Уничтожение вражеских самолётов огнём стрелкового оружия не было необычным с момента появления боевой авиации — так, в 1918 году, скорее всего, именно меткая пулемётная очередь с земли поставила точку в карьере лучшего воздушного аса Первой мировой войны Манфреда фон Рихтгофена. К началу Второй мировой самолёты стали гораздо быстрее, получили серьёзную броню, а их огневая мощь наводила вражеского пехотинца на мысль, что лучше спрятаться, чем сопротивляться. Однако и тогда случаи поражения пехотой низколетящих штурмовиков, истребителей-бомбардировщиков, транспортных и связных самолётов не были редкостью, хотя и оставались, скорее, делом везения, нежели мастерства.
Именно потому, что пехотинец с личным оружием мог рассчитывать на успех лишь в случае большой удачи, учреждение лично указом Гитлера от 12 января 1945 года специального нарукавного знака за уничтожение низколетящих самолётов из личного оружия (Tieffliegervernichtungsabzeichen) вызывает большое удивление. Судя по всему, это стало лишь призрачной попыткой введением нового знака отличия поднять слабеющий боевой дух солдат вермахта или отчаянным способом хоть как-то улучшить борьбу с многочисленными штурмовиками Ил-2, «Тайфунами» и «Тандерболтами» в условиях фактического разгрома люфтваффе и недостаточного производства зенитной артиллерии малого калибра.
Как бы то ни было, «тиффлигерфернихтунгсабцайхен» должен был стать аналогом существовавшего уже три года знака за личное уничтожение вражеского танка. Они имел те же две степени (серебряную за один самолёт и золотую за пять), тот же вид полоски серебряного или золотого галуна размерами около 90×30 мм с чёрной 3-мм окантовкой по краям и укреплённым с помощью отгибающихся усиков чернёным или золочёным латунным падающим самолётиком.
Для того чтобы пришить на правое плечо нашивку, необходимо было в период с 22 июня 1941 года сбить врага из стрелкового оружия калибром менее 20 мм в одиночку, а вот при групповом уничтожении знак уже не полагался. Вероятно, поэтому, а также потому, что при виде атакующего штурмовика гораздо проще было упасть на землю, чем проявлять героизм, — этим самолёт выгодно отличался от танка, — по непроверенным источникам известно лишь о 16 случаях награждения серебряным знаком. Тех, кто настрелял пять штурмовиков на золотую нашивку, судя по всему, не было вообще.
Комментарии к данной статье отключены.