Как и другие страны с большим флотом, Германия в годы Второй мировой войны имела свои отличительные черты как в расцветке, так и в используемых схемах окраски кораблей. Начиналась же история камуфляжа кригсмарине довольно банально — в серых цветах. Наши коллеги с портала worldofwarships.ru рассказывают, какие существовали схемы окраски и чем они отличались друг от друга, показывая это на примере игровых кораблей.
Самая известная окраска германского флота, состоявшая из двух оттенков серого, впервые была использована в 1896 году, затем в годы Первой мировой, а в конце концов досталась в наследство кригсмарине. Корпус корабля красился в тёмно-серый цвет (Dunkelgrau 51), надстройки и вертикальные части орудий — в светло-серый (Hellgrau 50), подводная часть — в красный, ватерлиния — в серый. Вспомогательные и малые корабли обычно полностью окрашивались в чёрный цвет с добавлением небольших белых элементов. Позже и эти корабли были приведены к единому стандарту. Палуба окрашивалась в зависимости от покрытия: стальная — чёрным лаком, деревянная — бесцветным.
С 1916 года и в первые годы Второй мировой войны горизонтальные части башен главного калибра на большинстве крупных надводных кораблей окрашивались в цвета надстроек, при этом крыша была чёрного цвета. Изначально для быстрой идентификации с воздуха на крыши башен наносились белые круги, но позже система стала более разнообразной: крыша башни могла окрашиваться частично, к чёрному цвету добавились серый, красный и жёлтый, а к кругам — белые линии. Во время гражданской войны в Испании германские корабли, находившиеся в зоне конфликта, несли на крыше трёхцветный германский имперский флаг.
С началом Второй мировой войны в кгрисмарине использовалась стандартная двухцветная схема окраски 50/51. Первая массовая однотипная окраска была применена в ходе Норвежской кампании в апреле 1940 года на эсминцах и крейсерах, где к стандартной схеме и опознавательным знакам добавилась окраска крыш орудийных установок в жёлтый цвет, а позже — в красный. В июне этого же года в дополнение к этой схеме на вертикальных частях орудий, трубах и надстройках некоторых кораблей начали использоваться осколочные пятна.
22 февраля 1940 года в ходе несогласованных действий люфтваффе и отряда эсминцев кригсмарине от атаки собственной авиации погиб эсминец Z-1, а второй эсминец Z-3 в неразберихе подорвался на мине. 3 апреля, перед началом операции «Везерюбунг», на корабли поступила директива, в соответствии с которой на палубы в районе носа и кормы было необходимо нанести свастику в белом круге на полосе красного цвета. Впоследствии подобную идентификацию для авиации экипажи кораблей наносили совершенно по-разному.
Тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» во время своего атлантического рейда в 1939 году был окрашен по стандартной схеме 50/51, но при этом на надстройки и орудия были нанесены неравномерные пятна различных тёмно-серых оттенков. Во время рейда камуфляж немного модифицировался за счёт перекраски надстроек. Помимо этого, на борту белой краской были нарисованы два ложных буруна, чтобы затруднить противнику определение скорости.
К лету 1941 года у эсминцев появилась новая схема, в соответствии с которой поверх стандартной окраски наносились большие чёрные или тёмно-серые пятна ровной геометрической формы. Не обошлось и без экспериментов: к примеру, на Z-8 половина корпуса была окрашена по схеме 50/51, а на нижней его части было нарисовано множество хаотичных тонких линий чёрного цвета.
Ещё одной довольно распространённой схемой окраски стала «балтийская полоса»: поверх стандартных цветов 50/51 наносились чёрные и белые диагональные полосы. Эта схема затрудняла идентификацию судна и мешала определить расстояние до него. Схема дополнялась покраской носовой и кормовой части корпуса в тёмно-серый цвет. Помимо этого, как у носа, так и у кормы мог использоваться фальшивый бурун, наносившийся белой или светло-серой краской. В 1942 году «балтийская полоса» перестала использоваться.
В 1940 году на некоторые корабли поверх схемы 50/51 были нанесены камуфляжные пятна различных серых оттенков, и если у линкора «Гнайзенау» был окрашен только корпус, то тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер» был покрашен полностью. Эта схема больше напоминала пятнистый, мелкозернистый камуфляж, который разрабатывался во времена Первой мировой в ходе проработки ослепляющих схем.
Довольно часто в окраске немцы применяли метод ложной перспективы, когда часть корпуса и надстроек окрашивалась в цвета разных оттенков от светло-серого до практически чёрного. Для этой же цели использовались фальшивые буруны у носа и кормы. Контрастная в сравнении с остальным корпусом окраска оконечностей служила одной цели — дезориентировать противника относительно размеров корабля. Зачастую все эти элементы находили отражение в комбинированном камуфляже или более распространённых стандартных схемах.
Популярным в кригсмарине стал осколочный камуфляж. Впервые он был применён зимой 1940 года на крейсере «Адмирал Хиппер». Корабль был окрашен в два контрастирующих серых оттенка, при этом пятна представляли собой хаотично разбросанные геометрические фигуры различной формы и размера. Позже схема в модифицированном варианте применялась на разных кораблях зачастую с добавлением третьего цвета. По этой методике часто окрашивались корабли, действовавшие в северных широтах.
После оккупации Франции на эсминцах, базировавшихся в Бресте, начали использоваться схемы на основе переделанной «балтийской полосы», где убиралась белая линия, а чёрные получали продолжение в виде треугольников. Отчасти попытка переделать этот камуфляж просматривается на Z-14, где «балтийская полоса» нанесена не стандартно, а по центру корпуса нарисованы искажающие элементы хаотичной формы. При этом на корабле отсутствует фальшивый бурун.
К 1942 году окраска эсминцев и ряда крейсеров вновь претерпела изменения — появился «гауссов» камуфляж. Поверх базовой окраски 50/51 или одноцветной серой из одной точки от ватерлинии наносились длинные полосы чёрного, тёмно-синего или серого цвета, шедшие через весь корабль. Эти линии могли преломляться или расходиться в разные стороны. Очень часто для введения противника в заблуждение в этой схеме использовались как бурун, так и белые пятна у ватерлинии.
Отдельно стоит упомянуть маскировочный камуфляж, к которому также часто прибегал немецкий флот. Эти схемы разнились в зависимости от места базирования кораблей и времени года, поэтому описывать их можно бесконечно долго. Остановимся лишь на одной из них — той, которая была применена на линкоре «Тирпиц» летом 1942 года. Правый борт корабля нёс пятнистый камуфляж из разных оттенков серого, а оконечности были выкрашены в белый цвет. Подобная окраска должна была сливаться с пейзажем фьорда. Так как эта окраска была «стояночной», а не для выхода в море, то левый борт, обращённый к суше, был выкрашен однотонно в серый цвет — за исключением оконечностей тёмно-серого цвета.
К 1943 году эсминцы начали окрашивать в полосатый камуфляж «исходная точка»: на однотонную серую окраску корабля наносились полосы тёмно-серого цвета, начинавшиеся из невидимой точки над центром корабля и расходившиеся линиями от носа до кормы. На борту цвет линий на одной границе становился чёрным.
Транспортные и вспомогательные корабли окрашивались в различные варианты искажающего камуфляжа, ставшие прямыми наследниками знаменитого Razzle Dazzle. Было создано огромное количество этих схем, и среди них сложно встретить два одинаковых стиля как по форме, так и по цветам. После войны эту окраску отдельно оценили американцы, знающие толк в научном подходе к морскому камуфляжу.
Комментарии к данной статье отключены.