В апреле 1940 года остров Борнхольм вслед за остальной Данией был оккупирован гитлеровцами. В условиях господства немецкого флота на Балтике остров не имел особого стратегического значения. Тем не менее немцы оборудовали на нём гидроакустические и радиолокационные станции. Имелись и зенитные батареи, и аэродром. Так продолжалось до мая 1945 года, когда немецкие войска в Дании капитулировали. О том, что происходило после этого на острове, рассказывают наши коллеги с портала worldofwarships.ru.
Зимой 1944–1945 годов в результате Восточно-Прусской и Восточно-Померанской наступательных операций 2-го и 3-го Белорусских фронтов часть немецких войск оказалась прижата к побережью Балтийского моря в районе Данцига и в других местах. В Курляндии образовался полноценный «котёл» с запертой в нём полумиллионной армией. Остатки немецкого флота, в основном малые корабли (топлива для крейсеров уже не хватало) и гражданские суда, вывозили окруженцев и гражданских беженцев на «большую землю». Борнхольм в этих условиях стал важным перевалочным пунктом. К началу мая 1945 года на острове скопилось около 12 000 немецких солдат. Комендантом острова был капитан цур зее фон Кампц. Командовал войсками генерал от артиллерии Вутманн.
4 мая 1945 года немецкие войска в Дании капитулировали перед 21-й армейской группой британского фельдмаршала Бернарда Лоу Монтгомери. Однако конвои, эвакуировавшие немецкие войска и беженцев, продолжали следовать на запад, и остров Борнхольм оставался их перевалочным пунктом. Комендант имел чёткий приказ капитулировать только перед британскими войсками.
В этот же день Ставка ВГК приняла решение сорвать эвакуацию немецких войск путём захвата промежуточной точки — Борнхольма. Остров представлял для советских вооружённых сил и стратегический интерес, так как позволял контролировать находящийся неподалёку Зунд, что в свете не совсем определённых послевоенных отношений с союзниками приносило некоторую выгоду.
Нарком ВМФ Кузнецов приказал командующему Краснознамённым Балтийским флотом (КБФ) адмиралу Трибуцу овладеть островом силами морской пехоты. Однако бригада морской пехоты понесла большие потери в предыдущих боях, поэтому Трибуц запросил помощи у армии. Командующий 2-м Белорусским фронтом маршал Рокоссовский выделил для захвата и последующего удержания острова 18-ю стрелковую дивизию генерал-майора Короткова.
На Борнхольм планировалось высадить комендантские части военно-морской базы в Кольберге, а если гарнизон откажется капитулировать, поддержать эти части стрелковым полком. Высадка такого крупного и дальнего десанта представлялась весьма нелёгким делом: предыдущие десантные операции КБФ проводил на небольшие расстояния, в радиусе действия армейской артиллерии. Кроме того, отсутствовали специализированные средства высадки, за исключением захваченных в Кёнигсберге и Данциге, да и те пребывали в отвратительном техническом состоянии.
7 и 8 мая авиация КБФ нанесла по немецким частям, кораблям и военно-морской инфраструктуре на острове два авиаудара. Часть бомб поразила гражданские здания. В 23 часа 8 мая, сразу после подписания Акта о капитуляции Германии, гарнизону Борнхольма было по радио предложено капитулировать перед советскими войсками. Комендант отказался: он имел чёткие инструкции сдаваться только англичанам. Тогда руководство КБФ приказало начать высадку на остров.
В 6 часов утра 9 мая из гавани Кольберга вышел дивизион катеров под командованием капитана 3-го ранга Осецкого. На борту шести катеров находился отряд из 108 человек — комендантский взвод Кольбергской военно-морской базы (ВМБ), усиленный моряками-зенитчиками. Руководил отрядом начальник штаба ВМБ капитан 2-го ранга Шавцов. В густом утреннем тумане советские катера наткнулись на небольшой немецкий конвой, состоявший из самоходной баржи и нескольких мотоботов. Сопротивляться немцы не стали, и один из катеров отвёл сдавшиеся суда в порт Кольберга. Остальные катера продолжили движение к острову и в 15:30 беспрепятственно вошли в порт Рённе. Десантники тут же заняли его, не встретив никакого сопротивления.
Спустя некоторое время генерал Вутманн прислал своего представителя на переговоры с советским командиром. Содействовали этим переговорам представители датского Сопротивления и губернатор острова. Немецкое командование потребовало от десантников вернуться обратно под предлогом того, что Борнхольм — датский остров, а все немецкие войска в Дании должны капитулировать перед англичанами, а не перед советскими войсками. Шавцов в ответ сообщил, что в случае отказа позиции немцев на острове будут подвергнуты новым бомбардировкам с воздуха. В конце концов Вутманн и фон Кампц решили всё-таки сдаться — полуголодные немецкие солдаты, только что в большинстве своём вывезенные из окружения, навряд ли могли бы выдержать ещё несколько авиаударов. К тому же, пока немецкие командиры совещались, десантники с помощью сил Сопротивления захватили телеграф и перерезали кабели, лишив немцев связи с «большой землёй».
Вутманн, фон Кампц и ещё несколько офицеров на советском катере отправились в Кольберг, где и подписали приказ о капитуляции. Однако пока этот приказ не был доставлен на остров, немцы попытались вывезти часть гарнизона. Попытка оказалась успешной: 13 набитых солдатами судов смогли выйти из порта Нексё и отразить атаку советских торпедных катеров. От огня немцев двое моряков было ранено, причём один смертельно. Советская авиация в течение дня 9 мая наносила удары по конвоям, проходившим мимо Борнхольма, и потопила десять из примерно 50 кораблей и судов.
Ночью 10 мая немцы снова попытались на нескольких судах уйти с острова. Однако утром авиация КБФ обнаружила беглецов, и советские торпедные катера успели перехватить и вернуть их. Всего в плен было взято 11 138 немецких военнослужащих. 10–11 мая на остров прибыли части 18-й стрелковой дивизии генерала Короткова.
Советские войска находились на Борнхольме до апреля 1946 года. Всего в десантной операции и в последовавшем за ней разоружении немецких войск погибло около 30 советских солдат. На этом война на Балтийском море и завершилась.
Комментарии к данной статье отключены.