение немцев. На Emden вышли из строя рулевая машина и система управления огнём, обрушились две трубы из трёх, начался пожар в машинном отделении. Большие потери понесла команда. По приказу фон Мюллера крейсер вскоре после 11:00 выбросился на берег острова Норт-Килинг.
Выведя противника из строя, Глоссоп направил Sydney на перехват угольщика Buresk — судна снабжения рейдера, очень некстати для себя появившегося на горизонте. Погоня завершилась успехом: после полудня команда затопила транспорт и сдалась в плен австралийцам. Затем Sydney повернул на юг, к острову Норт-Килинг. В 16:00 Глоссоп обнаружил, что над Emden всё ещё поднят германский флаг, по его приказу флагами и прожектором был задан вопрос: «Вы сдаётесь?» С Emden ответили: «Нет сигнальных книг, какой сигнал?»
Глоссоп приказал сделать два выстрела по корпусу Emden, после чего немцы подняли белый флаг. Позднее этот акт критиковался многими, как чрезмерная жестокость. Как бы то ни было, всего в бою погибли 130 германских моряков, 4 умерли от ран, 65 получили ранения. Сразу после спуска германского флага Глоссоп через пленных моряков с Buresk передал фон Мюллеру письмо следующего содержания:
«Во имя гуманности я имею честь потребовать от Вас сдачи Вашего корабля. В знак уважения к Вашей отваге я покину свою позицию. Вы на берегу, три трубы и одна мачта разрушены, большинство орудий выведено из строя. Вы не можете покинуть этот остров, не столкнувшись с моим кораблём. В случае вашей капитуляции, которую Вы, как я надеюсь, сочтёте не позором, а неудачным стечением обстоятельств, я сделаю всё, что в моих силах, для ваших больных и раненых, и доставлю их в госпиталь».
После этого Sydney направился к острову Дирекция, чтобы захватить там германскую десантную партию, однако немцы успели скрыться на захваченной шхуне. После полудня 10 ноября австралийцы вернулись на остров Норт-Килинг, 190 германских моряков во главе с фон Мюллером сдались им в плен. Австралийские корабельные медики оказывали помощь немецким коллегам до 12 ноября, когда за пленными прибыл британский вспомогательный крейсер Empress of Russia. 15 ноября Sydney догнал свой конвой в Коломбо на острове Цейлон и 3 декабря прибыл на Мальту.
На море и в воздухе
Можно уверенно сказать, что бой у Кокосовых островов оказался «звёздным часом» не только для крейсера Sydney, но и для всего австралийского флота в годы Первой мировой войны. Глоссоп стал компаньоном Ордена Бани, его корабль получил «боевое отличие» (коллективную награду за бой) — «Эмден 1914». Позднее, в 1918 году, все матросы и офицеры Sydney получили от правительства Австралии специальные медали, причём весьма необычные, изготовленные из трофейных серебряных монет, захваченных на борту Emden. Победа над прославленным рейдером оставалась одним из главных источников вдохновения для австралийских пропагандистов на протяжении всей Первой мировой войны.
Судьба самого Sydney после славного боя оказалась небогата примечательными событиями. До самого конца войны крейсер оставался неразлучным со своим систершипом Melbourne. С января 1915 до сентября 1916 года австралийцы служили на «Североамериканской и Вест-Индской станции», базируясь на Бермудских островах. Ничего заслуживающего внимания с кораблями за все эти месяцы не случилось. С октября 1916 года и до конца войны Sydney и Melbourne базировались в Великобритании, входили в состав 2-й эскадры крейсеров и несли дозорную службу в Северном море. В феврале 1917 года вместо кэптена Глоссопа командиром Sydney стал кэптен Джон Дюмареск, занимавший должность до августа 1919 года.
4 мая 1917 года во время очередного патруля в Северном море Sydney участвовал в любопытном воздушно-морском бою. Крейсер действовал совместно с британскими кораблями: систершипом Dublin и четырьмя эсминцами, выступая в роли флагмана соединения. Корабли, предположительно, обнаружили две германских подлодки, когда с воздуха их атаковал неприятельский дирижабль L.43 (командир — капитан-лейтенант Герман Краусхар). Между 12:00 и 13:00 цеппелин маневрировал в воздухе под зенитными огнём и сбрасывал авиабомбы, 10-12 из которых были нацелены на Sydney — это стало первой в истории воздушной атакой на австралийский корабль. Ни одна из сторон не добилась попаданий и, как пошутил один австралийский офицер, участники боя «разошлись по-хорошему».
Помимо прочего, Sydney оказался пионером австралийской морской авиации. В августе 1917 года в носовой части крейсера смонтировали платформу для запуска колёсного самолёта, а 8 декабря с неё впервые взлетел истребитель Sopwith Pup. В роли подобного «авианосца» кораблю даже довелось принять участие в бою. Утром 1 июня 1918 года патрулировавшие Северное море Sydney и Melbourne были атакованы тремя германскими гидросамолётами. С обоих крейсеров взлетели истребители Sopwith Camel, пилот самолёта Sydney лейтенант А.С. Шервуд заявил, что сбил одну из атаковавших машин (Адмиралтейство не подтвердило эту победу). После боя авиатор приводнился и был спасён эсминцем Sharpshooter, истребитель подняли на борт крейсера Canterbury.
21 ноября 1918 года Sydney и Melbourne присутствовали на церемонии сдачи германского Флота открытого моря в Скапа-Флоу. Австралийцы вновь встретились с лёгким крейсером Emden — новым кораблём типа Königsberg, введённым в строй в 1916 году. 9 апреля 1919 года Sydney, наконец, покинул Великобританию и через Средиземное море и Индийский океан направились домой. 18 июля корабль прибыл в Сидней. Официальная история крейсера сообщает, что возвращение после пятилетнего отсутствия прошло незамеченным — героев войны никто не встречал.
После «Великой войны» в судьбе Sydney имели место любопытные эпизоды. В декабре 1919 года крейсер обеспечивал безопасность рекордного авиаперелёта из Великобритании в Австралию, а в июне 1920 года участвовал в торжественной встрече Принца Уэльского, прибывшего в доминион с официальным визитом. Sydney активно демонстрировал австралийский флаг в соседних регионах: в 1922 году он посещал Новые Гебриды и Новую Каледонию, в 1925 году — Сингапур, в 1926 году — Новую Зеландию и т.д. В марте 1928 года крейсер сыграл роль самого себя на съёмках австралийского художественного фильма «Приключения Emden» (The Exploits of the Emden). Это стало финалом истории прославленного ветерана. 8 мая 1928 года Sydney вывели из состава флота, а в январе следующего года продали для разборки на металл.
Безусловно, Sydney стал самым известным австралийским кораблём Первой мировой войны. Он заслужил три «боевых отличия»: «Рабаул 1914», «Emden 1914» и «Северное море 1915-1918». В 1935 году имя Sydney по наследству получил новейший лёгкий крейсер типа Улучшенный Leander. Этот корабль под стать своему предку очень эффектно начал Вторую мировую войну, но погиб со всей командой в бою с немецким рейдером Kormoran 19 ноября 1941 года. Несмотря на эту трагедию, название Sydney продолжило передаваться из поколения в поколение: его носили лёгкий авианосец типа Majestic (1948-1973) и ракетный фрегат типа Adelaide (1983-2015), а с 2020 года так называется ракетный эсминец типа Hobart.
Бой Sydney и Emden у Кокосовых островов прославлен в австралийской истории как первая победа национального флота. Он неизменно привлекает внимание историков и публицистов, а связанные с ним и кораблями-участниками артефакты щедро представлены в коллекциях ведущих военно-исторических музеев Австралии. В центре Сиднея с 1917 года стоит памятник — трофейное 105-мм орудие крейсера Emden. На мраморном постаменте выбиты имена моряков Sydney — офицеров, находившихся на борту в день боя, всех погибших и раненых, а также отличившихся и получивших награды.
Источники:
- http://www.awm.gov.au (официальный сайт Австралийского Военного мемориала)
- http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевских австралийских ВМС)
- http://www.naval-history.net/
- Jose, Arthur Wilberforce. The Royal Australian Navy, 1914-1918 https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1069926/
Комментарии к данной статье отключены.