Поздним вечером 11 ноября 1940 года два десятка британских палубных торпедоносцев-бипланов «Суордфиш» под покровом темноты устроили настоящий погром в базе итальянского флота Таранто. Эта операция известна широкому кругу любителей военной истории, однако мало кто знает, что удар по итальянским линкорам в хорошо защищённой базе во многом стал возможен благодаря опыту, накопленному экипажам в боях предшествующих летних и осенних месяцев 1940 года.
Стратегию использования ВМС Италии в случае войны с Великобританией и Францией Супермарина (штаб ВМС) формулировала следующим образом: оборона на востоке и западе Средиземного моря и наступление в центральной его части. Бенито Муссолини, информируя 31 марта 1940 года армейское руководство о своём решении начать войну на стороне Германии, попытался было определить в предстоящем конфликте другую концепцию для флота: наступление по всему Средиземноморью и за его пределами. Но 9 апреля начальник Генштаба маршал Пьетро Бадольо (Pietro Badoglio) на совместном заседании начальников штабов армии, авиации и флота перетолковал планы дуче, рекомендуя «не бросаться в лоб против английского и французского флота, а, прежде всего, подводными лодками, препятствовать их перемещениям».
Разделявший его стратегические взгляды начальник Супермарины адмирал Доменико Каваньяри (Domenico Cavagnari) 14 апреля сообщил Муссолини, что «наступательная война на море невозможна из-за неудовлетворительного состояния надводного флота, усугублённого неблагоприятным географическим положением страны; операции же подводных лодок обречены на неудачу, поскольку движение морем будет резко ограничено». Осторожная позиция, занятая командованием ВМС, привела к сохранению стратегической концепции обороны в Западном и Восточном Средиземноморье с тем, чтобы удерживать Сицилийский пролив.
В соответствии с определённой стратегией 11 июня 1940 года основные силы итальянского флота находились в базах метрополии. В «периферийной» Ливии под командованием контр-адмирала Бруно Бривонези (Bruno Brivonesi) дислоцировались 1-й дивизион миноносцев (четыре корабля) в Триполи, а также 1-й дивизион эсминцев («Нембо» (Nembo), «Турбине» (Turbine), «Эуро» (Euro), «Аквилоне» (Aquilone)) и девять подводных лодок в Тобруке. Там же находились плавучая батарея (экс-броненосный крейсер) «Сан-Джорджио» (San Giorgio) и пять канонерок-тральщиков (экс-траулеры) IX дивизиона.
1-й дивизион эсминцев действовал достаточно активно: с 6 июня по 10 июля он выставил шесть минных полей (160 мин) в районе Тобрука. Кроме того, в 03:49–04:05 15 июня «Турбине», «Нембо» и «Аквилоне» по просьбе губернатора и командующего в Ливии маршала Итало Бальбо (Italo Balbo) обстреляли казармы, склады и причалы в Эс-Соллуме, выпустив 220 120-мм снарядов. Густой туман помешал обнаружению итальянцев, но он же явился причиной неудовлетворительных результатов обстрела.
В 05:35–06:18 26 июня 1-й дивизион тем же составом повторил обстрел Эс-Соллума. На этот раз видимость была хорошая, и итальянцы, выпустившие 541 снаряд с дистанции от 9800 до 1900 метров, остались довольны результатами бомбардировки. В дальнейшем в рамках подготовки к наступлению сухопутных войск на Египет планировалось продолжить и даже усилить обстрелы британских позиций в прибрежной полосе.
Пролог
22 июня в Компьене Франция подписала перемирие с Германией, а 24 июня в Риме — с Италией. Поскольку итальянские армия и ВВС ранее игнорировали создание запасов для наступления на Египет, теперь флоту пришлось срочно перебрасывать их на боевых кораблях. В первую подобную транспортную миссию Супермарина направила из Таранто в Тобрук 2-й дивизион эсминцев.
В 22:45 27 июня эсминцы «Эсперо» (Espero), «Зеффиро» (Zeffiro) и «Остро» (Ostro) под командованием капитано ди вашелло Энрико Барони (Enrico Baroni) вышли из Таранто. На их борту в Тобрук доставлялись 162 чернорубашечника, 10 20-мм зениток, 120 тонн боеприпасов и прочие припасы для итальянской армии. Утром следующего дня туда же вышли устаревшие миноносцы «Пило» (Pilo) и «Миссори» (Missori) с 52 солдатами и 10 тоннами амуниции на борту.
В это время британский Средиземноморский флот, проводивший операцию МА.3 по проводке в Египет трёх конвоев, находился в море. В 12:10 28 июня «Сандерленд» 228-й эскадрильи заметил корабли Барони в 50 милях к западу от острова Занте. Следовавшая на Мальту 7-я эскадра крейсеров вице-адмирала Джона Тови (John C. Tovey) — лёгкие крейсера «Орион» (HMS Orion), «Нептун» (HMS Neptune), «Глостер» (HMS Gloucester), «Ливерпуль» (HMS Liverpool) и «Сидней» (HMAS Sydney) — находилась к юго-западу от Крита и в 16:10 повернула на перехват, к северу.
В 16:40 итальянские эсминцы повторно заметил другой «Сандерленд». По его информации оказалось, что они находятся всего в 35 милях к западу от Тови. В 17:35 тот повернул на курс 220° и на 25 узлах бросился наперерез. В 18.30, когда Барони до Тобрука оставалось не многим более 100 миль, «Ливерпуль» и «Глостер» увидели врага на юго-западе и дали полный ход. «Ливерпуль» в 18:32 с 11 миль открыл огонь носовыми орудиями. Итальянцы увидели англичан только в 18:45 и отвернули на юго-запад, с 16–18 км открыв ответный огонь.
Поскольку эсминцы были загружены, а их механизмы изношены, они не могли развить высокую скорость, а флагманский «Эсперо» вообще не смог запустить третий котёл и не давал более 25 узлов. Когда в 18:59 к обстрелу присоединились остальные британские крейсера, Барони, понимая, что теперь ему не уйти, приказал «Зеффиро» и «Остро» спасаться, а сам пошёл широким зигзагом, ставя густую дымовую завесу.
«Эсперо» энергично маневрировал, выпустил три торпеды в «Орион», затем поразил «Ливерпуль» 120-мм снарядом, но, в конце концов, был поражён в котёл №3, обездвижен и в упор добит «Сиднеем». В 20:40 итальянский эсминец скрылся под водой; погибло 157 членов экипажа и 48 чернорубашечников. На потопление «Эсперо» британцы истратили 5000 152-мм снарядов — «Ливерпуль», у которого осталось всего 40 снарядов, выпустил их 2500, «Сидней» же израсходовал более 800. Узнав об этом, адмирал Каннингем приказал отменить выход мальтийских конвоев MF-1 и MS-1 и вернуть крейсера. Супермарина, получив известие о бое, в 23:00 приказала «Пило» и «Миссори» уходить в Аугусту, а «Зеффиро» и «Остро» утром 29 июня пришли в Бенгази и лишь оттуда отправились по назначению.
Дебют «Суордфишей»
«Зеффиро» и «Остро» пришли в Тобрук рано утром 1 июля. ПВО этой базы оставляло желать лучшего. Командовавший в Тобруке контр-адмирал Массимилиано Вьетина (Massimiliano Vietina) имел в своём распоряжении батарею из четырёх 76-мм зениток, 16 спаренных 37-мм зениток и многочисленные 13,2-мм пулемёты, а так же восемь шумопеленгаторов и 12 устаревших прожекторов. Основой же ПВО была плавучая батарея «Сан-Джорджио» с 10 100-мм орудиями и МЗА, стоявшая на якоре в северо-восточной части залива.
Около 11:00 4 июля «Сандерленд» 228-й эскадрильи под обстрелом зениток сделал несколько заходов над гаванью, сфотографировав находившиеся в ней корабли и суда — шесть эсминцев, семь подводных лодок, пять судов и плавучую батарею «Сан-Джорджио». Получив эту информацию, адмирал Каннингем приказал на следующий день атаковать цели торпедоносцами с авианосца «Игл» (HMS Eagle). С ВВС договорились, что «Бленхеймы» 211-й эскадрильи разбомбят аэродром к югу от Дерны, где базировались итальянские истребители «Фиат» CR.42 8-й авиагруппы.
К вечеру того же девятка «Суордфишей» лейтенант-коммандера Н. Кеннеди (N. Kennedy) из 813-й эскадрильи авиагруппы «Игла» перелетела со своей наземной базы Дахейла близ Александрии в Сиди-Баррани, на полосу Маатен-Бегуш. Основными целями в Тобруке были определены эсминцы, концентрация которых поблизости от Александрии представлялась Каннингему угрожающей.
Днём 5 июля экипаж «Бленхейма» 211-й эскадрильи, пролетевшего над Тобруком, выяснил, что диспозиция итальянцев в гавани не изменилась. После этого Кеннеди сообщил своим пилотам план атаки и распределил цели. На закате, в 18:50, ударная группа поднялась в воздух и на высоте 5000 футов направилась вдоль побережья в 110-мильный путь к Тобруку. Солнце зашло в 19:21, море было спокойное, погода безветренная, видимость отличная. Прибыв к входу в залив Тобрука в 20:15, англичане приняли построение клина звеньев.
Аэродром в Дерне 11 «Бленхеймов», которых прикрывали 12 «Гладиаторов» 33-й эскадрильи, отбомбили с одного захода в 15:15 — повреждения получили восемь итальянских истребителей. В Тобруке итальянцы, предупреждённые ещё в 20:06 постами в Бардии и Белафариде, встретили торпедоносцы плотным огнём. Англичане вынуждены были сходу изменить план нападения — чтобы ограничить число стреляющих по ним стволов, они атаковали цели «цепочкой», один за другим.
Глубина залива составляла всего 10 метров, но «Суордфиши» сбрасывали торпеды с высоты не более 100 футов, поэтому ни одна не зарылась в дно. Кеннеди, атаковавший первым, снизился до 70 футов и в 20:20 с 450 ярдов сбросил торпеду в эсминец «Зеффиро», стоявший на якоре в самом центре залива. Торпеда ударила в правый борт корабля между мостиком и 120-мм артиллерийской установкой, прямо в носовой погреб. Последовал взрыв боеприпасов, и эсминец разорвало на две части, которые затонули в 50 метрах друг от друга. Потери экипажа были относительно небольшими — 21 моряк погиб, 20 были ранены.
Следовавший за командирским «Суордфишем» самолёт суб-лейтенанта С.Т. Трейси (S.T. Tracy) поразил торпедой в носовую оконечность стоявший несколько далее к западу «Эуро», но эсминец остался на плаву и был посажен на мель; после долгого ремонта в марте 1941 года он вернулся в строй. Следующие два торпедоносца попытались атаковать стоявшие на якорях в южной части гавани «Нембо», «Остро» и «Аквилоне», но были отбиты их огнём.
Остальные пять самолётов атаковали стоявшие в линию в центре залива суда — все они были разгружены. Лейтенант П.Р. Хеллоуэй (P.R. Halloway) торпедировал пароход «Манцони» (Manzoni, 3955 брт), который лёг на борт и быстро затонул. Лейтенант Д.С. Брент (D.S. Brent) поразил огромный лайнер «Лигурия» (Liguria, 15 354 брт), который выбросился на мель. Ещё два торпедоносца из-за огня зениток не сумели поразить судно «Серено» (Sereno), зато замыкающий суб-лейтенант П.О. Стоун (P.O. Stone) всадил торпеду в «Серенитас» (Serenitas, 5171 брт), который посадили на мель, чтобы он не затонул. В итоге «Лигурия» и «Серенитас», сидя на мели, через полгода дождались взятия Тобрука англичанами. Атака продолжалась всего 12 минут. Из боя самолёты выходили поодиночке; над морем они собрались в группу и в 22:30 благополучно вернулись в Сиди-Баррани.
Сражение у мыса Стило
В ночь на 8 июля «Игл» с 17 «Суордфишами» 813-й и 824-й эскадрилий и тремя «Си Гладиаторами» на борту в составе Главных сил Средиземноморского флота вышел в море для участия в операции МА.5 по прикрытию конвоев MF-1 и MS-1 с Мальты в Александрию. Центральным моментом этой операции стало сражение с итальянским флотом у мыса Стило. В ходе сражения торпедоносцы дважды атаковали вражеские корабли.
С утра 9 июля «Суордфиши»-разведчики с «Игла» совместно с мальтийскими «Сандерлендами», обнаружившими итальянский флот, поддерживали с ним контакт. В 11:45 для атаки итальянских линкоров с авианосца были подняты девять торпедоносцев 813-й эскадрильи. Контакт с линкорами вскоре был утрачен, но затем «Сандерленд» навёл торпедоносцы на следовавшие курсом 225° тяжёлые крейсера 2-й эскадры адмирала Риккардо Паладини (Riccardo Paladini).
Тихоходным «Суордфишам» пришлось догонять противника, и они атаковали концевые корабли только в 13:15–13:26. Самолёты снижались до 100 футов и сбрасывали торпеды с 1000–1200 ярдов. Крейсера «Тренто» (Trento) и «Больцано» (Bolzano) маневрированием сумели уклониться от двух британских «рыбок» каждый, ещё одной избежал «Зара» (Zara).
Пара «Суордфишей» на высоте 50 футов прошла через охранение эсминцев, чтобы атаковать головные крейсера. При этом флагман адмирала Паладини «Пола» (Pola) отворотом влево едва уклонился от торпеды, сброшенной с 1200–1800 ярдов.
В 16:10–16:15 «Больцано» и «Тренто» подверглись атаке девяти «Суордфишей» 824-й эскадрильи лейтенант-коммандера А.Дж. Дебенхэма (A.J. Debenham). Торпедоносцы, взлетевшие в 15:45, получили приказ атаковать итальянские линкоры, но, обнаружив два тяжёлых крейсера 3-й дивизии, следовавших во главе итальянского флота и в этот момент сражавшихся с английскими крейсерами 7-й эскадры, сходу обрушились на них. Британцы сбрасывали торпеды с 1200–1800 ярдов, но итальянцы, ведя сильный зенитный огонь, маневрированием избежали попаданий.
Прикрываясь дымовыми завесами, пользуясь более высокой скоростью и близостью родных берегов, итальянский флот оторвался от противника. Линкор «Кавур» (Cavour), четыре тяжёлых и четыре лёгких крейсера, а также 36 эсминцев пришли в Аугусту. Сразу после полуночи 10 июля Супермарина приказала всем кораблям уходить и оттуда — после обработки перехваченных британских радиограмм было сделано заключение, что на Аугусту готовится налёт торпедоносцев.
Линкор с тяжёлыми крейсерами и частью эсминцев вышел в Неаполь уже в 00:55; четыре лёгких крейсера с эсминцами ушли в Таранто в 17.05 и 19:05. В Аугусте остались только эсминцы «Вивальди» (Vivaldi) и «Панкальдо» (Pancaldo), готовившиеся к выходу в Мессину. Между тем, в 18:50 над Аугустой пролетел «Сандерленд» и обнаружил там «два крейсера и шесть эсминцев» — это были задержавшиеся «Да Барбиано» (Da Barbiano) и «Ди Джуссано» (Di Giussano) с четырьмя эсминцами. Информация была доведена до Каннингема, который с Главными силами Средиземноморского флота находился на позиции в 220 милях к юго-востоку от Сицилии, прикрывая выход конвоев MF-1 и MS-1 из Ла-Валетты.
Адмирал приказал «Иглу» немедленно выпустить торпедоносцы для атаки кораблей в Аугусте. Уже в 19:30 авианосец начал подъём в воздух первой группы из шести «Суордфишей» 813-й эскадрильи, после которой взлетела ещё тройка самолётов. Поднявшись на высоту 1800 футов, «Суордфиши» взяли курс на северо-запад.
В 21:00 итальянские торпедные катера IX флотилии, патрулировавшие в 30 милях к югу от Аугусты, заметили торпедоносцы, летевшие в направлении базы. Они тут же радировали об этом в Аугусту, однако из-за задержек информация пришла по назначению только спустя 20 минут. Между тем, в 21:15 шестёрка «Суордфишей» подошла к Аугусте, но, пролетев над гаванью, лётчики увидели там только два эсминца и ушли на авианосец, не атаковав их. Три других торпедоносца подошли с юго-востока в 21:20, пролетели над молом, опустились до 100 футов, и лётчики увидели в 1800 ярдах «Панкальдо», пришвартованный к бую в центре рейда, и «Вивальди» у пирса Пунта-Куньо.
Оба эсминца были освещены луной, волнение и ветер отсутствовали. Один «Суордфиш» пошёл на «Вивальди», а два других атаковали «Панкальдо». С «Панкальдо» приближающиеся самолёты заметили около 21:25. Итальянцы приняли их за свои, так как один из торпедоносцев летел с включёнными бортовыми огнями. Но самолёт развернулся, снизился до 30 футов, и с 700 ярдов сбросил торпеду в левый борт «Панкальдо» — она прошла за кормой эсминца и взорвалась о прибрежный риф, приведя персонал базы в боевую готовность.
Второй «Суордфиш», пилотируемый лейтенантом Лири (Leary), зашёл с кормы эсминца и с пикирования сбросил торпеду сразу за противоторпедной сетью, с 700 ярдов. Она попала в правый борт «Панкальдо» в районе носовой котельной. Когда зенитчики открыли огонь, корабль уже быстро погружался. Капитано ди фрегата Луиджи Мерини (Luigi Merini), видя, что возможности предотвратить погружение нет, дал приказ команде оставить эсминец. В 21:39 «Панкальдо» уже лежал на дне гавани на 28-метровой глубине; погибло 16 и было ранено девять членов экипажа. Самолёт, атаковавший «Вивальди», промахнулся. Спустя год «Панкальдо» был поднят и восстановлен — лишь для того, чтобы снова погибнуть у берегов Туниса 30 апреля 1943 года.
Разгром в Тобруке
Лёгкий крейсер «Джованни делле Банде Нере» (Giovanni delle Bande Nere), уцелевший утром 19 июля в бою у мыса Спада, ушёл от гнавшихся за ним британцев в направлении Тобрука. В 09:15 лёгкие крейсера британцев «Нептун» и «Орион» вышли из Александрии и на 30 узлах бросились на перехват. Затем в море вышел и сам адмирал Каннингем с главными силами, но днём «Банде Нере» изменил курс и в 20:00 пришёл в Бенгази.
Предполагая, что объект поиска укрылся в Тобруке, Каннингем направил туда гидросамолёт с линкора «Уорспайт» (HMS Warspite), но тот в 19:00 был сбит огнём зениток порта. Тогда адмирал приказал уничтожить крейсер ударом с воздуха, а сам в 21:00 повернул в Александрию. Первые налёты на Тобрук и близлежащий аэродром Эль-Адем совершили в 17:00 три группы «Бленхеймов» общей численностью 12 машин 55-й и 211-й эскадрилий из Египта.
В 21:54 итальянские передовые посты в Бардии и Белафариде сообщили о приближении новой группы самолётов. В 22:30 они появились на виду Тобрука с северо-востока — это были летевшие двумя клиньями шесть «Суордфишей» 824-й эскадрильи под командованием лейтенанта Ф.С. Куорри (F.S. Quarry), поднятые в 21:00 с аэродрома в Сиди-Баррани с задачей атаковать корабли в гавани.
Было малооблачно, дул очень слабый юго-восточный ветер, море было спокойным. ПВО порта немедленно открыла интенсивный огонь, и британцы долгое время вынуждены были маневрировать, поскольку, помимо зениток, нападение сильно осложнялось плохой освещённостью целей. Наконец, в 01:30 20 июля «Суордфиши» пошли в атаку с южного направления. Их встретил огонь «Сан-Джорджио».
На стоявших в южной части залива «Нембо», «Остро» и «Аквилоне» находились только вахтенные и артиллеристы, остальные моряки их экипажей были расквартированы на лайнерах «Лигурия» и «Саббия» (Sabbia). В 01:32 торпеда, сброшенная лейтенантом Куорри, попала в пароход «Серено» (2333 брт), который начал тонуть. Через две минуты лейтенант С.Ф. Фуллмор (S.F. Fullmore) торпедировал стоявший у буя «Остро»; последовал взрыв кормового погреба боеприпасов, и через 10 минут эсминец затонул с 42 членами экипажа. В 01:37 торпеда лейтенанта Э.С. Эшли (E.S. Ashley) попала в правый борт «Нембо» между котельными отделениями №2 и 3. Корабль завалился на левый борт, и в 01:45 лёг на дно гавани на 8-метровой глубине; погибло 25 и было ранено четверо членов экипажа. Из участвовавших в нападении «Суордфишей» три машины были подбиты зенитным огнём, при этом самолёт лейтенанта Г.Р. Брауна (G.R. Browne) разбился при возвращении. В конце августа из-за непрекращающихся налётов итальянцы прекратили использование Тобрука для базирования боевых кораблей, а уцелевший «Аквилоне» передислоцировали в Бенгази.
Разгром в заливе Бомба
Супермарина, обеспокоенная успешными действиями сил адмирала Каннингема, во второй половине июля решила атаковать их главную базу в Александрии пилотируемыми торпедами «Маяли» (SLC) I флотилии МАS капитано ди фрегата Марио Джорджини (Mario Giorgini). 10 августа адмирал Каваньяри отдал приказ о начале операции G.A.1: атака должна была состояться ночью на 26 августа.
Утром 21 августа в залив Бомба в 130 км западнее Тобрука, где находилась база гидроавиации Менелао, прибыл миноносец «Калипсо» (Calipso), доставивший сюда из Специи четыре торпеды с экипажами. Здесь, у островка Эль-Марачеба, уже стояли другие участники операции — подводная лодка «Ириде» (Iride), которая должна была доставить торпеды к Александрии, и вспомогательное судно «Монте-Гаргано» (Monte Gargano, 1976 брт). После совещания на борту «Монте-Гаргано» с адмиралом Бривонези перегрузка торпед на «Ириде» и испытания на погружение с ними были отложены на 22 августа; вечером того же дня планировался и выход к Александрии.
Однако после 13.00 три «Бленхейма», возвращавшиеся после бомбардировки аэродрома Тими, пролетели над заливом Бомба и заметили находившиеся там итальянские корабли. Это показалось англичанам подозрительным. Отправленный на доразведку «Сандерленд» в 07:00 22 августа пролетел над заливом и подтвердил наличие там противника. Для атаки в 09:38 с Маатен-Бегуша взлетели три «Суордфиша» 824-й эскадрильи. Между тем, в 09:00–11:20 «Калипсо» перегрузил на «Ириде» торпеды и переправил девятерых членов их экипажей. Затем лодка начала маневрировать, чтобы отойти от Эль-Марачеба и выполнить двухчасовое испытание на погружение, а «Калипсо» подошёл к левому борту «Монте-Гаргано» и принялся пополнять с него запасы топлива и воды.
В 11:56 с «Ириде» в 3,5 км заметили приближающиеся «Суордфиши» и открыли по ним огонь из пулемётов. Командир группы торпедоносцев капитан морской пехоты Оливер Пэтч (Oliver Patch) с менее чем 300 ярдов сбросил по лодке торпеду, в 11:58 поразив её перед рубкой. «Ириде» немедленно затонула на глубине 15 метров, 35 человек из 52 находившихся на ней погибли.
Лейтенант Невилл Чизмен (Neville A.F. Cheeseman) атаковал «Калипсо», сбросив торпеду с 1200 ярдов, но она прошла за кормой цели. Зато лейтенант Уолтер Уэллэм (Walter G. Wellham) в 12:03 поразил судно «Монте-Гаргано», которое легло на борт и быстро затонуло; жертв не было. За эту атаку капитан Пэтч получил орден «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Order — DSO), а лейтенанты Уэллэм и Чизмен — кресты «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross — DSC); были также награждены и другие трое авиаторов (в этом вылете экипажи «Суордфишей» состояли из двух человек).
Гибель эсминцев «Бореа» и «Аквилоне»
В ходе операции MF.2 адмирал Каннингем с 29 августа по 2 сентября провёл на Мальту конвой из трёх судов и встретил направленное ему через Гибралтарский пролив подкрепление — модернизированный линкор «Вэлиант» (HMS Valiant), новейший авианосец «Илластриес» (HMS Illustrious) и крейсера ПВО «Ковентри» (HMS Coventry) и «Калькутта» HMS (Calcutta). Особенно ценным приобретением был авианосец с 19 истребителями «Фулмар» и 18 «Суордфишами» на борту.
Первая совместная операция авиагрупп «Илластриеса» и «Игла» состоялась уже на обратном пути в Александрию. В 04:00 4 сентября восемь «Суордфишей» 815-й и 819-й эскадрилий с «Илластриеса» (ещё один разбился на взлёте) бомбили аэродромы Калатос и Гадурра на острове Родос; успех сопутствовал англичанам только на последнем, где они сожгли два и повредили семь самолётов, а также уничтожили часть горючего и боеприпасов. Группа из 12 машин с «Игла» бомбила Марицу, но была контратакована итальянскими истребителями, которые, потеряв три машины, сбили четыре «Суордфиша» 813-й эскадрильи — один из них был захвачен при вынужденной посадке на остров Скарпанто.
Следующая операция англичан с использованием палубной авиации не заставила себя долго ждать. Утром 15 сентября «Сандерленд» 230-й эскадрильи заметил в заливе Сирт направлявшийся в Бенгази конвой из судов «Мариа Эуджениа» (Maria Eugenia, 4702 брт) и «Глориа Стелла» (Gloria Stella, 5490 брт) в сопровождении миноносца «Фрателли Кайроли» (Fratelli Cairoli) — вечером следующего дня эти суда пришли в Бенгази и немедленно приступили к разгрузке.
Получив известие об обнаружении противника, Каннингем приказал нанести удар по судам в Бенгази силами палубной авиации. Около 15:00 15 сентября Александрию покинули два соединения — «Илластриес» в сопровождении крейсера «Орион» и четырёх эсминцев (соединение «A») и «Вэлиант» с тремя эсминцами (соединение «B»). В 14:30 16 сентября западнее Крита к ним присоединилось соединение «C» — тяжёлый крейсер «Кент» (HMS Kent), лёгкие крейсера «Ливерпуль» и «Глостер» с двумя эсминцами.
С наступлением темноты соединение «B» заняло позицию в прикрытии, а остальные корабли продолжили движение в исходную точку для атаки в 100 милях северо-восточнее Бенгази, прибыв туда в 21:00. Подъём ударной авиагруппы был начат в 21:30: всего взлетели девять «Суордфишей» 815-й эскадрильи коммандера Р.А. Килроя (R.A. Kilroy) с 250- и 500-фунтовыми фугасными и 100-фунтовыми зажигательными бомбами, и шесть «Суордфишей» 819-й эскадрильи с магнитными минами Mk.I, которыми они должны были минировать вход в гавань.
Условия для нападения были благоприятные — видимость 6–7 км, спокойное море и слабый северо-восточный ветер. Вечером 16 сентября в гавани Бенгази находилось 17 торговых судов и 15 кораблей. Патрульных кораблей у побережья не было, поэтому приближение «Суордфишей» осталось незамеченным. В 00:30 17 сентября 815-я эскадрилья подошла к Бенгази с северо-востока и, всё ещё не замеченная, облетела порт с суши, определяя объекты для нападения.
Атака началась в 00:57. ПВО порта дала сигнал воздушной тревоги, когда англичане были уже на боевом курсе. Одна группа бомбила цели у мола Соттофлутто, поразив «Глорию Стеллу» и серьёзно повредив миноносец «Чиньо» (Cigno). Последний был поражён в палубу бомбой, взорвавшейся в кубрике, и пострадал от обломков с «Глории Стеллы». Начался сильный пожар, 24 человека было убито и 46 ранено. Другая группа сбросила бомбы на суда у мола Принципиале, слегка повредив два из них. Развернувшись, в 01:00 англичане пошли на второй заход. На этот раз были поражены «Мариа Эуджениа», стоявшая у мола Принципиале, и эсминец «Бореа» (Borea) у мола Соттофлутто. В «Бореа» попала 500-фунтовая бомба, которая пробила корабль насквозь и взорвалась под килем, перебив его. В течение нескольких минут эсминец затонул на 10-метровой глубине с небольшим креном на правый борт, погиб один член экипажа. Нападавшие потерь не понесли.
В этой суматохе никто не заметил, как шесть «Суордфишей» 819-й эскадрильи сбросили магнитные мины на входе в гавань. Между тем, два пылающих транспорта (во избежание взрыва боеприпасов в трюмах оба на следующий день затопили), окружённые разливающимся по акватории топливом, представляли угрозу для остальных судов, и было решено по готовности выводить их в Триполи. В 11:38 «Франческо Барбаро» (Francesco Barbaro, 6343 брт) в сопровождении миноносца «Антонио Кашино» (Antonino Cascino) направился к выходу из порта и тут же подорвался на магнитной мине. С сильно повреждённой носовой частью судно было отбуксировано назад в гавань и посажено на мель.
Не представляя характер угрозы, командование ВМС в Ливии приказало протралить фарватер. Поскольку якорных мин не выявили, вечером 17 сентября решили вывести в Триполи эсминцы «Турбине» и «Аквилоне». Сначала «Турбине», а в 20:15 и «Аквилоне» подняли якоря и двинулись к выходу протраленным участком. Однако в 20:45 «Аквилоне» подорвался сразу на двух минах, опрокинулся на левый борт и затонул в течение пяти минут; погибло 13 членов экипажа и 20 получили ранения. «Турбине» собирался было вернуться для оказания помощи пострадавшим, но ему приказали уходить в Триполи.
Успехи первых месяцев войны с Италией окончательно убедили адмирала Каннингема в возможности успешного нападения палубных торпедоносцев на главные силы итальянского флота в его базах. Пилоты «Суордфишей» показали отменную результативность в ночных атаках в Тобруке, Аугусте и Бенгази; итальянцы же, напротив, постоянно демонстрировали полную неготовность отражать такие нападения. Уже вскоре, 11 ноября 1940 года, англичане реализуют полученный опыт в знаменитом налёте на Таранто.
Литература и источники:
- Питер Ч. Смит. Бой неизбежен! — М.: «ACT», 2004
- David Brown. The Royal Navy and the Mediterranean: Vol.I: September 1939 — October 1940 — Routledge, 2002
- Ben Jones. The Fleet Air Arm in the Second World War — Routledge, 2009
- Francesco Mattesini. Operation MA.3 — l’eroico combattimento del cacciatorpediniere «Espero» e l’affondamento 28 Giugno 1940 (https://www.academia.edu)
- Francesco Mattesini. Punta Stilo. La prima battaglia aeronavale della storia, 9 Luglio 1940 (https://www.academia.edu)
- Stephen W. Roskill. War at Sea 1939–1945, Vol.I: The Defensive — Her Majesty's Stationery Office, 1956
- http://conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
- http://forum.12oclockhigh.net
- http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.