Корабли типа Minekaze являются не только первыми эскадренными миноносцами Императорского флота, разработанными и построенными в Японии, но и служат примером японской прагматичности. В отличие от своих союзников и противников, также располагавших значительным количеством устаревших эсминцев второго поколения, японцы своевременно провели модернизацию этих боевых единиц, превратив их во вполне боеспособные противолодочные корабли второго эшелона. Эскадренные миноносцы типа Minekaze не снискали победных лавров на просторах Тихого океана, но явились важным этапом в истории японского кораблестроения
Первый образец торпеды был разработан в 1866 году англичанином Робертом Уайтхэдом, проживавшим в Австро-Венгрии и работавшим директором на Технических заводах в Фиуме. Несмотря на скромные характеристики (дальность плавания торпеды образца 1866 года составляла всего 200 м при скорости в 6 узлов), новое оружие, названное в честь изобретателя «миной Уайтхэда», заинтересовало руководителей ведущих флотов мира. Окончательное решение о массовом принятии торпед на вооружение в Великобритании, Италии, Германии и России было принято после событий русско-турецкой войны 1877–78 годов – 15 января 1878 года турецкий сторожевой корабль затонул в течение двух минут после попадания «самодвижущейся мины» (вероятно, речь идёт о «мине Уайтхэда» образца 1871 года с дальностью плавания в 600 м и массой боевой части в 30 кг). Появление нового оружия потребовало создания новых кораблей-носителей.
«Истребитель миноносцев» или «эскадренный миноносец»?
Первым миноносцем принято считать британский Lighting, вступивший в строй в мае 1877 года. Поначалу эти корабли рассматривались как средство береговой обороны, но уже в 1884 году ведущие флоты Европы начали размещать заказы на строительство миноносцев дальнего плавания (другое название – «морские миноносцы») – более крупных боевых единиц, предназначенных для совместных действий с большими артиллерийскими кораблями далеко от баз. Потенциальная угроза «морских миноносцев» оценивалась столь высоко, что уже в феврале 1892 года на английской верфи Yarrow начинается строительство специальных кораблей для борьбы с ними. Авторство идеи создания нового типа кораблей, получившего название Destroyer (англ. – «истребитель»), приписывается будущему «отцу» дредноутов 3-му морскому лорду контр-адмиралу Джону А. Фишеру. Основной задачей «истребителей» являлось уничтожение миноносцев противника, вспомогательной – атака вражеских кораблей торпедами.
Дебют торпедного оружия в полномасштабных морских сражениях русско-японской войны оказался далеко не впечатляющим. В ночь с 23 на 24 июня 1904 года японские миноносцы выпустили по русской эскадре тридцать пять торпед (все мимо цели), в ночь с 10 на 11 августа – сорок четыре торпеды (снова безрезультатно). Несколько сгладили это разочарование результаты Цусимской битвы: выпущено четырнадцать торпед, попали в цель – шесть, потоплено три корабля. Неоднозначными были и результаты знаменитой атаки японских миноносцев на Порт-Артур в ночь с 26 на 27 января (8–9 февраля) 1904 года. С одной стороны, были выведены из строя русские броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер Паллада, с другой – «несмотря на идеальные условия для внезапной торпедной атаки», из шестнадцати торпед в цель попали всего три.
Оценив результаты русско-японской войны, ведущие страны мира приступили к разработке нового типа торпедных кораблей. В британском флоте они сохранили название «истребителей», но более точно их назначение отражали названия, принятые в германском и российском флотах («дивизионные» и «эскадренные» миноносцы соответственно). Эскадренные миноносцы (сокращённо – эсминцы) первого поколения представляли собой своеобразный гибрид морского миноносца и «истребителя» – увеличенный в размерах корабль с мощным торпедным вооружением и значительно усиленной артиллерией, состоявшей из трёх-четырёх орудий калибра 76–102 мм. Задачами эсминцев являлись торпедные атаки вражеских кораблей, защита собственной эскадры от миноносцев противника и ведение разведки.
Поворотным событием в развитии нового класса кораблей стали события 22 сентября 1914 года, когда сразу три английских крейсера (Hogue, Aboukir и Cressy) были потоплены немецкой подводной лодкой в проливе Ла-Манш. После этого эсминцы стали использоваться для противолодочной обороны как корабли, наиболее пригодные для этой цели (из имевшихся). В ходе Первой мировой войны функции эсминцев существенно расширились – их стали использовать и для эскортирования конвоев (в том числе, для организации противолодочного и противовоздушного прикрытия), и в роли тральщиков, идущих впереди эскадры, и в качестве минных заградителей. Корабли времён Первой мировой войны принято считать вторым поколением эсминцев. Их основным оружием продолжали оставаться торпеды, артиллерийское вооружение рассматривалось в качестве вспомогательного, но количество и калибр артсистем неуклонно росли (чаще всего на корабле располагалось четыре-шесть орудий калибра 102–120 мм), а зенитное вооружение, по меркам 30–40-х годов, носило скорее «декоративный» характер (два-три пулемёта или одна-две пушки).
Третье поколение эсминцев своим появлением обязано усилиям ведущих мировых держав по ограничению морских вооружений. После заключения Вашингтонского соглашения от 6 февраля 1922 года, устанавливавшего ограничения по размерам линейных кораблей и авианосцев и их предельному суммарному тоннажу, правительства США, Великобритании, Японии, Франции и Италии подписали Лондонский договор от 22 апреля 1930 года, налагавший ограничения на лёгкие силы флотов. Основное влияние на создание нового поколения эскадренных миноносцев оказали установленные Лондонским договором квоты на строительство лёгких крейсеров – желание «сэкономить» тоннаж лёгких крейсеров породило доктрину об использовании в качестве лидеров эсминцев нового типа. В соответствии с Лондонским договором устанавливались и предельные квоты на суммарный тоннаж эсминцев (по 152 400 т – для США и Великобритании; 107 188 т – для Японии; для Франции и Италии пределы не устанавливались), а также их размеры (максимальное стандартное водоизмещение эсминца не должно было превышать 1880 т, а калибр его артиллерии – 5,1 дюйма (130 мм). Желание получить относительно мощный корабль в условиях ограничений по водоизмещению и калибру артиллерии заставили конструкторов увеличить количество орудий за счёт сокращения торпедного вооружения. В итоге основным вооружением эсминцев третьего поколения стала артиллерия (по четыре-шесть орудий калибра 120–130 мм), кроме того, с учётом возросшей роли авиации, существенно усилили ПВО новых кораблей (по четыре-пять орудий и автоматов калибра 37–76 мм). Возрастающая роль авиации и субмарин уже в 1935 году привела к закладке четвёртого поколения эсминцев, по сути, представлявших собой крупные эскортные корабли с развитым противолодочным и зенитным вооружением, способные при случае атаковать противника торпедами.
Тип |
Tribal |
W |
Duncan |
Javelin |
---|---|---|---|---|
Год закладки головного корабля |
1907 |
1917 |
1931 |
1938 |
Водоизмещение, т |
855–1027 |
1325 |
1360 |
1690 |
Торпедное вооружение |
Два 457-мм аппарата |
Два трёхтрубных 533-мм аппарата |
Один четырёхтрубный 533-мм аппарат |
Два пятитрубных 533-мм аппарата |
Артиллерийское вооружение |
Два 102-мм или три 76-мм орудия |
Четыре 120-мм орудия |
Четыре 120-мм орудия |
Шесть 120-мм орудий |
Зенитное вооружение |
Отсутствует |
Одно 76-мм или два 40-мм орудия |
Одно 76-мм, шесть 40-мм орудий и 6 пулемётов |
Одно счетверённое 40-мм орудие и два счетверённых 12,7-мм пулемёта |
Скорость, узлов |
33 |
34 |
35,8 |
36 |
Развитие военной мысли значительно опережало темпы строительства новых кораблей, в результате чего во Второй мировой войне, наряду с эсминцами третьего и четвёртого поколений, активное участие приняли морально устаревшие, но всё ещё многочисленные эсминцы второго поколения. Одними из этих ветеранов были японские эсминцы типа Minekaze.
Комментарии к данной статье отключены.