Весной 1942 года противостояние в водах Северной Арктики с каждым днём становилось все более ожесточённым. Этому способствовали как наступление полярного лета, так и увеличение объёмов поставок Союзниками военных грузов в СССР, и соответствующее увеличение численности немецких ВВС и ВМС в Северной Норвегии для противодействия судоходству Союзников в северных водах. Одно из самых известных сражений разыгралось 1–2 мая 1942 года когда группа немецких эсминцев вышла на перехват конвоя следовавшего из советских портов в Исландию.
Конвои выходят в море
26 апреля 1942 года началась операция по проводке очередной пары Полярных конвоев (PQ-15 и QP-11). В этот день из Хваль-фьорда (Исландия) в Советское Заполярье вышли 26 судов конвоя PQ-15.
13 транспортов конвоя QP-11 (коммодор — кэптен У. Лоуренс на «Бриарвуде») вышел из Кольского залива в 13:00 28 апреля. Непосредственное охранение состояло из эсминцев «Бульдог» (флагман командира охранения коммандера М. Ричмонда), «Форсайт», «Форестер», «Бигль», «Амазон» и «Беверли», четырёх корветов и траулера «Лорд Миддлтон». В зоне ответственности советского Северного флота конвой сопровождали советские эсминцы «Сокрушительный» и «Гремящий», а также британские тральщики 6-й флотилии «Харриер» (флаг коммандера Э. Хинтона), «Хуссар», «Госсамер» и «Нигер». Все перечисленные силы присоединились к судам в 15:00, сформировав походный ордер.
Лёгкий крейсер «Эдинбург» (флаг командующего 18-й эскадрой крейсеров контр-адмирала С. Бонэм-Картера) вышел из Ваенги в 21:00 и присоединился к конвою в 03:40 следующего дня. В бомбовом погребе крейсера находился спецгруз — 93 ящика с 5535,6 кг золота в 465 слитках стоимостью 6 227 000 долларов. По одной из версий, их корабль должен был доставить в США в качестве оплаты СССР за военные поставки, по другой — они предназначались Великобритании.
По опыту противодействия предыдущим конвоям немцы предполагали их трёхнедельную периодичность, и с конца апреля проводили интенсивную воздушную разведку маршрута Исландия — остров Медвежий. В 16:15 28 апреля PQ-15 был обнаружен восточнее Исландии. Поскольку теперь ожидался выход и встречного конвоя, Адмирал Северного Ледовитого океана) вице-адмирал Шмундт приступил к развёртыванию группы «Штраухриттер» из семи подводных лодок (U-88, U-251, U-405, U-436, U-456, U-589 и U-703).
Главной целью был PQ-15 — его планировалось атаковать не позднее 2 мая в районе острова Медвежий. Конвой QP-11 был обнаружен немецкой воздушной разведкой в 08:00 29 апреля. U-88 капитан-лейтенанта Х. Бохмана установила с ним контакт после полуночи 30 апреля. Информация об этом была доведена до остальных лодок группы. Оказалось, что против конвоя, кроме лодки Бохмана, могут действовать только U-251, U-436, U-456 и U-589. Бохман следовал за идущим зигзагом конвоем, непрерывно докладывая об изменениях его курса.
«Нордмеер» идёт по следу
В 19:45 U-456 капитан-лейтенанта Макса-Мартина Тайхерта отправила в штаб следующее сообщение:
«16:18. Два попадания во вражеский крейсер типа «Белфаст», квадрат АС5519, дистанция 1000 метров, глубина 4. На корабле сильный пожар. Имеет крен. Повторная атака невозможна из-за волнения на море и запотевания перископа. Через 30 минут после атаки появились вражеские эсминцы».
В 20:25 вице-адмирал Шмундт получил это сообщение и решил, что группа «Нордмеер» должна добить повреждённый корабль. Эсминцы Z-7 «Герман Шёман» (флаг командира группы и 6-й флотилии капитана цур зее А. Шульце-Хинрикса, командир корветтен-капитан Г. Виттиг), Z-24 (корветтен-капитан М. Зальцведель) и Z-25 (корветтен-капитан Х. Петерс) покинули Киркенес в 01:00 1 мая. Сначала они следовали в район нахождения подбитого крейсера, указанный в последнем сообщении Тайхерта. Однако ещё в 00:13 пришла радиограмма от U-589 о местоположении конвоя в 23:10, поэтому в 02:22 Шульце-Хинриксу послали приказ идти на конвой.
В это время QP-11 находился под постоянным наблюдением двух немецких подводных лодок, но они не могли подобраться к судам из-за действий эскорта. В 13:00 1 мая конвой следовал со скоростью 8 узлов четырьмя колоннами курсом 275°. Эсминцы «Амазон» и «Бигль» находились соответственно на правом и левом флангах конвоя, «Бульдог» и «Беверли» — справа и слева впереди внешних колонн, а корвет «Сноуфлейк» и «Лорд Миддлтон» шли позади ордера; остальные корветы составляли ближнее охранение.
В 13:15 «Сноуфлейк» зафиксировал радарный контакт в 9 милях по пеленгу 175°. В 13:27 корвет сообщил уже о «трёх контактах, одном большом и двух маленьких, в 6 милях по пеленгу 185°, скорость 19 узлов». В 13:44 «Беверли» сообщил о радарном контакте с тремя неопознанными кораблями в 4 милях по пеленгу 210°. Почти одновременно с мостика «Бигля» заметили «три тени», идентифицировав их как «эсминцы»; видимость из-за снежных зарядов составляла 2-10 миль. Эсминцы и «Сноуфлейк» немедленно увеличили скорость и стали ставить дымовую завесу по левому борту конвоя. Получив сообщение от «Беверли», Ричмонд пошёл на соединение и в 13:54 отдал приказ: «Все эсминцы ко мне!». Конвой вместе с корветами повернул на 40° вправо, а эсминцы прикрыли его дымовой завесой. В 14:00 колонна англичан в порядке «Бульдог», «Бигль», «Амазон» и «Беверли» устремилась курсом 230° со скоростью 28 узлов. В 14:07, когда немецкие эсминцы находились в 10000 ярдов, «Бульдог» открыл огонь…
«Шёман», Z-24 и Z-25 вышли на конвой в 13:38, когда «был замечен вражеский эсминец». В 13:45 было «замечено много теней». В 13:54 немцы, следовавшие в направлении головы конвоя северо-западным курсом, повернули на курс 70°, а в 13:57 довернули на курс 30°. Огонь был открыт немедленно вслед за англичанами в 14:05 (немецкая хронология), а в 14:07 Z-25 и Z-24 «c 12 000 м выпустили пять торпед в конвой», причём у первого из трёх выпущенных торпед из труб вышла только одна. На «Бульдоге» проходящие по корме немецкие торпеды заметили в 14:12.
В 14:08 флагманский «Бульдог», разворачиваясь на параллельный противнику курс, выпустил по немцам 4 торпеды. В 14:09 акустики Z-24 услышали шум приближающихся торпед, и немцы начали отворачивать. В 14:11 стрельба прекратилась, спустя минуту Шульце-Хинрикс увеличил скорость до 31 узла, а в 14:14 медленно повернул на восток; контакт был потерян. Ричмонд в 14:15 направился к конвою ставить дымовую завесу. Из его кораблей пострадал только «Амазон», который был несколько раз накрыт; трое членов экипажа получили тяжелые и восемь легкие осколочные ранения от близких разрывов.
Во время сражения эсминцев конвой продолжал идти своим курсом среди дрейфующих льдин. «Внезапно среди судов взорвались две торпеды, попав в льдины», а третья в 14:28 попала в левый борт в районе машинного отделения груженого лесом советского парохода «Циолковский» (2847 т). Судно затонуло кормой вперед в течение 2-3 минут. 14 членов экипажа были спасены «Лордом Миддлтоном», но после 30 минут поисков траулер получил приказ прервать спасательную операцию и следовать на соединение с конвоем, так что остальные находившиеся в воде люди подобраны не были и погибли.
Между тем, уже в немцы 14:19 развернулись на курс 270°, а после 14:23 легли на курс 310° — на сближение с конвоем. В 14:38 он был обнаружен. В это время эсминцы охранения находились южнее конвоя. В 14:37 «Амазон» заметил противника по пеленгу 175° и в 14:39 с 12000 ярдов открыл огонь; к нему почти немедленно присоединились и остальные эсминцы. В 14:41 британцы двинулись на вражеское соединение, после чего в 14:44 немцы отвернули. На этот раз «Амазон» пострадал более основательно. Первый залп лёг в 350 метрах от корабля, но уже следующий потряс корабль — получив попадание в рулевую рубку, он потерял управление и на 28 узлах вылетел из строя (это попадание зафиксировал в своём журнале Z-25).
Лейтенант-коммандер Роупер был ранен, но продолжал командовать кораблем. Управление быстро восстановили, так что «Амазон» не вышел из боя. Затем еще один снаряд поразил корабль в верхнюю палубу; артиллерийский дальномер был уничтожен. По окончанию перестрелки Ричмонд распорядился «Амазону» занять место в конце боевой линии эсминцев позади «Беверли». В 14:50 Ричмонд вернулся на свою позицию по левому борту от конвоя. Конвой в это время двигался между льдов, так что эсминцам для поддержания контакта пришлось держаться открытой воды, чтобы сохранять свободу маневра.
Противник долго не заставил себя ждать. В 15:55 «Лорд Миддлтон» доложил: «Враг по пеленгу 140°». В 15:58 немцы находились в 6 милях от конвоя по пеленгу 115°. Прикрыв конвой дымовой завесой, британские эсминцы двинулись ему навстречу. Перестрелка началась в 16:00. На этот раз под накрытия попал головной «Бульдог», но он отделался осколочными пробоинами. В 16:09-16:10 стрельба прекратилась — немецкие корабли отвернули на юг, прикрывшись дымовой завесой. Британские эсминцы повернули к конвою, но вскоре обнаружили, что немцы следуют за ними! Одного залпа «Бульдога» хватило, чтобы в 16:20 враг снова отвернул; так как дистанция была слишком большая, немцы, поняв, что их заметили, даже не открывали ответный огонь. В это время конвой растянулся посреди льдов на 7 миль — чтобы укрыть конвой от противника, коммодор Лоуренс повел суда через обнаруженный проход во льдах.
Тем временем немецкие эсминцы снова пошли на сближение с конвоем — в 16:32 «Сноуфлейк» радаром засек противника в 10 милях по пеленгу 146°. Ричмонд прикрыл конвой дымовой завесой и повернул в этом направлении. Огонь был открыт в 16:57-16:58. После 7-минутной перестрелки немцы отвернули, прикрывшись дымом; англичане вернулись к конвою. В 17:25 снова было замечено приближение противника. Эсминцы Ричмонда пошли на сближение. Огонь был открыт в 17:36, но уже в 17:42 прекращен — немцы опять отвернули и начали отход курсом 110°. Англичане несколько минут преследовали их, пока те не скрылись в дымовой завесе.
В 18:30 Ричмонд занял позицию на предполагаемом направлении нового нападения и держался на ней в течение трех часов, в то время как конвой пробивался сквозь льды. Только в 21:55, когда суда вышли на чистую воду, британские эсминцы возобновили их эскортирование, а Ричмонд отправил Бонэм-Картеру сообщение об отражении нападения и отходу противника в его направлении. Бой завершился. Из кораблей охранения наиболее сильно пострадал «Амазон», четверо членов его экипажа погибли и 14 были ранены. «Бульдог» и «Бигль» получили осколочные пробоины, не повлиявшие на их боеспособность. Ричмонд и Роупер за этот бой были награждены «Орденом за выдающиеся заслуги».
Разорвав контакт, Шульце-Хинрикс сообщил адмиралу Шмундту о бесперспективности атак конвоя в условиях, когда мешают льды, указал на расход «от 1/3 до 2/3 боезапаса» и доложил о своем намерении двигаться в сторону крейсера. В 19:00 пришел ответ — если до 20:00 не будет подходящего случая для решительной атаки конвоя, переключаться на «Эдинбург». После этого Группа «Нордмеер» направилась в сторону крейсера.
Последний бой «Эдинбурга»
Шульце-Хинрикс на 21 узле следовал на юго-восток. Он был расстроен неудачным боем с конвоем и собирался быстро расправиться с крейсером. В 05:07 он радировал: «Намереваюсь атаковать с севера. Лодкам атаковать после 08:00». В 05:45 немецкие эсминцы заметили извилистый нефтяной след. После того, как в 06:05 они легли на курс 180º, скорость была снижена до 17 узлов.
Ко времени подхода Группы Нордмеер возле крейсера находились эсминцы «Форестер» и «Форсайт» из охранения конвоя OP-11, а также прибывшие к полуночи 2 мая из Кольского залива тральщики 6-й флотилии коммандера Хинтона «Харриер», «Хуссар» и «Госсамер», советский СКР «Рубин» и буксир №22. Так что немцам предстояло сражение с целой флотилией. В 06:17 Z-25 по пеленгу 240º заметил «тень по правому борту» и немедленно доложил об этом флагману. Получив сообщение об «одном корабле по правому борту», Шульце-Хинрикс в 06:21 повернул на курс 240º, увеличив скорость до 21 узла. В 06:27 с «Шёмана» по пеленгу 220º на расстоянии 13 км увидели «крейсер и 3 эсминца» и в это же время с приблизительно 4 миль «эсминец типа «Трайбл» (тральщик «Хуссар») открыл по немцам огонь. Немецкие эсминцы развернулись на курс 270º и вступили с ним в бой левым бортом (Z-25 не стрелял, так как не видел противника из-за снежного заряда). Затем «Шёман» лег на курс 210º, одновременно увеличив скорость до 24 узлов. В 06:34 Шульце-Хинрикс по УКВ дал приказ по Группе: «Боевой разворот на (курс) 230º. Стрелять торпедами», а в 06:37 приказал повернуть на курс 270º, но остальные эсминцы, видимо, последние приказы не приняли и сближение с «Эдинбургом» «Шёман» выполнял в одиночку.
За 36 часов с момента начала буксировки «Эдинбург» прошел около 60 миль. В 06:27 все союзные боевые корабли, кроме «Госсамера» циркулировали в ордере ПЛО вокруг крейсера, когда «Хуссар», находившийся севернее его, по пеленгу 10º заметил корабли. «Хуссар» открыл огонь из своей 4-дюймовки и тут же попал под накрытия. Уклоняясь от обстрела, тральщик повернул на запад. С первыми выстрелами с «Харриера», находившегося южнее крейсера, по пеленгу 45º заметили «эсминец типа Z». Тральщик на 14 узлах немедленно пошёл на сближение и в 06:35 открыл огонь с 4 миль; радар корабля тут же вышел из строя из-за сотрясений от собственных выстрелов. Немцы взяли под обстрел новую цель — через несколько минут снаряды 4-орудийного залпа легли в 500 ярдах от «Харриера», другой залп накрыл бак, а следующий упал прямо за кормой тральщика, но прямых попаданий не было. Хинтон выполнил маневр уклонения и снова на несколько минут вступил в перестрелку с «тремя немецкими эсминцами, то и дело появляющимися из снежных зарядов и дымовых завес». «Харриер» и «Хуссар» стреляли до 06:52, после чего начали отход к крейсеру.
Едва началась канонада, буксирные концы «Эдинбурга» были немедленно отданы. «Рубин» остался у правого борта крейсера, «Госсамер» у левого, а буксир удалился в юго-восточном направлении. Неуправляемый «Эдинбург» принялся описывать широкую циркуляцию влево на 8 узлах — кэптен Фолкнер зная, что маневрирование машинами бесполезно, решил таким образом усложнить противнику прицеливание. На «Эдинбурге» пригодными к действиям была вся 102-мм артиллерия и возвышенные башни ГК «В» и «Х». Условия стрельбы для наводчиков были не из лучших из-за циркуляции корабля и плохой видимости. Так как система централизованной стрельбы была выведена из строя, огнем башни «Х» управлял артиллерийский офицер, а башней «В» — сам Фолкнер, который с мостика голосом передавал данные для стрельбы командиру башни лейтенанту Хау/R.M.Howe.
На «Эдинбурге» в 06:36 заметили появившийся из снежного заряда «Шёман» и тут же открыли огонь башней «В»; крейсер в этот момент находился носом к цели. Три 152-мм снаряда первого залпа легли с перелетом в 100 ярдов по корме эсминца. Тот начал отворачивать, увеличивая скорость до 31 узла, но через минуту два снаряда второго залпа (третий упал с недолетом 40 ярдов) попали в оба машинных отделения. Обе турбины остановились, электропитание исчезло, корабль окутался дымом, накренился на правый борт и потерял ход. «Шёман» выпустил 4 торпеды залпом из носового аппарата, но из труб вышла только одна, да и та прошла мимо (дистанция до цели составляла 7800 м). Командир эсминца корветтен-капитан Генрих Виттиг дал распоряжение приготовиться к оставлению корабля, когда появились два английских эсминца.
Едва началась стрельба, «Форсайт» на 24 узлах устремился в ее направлении курсом 30º. «Форестер», находившийся в 3 милях западнее, на 30 узлах поспешил вслед за ним. В 06:36 «Форсайт» в 10000 ярдов заметил вражеский эсминец — это был Z-24. Через 4 минуты, когда дистанция сократилась до 8000 ярдов, коммандер Солтер/J.S.C.Salter открыл по Z-24 огонь и повернул на восток, чтобы стрелять всем бортом. C 06:40 до 06:48 «Форсайт» перестреливался с тремя немецкими эсминцами, скрывавшимися в снежных зарядах и дымовых завесах, на дистанциях 6000-8000 ярдов, после чего повернул в направлении крейсера. «Форестер» в это время шел в северном направлении и стрелял только носовыми орудиями.
Z-25 заметил, что флагман подбит, в 06:39. В 06:41 он и Z-24 «повернули для встречного боя правым бортом», чтобы прикрыть «Шёман» с юга, а в 06:45 Z-25 открыл, наконец, огонь правым бортом с 12–9,5 км по крайнему правому «в линии из не менее четырех эсминцев» (тральщику «Харриер»). В 06:48 Z-25 заметил «Эдинбург» и через две минуты «с 9,5 км» выпустил в него 3 торпеды (еще одна не вышла из трубы). Отворачивая после торпедного залпа с одновременной постановкой дымовой завесы для прикрытия флагмана, Z-25 в 06:52 заметил в 5 км «одиночный эсминец» и обстрелял его из кормовых орудий, отмечая множество попаданий, после которых тот потерял ход.
Это был «Форестер». В 06:50, разворачивась вправо, он выпустил в Z-25 3 торпеды (4-я не вышла из аппарата) и хотел последовать за «Форсайтом», но тут же получил попадание в котельное отделение №1. Затем последовало еще два — в орудие «В», выведшее его из строя (смертельное ранение получил командир корабля лейтенант-коммандер Хаддарт) и в орудие «Х», разбившее его казенную часть. В 06:53 эсминец остановился, 12 членов его экипажа было убито и 9 ранено. В этот момент две торпеды Z-25, направленные в «Эдинбург», прошли за кормой. Пытаясь прикрыть свой терпящий бедствие корабль, англичане сбросили дымовые шашки. Командование «Форестером» принял на себя первый помощник лейтенант Д.Битмид. Из единственного уцелевшего орудия он принялся обстреливать «Герман Шёман», находившийся в трёх милях к северу и другие немецкие эсминцы, появлявшиеся в поле видимости; в 06:56 Z-25 получил снаряд в радиорубку с 4 убитыми и 6 ранеными членами экипажа. Заметив, что «Форестер» подбит и под обстрелом, «Форсайт» устремился на помощь. «Форсайт» приблизился до полумили, в 07:00 повернул на восток и принялся обстреливать один из немецких эсминцев.
Поразив вражеского флагмана, крейсер затем главным калибром обстреливал появлявшиеся в поле видимости немецкие корабли. В 06:52, когда крейсер на втором витке циркуляции оказался максимально близко к противнику, в 2,5 милях по правому борту были замечены идущие в его направлении две торпеды. Учитывая траекторию циркуляции «Эдинбурга», предполагалось, что торпеды пройдут у него за кормой, но корабль терял скорость. Когда увидели подходившие «4 торпеды», стало ясно, что две пройдут за кормой, одна перед носом, а еще одна поразит корабль, и уклониться нет возможности. Согласно отчета Фолкнера, одна из торпед Z-25 попала в левый борт крейсера «между 86 и 108 шпангоутами» в 07:02.
В 07:05 Z-24 заметил «Эдинбург» и выпустил в него 4 торпеды, но все они прошли мимо цели. В это же время «Форсайт» снова повернул на запад, увидел «Форестер» в крайне бедственном положении и двинулся между ним и противником, оттягивая огонь на себя. Однако, при этом «Форсайт» в 07:10 получил попадание в правый борт над ватерлинией, а в 07:12 еще один снаряд попал в тот же борт в ватерлинию, из-за чего были затоплены кормовой артиллерийский погреб и прилегающие помещения; корабль получил крен в 12,5º на правый борт…
В 07:10 Шульце-Хинрикс считая, что спасательная миссия обернется катастрофой, дал по УКВ приказ: «Эсминцам уходить, «Шёман» придется бросить». Однако дымы и вялая стрельба крейсера переменили его мнение. Между тем, в 07:15 Z-24 сигнализировал Z-25, что попытается подойти к флагману для снятия экипажа, а тот должен прикрывать его огнем. После этого Z-25 занялся прикрытием действий Z-24 с юга и юго-востока, ставя дымовые завесы дымовыми буями и выпуская черный дым из трубы.
В 07:14 с «Форсайта» заметили появившиеся из дыма и мглы два вражеских эсминца. Коммандер Солтер развернулся, чтобы сократить дистанцию с противником и через 4 минуты левым бортом выпустил торпедный залп в «Германа Шёмана» (торпеды не попали в цель). После этого «Форсайт» немедленно попал под обстрел с 4000 ярдов, отвернул и, увеличивая ход до полного, пытался скрыться в дымовой завесе, но в 07:24 получил 3-е попадание — в котел №3, из-за которого остановился с одним действующим орудием, 8 убитыми и 11 ранеными членами экипажа.
Таким образом, все крупные корабли англичан были обездвижены, а два немецких эсминца оставались полностью боеспособными. Но «Эдинбург», несмотря на третье торпедное попадание и увеличивающийся крен, продолжал стрелять башней В.
В 07:35 дал ход «Форестер». Немцы открыли по нему огонь (Z-25 «вступил в бой с 3 эсминцами в 8 км по правому борту» в 07:38) и англичанин, отстреливаясь, пошёл зигзагом на половинной скорости в направлении крейсера. Немецкие корабли, маневрируя, скрылись в дыму, но через несколько минут появились снова и принялись обстреливать обездвиженный «Форсайт». «Форестер» пришел на помощь товарищу, повернул между ним и противником и в 07:55 «Форсайт» скрылся в поставленной им плотной дымовой завесе. Z-25, прекративший стрелять в 07:53, отметил, что «один вражеский эсминец тяжело поврежден, а второй пытается стать у его борта».
К 07:30 немецкий флагман получил от английских эсминцев 3-4 попадания 120-мм снарядов. «Шёман» отбивался одиночными выстрелами, а в 06:48 (или 06:58) с 4 км безуспешно выпустил четыре торпеды в цель, опонанную как эсминец типа «Трайбл».
Около 08:00 Z-24, стреляя до последнего момента, подошел к подбитому эсминцу. Корабли сошлись бак к баку и нескольким членам экипажа «Шёмана» удалось перебраться на Z-24, но волны и ветер заставили эсминцы разойтись. Z-25, ставивший завесу, «был обстрелян врагом из края завесы» и с 08:07 отстреливался, пока противник не замолчал. Новый заход немецких эсминцев в 08:15 оказался удачным, при этом они снова стреляли до последнего момента. На этот раз Z-24 снял с «Шёмана» большую часть экипажа, в том числе всех раненых, после чего эсминцы начали отход. Оставшегося для взрыва корабля инженера затем снял катер.
В 08:28 на «Шёмане» сработали подрывные заряды (две глубинные бомбы), и в 08:30 море поглотило его. На катере и плотах оставались еще 56 человек, которых позже в тот же день подобрала U-88. О потере флагмана и прекращении боя Шульце-Хинрикс доложил еще в 08:20, едва перебравшись на Z-24.
В 08:40 немцы, отходя курсом 230º, дали 31 узел. В 08:50 Шульце-Хинрикс радировал: «1 вражеский ЭМ обездвижен в квадрате АС5941», а в 09:30 еще одну: «Иду с Z-24 и Z-25, командиром и примерно 200 членами команды «Шёмана» на борту. У «Шёмана» попадания в обе машины при атаке ЭМ. Z-25 попадание в радиорубку. Предполагаю, что ЭМ израсходовали боеприпасы» (на самом деле Z-25 расстрелял 2 мая только 200 снарядов). В 16:00 Z-24 и Z-25 вошли в Киркенес и до 23:20 принимали боеприпасы и топливо. Потери немцев в ходе двухдневного сражения составили один эсминец, 8 убитых и 45 раненых на «Шёмане» и 4 убитых и 7 раненых на Z-25.
Торпеда немецкого эсминца попала в середину крейсера в левый борт почти напротив первой от U-456. Корабль сразу получил крен в 12° на левый борт, который продолжал увеличиваться. Некоторые помещения в районе взрыва заполнились водой, перемешанной с нефтью. Из-за затопления погреба замолчала башня Х, а затопление котельного отделения А вынудило Фолкнера остановить машины и отдать приказ об эвакуации персонала машинных и котельных отделений. В 07:10 «Эдинбург» окончательно потерял ход. Бонэм-Картер приказал двум тральщикам заняться спасением экипажа. «Госаммер» подошел сразу к правому борту крейсера, а в 07:20 к левому борту подошел «Харриер»; «Хуссар» поставил дымовую завесу. Тральщики должны были принять и разместить 45 раненых, в основном носилочных, и более 800 человек экипажа «Эдинбурга» и пассажиров.
440 человек перебрались на «Госсамер», на котором разместилась и его доля раненых. Артиллерия крейсера замолчала в 07:49, когда крен достиг 17º. В 08:00 была дана команда оставить корабль. Оставшиеся члены экипажа, адмирал и командир крейсера перешли на «Харриер», который принял в общей сложности 350 человек; на тральщике был поднят импровизированный флаг Бонэм-Картера — флаг Красного Креста с дорисованными краской двумя красными шарами. При отходе от борта крейсера «Харриер» столкнулся с «Рубином», получив незначительные повреждения.
Так как не было заметно, чтобы «Эдинбург» погружался, Бонэм-Картер приказал Хинтону ускорить этот процесс. Сначала «Харриер» безрезультатно выпустил в упор в ватерлинию крейсера 24 полубронебойных 102-мм снаряда. Затем тральщик сбросил под борт крейсера выставленные на минимальную глубину две серии глубинных бомб. Хотя одна взорвалась прямо под целью, на «Эдинбург» это не произвело никакого эффекта. Адмирал уже собирался вернуть на борт часть экипажа, когда появился «Форсайт»…
В 08:15 «Форсайту» удалось восстановить ход, запустив левую машину от котла №1. В 08:20, вообразив, что немцы пошли на сближение, британские эсминцы возобновили пальбу, записав в свой актив «срыв атаки противника». В 08:30 «Форсайт» взял курс на Полярный.
Когда с «Харриера» коммандера Солтера запросили: «Есть ли хоть одна торпеда?», тот ответил: «Одна» (та самая, которая ранее дала осечку). Тогда адмирал приказал ему оставшейся торпедой потопить «Эдинбург». Она была выпущена с 1500 ярдов и попала в левый борт крейсера в район второй трубы, но взрыв последовал только через две минуты. После этого, уже четвертого попадания, «Эдинбург» погрузился кормой в течение двух минут и скрылся под водой в 08:52.
Сражение завершилось. «Эдинбург» покоился на дне Баренцева моря. Потери среди экипажей составили: на «Эдинбурге» — 57 погибших и 23 раненых, соответственно 13 и 9 на «Форестере» и 4 и 11 — на «Форсайте».
Все время с момента торпедирования «Эдинбурга» U-456 преследовала крейсер, пытаясь его добить, но сопровождавшие его эсминцы были начеку, так что Тайхерту пришлось ограничиться сообщениями о его местонахождении, курсе и составе охранения. В вечером 1 мая ему сообщили, что подход своих эсминцев ожидается в 06:00 (2 мая) и U-456, после того, как они отвлекут на себя вражеское охранение, должна будет добить крейсер. Однако по ходу боя U-456 на 40-метровой глубине отстаивалась рядом с крейсером и уже в 09:00 потихоньку покинула район боя, не будучи замеченной находившимися рядом 2 вражескими эсминцами. 4 мая лодка отшвартовалась в Киркенесе.
19 декабря 1943 года Макс-Мартин Тайхерт получил за «Эдинбург» Рыцарский крест, но уже только посмертно.
Автор выражает большую благодарность Игорю Борисенко за помощь в работе над статьёй и предоставленные эксклюзивные материалы.
Комментарии к данной статье отключены.