• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 18 February '21
      Засекреченный космонавт
    • 17 February '21
      Поломанные крылья вяземского десанта
    • 12 February '21
      Два прочтения одной хрестоматии
    • 12 February '21
      Взбесившийся «Паттон»
    • 11 February '21
      Второй бой у Нарвика
    • 10 February '21
      Как угнать немецкий танк
    • 10 February '21
      Оружие советского снайпинга
    • 08 February '21
      Проект Manta Ray: DARPA заказывает подводные беспилотники
    • 08 February '21
      Цвета военного неба: «Глупыши» на палубе авианосца
    • 05 February '21
      Венгерские хроники длинноносых «соток»: начало
    • 04 February '21
      Стеклотекстолит в броне: дёшево и сердито
    • 02 February '21
      Стволы линкора «Нью-Джерси»
    22

    Второй "панцер": Игры инженерной мысли

    • ВМВ
    • танки
    • Германия
    Алексей Стаценко
    29 June '15

    Так как к 1940 году Pz.Kpfw II стал самым массовым танком Германии, он не избежал многочисленных попыток создания на его шасси новых машин с самыми разнообразными функциями. Однако в силу отсутствия системного подхода со стороны военных чиновников много усилий в этом направлении было потрачено впустую – многие машины в серию не пошли, а ещё часть моделей дублировала одни и те же функции

    После того как в Третьем рейхе создали танки Pz.Kpfw I, II, III и IV, немецкие военные начали поднимать вопрос об обеспечении частей бронированной техникой на шасси этих машин, которая могла бы выполнять ряд специфических задач:

    • разминирование;
    • подрыв укреплённых огневых точек противника;
    • укладка мостов через противотанковые рвы;
    • форсирование водных преград;
    • подвоз боеприпасов;
    • эвакуация раненых с поля боя;
    • оказание огнемётной, противотанковой и огневой поддержки передовым частям.

    Так как к 1940 году Pz.Kpfw II стал самым массовым танком Германии, он не избежал многочисленных попыток создания на его шасси новых машин с самыми разнообразными функциями. Однако необходимо отметить, что в силу отсутствия системного подхода со стороны военных чиновников много усилий в этом направлении было потрачено инженерами впустую – многие машины в серию не пошли, а ещё часть моделей дублировала одни и те же функции.

    ​Pz.Kpfw II Ausf.B в экспозиции Бронетанкового музея в Сомюре Источник – wikimedia.org - Второй "панцер": Игры инженерной мысли | Warspot.ru
    Pz.Kpfw II Ausf.B в экспозиции Бронетанкового музея в Сомюре
    Источник – wikimedia.org

    «По морям, по волнам… Нынче здесь – завтра там…»

    После разгрома Британского экспедиционного корпуса в мае 1940 года на Туманном Альбионе сложилась катастрофическая ситуация с тяжёлыми сухопутными вооружениями. Основные силы артиллерии и Танкового Королевского корпуса были потеряны на полях сражений в Бельгии и Северной Франции, а также брошены при эвакуации из Дюнкерка. Англия стала бы лёгкой добычей, если более-менее солидные силы вторжения смогли бы достичь её берегов. Британцам оставалось надеяться лишь на естественную непреодолимую преграду, которую являет собой Ла-Манш, а также на Королевский флот.

    В Германии это чётко понимали и ещё с осени 1939 года начали подготовку к морской высадке в Британии – операция носила название «Морской лев». Для её успешного осуществления было желательно обеспечить первую волну морского десанта боевой бронетехникой. Так как десантных кораблей на воздушной подушке в то время ещё не существовало, а классические транспортные суда не могли подойти к морскому берегу вплотную, в 6-й департамент Управления вооружений сухопутных сил (далее – УВС) от военных поступил заказ на разработку плавающего танка, способного преодолевать небольшие водные преграды.

    Если для среднего Pz.Kpfw III велись работы по созданию оборудования для подводного вождения танка (далее – ОПВТ), то для значительно более лёгких Pz.Kpfw II решили сконструировать съёмные поплавки. Предполагалось, что они придадут десятитонным танкам достаточную плавучесть, чтобы те могли беспрепятственно достичь берега. В воде танк должен был двигаться благодаря гребному винту, расположенному в корме, привод на который передавался от его штатного двигателя. Разработку проекта военные заказчики поручили судостроительной компании Gebruder Sachsenberg AG, которая располагалась в городе Рослау земли Саксония-Анхальт. Инженеры компании разработали вариант поплавков в виде двух больших понтонов, которые монтировались на танке с двух сторон. Для их крепления на машины приваривались специальные кронштейны. Глушитель и выхлопная труба переносились в верхнюю часть моторного отделения. Общий вес получившейся конструкции вместе с поплавками достигал 12 т. Танки, оборудованные таким образом, получили обозначение Pz.Kpfw II mit Schwimmkörper.

    ​Pz.Kpfw II mit Schwimmkörper на марше с демонтированными поплавками. Хорошо видны кронштейны для их крепления Источник – valka.cz - Второй "панцер": Игры инженерной мысли | Warspot.ru
    Pz.Kpfw II mit Schwimmkörper на марше с демонтированными поплавками. Хорошо видны кронштейны для их крепления
    Источник – valka.cz

    Первые опытные образцы машин, снабжённых поплавками, прошли испытания в сентябре-октябре 1940 года на базе батальона «А» 2-го танкового полка 16-й танковой дивизии (далее – ТД). На воде танки держались уверенно даже при волнении в 3–4 балла и развивали скорость до 10 км/ч, хотя особой манёвренностью похвастаться не могли. Правда, машинам, от которых требовалось лишь доплыть от десантного корабля до берега, она и не требовалась.

    После успешных испытаний были переоборудованы и снабжены поплавками 52 танка, большая часть которых поступила на вооружение 18-й ТД, готовившейся к высадке в Британии. По некоторым данным, в Рослау дополнительно произвели ещё 48 комплектов поплавков, но танки под них переделывать не стали. Планы Гитлера поменялись, вермахт начал готовиться к вторжению в СССР, и силы 18-й ТД перебросили на восток, где они воевали без поплавков, пока дивизию не разгромили и не расформировали во второй половине 1943 года.

    ​Pz.Kpfw II mit Schwimmkörper готовится к испытаниям Источник – valka.cz - Второй "панцер": Игры инженерной мысли | Warspot.ru
    Pz.Kpfw II mit Schwimmkörper готовится к испытаниям
    Источник – valka.cz

    Кроме того, опытную поплавочную систему для Pz.Kpfw II создали в авиационной компании Walther-Bachmann-Flugzeugwerke, располагавшейся в городе Рибниц-Дамгартен. Она занималась разработкой поплавков для гидросамолётов, так что, в целом, задача находилась в пределах сферы её деятельности. Инженеры компании предложили поплавок в форме лодки, посреди которого находился прямоугольный вырез для танка. Общее количество изготовленных поплавков такого типа автору неизвестно. Были проведены испытания данной системы на танках, которые получили название Schwimm Panzer II, но в серийное производство изделие не пошло.

    ​Schwimm Panzer II в «разобранном» состоянии Источник – network54.com - Второй "панцер": Игры инженерной мысли | Warspot.ru
    Schwimm Panzer II в «разобранном» состоянии
    Источник – network54.com

    Сапёрные варианты

    Проводились работы и по созданию на базе танка машины разминирования Minenräumfahrzeug auf Pz.Kpfw II mit Hammer Schlaggerät. Ориентировочно в 1940 году на одном танке Pz.Kpfw II Ausf.С испытывались несколько тралов каткового типа. Кроме этого, использовались тралы других типов, но ни один из них на Pz.Kpfw II в серию не пошёл.

    ​Pz.Kpfw II с минным тралом Источник – missing-lynx.com - Второй "панцер": Игры инженерной мысли | Warspot.ru
    Pz.Kpfw II с минным тралом
    Источник – missing-lynx.com

    Машину, подобную Ladungsleger I, созданной на базе Pz.Kpfw I, пытались сконструировать, используя шасси танка Pz.Kpfw II Ausf.C. На одну из «двоек» под углом установили штанги, на верхних концах которых крепился ящик для взрывных зарядов весом до 75 кг. Танк мог подъехать к ДОТу, установить на его крышу заряд, отъехать на безопасное расстояние и подорвать объект, послав сигнал по проводу.

    Однако не слишком удачное применение Ladungsleger I во Французской кампании показало, что лёгкие танки не годятся в качестве средства доставки подрывных зарядов из-за слишком тонкой брони. Намного более эффективными оказались специальные штурмовые группы, поэтому работы над созданием Pz.Kpfw II Ausf.C mit Abwurfvorrichtung вскоре прекратили.

    ​Pz.Kpfw II Ausf.C mit Abwurfvorrichtung (рисунок) Источник – panzerschreck.de - Второй "панцер": Игры инженерной мысли | Warspot.ru
    Pz.Kpfw II Ausf.C mit Abwurfvorrichtung (рисунок)
    Источник – panzerschreck.de

    Наблюдательные Pz.Kpfw II

    Более многочисленными стали машины корректировщиков артиллерийского огня, созданные на базе предсерийных танков Pz.Kpfw II Ausf.b. Надёжность их ходовой части не устраивала немецких военных, поэтому они отказались от использования этих машин в качестве боевых линейных танков. На башнях «двоек», сохранивших своё вооружение, установили специальные бронированные надстройки для артиллерийских наблюдателей, по форме напоминавшие усечённые четырёхгранные пирамиды.

    ​Panzerkampfwagen II Ausf.b mit Beobachtungsturm Источник – network54.com - Второй "панцер": Игры инженерной мысли | Warspot.ru
    Panzerkampfwagen II Ausf.b mit Beobachtungsturm
    Источник – network54.com

    Модернизированную таким образом технику начали передавать артиллерийским подразделениям. Кроме Pz.Kpfw II Ausf.b, немцы успели переделать и несколько танков Pz.Kpfw II Ausf.С, прежде чем производство машин-корректировщиков огня, которые получили индекс Panzerkampfwagen II Ausf.b (С) mit Beobachtungsturm, было прекращено. Общее количество танков, переделанных подобным образом, достоверно неизвестно, как и подробности их применения.

    Взамен этих машин в армии появился новый вариант танков-корректировщиков огня на базе «двоек» – Panzerbeobachtungswagen II Ausf.C. Как можно понять из названия, для их изготовления использовали модификацию Ausf.C. Штатные радиостанции танков заменили на FuG Spr.f, а на крышах моторных отделений разместили бронированные ящики для дополнительных радиостанций FuG8, которые могли вести передачу на расстояние 50 км ключом и на 10 – голосом. По периметру крыш моторных отделений установили поручневые антенны и, в дополнение к ним, за башнями с левой стороны разместили съёмные штыревые антенны. Штабу каждой батареи САУ Hummel или Wespe (6 единиц) придавались два танка-корректировщика артогня на базе Pz.Kpfw II. Всего таким образом немцы переоборудовали около 200 танков.

    ​Panzerbeobachtungswagen II Ausf.C из батареи САУ Hummel Источник – maximodelizm.com.ua - Второй "панцер": Игры инженерной мысли | Warspot.ru
    Panzerbeobachtungswagen II Ausf.C из батареи САУ Hummel
    Источник – maximodelizm.com.ua
    < 1 2 3 >

    Алексей Стаценко

    История Руси · Российской империи · СССР · история фортификации · танкостроения · политэкономия и политология · кинематограф

    Самый известный автомат в мире  на Warspot.ru
    Самый известный автомат в мире
    Трубка меткого «шамана» на Warspot.ru
    Трубка меткого «шамана»
    Гиганты Страны восходящего солнца на Warspot.ru
    Гиганты Страны восходящего солнца
    Поделиться
    • 3
    • 6
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (8)
    Ариец польского отжима на Warspot.ru
    Ариец польского отжима
    Тяжёлый трофей на Warspot.ru
    Тяжёлый трофей
    Пластмассовый «Джедай» на Warspot.ru
    Пластмассовый «Джедай»
    Как забуксовал дизельный вермахт на Warspot.ru
    Как забуксовал дизельный вермахт
    • Статьи по теме
    • Комментарии (8)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google