Как и в большинстве морских держав, Королевские военно-морские силы Италии (Regia Marina) в межвоенный период не уделяли особого внимания маскирующей окраске боевых кораблей. Вторая мировая война внесла свои коррективы: корабли требовалось уберечь от вражеских атак, а для этого следовало максимально затруднить противнику определение типа корабля, его курса и скорости. Как с этой задачей справились итальянцы, рассказывают наши коллеги с портала worldofwarships.ru.
К началу Второй мировой войны итальянские корабли окрашивались по стандарту, принятому в 1929 году. В соответствии с ним надводная часть корпуса и вертикальные поверхности требовалось красить в светлый пепельно-серый цвет (Grigio Cenerino). Подводная часть корпуса крупных кораблей окрашивалась в тёмно-зелёный (Verde Scuro), а у эсминцев — в кирпично-красный (Rosso Mattone). Металлические части палуб были тёмно-серого цвета с металлическим отливом (Grigio Ferro), а деревянное покрытие палуб оставалось некрашеным. Ватерлиния, топовая часть грот-мачты и козырьки на дымовых трубах были чёрного цвета.
С началом боевых действий картина стала меняться. После того как в июле 1940 года в бою у Калабрии итальянская авиация ошибочно стала бомбить свои же корабли, было принято решение о нанесении знаков идентификации. Чтобы упростить распознавание своих боевых кораблей с воздуха, на бак или квартердек всех кораблей наносили чередующиеся красные и белые полосы. Аналогично окрашивались верхние плоскости корабельных гидросамолётов.
Зона опознавания на эсминцах находилась до носового волнолома, а на более крупных кораблях — до носовой башни. Исключение составляли линкоры типа Littorio. Здесь каждый из линкоров имел свои особенности. На Littorio и Vittorio Veneto полосы опознавания заканчивались не доходя до носовой башни, при этом на Vittorio Veneto деревянная палуба юта была закрашена свинцово-серой краской с нанесёнными на неё диагональными полосами. Littorio получил такую окраску в корме значительно позже — в конце 1941 года. На линкоре Roma идентификационная окраска в носу доходила до второго волнолома, а кормовая часть не окрашивалась вовсе. На Littorio и Vittorio Veneto в начале 1943 года опознавательные полосы были закрашены, в отличие от Roma, который носил их до своей гибели в сентябре 1943 года.
Светло-серый окрас итальянских кораблей мирного времени, малозаметный в пасмурную погоду, в ясную и солнечную казался почти белым и был отлично виден издалека. Поэтому в 1940 году начались работы по созданию камуфляжной окраски. 18 января 1941 года вышло распоряжение Морского министерства о введении камуфлированной окраски для боевых кораблей.
Первые опыты проводились на находившихся в тот момент на ремонте в Специи крейсерах Fiume и Emanuele Filiberto Duca d'Aosta. 21 января из министерства прибыли два образца экспериментальных камуфляжных схем, разработанных на основе окраски времён Первой мировой. На Duca d'Aosta нанесли яркие жёлто-зелёные расходящиеся клинья, которые должны были затруднить вражеским наблюдателям определение элементов движения корабля. Сам корпус и его надстройки красились в глубокий тёмно-серый цвет — эта схема получила название «двойная рыбья кость». Впоследствии этот тип камуфляжа признали неэффективным, а все имевшие его корабли перекрасили. Схема, применённая на Fiume — тёмные вертикальные полосы по корпусу и надстройкам — оказалась более удачной. Gorizia — единственный из кораблей серии, переживший сражение у мыса Матапан (1941), — в марте 1942 года получил маскировочную окраску «Клаудус», введённую приказом от 15 февраля и названную в честь разработавшего её художника-мариниста. Она имела довольно сложный рисунок с зубчатыми краями. Использовались тёмно-серый, светло-серый и грязно-белый (Bianco Sporco Opaco) цвета, но уже летом белые участки были закрашены светло-серым. Камуфляж сохранился до конца войны, о чём можно судить по фотографиям затопленного корабля, сделанным в 1945 году в Специи. Trento в апреле 1942 года был также окрашен по схеме Клаудуса, но на этом крейсере вместо тёмно-серого цвета использовался чёрный.
В октябре 1941 года была опробована новая двухцветная схема. Основным оставался светлый пепельно-серый цвет (Grigio Cenerino), а на него наносились широкие тёмно-серые полосы. Оконечности окрашивались в грязно-белый цвет, чтобы маскировать размер поднимаемых кораблём волн и тем самым затруднять определение скорости.
29 декабря 1941 года эта схема была официально утверждена в качестве стандартной. При этом рекомендовалось по возможности наносить различные рисунки как на разные корабли, так и на разные борта одного корабля. Тёмным полосам следовало придавать неправильную форму, избегая горизонтальных, вертикальных или параллельных линий. В течение 1942 года эта схема была введена повсеместно за исключением нескольких кораблей, уже окрашенных по схеме Клаудуса. Trieste в июне 1942 года получил подобную схему, но с отдельными светло-зелёными участками, включая оконечности. В июле светло-зелёные участки были перекрашены в грязно-белый цвет, а к концу августа — в пепельно-серый.
Довольно популярной в начальный период войны стала ещё одна схема Клаудуса — комбинированная осколочная окраска, выполненная на основе изломанных многоугольников двух контрастирующих оттенков серого цвета. В ряде случаев на корпус, оконечности и надстройки могли добавляться один или два цвета — чаще всего светло-голубой (Azzurro) и грязно-белый.
Аналогичная окраска, но уже в три цвета применялась на другой схеме с плавными округлёнными полосами. Если в предыдущем камуфляже светлые краски могли наноситься на любые части корабля, то в данной схеме светлыми тонами выделялись только оконечности. Можно сказать, что в данном случае был применён метод ложной перспективы, аналогично камуфляжу кораблей кригсмарине.
Bolzano во время ремонта в Генуе в начале 1942 года некоторое время нёс камуфляж, затруднявший обнаружение с воздуха, а перед возвращением в строй был перекрашен по стандартной схеме. Как и на других крейсерах, грязно-белые участки к концу августа 1942 года были перекрашены в пепельно-серый цвет.
Камуфляжный рисунок различался как между крейсерами, так и между левым и правым бортом одного корабля. камуфлировались все вертикальные поверхности: борта, надстройки, трубы и башни. Основным назначением камуфляжа было затруднить определение типа корабля, его курса и скорости. Эти меры представлялись итальянцам важными в том числе для снижения угрозы, исходившей от активно действовавших в Средиземном море английских подводных лодок. Однако камуфляжная окраска не уберегла ни Trento, ни Bolzano от попадания торпед с британских субмарин, так что эту меру нельзя назвать эффективной.
После перехода Италии на сторону союзников камуфлированная окраска была отменена, а итальянские корабли перекрасили по стандартной схеме, применявшейся на кораблях союзников: тёмно-серый корпус и светло-серые надстройки.
Комментарии к данной статье отключены.