21 февраля 1916 года началось одно из крупнейших сражений Первой мировой войны — битва при Вердене. За десять месяцев в нём поучаствовало около 4 млн человек. Для их снабжения, доставки к месту сражения и эвакуации раненых требовалась надёжная инфраструктура. Уже к концу 1914 года германские войска блокировали железнодорожные коммуникации на подступах к Вердену, и в распоряжении французов оставались лишь узкоколейка и небольшая автомобильная дорога, связывавшая Верден и Бар-ле-Дюк — главный город департамент Мёз. Ещё задолго до начала сражения власти позаботились о том, чтобы увеличить её пропускную способность. Вдоль дороги появились карьеры, в которых добывали щебень, а трудовые батальоны занимались тем, что расширяли её и поддерживали в надлежащем состоянии. В 1915 году дорога шириной 7 м обеспечивала беспрерывное автомобильное сообщение в двух направлениях.
Предусмотрительность французских властей оказалась как нельзя кстати. Во время битвы именно эта дорога протяжённостью 57,2 км снабжала Верден продуктами, боеприпасами, техникой и живой силой. Она получила поэтическое название Священный путь — аллюзия на Via Sacra в Древнем Риме, по которой проходили триумфальные шествия. Вдоль дороги дежурило множество ремонтных бригад, которые оперативно убирали вышедший из строя автомобиль с дороги, чтобы он не препятствовал движению, и возвращали его в строй. Раненых отправляли в тыл преимущественно по узкоколейке. В ходе битвы 8000 грузовых автомобилей совершали рейсы между Верденом и Бар-ле-Дюком, перевозя 90 000 человек и 50 000 т различных грузов в неделю. С марта по июнь 1916 года ежемесячный оборот по Священному пути превышал 500 000 т грузов и 400 000 человек.
В 1922 году президент Франции Раймон Пуанкаре торжественно открыл памятный знак на Священном пути. Эта автодорога, с 2006 года носящая название RD 1916 (Route Départementale — департаментная дорога) используется и в наши дни, а в посёлке Мулен-Брюле, последней точке на Священном пути перед Верденом, в 1960-х годах был возведён обелиск, на барельефах вокруг которого изображены перевозящие людей и боеприпасы грузовики, ремонтные бригады и солдаты, возвращающиеся с фронта.
Комментарии к данной статье отключены.