Немецкое судно «Мюнстерланд» (Münsterland) водоизмещением 6408 брт, построенное в 1922 году в Гамбурге на верфи судостроительной фирмы «Блом и Фосс», до начала Второй мировой войны работало в акционерном обществе «Гамбург — Америка Лайн» (Hamburg - Amerika Linie). По итогам же войны из-за объёма усилий и потерь, которые понесли британцы для его уничтожения, «Мюнстерланд» стал самым известным блокадопрорывателем. Эта работа — краткий рассказ о пути судна из Японии на родину, который напоминает русскую сказку о Курочке-Рябе: «Дед бил-бил — не разбил, баба била-била — не разбила…»
Начало пути
Вышедшему 25 августа 1939 года из Манилы в Гонконг «Мюнстерланду» очень повезло, что 29 августа пришлось зайти в японский порт Такао на Тайване для ремонта машины и тем самым избежать захвата англичанами. Там команда судна узнала о начале Второй мировой войны, а затем получила предписание из Берлина следовать в Кобе. Там «Мюнстерланд» реквизировали для нужд кригсмарине, и до конца 1941 года использовался для снабжения действовавших в Тихом океане вспомогательных крейсеров «Орион» (Orion), «Комет» (Komet) и «Атлантис» (Atlantis).
18 февраля 1942 года уже в качестве блокадопрорывателя под новым именем «Валькенрид» (Walkenried) экс-«Мюнстерланд» вышел из Кобе во Францию с 8200 тоннами стратегических грузов (каучук, марганец, вольфрам). Большая часть перехода через два океана прошла успешно, но в полдень 15 мая на подходе к Бискайскому заливу, к западу-северо-западу от Эль-Ферроля, «Мюнстерланд» обнаружила летающая лодка «Сандерленд» 10-й эскадрильи Королевских Австралийских ВВС. Австралийцы выполнили четыре захода с использованием глубинных бомб и пулемётов, но потопить блокадопрорыватель не смогли: корпус судна получил лёгкие повреждения, один член экипажа был убит, ещё один — легко ранен. Уже 17 мая капитан Карл Шульц (Karl Schulz) привёл блокадопрорыватель в Бордо.
В январе 1943 года у «Мюнстерланда», всё ещё стоявшего в Бордо и готовившегося к рейсу в Японию, выявили дефекты котлов. Их ремонт занял слишком много времени, и в результате в Японию отправился «Альстеруфер» (Alsterufer). Поскольку в западно-французских портах суда находились под постоянной угрозой атак с воздуха, наиболее ценные из них переводились через Ла-Манш в Германию. К таким относился и «Мюнстерланд».
7 октября 1943 года под прикрытием истребителей «Мюнстерланд» перебрался из Руайана (порт на входе в Жиронду) в Брест. Обнаружив его там 9 октября, британцы днём бросили в атаку целых 24 «Тайфуна», а вечером налёт повторили 32 «Митчелла», но судно нисколько не пострадало.
22 октября в 15:.00 «Мюнстерланд» покинул Брест и направился на восток в сопровождении шести раумботов 2-й флотилии и оснащённых радарами пары форпостенботов 7-й флотилии. В 18:00 из Бреста вышли пять миноносцев 4-й флотилии корветтен-капитана Франца Колауфа (Franz Kohlauf), получивших задачу провести конвой до Лезардриё; в 21:50 они заняли позицию северо-западнее конвоя и следовали на 9 узлах.
Ситуация в Канале в октябре 1943 года
Переходы конвоев между Брестом и Шербуром происходили нерегулярно и исключительно в тёмное время суток, по фарватеру, проходящему в пределах 4–5 миль от побережья Бретани и полуострова Котантен. К утру суда бросали якорь в Сен-Maлo или в Лезардриё, а вечером продолжали движение по назначению. От прямых переходов Брест — Шербур немцы воздерживались после того, как около 28 апреля 1943 года севернее островов Ле-Сет-Иль конвой в составе итальянского танкера «Баттерфляй» (Butterfly) и пяти кораблей эскорта был перехвачен эскортными миноносцами «Олбрайтон» (HMS Albrighton) и «Готланд» (HMS Goathland), которые артиллерией подавили охранение и уничтожили танкер и охотник Uj-1402.
Однако ударные группы из эскортных миноносцев формировались крайне редко — они были загружены охраной собственного прибрежного судоходства и, по мнению самих британцев, были недостаточно хорошо вооружены и тактически подготовлены для противоконвойных операций.
В сентябре 1943 года немцы возобновили перевод судов из портов Бискайского залива в Германию, и британские ВМС начали операцию «Туннель» (Tunnel), имевшей задачу перехватывать и уничтожать вражеские силы и корабли при прохождении вверх или вниз по Каналу. При этом исполнение возлагалось на современные флотские эсминцы, с которыми взаимодействовали эскортные плимутские «Ханты». После нескольких безуспешных выходов в начале октября произошёл первый бой.
В 16:50 3 октября танкер «Нордваард» (Nordvaard) с эскортом из шести раумботов 2-й флотилии покинул Брест и направился на восток. Осуществлявшая дальнее прикрытие конвоя 4-я флотилия миноносцев под командованием корветтен-капитана Колауфа (T-23, T-22, T-27 и T-25) вышла из Бреста в 19:00. В это же время Командующий в Плимуте вице-адмирал Ральф Литэм (Ralph Leatham) в рамках операции «Туннель» в очередной раз направил соединение коммандера Конрада Алерса-Хэнки (Conrad B. Alers-Hankey), состоявшее из трёх «Хантов» — «Лимбурна» (HMS Limbourne), «Венслидейла» (HMS Wensleydale) и «Танатсайда» (HMS Tanatside) — и эсминцев «Ольстер» (HMS Ulster) и «Гренвиль» (HMS Grenville) на патрулирование к берегам Бретани в надежде обнаружить немцев.
В 01:00 по Гринвичу 4 октября, следуя курсом 270°, англичане в 10 милях севернее острова Триаго установили радарный контакт с миноносцами Колауфа, следовавшими параллельным курсом южнее — немцы визуально заметили врага ещё за полчаса до этого и уже провели не замеченную англичанами торпедную атаку. Соединение Алерса-Хэнки повернуло на врага, на короткое время осветило немцев прожекторами и открыло огонь с 7500 ярдов (6860 метров), при этом из-за поворота англичан и второй торпедный залп немецкой флотилии ушёл мимо цели.
Колауф начал уходить на восток полным ходом. Британцы бросились в погоню, при этом более тихоходные «Ханты» отстали от эсминцев, и те оказались вдвоём против четырёх немцев. В завязавшемся бою немецкая артиллерия стреляла точнее, так что эсминцы были выбиты один за другим. Выпустивший торпеды «Гренвиль» получил попадания в нос и в район одного из орудий, загорелся и отошёл к «Хантам», но был обстрелян (к счастью, неточно) «Венслидейл» из четырёхствольного «пом-пома».
Оставшийся в одиночестве «Ольстер» также выпустил торпеды, получил попадание в ватерлинию с затоплением носового погреба и камбуза, после чего ушёл в Плимут зализывать раны. Остальные британские корабли после 15-мильного поиска в западном направлении ушли туда же. Немцы, у которых пострадал только Т-27, получивший снаряд в левый борт, прикрылись дымовой завесой и ушли в Сен-Мало.
Уже в 18:00 этого же дня три миноносца 4-й флотилии продолжили эскортирование «Нордваарда», вышедшего из Лезардриё. У Нормандских островов дальнее прикрытие конвоя взяли на себя семь шнелльботов 5-й флотилии. В 03:30 5 октября «Нордваард» прибыл в Шербур, а в 20:00 этого же дня ушёл оттуда в Гавр.
20 октября воздушная разведка установила, что «Мюнстерланд» ещё не достиг Шербура, и 21 октября вице-адмирал Литэм решил произвести поиск в ночь на 23 октября в надежде обнаружить и перехватить немцев. Воздушная разведка 22 октября сорвалась из-за неблагоприятной погоды, поэтому никакой предварительной информации о противнике получено не было. Руководить операцией был назначен командир лёгкого крейсера «Харибда» (HMS Charybdis) кэптен Джордж Фёлькер (George A.W. Voelcker).
Крейсер «Харибда» никогда ранее в подобных операциях не принимал участия. В 13:20 22 октября Фёлькер довёл до сведения командиров кораблей соединения свой план, согласно которому он намеревался «держать силы сосредоточенными, если не будет преследования на восток; в этом случае «Хантам» может быть приказано продолжить движение на запад». Фёлькер надеялся «незаметно сблизиться с противником на 6000 ярдов (5490 метров), осветить цель и открыть огонь, но если противник увидит его раньше, огонь необходимо открыть немедленно». Кораблям было приказано «поражать цели торпедами индивидуально, при этом «Харибда» может провести совместную атаку с эсминцами».
Никаких упоминаний ни о «Мюнстерланде» как о специальной цели, ни немецких миноносцах как о возможных противниках в приказе не было — это был не целевой выход на перехват, а обычный поиск.
В 19:00 22 октября соединение Фёлькера оставило Плимут и двинулось на юг, сформировав единую колонну в следующем порядке: «Харибда», эсминцы «Гренвиль», «Рокет» (HMS Rocket), «Лимбурн», «Талибон» (HMS Talybont), «Стивенстон» (HMS Stevenstone) и «Венслидейл». В 00:30 23 октября в 7 милях северо-западнее маяка Ла-Хог соединение повернуло на курс 267° и уменьшило скорость до 13 узлов. При движении на запад видимость впереди была плохая из-за низких облаков и зарядов дождя, но к востоку небо очищалось и видимость была лучше. Дул юго-западный ветер силой 3–4 балла с шквалами до 6 баллов, волнение моря было незначительное.
«Taлибон» ещё в 23:15, а «Венслидейл» в 00:45 перехватили немецкие радиопередачи. Неразборчивую речь в 01:03 услышал и «Лимбурн», который передал на «Харибду», не оборудованную аппаратурой для радиоперехвата: «Информация указывает на приближение трёх целей». Но, очевидно, сообщение не сразу было понято флагманом, поскольку оттуда запросили подтверждение.
В 01:17 «Лимбурн» перехватил немецкий приказ «всем изменить курс на 50° вправо», а 13 минутами позже приказ «повернуть всем вправо ещё на 20°». Чётко прозвучали пять позывных. В то же время «Харибда» получила радарный контакт в 14 000 ярдов (12 800 метров) прямо по курсу, но по соединению Фёлькер только в 01:35 сообщил о контакте по пеленгу 270° в 8800 ярдах (8050 метров) и спустя 7 минут приказал «всем повернуть вправо на 13° и увеличить скорость до 18 узлов». Последний приказ принял только «Стивенстон», так что эсминцы заметили изменение курса только в 01:46. В то же время, в 01:41–01:44 «Ханты» заметили цели в 4000–5000 ярдах (3660–4570 метров) по пеленгу 140°.
Бой у островов Ле-Сет-Иль
Пока Фёлькер, согласно собственному плану, держал курс 267° и сближался с противником, на 6000 ярдах (5490 метров) 4-я флотилия уже почти час маневрировала для торпедной атаки на его соединение. Немецкие береговые РЛС на бретонском побережье в Перросе и Плуманаше начали отслеживать перемещения британцев ещё в 00:27, а в 00:43 Колауф получил сообщение о приближении врага. В 00:52, получив точное местоположение англичан с указанием их курса 270° и скорости 12–15 узлов, немецкий командир решил атаковать врага торпедами и повернул на север. Продолжая получать целеуказания с берега, немцы в 01:41 перехватили английскую передачу с указанием их положения. В 01:43 в 2000 метрах по пеленгу 350° Колауф увидел крейсер — «Харибда» как раз начала поворот вправо — и приказал немедленно лечь на курс 120° и увеличить скорость до 17 узлов. Флагманский T-23 и T-26 дали по цели шеститорпедные залпы.
В 01:45 «Харибда» открыла огонь осветительными снарядами и одновременно с крейсера увидели две торпеды, идущие в левый борт. Фёлькер сразу приказал переложить руль круто влево, но одна торпеда поразила корабль под торпедным аппаратом — крейсер сразу получил крен 20° на левый борт и начал стремительно терять ход.
Командир «Лимбурна» коммандер Уолтер Фиппс (Walter J. Phipps), в отличие от эсминцев, заметил поворот флагмана вправо и повернул в этом же направлении на 40°. Затем им был замечен резкий поворот «Харибды» влево (манёвр уклонения). В 01.47 «Лимбурн» выпустил ракеты. Едва они осветили накренившийся крейсер, в него тут же, в 01.49-01.50, попала ещё одна торпеда.
В 01:50 англичан накрыл сильный дождевой шквал, максимально ограничивший видимость. Повернувшие было вправо эсминцы едва не столкнулись — «Гренвилю» пришлось рыскнуть влево, чтобы уклониться от «Рокета». Последний угрожал столкновением и «Лимбурну» и тот, дав два коротких гудка, принял круто влево. В этот момент по пеленгу 140° была замечена приближающаяся торпеда — одна из 12, выпущенных T-22 и T-27. Руль резко переложили вправо, но в 01:51–01:52 торпеда поразила корабль в нос. «Лимбурн» потерял управление, лишился связи и загорелся.
Отстрелявшись торпедами, немцы в 01:51 легли сначала на юго-восточный, а затем на восточный курс, в 03:24 присоединились к конвою и провели его в Лезардриё, после чего сами ушли в Динард.
Британцы поначалу в течение 15 минут метались в ливне, используя радары и боевые прожектора, чтобы избежать столкновения. Старший среди уцелевших офицеров командир «Гренвиля» лейтенант-коммандер Роджер Хилл (Roger P. Hill), считая, что торпедирован «Рокет», ждал приказов от коммандера Фиппса, но тот и его старший помощник были ранены. Командование «Лимбурном» взял на себя суб-лейтенант Дадли Канлифф-Оуэн (Dudley Herbert Cunliffe-Owen). Только в 02:31 Хилл принял командование соединением. В 03:15 он собрал все уцелевшие корабли и, узнав о бедственном положении «Лимбурна», отправился к нему на помощь. Эсминцам по приказу вице-адмирала Литэма пришлось произвести поиск в западном направлении, а «Ханты» в 03:46 приступили к спасательной операции.
Из воды были подобраны 107 членов экипажа «Харибды», затонувшей в 02:30 с 30 офицерами и 432 матросами, включая кэптена Фёлькера. «Лимбурн», на котором погибло 42 члена команды, пытались буксировать кормой вперёд, но повреждения были слишком тяжёлые, и корабль в 05:45 был торпедирован «Талибоном», а в 06:40 добит торпедой с «Рокета».
Во второй половине дня 23 октября «Мюнстерланд» и его эскорт продолжили переход в Шербур. После того, как конвой взяли под защиту девять шнелльботов 5-й флотилии, миноносцы 4-й флотилии повернули в Брест. «Мюнстерланд» вошёл в Шербур в 04:30 24 октября и стал на якорь у мола Дю-Гом.
Смена тактики
Не сумев расправиться с «Мюнстерландом» в море, британцы решили уничтожить его ударами с воздуха в порту. Задача была не из лёгких — гавань защищали 190 стволов зенитной артиллерии. В 15:13–15:21 24 октября две группы по 12 «Митчеллов» из 180-й и 320-й эскадрилий в сопровождении целых восьми эскадрилий «Спитфайров» (90 машин) безуспешно атаковали судно 1000-фунтовыми (454-кг) бомбами с высоты 13 000 футов (3960 метров).
Спустя четыре минуты после завершения налёта бомбардировщиков «Мюнстерланд» и соседние суда с малых высот бомбами и пушками атаковали восемь истребителей-бомбардировщиков «Уирлуинд» 263-й эскадрильи; каждый самолёт нёс по две 250-фунтовые (113-кг) бомбы. «Мюнстерланд» атаковали четыре машины, дважды поразив его перед дымовой трубой и ниже ватерлинии. «Уирлуинды» поддерживала восьмёрка «Тайфунов» 257-й эскадрильи. Судно вынуждено было встать на ремонт. Потери англичан составили два «Уирлуинда», ещё два разбились при посадке.
В 18:15 ту же цель и также с малых высот 500-фунтовыми бомбами атаковали восемь «Тайфунов» 183-й эскадрильи; попаданий не было, а нападавшие потеряли три машины. Днём 28 октября состоялся новый налёт двух шестёрок B-25 из 98-й и 320-й эскадрилий в сопровождении пяти эскадрилий «Спитфайров». Два «Митчелла» сбили немецкие зенитчики, все бомбы легли мимо цели. Следом, в 14:52, по «Мюнстерланду» отбомбилась восьмёрка «Уирлуиндов» 263-й эскадрильи: на этот раз лётчики пикировали с 13 000 футов (3960 метров) до 7000 футов (2130 метров) под углом 70°, но вновь не попали.
После этого в октябре-ноябре 263-я эскадрилья совершила ещё четыре вылета против «Мюнстерланда», но дважды её вернули назад из-за облачности над целью и дважды атаки были безрезультатными.
Завершив ремонт, поздно вечером 26 декабря «Мюнстерланд» вышел из Шербура в Гавр, днём 27 декабря отстоялся в Гавре, а утром 28 декабря в сопровождении 21 корабля охранения достиг Дьеппа. Из-за состояния моря операция по форсированию Дуврского пролива началась только 31 декабря. В 17:15 «Мюнстерланд» в сопровождении корвета PA-3 и пяти форпостенботов 15-й флотилии покинул Дьепп, причём с судна намечалось отстреливать ленты фольги для создания помех работе дуврских радаров. Начиная с 00:45 1 января 1944 года вблизи конвоя обнаруживались «вражеские цели», а после прохода Булони в 01:25–02:16 конвой взяли под наблюдение британские РЛС. Из-за присутствия в районе британских торпедных катеров 2-я дивизия охранения приказала «Мюнстерланду» зайти в Булонь и до новых распоряжений на продолжение марша держаться в аванпорту.
Приказ продолжить переход поступил в 03:30, но командир конвоя доложил, что «Мюнстерланд» намотал на винт сеть заграждения и вынужден остаться в Булони. Здесь в 11:00 судно атаковала девятка «Тайфунов» 198-й эскадрильи Королевских ВВС, семь из которых пушечным огнём подавляли ПВО, а два несли неуправляемые ракеты. Последние претендовали на попадание в «Мюнстерланд» одной ракетой ниже ватерлинии, но немцы записали в ущерб от налёта только одного убитого и двоих раненых на судне, а также одного раненого на форпостенботе V-1507. В 15:45 судно отбуксировали в гавань, чтобы обследовать гребные винты и избавить от сети.
От сети избавились, затопив носовые отсеки так, чтобы винты оказались над водой. Выход в море должен был состояться в 02:00 19 января, но из-за минной опасности на маршруте его отложили. Наконец, в 03:00 20 января «Мюнстерланд» в сопровождении пяти форпостенботов 15-й флотилии, десяти раумботов 4-й флотилии и корвета PA-3 вышел из Булони и направился в Дюнкерк.
Наконец-то!
К этому времени оснащённые радарами дальнобойные береговые батареи Дувра, которыми командовал бригадир Сесил Роу (Cecil W. Raw), уже заявили о себе как о грозном противнике блокадопрорывателей. Так, вечером 2 марта 1943 года они потопили 2382-тонный «Пентивер» (Pentiver), пытавшийся пробраться проливом из Булони в Дюнкерк, а после полуночи 4 октября та же участь постигла 3094-тонную «Ливадию» (Livadia), следовавшую по тому же маршруту. Теперь англичане поджидали новую жертву. Предполагая, что при вспышках залпов с английского берега немцы начинают маневрировать, артиллеристы Дувра договорились с батареей тяжёлых зениток близ Фан-Бея, чтобы те по телефонному звонку давали залпы холостыми в небо, провоцируя противника на маневрирование. Определив радаром направление манёвров, подчинённые бригадира Роу получали больше шансов на поражение цели.
Ночь на 20 января была очень темной. Действительно, на кораблях конвоя велось наблюдение за побережьем Кента. В 05:08, когда «Мюнстерланд» был уже за мысом Гри-Не, наблюдатели зафиксировали залп британской артиллерии. Блокадопрорыватель изменил курс, поскольку все командиры немецких судов имели строгий приказ при начале обстрела следовать зигзагом. Однако это не помогло, и двухорудийная 15-дюймовая батарея в Уонстоне, орудия которой могли стрелять на 42 000 ярдов (38 400 метров), с 30 000 ярдов (27 400 метров) поразила «Мюнстерланд» в мостик. По утверждению немцев, это был всего лишь третий залп, сами англичане говорят об «одном из первых». На судне вышли из строя управление и средства связи. После выхода из строя левой машины «Мюнстерланд» управлялся правой и аварийным рулём.
Вскоре в двух милях западнее мыса Блан-Не «Мюнстерланд» получил новое попадание, которое вывело из строя и правую машину. Аварийный руль заклинило в крайнем правом положении, и «Мюнстерланд» вылетел на мель в миле к северо-западу от мыса Блан-Не. Капитан приказал открыть кингстоны, чтобы зафиксировать судно на мели. Усиливавшийся туман не дал возможности пользоваться сигнальными средствами, по УКВ тоже связи не было. В 05:45 охранение повернуло, чтобы искать судно, и вскоре нашло его горящим на мели. Под продолжавшимся обстрелом раумботы начали снимать экипаж, приняв 38 человек, а форпостенботы прикрывали их с моря; в то же время 23 моряка вплавь добрались до берега. Погибло восемь членов команды, ещё 10 пропали без вести.
Операторы британских радаров зафиксировали выход буксиров из Кале, и огнём батарей загнали их назад. Стрельба прекратилась в 07:00, всего немцы насчитали 46 залпов. С 05:12 по 07:17 немецкие сверхтяжёлые орудия с материка безрезультатно вели огонь на подавление, выпустив 41 снаряд.
На рассвете «Тайфуны» 198-й и 609-й эскадрилий ракетами и пушками окончательно добили уже брошенный блокадопрорыватель. Разбитое судно, сидящее на мели, сфотографировал самолёт-разведчик — это был первый фотоотчёт о проделанной береговой артиллерией работе. После этого Уинстон Черчилль направил дуврским артиллеристам поздравление с победой.
На этом история «Мюнстерланда» закончилась. Немцы посчитали, что судно погибло из-за того, что шло в балласте и не могло достаточно быстро выполнять манёвры уклонения. Для дуврских артиллеристов это оказалась не последняя победа над блокадопрорывателями: в 20:30 20 марта 1944 года танкер «Рекум» (Recum) водоизмещением 5500 брт вышел из Булони в сопровождении форпостенботов 18-й флотилии и отправился на восток. В Дуврском проливе его атаковали две тройки британских торпедных катеров, но оба нападения были отбиты огнём охранения. Однако затем катера скорректировали огонь береговой артиллерии, и танкер ушёл на дно.
Автор благодарит Игоря Борисенко и Сергея Динамова за предоставленную информацию.
Источники и литература:
- Ludwig Dinklage, Hans Jürgen Witthöft. Die Deutsche Handelsflotte 1939–1945. Handelsschiffe, Blockadebrecher, Hilfskriegschiffe — Nikol Verlagsgesellschaft, 2001
- Vincent P. O'Hara. The German Fleet at War, 1939–1945 — Naval Institute Press, 2004
- Peter C. Smith. Hold the Narrow Sea: Naval Warfare in the English Channel, 1939–1945 — Naval Institute Press, 1984
- Michael J. Whitley. Destroyers of World War Two: An International Encyclopedia — Orion Pub Co, 2002
- https://www.forum-marinearchiv.de
- http://tsushima.su/forums
- http://warsailors.com/forum
- https://www.feldgrau.net/forum
- http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.