Десантные баржи «Дайхацу» стали неотъемлемой частью японского флота Второй мировой войны, своеобразной «визитной карточкой» десантных операций Японии. Однако эти средства были созданы вовсе не моряками, более того — в начале войны на Тихом океане Императорский флот применял их весьма ограниченно. Активное использование таких барж началось лишь со второй половины 1942 года. При этом использовались они, в основном, не для десантов, а для перевозки войск и снабжения там, где господство противника в воздухе делало рискованным применение других судов.
Первые десантные суда
Опыт Первой мировой войны показал необходимость иметь в составе флотов десантные средства, позволяющие быстро высаживать пехоту, её вооружение и снаряжение на необорудованное побережье. Подобные средства сразу же разделились на два типа: мореходные десантные суда, способные самостоятельно преодолеть путь от места погрузки до места высадки, и небольшие десантные катера, предназначенные для перевозки десанта с транспортов к берегу. Первые могли брать на борт тяжёлую технику вплоть до лёгких танков. Вторые были удобнее: их можно было принимать на шлюпбалки транспортов и даже боевых кораблей, что сокращало время перехода десанта морем.
В дальнейшем главной задачей конструкторов таких средств стало отыскание «золотой середины» между трудно сочетаемыми параметрами десантных судов: скоростью, мореходностью, вместительностью — и их ценой. Последняя определяла массовость производства, то есть масштабы использования. Именно из-за высокой стоимости мореходные десантные суда не получили распространения в межвоенный период. Ещё в ходе Галлиполийской операции 1915 года в Англии началось строительство десантных лихтеров типа «Х» нормальным водоизмещением 160 т с плоскодонным корпусом и откидывающейся аппарелью в носу. Один 60-сильный дизель типа «Болиндер» (либо два 40-сильных) обеспечивали этим судам скорость до 8 узлов, они могли совершать самостоятельные переходы по морю и на коротких расстояниях брать на борт до 500 солдат.
Всего до конца войны было построено 200 таких лихтеров, они успели принять участие в высадке в бухте Сувла. После 1918 года большинство из них было продано в частные руки или отправлено на слом. Не заинтересовали моряков и более крупные десантные суда типа российских «Эльпидифоров». Только в 1926 году британский флот начал проектирование меньших высадочных средств, первоначально обозначенных как лихтеры типа «Y», но позднее получивших обозначение «Motor Landing Craft» (MLC). Эти десантные суда весили по 16 т и могли принять на борт средний 12-тонный танк. Однако вплоть до начала Второй мировой войны было построено всего 9 таких корабликов.
Инициатива Императорской армии
Практически единственной страной, которая в межвоенное время всерьёз занималась десантно-высадочными средствами, оказалась Япония. При этом инициатором их разработки стал не флот, а сухопутная армия, транспортный департамент которой в 1924 году заказал разработку «большой моторной лодки» весом в 6 т, способной брать на борт до 60 солдат с оружием и развивать скорость не менее 8 узлов.
Десантная баржа типа «А» образца 1925 года (или «Тип 13» — по 13-му году эпохи Тайсё) выпускалась в небольших количествах. Она имела полную длину 13 м, 60-сильный дизель BMW, развитую ходовую рубку и надстройку над моторным отсеком.
С 1930 года на смену ей пришла баржа типа «B» («Тип 5» — по 5-му году эры Сёва) длиной 13,7 м, лишившаяся рубки, но получившая раскладную носовую аппарель из двух секций. Почти одновременно появилась баржа типа «C», обретшая характерную носовую часть с двумя килями — такая форма корпуса стала типичной для всех барж «Дайхацу». Наконец, в 1932 году появилась увеличенная баржа «D» (или «Тип 7») с усиленной аппарелью, способная принимать на борт два 12-тонных средних танка «Йи-Го» («Тип 89»).
Десантные баржи «Дайхацу» считались секретными — в частности, запрещалось использовать их фотографии в прессе. Однако они применялись во время японской высадки в Шанхае осенью 1937 года — здесь западными журналистами было сделано несколько фотографий таких барж, они попали в прессу и к спецслужбам других стран. Именно информация о «Дайхацу» побудила Корпус морской пехоты США в том же 1937 году заняться разработкой собственных 8-тонных десантных барж, получивших обозначение LCVP или «лодки Хиггинса».
Устройство и характеристики десантных барж типа «Дайхацу»
Тип «D» стал основным вариантом десантной баржи «Дайхацу». Он имел следующие характеристики:
- длина — 14,8 м;
- ширина — 3,4 м;
- осадка максимальная — 0,8 м;
- вес пустого судна — 9 т;
- максимальный вес — 21 т;
- двигатель — дизель 60 л.с.;
- скорость — 9 узлов в пустом состоянии, до 8 узлов при полной загрузке;
- экипаж — 12 человек;
- грузоподъёмность — до 70 солдат с вооружением либо до 12 т груза.
Судно имело плоскодонный металлический корпус с двойным дном, приподнятыми носовой и кормовой оконечностями — это давало барже не только характерный внешний вид, но и хорошую мореходность. Поскольку в носу не имелось верхней связи между бортами, их конструкцию пришлось делать усиленной. Зато отсутствие верхней перемычки позволило сократить длину аппарели и сделать её пологой. Палубы у баржи тоже не было, лишь в корме имелся закрытый двигательный отсек и защищённая легкой броней ходовая рубка, в которой с трудом помещалась пара человек. Высота корпуса от днища до края борта на миделе составляла всего 1,5 м, в оконечностях — 2,2 м. Внутренняя ширина баржи составляла 3,05 м.
Поскольку баржи «Дайхацу» строились в разное время на разных верфях и для разных ведомств, на практике их технические характеристики могли заметно различаться. В первую очередь это касалось двигателей: на баржах устанавливались разные моторы (в том числе бензиновые) мощностью от 40 до 150 л.с., соответственно менялась скорость и дальность плавания. Максимальная дальность достигала 100 миль, а неплохая мореходность позволяла «Дайхацу» совершать переходы в открытом море, чего не могли подобные суда остальных стран. С 1943 года на Соломоновых островах и архипелаге Бисмарка «Дайхацу» использовались в качестве основного средства переброски войск.
Кроме того, на судах менялись размеры и форма ходовой рубки: она могла быть больше или меньше, округлой или коробчатой формы, открытая или закрытая сзади. Сильно различался и состав вооружения. Первоначально для обороны от вражеских самолётов баржи получили по штату два 7,7-мм пулемёта, позднее они могли заменяться на один 13,2-мм пулемёт. Однако пулемётная тумба сильно мешала размещению солдат и груза, поэтому на большинстве барж вооружение снималось либо вообще не ставилось.
Благодаря простоте конструкции «Дайхацу» строились в огромных количествах. Всего с 1933 года и вплоть до конца войны было построено 4439 таких плавсредств — в том числе 1140 деревянных «Мокусей Дайхацу» в 1942-1945 годах. Они не имели ходовой рубки: открыто стоящая штурвальная колонка защищалась лишь броневой плитой спереди. Конструкция корпуса была упрощена, уменьшилась его седловатость. «Моку Дайхацу» выпускался в двух вариантах: «Модель 1» имела длину 14,6 м и порожнее водоизмещение 11 т, тогда как уменьшенная «Модель 2» была длиной всего 12,7 м.
Десантные катера «Сёхацу»
Одновременно с десантными баржами армия вела работу над «малой моторной лодкой» — десантным катером, известным как «Сёхацу». Массовое производство таких катеров (в вариантах «B» и «C») началось с 1931 года, а уже осенью 1938 года при высадке в заливе Биас на юге Китая было задействовано 210 «Сёхацу». Всего в ходе десантных операций в Китае числятся потерянными 19 «Сёхацу» — 7 типа «B» и 12 типа «C».
Такие катера имели длину 10,6 м, порожнее водоизмещение 4,4 т и керосиновый двигатель в 45 л.с. (позднее мощность выросла до 60 л.с.). Они могли брать на борт 35 солдат или 3,5 т груза, дальность хода достигала 60 миль. Катера изготовлялись из стали, не имели ни надстроек, ни палубы, ни аппарели. Их производство велось вплоть до конца войны, о количестве изготовленных катеров данных нет.
Армейские штурмовые транспорты — носители «Дайхацу»
Как уже говорилось выше, первоначально баржи «Дайхацу» проектировались и строились по заказу сухопутных войск. Японская армия пользовалась очень большой самостоятельностью и имела собственные морские силы, общая численность которых во время войны достигала 300 000 человек. Под контролем армии находилось до трети всего мобилизованного транспортного флота, ещё до войны армия заказывала себе собственные корабли (в первую очередь, транспортные).
В 1934 году для армии было заложено специальное десантное судно «Синсю-мару» — первый в мире штурмовой транспорт специальной постройки, предназначенный для быстрой выгрузки войск и техники на необорудованное побережье. При стандартном водоизмещении 9000 т и скорости до 19 узлов судно несло 29 десантных барж «Дайхацу» и 25 малых барж «Сёхацу», с помощью которых могло одномоментно высадить 2200 солдат, находящихся на борту. Баржи размещались внутри корпуса судна и могли выпускаться из затапливаемого ангара-дока через люки в бортах, либо спускались по наклонной аппарели в корме, либо выгружались через носовой люк с помощью большого крана. Во втором и третьем случаях затем они подводились к борту судна и загружались с помощью кран-балок. Вопреки распространённому мифу, гидросамолётов и катапульт на «Синсю-мару» не было, однако судно могло перевозить и разгружать самолёты.
«Синсю-мару» принял активное участие в «Китайском инциденте», как обтекаемо именовалась японская интервенция в Китай. В августе 1937 года он высаживал войска в Шанхае и в Тянцзине, в октябре следующего года участвовал в высадке 21-й армии на юге Китая к востоку от Гонконга. Тем не менее, к началу Второй мировой войны он оставался единственным в Японии судном подобного типа.
Только в 1941 году армия начала переоборудование строившихся судов гражданского образца в специальные армейские десантные транспорты, способные нести баржи «Дайхацу». Всего было построено девять таких судов водоизмещением от 8500 до 12 000 т. «Акицу-мару» и «Нигицу-мару» имели полётные палубы, но десантные баржи хранились на главной палубе и спускались за борт кранами. На «Маясан-мару» и «Тамацу-мару» часть барж хранилась на главной палубе, часть — в трюмах, последние спускались на воду с кормы по аппарелям через большой лацпорт.
Точно так же размещались баржи на транспортах меньшего размера «Кибицу-мару», «Хиуга-мару» и «Сетцу-мару». Но здесь кормовые лацпорты предназначались для барж «Току Дайхацу» увеличенного размера (длиной 17,6 м и стандартным водоизмещением 20 т) — они производились с 1943 года и предназначались для перевозки средних танков. На самом маленьком (всего 5656 т) транспорте «Такацу-мару» десантные баржи (включая две «Току Дайхацу») размещались на верхней палубе и спускались только с помощью кранов. Наконец, на авианесущем транспорте «Кумано-мару», вступившем в строй весной 1945 года, десантные баржи хранились в ангаре вместе с самолётами и могли спускаться на воду только с помощью кранов.
Флотские быстроходные транспорты — носители «Дайхацу»
Хотя Императорский флот участвовал в разработке десантных барж для армии, японских моряков поначалу они не очень заинтересовали. Судя по всему, их мореходность и дальность были признаны недостаточными. Лишь в 1941 году два старых эсминца 1-го класса «Симакадзе» и «Надакадзе» (типа «Минекадзе»), ранее переделанные в патрульные суда, были переоборудованы в быстроходные транспорты, оснащённые парой барж типа «Дайхацу». С кораблей сняли два из четырёх котлов, два из четырёх 120-мм орудий, торпедные аппараты и кормовые бомбосбрасыватели. Кормовая часть срезалась почти до уровня ватерлинии, на ней устанавливалась аппарель для спуска барж в воду. Такой корабль мог принимать на борт 250 десантников и развивать скорость порядка 25 узлов. Оба корабля были обозначены как патрульные суда №1 и №2.
Кроме того, в 1941-1942 годах в аналогичные быстроходные штурмовые суда были переоборудованы восемь бывших миноносцев 2-го класса типа «Моми», ранее тоже переделанных в патрульные суда. С них также снималось всё торпедное вооружение, кормовая 120-мм пушка и один котёл из трёх, в результате чего скорость уменьшилась до 18 узлов. Корабли могли принимать роту десантников (150 человек) и одну баржу «Дайхацу». Вместо имён они получили цифровые обозначения (от 32 до 39), при этом головное патрульное судно №31 (бывший миноносец «Кику») десантного оборудования не получило. Кроме того, по аналогичной схеме переоборудовали несколько трофейных эсминцев, из них №102 (бывший голландский «Банкерт») и №106 (бывший американский «Стюарт») тоже были оснащены баржами «Дайхацу».
Уже под конец войны, в 1944–1945 годах, на основе всё тех же миноносцев типа «Моми» для Императорского флота были построены 22 быстроходных десантных корабля типа «Т» (или типа «1» — Dai 1 Gō-gata Yusōkan) стандартным водоизмещением 1500 т, нёсших по четыре «Дайхацу», спускаемых в воду с кормы по специальным рельсам.
Транспорты-носители «Дайхацу» в десантных операциях начала войны
К декабрю 1941 года японские армия и флот имели в своём составе десять быстроходных десантных судов и один штурмовой транспорт. В январе 1942 года к ним прибавился второй штурмовой транспорт — «Акицу-мару», бывший пассажирский лайнер, стоявший на стапеле с 1939 года и в июне 1941 года реквизированный армией для переоборудования. Все эти корабли приняли активное участие в десантных операциях 1941-1942 годов на Филиппинах и в Голландской Ост-Индии:
- 8 декабря 1941 года патрульные суда №1 и №2 участвовали в высадке на островах Батанес к северу от Филиппин;
- 11 декабря 1941 года патрульные суда №32 и №33 участвовали в неудачной высадке на атолле Уэйк;
- 12 декабря 1941 года патрульные суда №34, №35 и №36 обеспечивали вторжение в Легаспи на Филиппинах;
- 20 декабря 1941 года патрульные суда №36 и №37 высаживали десант в Давао на юге Филиппин;
- 23 декабря 1941 года патрульные суда №32 и №33 обеспечивали повторную высадку на Уэйк, в ходе которой выбросились на берег и были потеряны;
- 24 декабря 1941 года патрульные суда №1 и №2 обеспечивали высадку в залив Ламон на востоке острова Лусон;
- 25 декабря 1941 года патрульные суда №36 и №37 высаживали десант на острове Холо архипелага Сулу (Южные Филиппины);
- 11 января 1942 года патрульные суда №1, №2 и №34 высаживали десант в Манадо на острове Целебес, а №36, №37 и №38 — на острове Таракан;
- 31 января 1942 года патрульные суда №34 и №39 высаживали десант на острове Амбон;
- 12 февраля 1942 года патрульные суда №1 и №2 высаживали десант в Макассаре на острове Целебес;
- 20 февраля 1942 года патрульные суда №1, №2 и №39 обеспечивали высадку в Купанге на острове Тимор;
- 1 марта 1942 года сразу пять патрульных судов (№34, №36, №37, №38 и №39) участвовали в большой высадке в Сурабае на востоке острова Ява;
- 31 марта 1942 года патрульные суда №34 и №36 обеспечили временный захват острова Рождества в Индийском океане.
Впрочем, далеко не все перечисленные суда оснащались баржами типа «Дайхацу». Возможно, причиной тому была нехватка подобных средств в составе военно-морских сил. Так, при высадке на Уэйк патрульные суда №32 и №33 для выгрузки десантников были вынуждены выбрасываться прямо на берег — при наличии высадочных средств без этого можно было бы обойтись.
«Синсю-мару» не участвовал в первом этапе перечисленных операций, занимаясь перевозкой частей 25-й армии в уже захваченный Таиланд. Лишь 18 февраля он вместе с «Акицу-мару» был включён в состав огромного конвоя из 56 транспортов для проведения операции «J» — высадки на Яве. На «Синсю-мару» находился командующий 16-й японской армией генерал-лейтенант Имамура Хитоси.
«Акицу-мару» входил в группу из 15 судов, высаживавших десант в Мераке. «Синсю-мару» разгружался в заливе Бантам. Для него эта операция обернулась неудачей: поздно вечером 27 февраля в транспорт угодила торпеда с крейсера «Могами», прошедшая мимо противника. «Синсю-мару» затонул на мелководье и был поднят только в сентябре 1942 года, а окончательно отремонтирован лишь год спустя.
В дальнейшем «Синсю-Мару», «Акаицу-мару» и другие штурмовые транспорты, вступившие в строй позднее, использовались только для перевозки войск и снаряжения. По некоторым данным, «Синсю-мару» принимал на борт до 7500 человек. Он был потоплен 3 февраля 1945 года в Тайваньском проливе — сначала получив торпеду с американской подлодки «Аспро» а затем пять бомб с палубных бомбардировщиков 38-й оперативной группы. На судне погибло 382 человека, в том числе 33 члена экипажа.
«Акицу-мару» погиб раньше: он был потоплен 15 ноября в Восточно-Китайском море торпедой с американской подлодки «Куинфиш», угодившей в кормовые погреба с боеприпасами, погибло 2246 моряков и солдат. Через два дня подлодка «Пайкьюда» потопила другой штурмовой транспорт, входивший в состав этого же конвоя HI-81 — «Маясан-мару», на нём погибло 3437 человек.
Боевое применение и модификации барж «Дайхацу»
В ходе высадок на Филиппинах, в Малайе и Голландской Ост-Индии японская армия активно использовала в качестве носителей «Дайхацу» (и «Сёхацу») обычные мобилизованные транспорты. Наиболее массовое применение этих десантных средств имело место во время высадки в Палембанге на острове Суматра. 14 февраля 1941 года передовой транспортный отряд Южного экспедиционного флота вице-адмирала Одзавы (8 транспортов в сопровождении лёгкого крейсера «Сендай») достиг гавани Мунток на острове Банка. С транспортов были спущены баржи «Дайхацу», часть десанта погрузилась на них, пересекла 20-мильный пролив Банка и утром следующего дня двинулась вверх по реке Муси. Поздно вечером 15 февраля морской десант на баржах достиг Палембанга, соединившись с воздушным десантом, высаженным здесь утром 14 февраля. Менее чем за сутки десантные баржи под атаками британской авиации преодолели свыше 60 миль. Эта воздушно-морская операция позволила японцам захватить нефтеперегонный завод в Пладжу практически неповреждённым.
Военно-морской флот начал использование барж «Дайхацу» позже, чем армия. Как уже упоминалось выше, к началу войны даже специально переоборудованные в качестве их носителей десантные корабли этих средств ещё не получили. Первоначально не имели их и вспомогательные транспорты флота: так, «Адзумасан-мару» получил три такие баржи только приказом от 24 января 1942 года, когда обеспечивал высадку в Рабауле. Позднее, 3-4 мая 1942 года, «Адзумасан-мару» использовал эти баржи при высадке в Тулаги.
Флот быстро наверстал упущенное, начав массово заказывать для себя баржи типа «Дайхацу» — иногда на тех же заводах и даже без уведомления армейских коллег. Это послужило поводом для конфликтов, в итоге промышленные мощности пришлось делить на паритетных началах.
Уже осенью 1942 года японский флот начал массово использовать баржи «Дайхацу». Они применялись в боях за Гуадалканал, а также на Новой Гвинее — при высадке в бухте Милн и для снабжения гарнизонов в Буне и Гоне. А с лета 1943 года они уже стали основным транспортным средством японского флота на Соломоновых островах.
Постепенно десантные баржи стали использоваться и в качестве лёгких канонерок. На некоторых из них просто устанавливали полевые орудия, другие оснащались пусковыми установками 200-мм ракет. Наконец, для обороны конвоев от вражеской авиации часть судов получили 25-мм автоматы, хотя это сокращало их грузовместимость. Кроме того, «Дайхацу» использовались в роли минных заградителей и даже импровизированных торпедных катеров — с двумя торпедами, установленными по бортам на бугельных держателях.
С 1943 года начались работы по созданию более мощной версии «Дайхацу», получившей название «Та-Ри» или «Тип 5». При водоизмещении в 30 т судно оснащалось двумя 150-сильными дизелями, имело два 25-мм зенитных автомата на приподнятых площадках и могло принимать на борт до 30 т груза. Однако этот корабль был построен только в одном экземпляре.
Источники и литература:
- Mark Stille. Imperial Japanese Navy Antisubmarine Escorts 1941-45. Oxford: Osprey Publishing, 2017
- Japanese Landing Craft of World War II. U. S. Naval Technical Mission to Japan Staff. Merriam Press, 1997
- Far Eastern Small Craft. ONI 208-J. Division of Naval Intelligence. March 1945
- Office of Naval Intelligence weekly bulletin, Vol. IV, No. 11. 14 March 1945. Report № 13-e (35)
- «Rekishi Gunzō». History of Pacific War. Vol.62. Ships of the Imperial Japanese Forces. Gakken (Japan). January 2008
- Ships of the World. Special issue. Vol.45. Escort Vessels of the Imperial Japanese Navy. Kaijinsha (Japan). February 1996
- The Maru Special. Japanese Naval Vessels. No.49. Japanese submarine chasers and patrol boats. Ushio Shobō (Japan). March 1981
- http://www3.plala.or.jp/takihome/vessel.htm
- http://www.tokusetsukansen.jpn.org/J/A117/index.htm
- https://forum.warthunder.com
- http://www.combinedfleet.com
Комментарии к данной статье отключены.