• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    40

    Римский триумф

    • до XX века
    • античность
    • Древний Рим
    Алексей Козленко
    28 June '21

    Высшей почестью, которой мог удостоиться римский военачальник за одержанную над врагом победу, было право праздновать триумф. Корни этого обычая уходят в давнее прошлое Рима. Прежде чем стать торжественной церемонией, триумф являлся религиозным обрядом. Проходя под триумфальной аркой, возвращавшееся из похода войско очищалось от крови, пролитой им на войне. Въезжавший в город на колеснице военачальник, облачённый в триумфальную одежду, на время церемонии становился земным воплощением Юпитера Капитолийского. Со времён основания Рима и до конца эпохи Республики было отпраздновано более двухсот триумфов, а после учреждения принципата это право монополизировал император.

    Происхождение триумфа

    Первым триумфатором в римской исторической традиции считается основатель города Ромул, который одержал победу над ценинским царём Акроном, убил его самого на поединке, а снятые с противника доспехи посвятил Юпитеру. По словам Плутарха,

    «чтобы сделать свой обет как можно более угодным Юпитеру и доставить приятное и радостное зрелище согражданам, Ромул срубил у себя в лагере огромный дуб, обтесав его наподобие трофея, потом приладил и повесил в строгом порядке все части оружия Акрона, а сам нарядно оделся и украсил распущенные волосы лавровым венком. Взвалив трофей на правое плечо и поддерживая его в прямом положении, он затянул победный пеан и двинулся впереди войска, в полном вооружении следовавшего за ним, а граждане встречали их, ликуя и восхищаясь. Это шествие было началом и образцом дальнейших триумфов».

    ​Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Ромул после победы над Акроном» (1812). Школа изящных искусств, Париж. pinterest.com - Римский триумф | Warspot.ru
    Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Ромул после победы над Акроном» (1812). Школа изящных искусств, Париж.
    pinterest.com

    В последующие времена трофей такого рода — оружие и доспехи военачальника вражеской армии, побеждённого в поединке римским командующим (spolia opimia) — считался особо почётной добычей и подносился в дар Юпитеру-Феретрию.

    Плутарх и некоторые римские авторы напрямую связывают происхождение триумфа с обычаем приношения «тучных доспехов» военачальником, собственноручно сразившим вражеского предводителя. Однако в дальнейшем на первый план вышло значение этого празднества как торжественного возвращения войска из похода. Само происхождение триумфа одна из современных гипотез связывает с очистительными обрядами, через которые проходили возвращавшиеся с чужбины воины и их командир. Чтобы очиститься от скверны, связанной с пролитием вражеской крови, войско проходило под сводами специально сооружённой арки, а военачальник приносил умилостивительные жертвы богам, чтобы отблагодарить их за помощь и отвести их зависть.

    Некоторые авторы утверждали, что обычай праздновать триумф ещё более древний, чем сам Рим, и происходит от торжественных процессий, устраивавшихся в ознаменование возвращения бога Диониса/Вакха из индийского похода. Его изображали в запряжённой тиграми золотой колеснице в окружении пьяных сатиров, силенов и менад. Само происхождение слова «триумф» римские грамматики выводили из греческого «триамбос» (θρίαμβος) — восклицания, которое издавали участники дионисийских процессий. Считалось, что обычай праздновать триумф римляне через этрусков заимствовали у греков. В первоначальном виде он представлял собой религиозный акт и лишь позже приобрёл вид торжественного восхваления победителя.

    ​Римский рельефный саркофаг (около 190 года н.э.) с изображением триумфа Диониса. Галерея Уолтерса, Балтимор. art.thewalters.org - Римский триумф | Warspot.ru
    Римский рельефный саркофаг (около 190 года н.э.) с изображением триумфа Диониса. Галерея Уолтерса, Балтимор.
    art.thewalters.org

    Кто мог праздновать триумф

    По уверениям римских авторов, обрядность триумфа сформировалась в царскую эпоху. Ромул в своём импровизированном триумфе шёл пешком, а вот его преемники уже совершали этот путь на запряжённой четвёркой коней колеснице. Одежда триумфатора, включая вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (toga picta) и лавровый венок, который держал над головой триумфатора специально приставленный к нему государственный раб, ассоциировалась у римлян с регалиями времён царской власти, а через них — с ещё более древним обликом Юпитера Капитолийского. Сходство с последним довершалось обычаем покрывать лицо триумфатора красной краской, как изображалось лицо божества на установленных в его честь статуях. Облик триумфатора позволял удостоившемуся этой чести военачальнику на один день почувствовать себя равным древним царям и даже уподобиться верховному божеству. Не случайно раб должен был время от времени повторять ему на ухо: «Помни, что ты человек».

    ​Облачённый в праздничную одежду триумфатор в запряжённой четвёркой лошадей колеснице. Реконструкция Питера Коннолли. pinterest.com - Римский триумф | Warspot.ru
    Облачённый в праздничную одежду триумфатор в запряжённой четвёркой лошадей колеснице. Реконструкция Питера Коннолли.
    pinterest.com

    Триумфальные почести считались высшей наградой для представителей римской знати, являлись предметом её страстного желания и зависти. Основанием для получения триумфальных почестей была императорская аккламация — провозглашение военачальника императором, происходившее на поле боя. Этой почести могли удостоиться лишь высшие магистраты, обладавшие верховной властью (imperium), то есть диктаторы, консулы и преторы. Кроме того, они должны были воевать в качестве главнокомандующего или, как говорили римляне, «под собственными ауспициями» (suis auspiciis), а не под властью другого военачальника.

    Теоретически эта победа должна была завершать войну с противником, однако правило не всегда соблюдалось. Валерий Максим упоминает о том, что триумф мог присуждаться за сражение, в котором пало не менее 5000 врагов. Хотя достоверность последнего правила вызывает возражения у историков, масштабы одержанной победы, видимо, действительно принимались в расчёт при назначении почестей.

    ​Серебряный кубок I века н.э. из Боскореале с изображением сцены триумфа. Лувр, Париж. commons.wikimedia.org - Римский триумф | Warspot.ru
    Серебряный кубок I века н.э. из Боскореале с изображением сцены триумфа. Лувр, Париж.
    commons.wikimedia.org

    Разрешение праздновать триумф выдавал сенат, который собирался в храме Беллоны за пределами городской черты и выслушивал отчёт претендовавшего на почесть военачальника. До этого момента он не имел права вступать в священные пределы города (pomerium). Поскольку обычаи предков (mos maiorum) в этой части были весьма расплывчаты, в большинстве случав отцы-сенаторы могли трактовать их в свою пользу. На практике их решения определялись главным образом политическими соображениями. Например, в 211 году до н.э. Марку Клавдию Марцеллу сенат отказал в праве справлять триумф на том основании, что его войско осталось на Сицилии, однако через 11 лет Луций Фурий Пурпуреон, находясь, по сути, в аналогичных условиях, такое разрешение получил. В некоторых случаях военачальник мог получить право отпраздновать триумф через постановление народного собрания. Наконец, после 232 года до н.э. военачальник мог сам справлять триумф на Альбанской горе без сенатского позволения. Такой триумф считался неофициальным, но сведения о нём также записывались в триумфальные фасты.

    ​Триумфальные фасты. 16 мраморных таблиц, созданных около 12 года до н.э., с перечнем всех триумфов от основания Рима до правления Августа. Капитолийский музей, Рим. Фото автора - Римский триумф | Warspot.ru
    Триумфальные фасты. 16 мраморных таблиц, созданных около 12 года до н.э., с перечнем всех триумфов от основания Рима до правления Августа. Капитолийский музей, Рим. Фото автора

    Существовала и более скромная версия триумфа — овация. Эта почесть также декретировалась сенатом и назначалась в тех случаях, когда условий для предоставления настоящего триумфа не хватало. Например, если военные действия велись против разбойников, пиратов или восставших рабов или же когда конфликт удавалось разрешить малой кровью. В этом случае военачальник вступал в город без войска, верхом на коне, а не на колеснице, не в пурпурной, а в окаймлённой сенаторской тоге (toga praetexta), будучи увенчан миртовым вместо лаврового венка. Поднявшись на Капитолий, он приносил в жертву не быка, а овцу (ovis), от имени которой и происходит название самой процедуры. В Республиканскую эпоху известны 23 случая празднования овации.

    ​Рельеф из Пренесте с изображением триумфа императора Траяна, 118 год н.э. Археологический музей, Палестрина. commons.wikimedia.org - Римский триумф | Warspot.ru
    Рельеф из Пренесте с изображением триумфа императора Траяна, 118 год н.э. Археологический музей, Палестрина.
    commons.wikimedia.org

    Триумфальная процессия

    Ранним утром в назначенный для триумфа день его участники собирались на Марсовом поле за пределами римской городской черты. Триумфатор прибывал в находившееся здесь общественное здание (villa publica), где облачался в триумфальную одежду. Войска и другие участники шествия собирались в построенном в 221 году до н.э. цирке Фламиния (Circus Flaminius) — огромном открытом сооружении, первоначально простиравшемся на 500 м в длину и доходившем до Овощного рынка (Forum Holitorium). В 135 году до н.э. консул Децим Юний Брут Каллаик на деньги из военной добычи, взятой в ходе испанской кампании, построил здесь храм в честь Марса. Здесь же находилось ещё несколько древних храмов, связанных с ритуалом празднования триумфа, в том числе храм Юноны Регины, построенный Марком Фурием Камиллом после взятия Вей и освящённый в 392 году до н.э., или находившийся рядом храм Юпитера Статора, воздвигнутый Квинтом Цецилием Метеллом Македонским в 131 году до н.э.

    ​Триумфальная процессия на Римском форуме, II век до н.э. Современная реконструкция - Римский триумф | Warspot.ru
    Триумфальная процессия на Римском форуме, II век до н.э. Современная реконструкция

    Шествие вступало в город через Триумфальные ворота, расположенные между западным склоном Капитолия и берегом Тибра. Триумфатор в праздничной одежде, уподоблявшей его облик древним царям, ехал на запряжённой четвёркой белых коней колеснице. В одной руке он держал лавровую ветвь, а в другой — богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла. Стоявший позади него на колеснице раб держал над головой военачальника лавровый венок. Дети, родственники, друзья и клиенты, все одетые в праздничные белые тоги, шли вокруг колесницы с лавровыми ветвями в руках. Иногда за ними шли освобождённые из плена граждане в одеждах вольноотпущенников. Затем стройными рядами двигалось войско: сперва помощники, легаты и военные трибуны, которые ехали верхом, затем облачённые в парадные белые одежды центурионы и знаменосцы со значками, а завершали шествие солдаты в полном убранстве и со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «io triumphe!» и пели импровизированные песни, в которых иногда высмеивали недостатки самого триумфатора.

    ​Римские воины несут сокровища Иерусалимского храма. Рельеф триумфальной арки, сооружённой в честь Веспасиана и Тита в Риме. commons.wikimedia.org - Римский триумф | Warspot.ru
    Римские воины несут сокровища Иерусалимского храма. Рельеф триумфальной арки, сооружённой в честь Веспасиана и Тита в Риме.
    commons.wikimedia.org

    Впереди военной процессии везли захваченную добычу, художественные ценности и оружие побеждённых врагов. На табличках отмечались имена покорённых народов и названия захваченных городов. В древности военной добычей являлся отбитый у врагов скот и взятые у них ценности. По мере того, как расширялись границы Римской державы, богатство добычи постоянно возрастало, а само шествие порой растягивалось на несколько дней. Описанный Плутархом триумф Луция Эмилия Павла в ознаменование одержанной им в 168 году до н.э. победы над македонским царём Персеем, продолжался три дня:

    «…Первый из них едва вместил назначенное зрелище: с утра до темна на двухстах пятидесяти колесницах везли захваченные у врага статуи, картины и гигантские изваяния. На следующий день по городу проехало множество повозок с самым красивым и дорогим македонским оружием; оно сверкало только что начищенной медью и железом и, хотя было уложено искусно и весьма разумно, казалось нагромождённым без всякого порядка: шлемы брошены поверх щитов, панцири — поверх поножей, критские пельты, фракийские герры, колчаны — вперемешку с конскими уздечками, и груды эти ощетинились обнажёнными мечами и насквозь проткнуты сариссами. Отдельные предметы недостаточно плотно прилегали друг к другу, а потому, сталкиваясь в движении, издавали такой резкий и грозный лязг, что даже на эти побеждённые доспехи нельзя было смотреть без страха. За повозками с оружием шли 3000 человек и несли серебряную монету в 750 сосудах; каждый сосуд вмещал 3 таланта и требовал 4 носильщиков. За ними шли люди, искусно выставляя напоказ серебряные чаши, кубки, рога и ковши, отличавшиеся большим весом и массивностью чеканки. На третий день, едва рассвело, по улицам двинулись трубачи, играя не священный и не торжественный напев, но боевой, которым римляне подбадривают себя на поле битвы. За ними вели 120 откормленных быков с вызолоченными рогами, ленты и венки украшали головы животных. Их вели на заклание юноши в передниках с пурпурной каймой, а рядом мальчики несли серебряные и золотые сосуды для возлияний. Далее несли золотую монету, рассыпанную, подобно серебряной, по сосудам вместимостью в 3 таланта каждый. Число их было 77. Затем шли люди, высоко над головою поднимавшие священный ковш, отлитый по приказу Эмилия из чистого золота, весивший 10 талантов и украшенный драгоценными камнями, а также антигониды, селевкиды, чаши работы Терикла и золотую утварь со стола Персея. Далее следовала колесница Персея с его оружием; поверх оружия лежала диадема».

    Особым украшением триумфа служили наиболее выдающиеся внешним видом и положением пленники и знатные заложники, которые толпой шествовали перед колесницей победителя. Эмилий Павел явил римлянам зрелище идущих перед его колесницей детей царя Персея, маленького мальчика и девочки, которые своим нежным возрастом до слёз растрогали публику. Плутарх продолжает повествование:

    «Позади детей и их прислужников шёл сам царь в тёмном гиматии и македонских башмаках; под бременем обрушившегося на него горя он словно лишился рассудка и изумлённо озирался, ничего толком не понимая. Его сопровождали друзья и близкие; их лица были искажены печалью, они плакали и не спускали с Персея глаз, всем своим видом свидетельствуя, что скорбят лишь о его судьбе, о своей же не думают и не заботятся».

    Судьба знатных пленников порой складывалась трагически: после участия в шествии их отводили в расположенную у склона Капитолия тюрьму и убивали. На дне тюремного колодца (carcer) окончили свои дни нумидийский царь Югурта и галльский вождь Верцингеториг. Избиение пленных было обычным делом для древнейшей эпохи. Впоследствии им обычно оставляли жизнь, но держали под неусыпным надзором.

    ​Путь триумфальных процессий в республиканском Риме и одно из предполагаемых местонахождений Триумфальных ворот. Источник: Hölkeskamp, K.J. Mythen, Monumente und die Multimedialität der memoria: die ‚corporate identity‘ der gens Fabii. / K.J. Hölkeskamp // Klio. — 2018. — Bd. 100 (3). — S. 709–764 - Римский триумф | Warspot.ru
    Путь триумфальных процессий в республиканском Риме и одно из предполагаемых местонахождений Триумфальных ворот. Источник: Hölkeskamp, K.J. Mythen, Monumente und die Multimedialität der memoria: die ‚corporate identity‘ der gens Fabii. / K.J. Hölkeskamp // Klio. — 2018. — Bd. 100 (3). — S. 709–764

    Обогнув Капитолий и миновав Бычий рынок (Forum Boarium), триумфальная процессия затем проходила через Большой цирк (Circus Maximus), огибала южную и юго-восточную сторону Палатинского холма и по Священной дороге (via Sacra) вступала на Форум. Здесь триумфатор сходил с колесницы и поднимался на Капитолий, где в окружении собравшихся сенаторов посвящал Юпитеру лавры своих фасц и приносил в жертву быков. После завершения жертвоприношения он возносил обращённую к божеству молитву о благе Римского государства. Празднества заканчивались торжественным обедом для магистратов и сенаторов и угощением для солдат и всей собравшейся публики. Нередко в дополнение к триумфальной процессии по обету военачальника устраивались игры в цирках, в том числе бои гладиаторов.

    ​Жертвоприношение на Капитолии. Современная реконструкция - Римский триумф | Warspot.ru
    Жертвоприношение на Капитолии. Современная реконструкция

    Триумф в императорскую эпоху

    После окончания Гражданских войн Август принял титул императора, который стал одной из основ его чрезвычайного положения в системе государственных институтов Рима. Это обстоятельство вводило ограничение на появление других императоров и, соответственно, на право военачальников праздновать триумф. Важнейшим прецедентом этого положения вещей стал отказ в праве отпраздновать триумф за победу над бастарнами Марку Лицинию Крассу Младшему в 28 году до н.э., а также в праве посвятить захваченные им «тучные доспехи» Юпитеру Феретрию. С получением Августом большого проконсульского империя (imperium maius) остальные военачальники становились его подчинёнными легатами, что лишало их прав на императорский титул и празднование триумфа. Последний раз триумф праздновался лицом, не относящимся к императорской фамилии, в 19 году до н.э. Этой почестью был вознаграждён Луций Корнелий Бальб-Младший за победу над гарамантами.

    ​Триумфальная арка императора Константина в Риме, 315 год н.э. Является самым поздним из сохранившихся сооружений такого рода. Для украшения арки были использованы элементы декора, снятые с более древних монументов. Фото автора - Римский триумф | Warspot.ru
    Триумфальная арка императора Константина в Риме, 315 год н.э. Является самым поздним из сохранившихся сооружений такого рода. Для украшения арки были использованы элементы декора, снятые с более древних монументов. Фото автора

    Идеология эпохи принципата рассматривала триумф как привилегию верховной власти. Императоры регулярно получали аккламации за победы, одержанные подчинёнными им военачальниками. Наиболее выдающиеся полководцы могли всё же получить триумфальные украшения (ornamenta triumphalia) — формальные знаки триумфа — или даже праздновать овацию, как, например, Авл Плавтий за покорение Британии в 47 году н.э. Сенат всё еще обсуждал эти вопросы, но исход голосования, вероятно, был предрешён. Число триумфов в имперскую эпоху резко сократилось, хотя дошедшие до нас описания по-прежнему акцентируют внимание на их размахе и богатстве.

    Когда императоры оставили Рим, триумфы совершенно прекратились. Последний триумф в истории Западной Римской империи отпраздновал император Гонорий 1 января 404 года в ознаменование победы, одержанной его военачальником Стилихоном над готами.

    Алексей Козленко
    /
    На страже справедливой войны
    Обряды объявления войны и заключения мира в Древнем Риме и роль жрецов-фециалов в этих процедурах
    • до XX века
    • античность
    • Древний Рим
    Алексей Козленко
    /
    Жизнь за победу
    Ритуал самопожертвования военного вождя у древних римлян
    • античность
    • Древний Рим
    Юрка Пряник
    /
    От Марса к Христу
    Божественные покровители римского войска и Алтарь Победы, которому не «сиделось» на месте
    • армия
    • античность
    • Древний Рим

    Литература:

    1. Абрамзон, М.Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской Империи. — М., 1995.
    2. Дементьева, В.В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика: Учебное пособие. — Ярославль, 2004.
    3. Коптев, А.В. Империй и померий в эпоху Ранней Римской Республики // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. — 2011. — № 14. — С. 42–103.
    4. Панасенко, Д.А. Ранний римский триумф // Архонт. — 2020. — № 18. — С. 84–95.
    5. Beard, M. The Roman Triumph. — London: Harvard University Press, 2007.
    6. Popkin, M. The architecture of the Roman triumph. — New York: Cambridge University Press, 2016.

    Алексей Козленко

    Доспехи фараона на Warspot.ru
    Доспехи фараона
    Экипировка глиняных солдат на Warspot.ru
    Экипировка глиняных солдат
    Флот фараонов на Warspot.ru
    Флот фараонов
    Поделиться
    • 5
    • 130
    • 2
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Легенды старинных войн Рима на Warspot.ru
    Легенды старинных войн Рима
    «Последние римляне»: между вандалами и гуннами на Warspot.ru
    «Последние римляне»: между вандалами и гуннами
    Плохой подарок для императора на Warspot.ru
    Плохой подарок для императора
    Разграбление Рима: галлы на Warspot.ru
    Разграбление Рима: галлы
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google