Крестовые походы будто гигантский ураган затянули в свою орбиту не только воодушевлённых идеей Бога католиков с Запада и вдохновлённых джихадом воинов Аллаха, но и «нейтральные» этносы и религиозные группы, больше озабоченные выживанием, чем величием. Одним из захватывающих сюжетов крестовых походов является судьба армянского народа. На протяжении трёх столетий Киликийская Армения являлась важным фактором в геополитической игре Востока и Запада, а иногда даже выходила на первый план. Посмотрим, как развивалась её история на фоне грандиозных столкновений эпохи крестовых походов.
Армяне и восток
Истоки армянской нации прослеживаются уже в IV тысячелетии до н.э. Согласно достаточно убедительной лингвистической гипотезе Гамкрелидзе-Иванова, именно на Армянском нагорье к югу от Кавказского хребта формировалась индоевропейская языковая общность. Самое позднее к III тысячелетию до н.э. можно отнести выделение самостоятельного армянского диалекта. С этого времени в сиро-месопотамских источниках упоминаются топонимы, локализуемые на юге Армянского нагорья: Субарту, Гутиум, Лулубум. К середине II тысячелетия до н.э. относятся многочисленные войны хеттов и хайасов (предположительное самоназвание армян), к началу I тысячелетия до н.э. — кровавые схватки Ассирии и Урарту (страны Арарат в древнееврейских источниках). Название Армения впервые встречается в надписи персидского царя Дария I, датируемой 520 годом до н.э. Геродот включил Армению как 13 сатрапию в свой список персидских провинций.
Все последующие события — завоевания Александра Македонского, войны диадохов, римская экспансия — напрямую касались Армении, которая то возвышалась до Великой Армении от Куры до Иордана и от Средиземного моря до Мидийских гор (в I веке до н.э.), то попадала в кабалу к соседним империям — Риму-Византии и Парфии-Персии-Халифату.
Мотив «контактной зоны», спорной территории, места битвы господствовал в истории Армении на протяжении многих веков. Она оказывалась в зависимости то от одной, то от другой стороны, то от обеих сразу и лишь временами обретала самостоятельность, пусть частично и в виде маленьких царств и отдельных княжеств. При этом Армения сохраняла этническую, культурную, религиозную и экономическую целостность. Собственная система письма поддерживала оригинальную литературу, а собственная церковная иерархия — духовную независимость. Это не позволяло более сильным соседям размыть и ассимилировать армянский этнос. Более того, многие армяне благодаря энергии и таланту пробивались на самый верх иерархии великих держав, вплоть до византийских императоров и фатимидских визирей, а армянские общины распространялись по всему Средиземноморью и Ближнему Востоку.
Армянская миграция XI века
В середине XI столетия византийская оккупация, сопровождавшаяся депортациями, и сельджукские набеги, обернувшиеся массовым переселением тюрок на новые земли, привели к беспрецедентной миграции армян. По современным оценкам, с насиженных мест снялось до половины населения страны. В армянских летописях 1047 год назван первым годом пленения, когда
«над нашей страной разверзлись врата небесного гнева. Из Туркестана двинулось огромное войско, и кони их стремительны, как орлы, с копытами, подобными твёрдым камням. Их луки натянуты, стрелы заострены, они туго опоясаны, и не разорвать ремней на их сапогах».
На самом деле завоевание сельджуками Армении — территории намного более обширной, нежели современное государство с тем же названием — растянулось на несколько десятилетий. Необратимый сдвиг наступил в 1071 году после битвы при Манцикерте, когда был сокрушён византийский заслон и турки хлынули в Малую Азию.
Главным центром эмиграции армян изначально была Каппадокия, куда византийцы за полвека до сельджукского вторжения переселили несколько вассальных армянских царей. По мере нарастания турецкого натиска волны беженцев хлынули в Сирию, Киликию и Северную Месопотамию. Особенно быстро росло армянское население в районе горной Киликии и Эдессы. Армянский феодал Филарет Варажнуни в 1070-х годах попытался объединить армянское население, бежавшее на юг от турецкого ига. Опираясь на Византию, Филарет подчинил своей власти Антиохию, Эдессу, Мараш, Мелитену. Он получил высокий придворный титул севаста, но принятие православия, а впоследствии ислама оттолкнуло от него значительную часть соотечественников. Его эфемерное государство распалось в середине 1080-х годов, но доминирование армянского населения в районе Киликии и Эдессы стало свершившимся фактом, что сыграло важную роль в истории Первого крестового похода.
Киликийская Армения
Киликия оставалась главным армянским политическим центром на протяжении всего позднего Средневековья. Начало армянского государства в Киликии относится к 1080 году, когда армянский князь Рубен и его сын Константин овладели несколькими крепостями в горах Тавра. Равнинная Киликия была захвачена только в середине XII века при князе Торосе II, но долгое время её оспаривала Византия. Дальнейшее расширение Киликийской Армении шло за счёт приграничных округов Памфилии, Исаврии, Каппадокии и Северной Сирии, населённых преимущественно армянами. Морское побережье, которое киликийцы контролировали во времена расцвета, простиралось от Александретты до Памфилийского залива и занимало около 500 км береговой линии. Горные проходы Аманских и Таврских гор также принадлежали им.
Географически Киликия состояла из
- Каменистого плато на западе региона;
- Киликийского Тавра — хребта высотой до 3500 м, который протянулся с востока на запад и отделял Киликию от Каппадокии;
- южных отрогов Антитавра, прикрывавших страну с северо-востока;
- Аманских гор высотой до 1800–2000 м, отделявших Киликию от Сирии;
- Киликийской низменности — спускавшейся к Средиземному морю равнины.
Таким образом, доступ в Киликию был в основном возможен через цепь горных перевалов, которые находились под защитой могучих крепостей. Самым известным путём в страну, описанным ещё Ксенофонтом, были Киликийские ворота (Гуглаг). Именно через них проникали в Киликию Александр Македонский и сельджуки. Второй, западный, проход шёл через Таврский хребет из Исаврии. По нему двигался, например, Фридрих Барбаросса. Третья дорога шла со стороны Каппадокии через долину Пирама. Этот маршрут имел наиважнейшее значение во времена Римской империи. Со стороны Сирии через Аманские горы также пролегали три основные дороги: Аманский перевал на востоке, Демир-Капу на северо-западе от Александреттского залива и главная магистраль — Сирийские ворота (Портелла, Дурн, Сирийско-Киликийский проход), через которые большей частью шли крестоносцы. Борьба за горные проходы Аманского хребта стала вечным сюжетом в отношениях Киликийской Армении и Антиохийского княжества. Со стороны Месопотамии роль щита Киликии выполняли отроги Антитавра, также усиленные крепостями. Прикрытая с трёх сторон горами, четвёртой своей частью Киликия выходила к морю.
Равнинная Киликия считалась одним из плодороднейших уголков Средиземноморья. Долина, орошаемая Пирамом, Саром, Кидном и Каликадном, славилась цитрусами, виноградом, пшеницей, просом и другими сельскохозяйственными культурами. Обширная торговля шла через порты Айяса и Корикоса. Крупнейшими городами Киликии были Сис — грозная крепость и столица государства, Тарс, контролировавший Киликийские ворота, Адана и Маместия — расположенные на караванных путях ремесленные центры. Общая площадь Киликии во времена наибольшего расширения границ достигала 40 000 км², а население приближалось к миллиону человек. Армяне составляли до 60 % её жителей, главными меньшинствами были греки и сирийцы. В городах проживали влиятельные арабские, еврейские и итальянские общины.
В XII веке благодаря богатствам страны (корабельный лес, сельскохозяйственная продукция, полезные ископаемые), удачному местоположению на «перекрёстке дорог» и выгодной внешнеполитической ситуации (соперничество крестоносцев, арабов и сельджуков) Киликия достигла значительного благосостояния. Однако к середине XIII века над ней начали сгущаться тучи в виде монголов и мамлюков, и стране пришлось пережить немало тяжёлых испытаний.
За крестоносцев
Появление крестоносцев было воспринято в армянской среде с большим энтузиазмом и рассматривалось как осуществление древнего пророчества об освобождении Армении. Именно среди армян франки нашли наиболее преданных и деятельных союзников. В крестоносцах армяне видели естественную опору против своих извечных врагов. Находившиеся в многовековой вражде с греками и угнетаемые тюркскими кочевниками, армяне оказывали всяческую поддержку новым завоевателям-освободителям. Снабжение армий крестоносцев лошадьми, фуражом и продовольствием, точные сведения о противнике, прямая военная поддержка (например, при взятии Антиохии, покорении Эдессы и захвате Тарса) — таковы были деяния армян во время Первого крестового похода. Чуть позже именно армяне выкупили из плена знаменитого Боэмунда. Особенно прославил армян подвиг при Харпуте в 1123 году.
13 сентября 1122 года турецкий эмир Балак взял в плен эдесского графа Жослена де Куртене, а 18 апреля 1123 года — иерусалимского короля Балдуина II. Знатные узники были помещены в замок Харпут, где находились гарем и казна эмира. Харпут, являвшийся в то время правительственной резиденцией, стоял в 150 км от северных границ эдесского графства, за Евфратом. Расположенный на 350-метровом холме замок был прекрасно укреплён и тщательно охранялся. Поэтому известие о том, что Харпут в середине августа 1123 года захватили христиане, было подобно грому среди ясного неба. Выяснилось, что армянский диверсионный отряд из 50 человек, переодевшись торговцами, проник в цитадель, разоружил и заколол кинжалами охрану, а затем воспользовался суматохой и освободил из тюрьмы 60 заключённых. Поднятые по тревоге турки окружили замок и заперли все ворота. Графу Жослену с двумя слугами удалось проскользнуть прямо через стан неприятеля. После богатой приключениями и опасностями дороги он добрался до своих.
Отважным армянским бойцам повезло меньше. Балак 16 сентября штурмом взял собственную резиденцию и жаждал расправы. Взятые в плен армяне были или повешены, или разрублены пополам, или же с них была содрана кожа. Эмир пощадил только короля и троих его спутников. Пожертвовав собой, армяне доказали преданность делу крестоносцев.
Против крестоносцев
Крестоносцы постепенно укрепляли свои позиции в Святой земле. Одновременно в Киликии усиливалось армянское государство. Это приводило не только к добрососедским отношениям, скреплённым матримониальными связями и союзными обязательствами, но и к трениям между «партнёрами», появлению взаимных претензий и обид. После подчинения крестоносцами многих армянских княжеств в Сирии и Месопотамии поток беженцев хлынул в Киликию, что создавало новую конфигурацию взаимоотношений.
Главным объектом спора была равнинная Киликия, на которую претендовали византийцы, антиохийцы и армяне. Например, в 1129–1130 годах армянский князь Левон I вместе с турками-данишмендидами вступил в войну против антиохийского князя Боэмунда II, завершившуюся гибелью последнего. Подобные конфликты возникали на протяжении всего XII века. То одна, до другая, то третья сторона брала вверх, но после угасания династии Комнинов и ослабления Антиохии в 1180-х годах в результате деятельности Саладина превосходство киликийских армян в данном регионе стало бесспорным. Численность армянской армии в начале XIII века достигла 30 000–40 000 человек, причём половина из них сидела в гарнизонах по крепостям. В Киликии появился собственный флот.
Роль армян понимали и признавали в Европе. Венчание князя Левона II королевской короной, присланной императором Генрихом VI, 6 января 1198 года, в день Рождества по армянской традиции, стало символом этого признания и значительно укрепило международное значение и авторитет Киликийской Армении. Важным следствием «европеизации» стало широкое распространение западной рыцарской культуры в новом королевстве. Среди государственных должностей появились коннетабли, сенешали, ассизы, а армянская знать обзавелась собственными гербами на латинский манер.
Армянские крепости
Крепости играли ключевую роль в защите Киликии. Они располагались на перевалах, в долинах и других уязвимых с точки зрения обороны местах, строились с учётом топографических особенностей, сильно укреплялись и передавались под присмотр армянским баронам или военно-монашеским орденам: госпитальерам, тевтонцам, тамплиерам. Как правило, направление прикрывал не один мощный замок, а взаимосвязанная сеть фортов, что позволяло блокировать не только главную дорогу, но и боковые и одновременно сосредотачивать силы для контратаки в наиболее пригодном для этого месте. Координация действий осуществлялась с помощью сигнальных огней.
На сегодняшний день по письменным и археологическим источникам выявлено до 90 укреплённых пунктов разной степени значимости, которые армяне использовали в XII–XIV веках. Это были как перестроенные римские, византийские, арабские крепости и дозорные башни, так и возведённые с нуля. Особенностью армянской кладки были сооружение внешней и внутренней стен и заполнение пространства между ними щебнем и необработанным камнем, скреплённым раствором. Главным строительным материалом был известняк.
Количество крепостей, замков и фортов на разных направлениях зависело от особенностей горного рельефа. В Аманских горах, где преобладали непригодные для передвижения больших войск козьи тропы, армяне ограничивались контролем над главными проходами. Основными крепостями там были Баграс, Чалан, Савранда и Трапесак. В испещрённых речными долинами Таврских горах счёт крепостей шёл на десятки. Там формировалось несколько линий обороны, важнейшими узлами которых были замки Ламброн, Паперон, Вахка, Бардзаберд, Дарбас и другие.
Армяне и монголы
Правление Левона Великого, первого короля Киликийской Армении, считается временем наивысшего могущества этого государства. С 1220-х годов Киликия вступила в ожесточённую борьбу с Иконийским султанатом, временами попадала в вассальную зависимость от него, а с начала 1240-х годов была вынуждена подчиниться грозной силе монголов. Армянские короли демонстрировали покорность и преданность великому хану в его ставке в Каракоруме и активно участвовали в боевых операциях степных завоевателей. Армянские подразделения входили в Багдад и Дамаск. Одновременно возросла транзитная торговля через армянские порты, Айяс и Корикос стали конкурировать с Александрией.
«Покорное благополучие» длилось всего пару десятилетий. Уже с 1260 года, с битвы при Айн-Джалуте, начали набирать силу египетские мамлюки — убеждённые враги ближневосточных христиан, особенно латинян и армян. Не в последнюю очередь причиной враждебности был тот факт, что коалиция монголов, итальянских республик, крестоносцев и киликийских армян серьёзно подрывала глобальную торговлю, шедшую через Египет. Коренной перелом в противостоянии наступил в 1281 году, когда монголы и воевавшие с ними бок о бок армяне потерпели разгромное поражение в великой битве при Хомсе. Киликийская Армения была вынуждена выплачивать мамлюкам по миллиону дирхемов ежегодно и расширить привилегии египетских купцов.
Пришедший к власти в 1289 году король Хетум II видел спасение в латинизации и ещё большем сближении с Западом, чем вызвал недовольство у своих подданных. В стране то тут, то там вспыхивали беспорядки. Тем не менее начавшаяся исламизация монголов и нарастающий натиск мамлюков всё больше толкали армянское королевство в объятья римской курии. 19 марта 1307 года было объявлено об армяно-католической унии, что окончательно раскололо киликийское общество.
В ноябре того же года в результате интриг оппозиции под Аназарвом от рук монголов погибли Левон III, Хетум II и 40 знатных вельмож. В стране вспыхнула гражданская война, а монголо-армянский альянс бесповоротно рухнул. Только сила крепостей и храбрость солдат спасли Киликию от немедленного порабощения враждебными соседями.
Армяне и мамлюки
Непримиримые противоречия между киликийскими армянами и мамлюками накапливались с середины XIII века и привели к неизбежному столкновению. Мамлюки в то время обладали лучшей на Ближнем Востоке армией: многочисленной, дисциплинированной, прекрасно оснащённой. Оборонительная тактика армян, схожая с тактикой поздних крестоносцев «отсидеться за стенами», была единственным способом сдержать сарацинский натиск.
Первый удар был нанесён в 1266 году и походил на смерч. Мамлюки пробились через Аманские ворота, сломили сопротивление полевой армии, возглавляемой коннетаблем Семпадом, и 20 дней хозяйничали в Киликии. Они разграбили Мамистру, Адану, Айяс и Тарс, в столице армянского королевства Сисе захватили государственную казну, тысячи людей угнали в Египет. Набег повторился в 1275 году, когда мамлюки дошли до Корикоса. Нападения отрядов разной численности продолжались, и в 1285 году король Левон III был вынужден пойти на тяжёлый мир с султаном Калауном. После падения Акры в мае 1291 года и краха крестоносных государств должен был настать черёд Киликийской Армении. Однако убийство султана аль-Ашрафа в 1293 году, вспыхнувшие вслед за этим беспорядки, голод и чума отсрочили неизбежный конец.
После 1303 года монголы навсегда расстались с мечтой о покорении Сирии, оставив тем самым армян один на один с мамлюками. Отчаянное сопротивление киликийцев растянулось на несколько десятилетий. В 1320 году они остановили мамлюков под Сисом, а через два года мамлюки разграбили Айяс. Вторжения повторились в 1323 и 1335–1337 годах. Армяне отбивались из последних сил, шли на уступки и ждали нового крестового похода.
Падение Киликийской Армении
В 1342 году к власти в Киликии пришла династия кипрских Лузиньянов. Энергичный король Костандин III, способный военачальник, объединил всех князей и добился некоторых успехов в 1346–1349 годах. Он остановил туркменские орды на севере, отбил несколько важных крепостей, нанёс поражение мамлюкам, освободил Айяс и отбросил войска алеппского эмира. Однако эти подвиги не смогли изменить стратегическую ситуацию. Силы были слишком не равны. В 1361 году, устав ждать помощи от Запада, Костандин III разорвал унию с Римом и тщетно стал искать примирения с Египтом.
Последним королём Киликийской Армении в 1374 году стал Левон V. К этому времени территория королевства ограничивалась Сисом, Аназарбой и несколькими округами горной Киликии. Со всех сторон её окружали мусульмане: караманские беки и мамлюкские эмиры. В феврале 1375 года по приказу египетского султана Мелик-Ашрафа алеппский эмир Ишик-Тимур осадил Сис. Левон заперся со своими воинами в цитадели, рассчитывая на её неприступность. Несколько штурмов они успешно отбили, но во время одной из атак король был ранен и слёг. Вкупе с фатальной нехваткой провизии это подорвало дух защитников. 16 апреля 1375 года Сис выкинул белый флаг. Левон был схвачен и заключён в каирскую темницу, а земли королевства распределили между собой эмиры. Армянская государственность прервалась на несколько веков.
«Эту горькую чашу армяне испили по вине жестокого народа агарян, и здесь кончается история моих повествований о царях армянских династий», —
так закончил своё повествование хронист XVII века. После падения Сиса многие бежали на Кипр и Европу, но вплоть до 1915–1922 годов армяне составляли значительную часть населения Киликии. Теперь о них напоминают лишь многочисленные крепости на каменистых вершинах Тавра и Амана.
Литература:
- Арутюнова-Фиданян, В.А. Византия и Армения в X–XII вв.: зона контакта / Литаврин, Г.Г. (ред.) Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. — СПб., 2001. — С. 380–408.
- Гандзакеци, К. История Армении. — М., 1976.
- Микаелян, Г.Г. История Киликийского армянского государства. — Ереван, 1952.
- Сукиасян, А.Г. История киликийского армянского государства и права. — Ереван, 1969.
- Dadoyan, S. The Armenians in the Medieval Islamic World. — Vol. 1. The Arab Period in Armnyah. Seventh to Eleventh Centuries. — Routledge, 2011.
- Dadoyan, S. The Armenians in the Medieval Islamic World. — Vol. 2. Armenian Realpolitik in the Islamic World and Diverging Paradigms Case of Cilicia, 11th to 14th Centuries. — Transaction Publ., 2013.
- Dashdondog, B. The Mongols and the Armenians (1220–1335). — Brill, 2011.
- Ghazarian, J. The Armenian Kingdom in Cilicia During the Crusades. The Integration of Cilician Armenians with the Latins, 1080–1393. — Routledge, 2000.
- Vandekerckhove, D. Medieval Fortifications in Cilicia. The Armenian Contribution to Military Architecture in the Middle Ages. — Brill, 2019.
Комментарии к данной статье отключены.