Считается, что на протяжении Второй мировой войны Гитлер любил повторять, что располагает консервативной и реакционной армией, приверженным традициям монархии флотом и национал-социалистическими военно-воздушными силами. Так ли это, вряд ли сейчас кто-то возьмётся утверждать наверняка, но следует признать: в послевоенных необъявленных соревнованиях на звание самого антинацистского рода войск вермахта кригсмарине вырвались далеко вперёд, а вот люфтваффе с персонажами типа Ганса-Ульриха Руделя вряд ли могли рассчитывать на снисхождение в ходе денацификации. Тем не менее были и случаи, которыми могли гордиться и бывшие подчинённые Германа Геринга. Один из них произошёл в 1940 году, в самый разгар Битвы за Британию.
В ходе кампании во Франции истребительная эскадра JG 53 показала себя как одно из лучших соединений люфтваффе — с 10 мая по 25 июня 1940 года её лётчики добавили к 73 победам «странной войны» ещё 197. При этом больше всех отличилась группа III./JG 53, причём из 98 её майских и июньских заявок 25 пришлись на счёт её командира гауптмана Вернера Мёльдерса. Последнюю неделю июня и весь июль JG 53 выполняла задачи ПВО в небе Бретани, однако англичане в небе над северо-западом Франции фактически не появлялись, и потому начальная фаза Битвы за Британию прошла для «Мессершмиттов» с пиковыми тузами на капотах без побед и потерь.
В бои над Англией JG 53 бросили с 8 августа — в этот же день командир группы II./JG 53 гауптман Гюнтер фон Мальцан (Günther von Maltzahn) сбил «Спитфайр» над побережьем графства Дорсет. Накануне ввода в бой «пиковых тузов» ожидало большое потрясение: их гордую эмблему по приказу рейхсмаршала Геринга закрасили, а в качестве знака быстрой идентификации вокруг носовой части фюзеляжа нанесли красное кольцо шириной 25 см. Считается, что таким образом командование люфтваффе пыталось запутать англичан, имитируя прибытие на фронт свежесформированного соединения, в то время как пиковый туз был уже слишком известен, но выглядит такое объяснение не слишком убедительно.
Гораздо более интересной следует признать другую версию. С января 1940 года «пиковыми тузами» командовал потомок мекленбургского и мейссенского дворянства подполковник Ганс-Юрген фон Крамон-Таубадель (Hans-Jürgen Erdmann von Cramon-Taubadel), который имел сомнительное счастье в 1933 году сочетаться браком с дочерью видного правительственного чиновника и дипломата, посла Германии в Аргентине и наполовину еврея Генриха фон Кауфмана-Ассера (Heinrich Jakob Emil Robert von Kaufmann-Asser). Пришедшие в том же году к власти нацисты быстро отправили посла в отставку, а вот про его дочь Виолу фон Крамон-Таубадель до поры до времени забыли.
Летом 1940 года Геринг якобы узнал о браке подполковника фон Крамон-Таубаделя с расово неполноценной женщиной, и приказал ему развестись. До исполнения приказа предписывалось убрать с капотов истребителей JG 53 эмблемы в виде пикового туза и нанести вместо них упомянутые выше полосы, которые тут же получили прозвище «кольца позора» (по другим данным, приказано было только убрать эмблемы, а вот красные полосы уже нанесли по инициативе лётчиков).
Какова бы ни была причина исчезновения эмблемы в виде пикового туза, среди лётчиков эскадры приказ вызвал негодование — судя по всему, им было не только жаль своей эмблемы, но и командира эскадры. Апофеозом протеста стал приказ нового командира группы III./JG 53 гауптмана Вольфа-Дитриха Вильке (Wolf-Dietrich Wilcke) — сменив 13 августа 1940 года в должности сбитого накануне гауптмана Харро Хардера (Harro Harder), он распорядился закрасить свастики на килях истребителей группы!
«Малярное противостояние» длилось весь август и сентябрь, пока 30-го числа подполковника фон Крамона-Таубаделя в должности коммодора JG 53 не сменил майор Гюнтер фон Мальцан. С этого момента не желавший разводиться подполковник занимал штабные должности в тылу и медвежьих углах вроде Норвегии и Финляндии. Дожали до развода его уже в 1944 году. Полковник Ганс-Юрген фон Крамон-Таубадель пережил войну, как и его бывшая супруга Виола фон Крамон-Таубадель. «Пиковые тузы» вернулись на капоты истребителей JG 53 20 ноября 1940 года и остались там до конца войны — новый командир эскадры удачно сумел воспользоваться тем, что его подчинённые одержали к тому моменту юбилейную 500-ю победу.
Комментарии к данной статье отключены.