Рейнхард Хардеген является одним из известнейших подводников Второй мировой войны. Он отправил на дно более 110 000 брт и прославился как главный герой операции «Паукеншлаг», проводимой подводными силами кригсмарине у побережья США в 1942 году. За свои успехи подводный ас был награждён Рыцарским крестом и Дубовыми листьями к нему. Однако в первое время карьера Хардегена была весьма извилистой. Ещё перед началом службы на подлодках он стал жертвой авиакатастрофы, серьёзно подорвавшей его здоровье. Лишь волею случая офицер смог попасть в подводники и получить под командование субмарину U 147. В первом походе Хардегену предстояло доказать, что он способен эффективно командовать субмариной и добиваться результатов. Будущий подводный ас провёл его «со скрипом», подтвердив поговорку про первый блин, который всегда выходит комом.
С небес под воду
1 апреля 1933 года двадцатилетний Рейнхард Хардеген начал службу в военно-морских силах Германии, став кандидатом на получение офицерского звания. Окончив военно-морское училище Мюрвика, молодой курсант связал карьеру с морской авиацией. 1 октября 1935 года оберфенрих цур зее Хардеген начал обучение в лётной школе Варнемюнде. Однако перед самым выпуском произошла катастрофа: 19 сентября 1936 года самолёт «Юнкерс» W 33 при взлёте с аэродрома Киль-Холтенау задел водонапорную башню и рухнул на землю. Находившийся в нём Хардеген угодил в больницу с травмами внутренних органов и тяжелейшим переломом правой ноги.
Лечение продолжалось полгода. Звание лейтенанта Хардегену было присвоено, когда он ещё лежал на больничной койке. Молодой организм взял своё, и офицер вернулся в морскую авиацию. Катастрофа оставила на память о себе небольшую хромоту: правая нога будущего известного подводника стала короче левой.
В 1939 году, после подчинения морской авиации Герингу, Хардегена перевели служить на подводные лодки. Молодой офицер смог получить это назначение, даже несмотря на проблемы со здоровьем. Оказалось, что его медицинские документы постоянно высылались с задержкой, поэтому сначала Хардеген получал должность или переводился на новое место, а только потом туда приходила справка о его физических ограничениях.
С ноября 1939 по август 1940 года Хардеген осваивал азы подводного плавания и проходил разные курсы обучения, в том числе и командиров субмарин. 19 августа он в качестве офицера-стажёра получил назначение на U 124 Вильгельма Шульца. На «Эдельвейсбоот» он совершил два похода в Атлантику, получив нужный практический опыт. После этого командование подводными силами сочло Хардегена достойным возглавить экипаж подлодки, и он стал командиром U 147 — новенькой субмарины II серии. 11 декабря 1940 года Хардеген принял лодку у верфи в Киле и поднял на ней флаг. В качестве эмблемы он выбрал летящую рыбу, символизировавшую его карьеру в авиации и подводных силах.
Лёд, дырки и Норвегия
В этот период подводной войны кригсмарине нуждались в боевых субмаринах, поэтому на прохождение курса подготовки U 147 получила только два месяца. 1 февраля 1941 года лодка вошла в состав 3-й боевой подводной флотилии. 9–11 февраля «двойка» совершила переход по каналу кайзера Вильгельма из Киля к острову Гельголанд. Лёд в канале как следует намял ей бока, повредив внешние топливные цистерны в булях. Из-за этого Хардегену пришлось задержаться в Куксхафене на ремонт. U 147 пришла на базу Гельголанда лишь вечером 11 февраля.
Сутки ушли на тестовые погружения, чтобы проверить крепость сваренных швов на местах повреждений. Обсудив с Дёницем по телефону сложившуюся ситуацию, Хардеген запланировал выход в море на следующий день. U 147 покинула Гельголанд вместе с U 69 Йоста Метцлера и кораблями эскорта лишь в 15:15 13 февраля. Расставшись с кораблями сопровождения в назначенной точке, обе лодки продолжили переход в Норвегию самостоятельно.
Путь до Бергена прошёл спокойно, и незадолго до полуночи 16 февраля «двойка» прибыла в норвежский порт. Утром следующего дня Хардеген провёл ещё одно пробное погружение. Обе внешние цистерны с топливом текли. Их детальное изучение выявило халтурную работу сварщиков. Вернувшись в порт, лодка была вынуждена временно передать топливо на немецкое судно, чтобы провести новые сварные работы. Ремонт продлился до вечера 21 февраля. Устранив неисправности, после полуночи U 147 вышла из Бергена в свой первый боевой поход.
Блуждание в океане
Обогнув Шетландские острова, Хардеген решил провести разведку у гавани Скапа-Флоу. Подойдя к проливу Пентленд-Ферт с запада, он устроил там световое шоу. Вечером 24 февраля U 147 выпустила 30 осветительных снарядов и светила прожекторами в направлении Скапа-Флоу. Но, как отметил в журнале боевых действий командир «двойки», в проливе никакого движения не было. Развернув лодку на север, Хардеген ушёл из этого района и начал охоту на суда противника западнее Шетландских островов.
Море штормило. В течении двух суток «двойка» вместо английских судов и конвоев видела одни лишь дрейфующие мины и сторожевые корабли. Днём 27 февраля шторм утих, но на горизонте не было ни дымка. Тогда Хардеген решил сменить позицию и отвести свою лодку к мысу Бат-оф-Льюис (Внешние Гебридские острова). Отойти на юг ему помешало сообщение из штаба Дёница: на севере, в квадрате АМ 2221, дрейфовало несколько повреждённых штормом судов. Хардеген отправился туда, надеясь, что погода позволит ему стрелять торпедами.
Блуждание в океане оказалось бесцельным. Прибыв в указанный квадрат, лодка целей не обнаружила. Задор командира U 147 угас. Перед полуночью 2 марта он записал:
«Это воскресенье принесло нам горькие разочарования, на которых нам приходится учиться. В течение 1 недели мы не видели ничего, кроме самолётов и кораблей ПЛО. Последние три дня погода настолько плохая, что использование (торпедного — прим. авт.) оружия было бы невозможно».
Однако вскоре пессимизм Хардегена сменился жаждой действий. В 8 часов утра 2 марта на горизонте показались мачты большого парохода. Уже рассвело, поэтому сближаться с целью в надводном положении означало обнаружить себя. И всё же Хардеген решил рискнуть. Он дал самый полный ход дизелями, идя на встречу цели. Рассматривая её в бинокль, командир «двойки» опознал современный теплоход типа «Дорсет» тоннажем в 10 900 брт.
Сначала Хардегену везло. На теплоходе лодку не видели в упор, поэтому она смогла подойти на 600 м и в 08:16 произвести торпедный выстрел. Далее произошло невероятное: торпеда прошла мимо, а «англичанин», заметив лодку, взял резко вправо. Оказавшись за его кормой, немцы заметили на ней орудие. U 147 быстро погрузилась, чтобы не быть обстрелянной с 300 м. Оправдывая себя, Хардеген отметил в журнале:
«Едва ли можно поверить, что на таком малом расстоянии торпеда не попала, и этот 11 000-тонник утёк сквозь пальцы. Скорость (судна — прим. авт.) была, вероятно, оценена неверно, его поворот стал решающим. Если бы он пришёл на полчаса раньше».
Досаду командира лодки можно понять: судьба подарила ему потрясающий шанс, а он его упустил. Впрочем, Хардеген начал горевать слишком рано — в то воскресенье испытания для него не кончились.
«Этот подлец всё испортил»
В 09:09 лодка всплыла, но теплохода уже не было. Преследовать его не имело смысла — «двойка» всё равно не смогла бы догнать судно. Однако совсем скоро, в 09:20, немцы заметили столб дыма. Это оказался сухогруз в 5000 брт. Судно шло полным ходом, и медленной U 147 было бы не просто его обогнать. Хардеген рассчитывал, что это произойдет около 15:00, а с наступлением сумерек он сможет спокойно напасть на свою цель. Но в разгар погони лодка обнаружила ещё один пароход: в 15:32 верхняя вахта заметила облако дыма, а затем в окулярах биноклей показались мачта и дымовая труба нового судна.
Хардеген оказался перед дилеммой: какую цель преследовать? Он выбрал первую, так как вторая показалась ему меньше:
«Я считаю его паровым траулером. Если на нём не зевали, то с него должны были нас заметить. Нам пришлось рискнуть. Я так старался (удержать контакт с первым пароходом — прим. авт.), а теперь этот подлец всё испортил. Я начал сближаться с пароходом. Всё шло нормально, как вдруг меньшее судно повернуло и пошло на меня полным ходом. Похоже, что это сторожевик (…) Стреляет, собака! События ускоряются. Снаряд падает в 50 метрах за кормой точно в нашей струе. Столб воды желтовато-зелёный. Я и не подозревал, что он так может».
В 15:51 «двойка» погрузилась, уклоняясь от обстрела. Хардеген хотел уйти на 35 м, но тут через выхлопной клинкет правого дизеля стала поступать вода. Дизельный отсек затопило, а лодка потяжелела на пять тонн. Во время погружения подводники потеряли над ней контроль, и стремительное падение вниз удалось остановить только на глубине 65 м. Откачать воду из отсека было нельзя, потому что водозаборники обеих осушительных помп в его трюме забились. Правый дизель вышел из строя. Но электромоторы работали, поэтому лодка начала всплывать ходом. Сторожевик подводников не беспокоил:
«К нашему удивлению, атаки глубинными бомбами не было. Мы бы её не пережили. Так как вода всё прибывала, а откачивать её мы не могли, пришлось всплывать».
В 16:42 лодка появилась на поверхности. Транспорт дрейфовал неподалёку, а рядом с ним находился сторожевик. В воздухе кружил самолёт. Задраив выхлопной клинкет и проверив его герметичность, Хардеген опять ушёл под воду. В 16:58 субмарина снова всплыла, намереваясь завершить начатое. «Купец» и траулер продолжали стоять на месте, а самолёт улетел. U 147 попыталась с ними сблизиться, идя на левом дизеле и правом электромоторе. К сожалению немцев, дистанцию до цели сократить не удалось. Тогда Хардеген решил оставить пароход в покое:
«Похоже, сторожевик выполняет роль тральщика при пароходе. Кроме того, мы приблизились к запретной зоне в квадрате АМ34. Приходится отойти. Прощание с целью далось нам трудно, ведь мы так славно на неё охотились. Но зато мы натренировались в поддержании контакта».
Первый успех
В 18:02 «двойка» погрузилась для перезарядки торпедного аппарата. К этому времени ремонт выхлопного коллектора правого дизеля был завершён: там открутился болт, в результате чего выпал шпиндель и клинкет потерял герметичность. Правый дизель всё ещё не работал. В 21:55 субмарина всплыла, и вскоре подводники заметили тень прямо по курсу. Используя левый дизель и правый электромотор, Хардеген начал сближаться с тенью, которая оказалась большим пароходом. Упустить его было нельзя.
По команде поднявшегося на мостик вахтенного офицера торпедисты изготовили к стрельбе торпедные аппараты. Далее события развивались следующим образом:
«22:15. На этот раз он от нас не уйдёт. Луна за ним, мы в тёмной части горизонта. Когда дистанция сокращается до 400 метров, стреляем. G7a, угол встречи торпеды с целью 80°. Оба двигателя полный назад. Через 28 секунд попадание под носовым грузовым люком. Очень сильная детонация. Осколки падают рядом с лодкой так, что я сначала даже подумал, что это он стреляет по нам. Но он тонет носом. Через 60 секунд его уже нет. Я оценил его в 8000 брт. Среди обломков и перевёрнутых шлюпок плавают люди. Название мы не поняли. Говорят, тоннаж парохода был 9000 брт, он был сильно загружен, курс 170°, судя по иллюстрациям торговых судов, похож на «Пешавар». Очень длинный. Новый курс 320°. Воскресенье всё никак не закончится».
На самом деле жертвой атаки U 147 стало норвежское судно «Аугвальд» (4811 брт). Имея на борту около 7000 т груза (сталь и тракторы), этот пароход пересекал Атлантику в ордере конвоя НХ-109. Из-за плохой погоды «норвежец» 1 марта отстал от конвоя, а на следующий день его торпедировала U 147. Экипаж судна состоял из тридцати человек, включая капитана Рольфа Свенсена.
Как следует из журнала боевых действий лодки, часть норвежцев уцелела после гибели «Аугвальда», и немцы опросили их на предмет названия, тоннажа и груза парохода. После ухода U 147 моряки остались плавать на обломках и плотах. Никто из них не выжил, кроме матроса Расмуса Колстё. В момент торпедирования он находился на мостике судна, после взрыва прыгнул за борт и чуть не погиб, когда корабль уходил под воду. Колстё сумел найти спасательный плотик и забраться на него. Норвежец слышал крики о помощи своих товарищей, но не мог управлять плотом в одиночку. Колстё дрейфовал в океане одиннадцать суток, а 14 марта его подобрал английский корвет «Пимпернел», сопровождавший конвой ОВ-296.
Почему же Хардеген не помог выжившим с «Аугвальда»? В своей книге об операции «Паукеншлаг» американский историк Майкл Гэннон писал, что Хардеген, опросив спасшихся, пожелал им удачи — это всё, что он мог для них сделать. Субмарина была небольшого размера, а Хардегену запрещалось пытаться спасти выживших. Вероятно, под этим запретом имелся ввиду приказ Дёница за номером 154, не разрешавший командирам подлодок оказывать помощь морякам с потопленных судов. Хардеген рассчитывал, что норвежцев подберёт какое-нибудь судно или они смогут добраться до берега сами, хотя и понимал, что это маловероятно.
Страдания Хардегена
Первый успех поднял боевой дух экипажа «двойки». У подводников оставалось ещё три торпеды, и они лелеяли надежду, что дальше их ждет удача. Но у фортуны на этот счёт были свои планы.
Рано утром 3 марта верхняя вахта U 147 прозевала большой теплоход. Он на высокой скорости пересёк курс лодки за кормой, но кормовой сигнальщик не заметил его вовремя. Позже, в 10:07, Хардеген обнаружил другое судно — пароход, над которым кружил самолёт. Погрузившись, U 147 пыталась сблизиться с ним, чтобы атаковать. Это было непростой задачей: пароход шёл на высокой скорости, а море было спокойным. В таких условиях было опасно поднимать перископ, не демаскируя себя. И всё же Хардеген сократил дистанцию до цели до 1000 м и выпустил торпеду. Промах. По мнению командира «двойки», он переоценил скорость парохода:
«Определённая нами скорость оказалась завышенной. Если он в действительности шёл на 10 узлах, то промах был неизбежен. Урок усвоен. Никогда не атаковать из подводного положения. Я не могу гоняться за пароходами, как могут это делать большие лодки. С моей малой скоростью я могу полагаться только на удачу».
Следующий шанс выпал Хардегену рано утром 4 марта. В 04:00 он заметил теплоход в 7000 брт. Условия для нападения в надводном положении были выгодными: лодка сближалась с целью, укрываясь в дождевом шквале. Подобравшись к судну на 300 м, она выпустила торпеду:
«04:05. Торпеда должна была попасть. Мы были так близко, что в УЗО была видна только часть парохода. Ничего не произошло».
Оказалось, что при подготовке к атаке в счётно-решающий прибор был введён неверный угол встречи торпеды с целью. Однако с учётом малого расстояния эта ошибка могла и не быть причиной промаха. Пока Хардеген ломал голову, почему его «угорь» ушёл «в молоко», с мостика сообщили о новой цели.
«04:19. За кормой большая длинная тень. Очень плоская. Сначала я принимаю её за военный корабль. Идеальная позиция для атаки. Моя последняя торпеда в аппарате, должна попасть. Я замечаю две низкие трубы — большой быстроходный пассажирский пароход. Определяю скорость цели в 17 узлов. Тень очень большая и длинная. Мы окончательно идентифицировали его как «Британник» или «Джордж» Кунард Лайн в 27 000 тонн. Идёт в метрополию. Наверняка полон солдат. Жаль, у нас нет больше торпед для залпа, но одной должно хватить. Сближаюсь менее чем до 500 метров. Плохо, что угол цели уже 100 градусов. Несмотря на это, вахтенный офицер наводит по передней трубе, так как мы думаем, что эти пароходы в действительности ходят по 18 узлов. Имея 228 метров в длину, цель настолько огромна, что надо очень постараться, чтобы промазать, а я считаю наши расчёты верными. И снова ничего не происходит. Мы можем только смотреть, как прямо под нашим носом этот исполин уходит в Англию».
Хардеген страшно разозлился. Совсем недавно он вкусил сладость первой победы — и вдруг такой конфуз. Его состояние хорошо передаёт запись в журнале, в которой офицер выразил свои эмоции по поводу случившегося:
«Вероятно, неполадки с электроторпедой. Что именно — непонятно. От таких вещей легко впасть в уныние, ведь никогда раньше у малой лодки не было такого шанса. Встретить пять пароходов общим тоннажем в 60 000 тонн всего за двое суток, выйти в атаку, но потопить всего один на 9000 тонн и тот посредством G7a, проведшей 12 дней в аппарате. Ложусь на курс 320° и отсылаю радиосообщение в штаб».
Ошибки и выводы
Расстреляв все торпеды, U 147 стала возвращаться на базу. Через неделю, в полдень 12 марта, лодка пришла в Киль. Хардеген доложил Дёницу о результатах похода. Командующий подводными силами согласился, что они могли быть куда лучше, если бы сработали все торпеды. Учитывая подобные инциденты с другими лодками, Карл Дёниц отметил, что «некоторые промахи в беспроигрышных ситуациях могут быть отнесены на счёт технических неполадок». Однако командующий понимал, что списывать неудачи Хардегена только на торпеды было бы неправильно. Он скептически отнёсся к некоторым выводам командира U 147, указав ему следующее:
«2) Урок, заученный командиром из событий 3 марта: «никогда не атаковать из-под воды», является неверным посылом. Нужно уметь стрелять и из подводного положения, а также нельзя упускать возможность атаковать днём, если нет уверенности, что не будет противодействия или контакт не будет потерян до наступления ночи.
3) Похоже, у командира есть тенденция к занижению дистанции. Придётся проверять себя».
В своём первом походе U 147 не столкнулась с какими-либо серьёзными трудностями. Согласно её журналу боевых действий, Хардеген не встретил противодействия со стороны противника. «Двойка» несколько раз уклонялась погружением от самолётов, а её единственным столкновением с противолодочным кораблём стал инцидент с траулером днём 2 марта 1941 года, причём английский корабль лодку не преследовал.
Хардеген не проявил упорства в охоте на суда противника, списав свою вялость на недостаточную скорость субмарины. Любопытно, что несколько раз он в упор стрелял в цели, по которым было трудно промахнуться. Безусловно, неудачи можно списать на дефектные торпеды. Однако Дёниц не поверил, что во всём виноваты неисправные «угри», и указал на неумение командира лодки верно определять элементы движения цели.
Хардеген совершал стандартные ошибки, свойственные неопытному командиру в его первом походе. Определённо, не потопи он «Аугвальд», командующий мог бы снять его с должности за отсутствие должной агрессии, настойчивости и стремления к выполнению поставленной задачи. Потопление норвежского судна стало для Хардегена счастливым билетом на большую субмарину. Очевидно, Дёниц понял, что молодой командир не лишён таланта и нужно дать ему возможность проявить себя. Став командиром U 123, большой подлодки типа IXB, Рейнхард Хардеген добился успеха и вошёл в плеяду немецких подводных асов Второй мировой.
Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому и Дмитрию Пескину за помощь в работе над статьёй
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Gannon, M. Operation Drumbeat / М. Gannon. — New York: Harper Perennial, 1991.
- Hogel, G. Embleme, Wappen, Malings Deutscher U-boote 1935—1945 / G. Hogel. — Hamburg: Koehler Verlag, 2001.
- Rohwer, J. Axis Submarine Successes of World War Two / J. Rohwer. — Annapolis, 1999.
- Rose, O. U 751: Triumph und Tragödie eines deutschen U-Bootes / О. Rose. — Inning am Ammersee, Vowinckel Verlag, 2002.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — HMSO, London, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://warsailors.com
Комментарии к данной статье отключены.