Во второй половине ХХ века бункеры и тоннели, способные защитить от атаки противника либо от ядерного удара, появлялись в разных уголках мира: в Албании, Китае, Швейцарии, Гренландии и т.д. Не стала исключением и Канада. В 1959 году премьер-министр страны Джон Дифенбейкер распорядился построить на окраине городка Карп в 30 км к западу от Оттавы большой бункер, в котором в случае опасности могли бы укрыться члены канадского правительства, высшие военные чины и высокопоставленные чиновники. Несмотря на то, что работы велись в обстановке секретности, спрятать от общественности столь масштабную стройку было сложно, и в 1961 году информация о ней просочилась в прессу. Разгорелся скандал, но убежище всё же было достроено. В народе оно получило название Дифенбункер — в честь премьер-министра.
Спрятанное под холмом строение, по расчётам своих создателей, было способно выдержать взрыв 5-мегатонной ядерной бомбы с расстояния менее 2 км. 115-метровый тоннель, ведущий ко входу в бункер, должен был погасить ударную волну. На четырёх этажах укрытия насчитывалось 350 комнат, среди которых были квартира премьер-министра, центр управления, аварийная телестудия, зал заседаний правительства, медпункт с операционной, банковское хранилище и множество жилых и технических помещений. Здесь могли укрыться 565 человек, а запасов воды, продуктов и предметов первой необходимости должно было хватить на месяц. По прямому назначению этим бункером так никто никогда и не воспользовался, а в 1994 году здесь открылся музей холодной войны, который помимо прочего рассказывает историю советского перебежчика Игоря Гузенко. Ежегодно музей посещает около 90 000 человек, а если нет возможности приехать в Канаду, по бункеру можно совершить виртуальную прогулку.
Дифенбункер был самым большим, но далеко не единственным ядерным укрытием, которое появилось в Канаде в 1950–1960-х годах. Всего таких объектов по стране насчитывается более 50, и все они в просторечии называются Дифенбункерами. Эти убежища строились в сельской местности, чтобы не привлекать к ним лишнего внимания, и были в основном двухэтажными. В них хранился определённый запас пищи и воды, а под их кровом могли находиться в течение нескольких недель десятки человек. Помимо Центральной экстренной штаб-квартиры правительства в Карпе существовали региональные штаб-квартиры, временные региональные бункеры, муниципальные и зональные штаб-квартиры — чем ниже был их статус, тем меньше человек они могли вмещать. Эти бункеры дополняла сеть наблюдательных пунктов, персонал которых должен был отслеживать местоположение взрыва, его мощность и интенсивность радиоактивных осадков, а также сеть радиостанций для оповещения о ядерном взрыве, которые находились в ведении Королевского корпуса связи. Все эти объекты в настоящий момент закрыты, ликвидированы либо проданы частным лицам.
Комментарии к данной статье отключены.