Так как к 1940 году Pz.Kpfw II стал самым массовым танком Германии, он не избежал многочисленных попыток создания на его шасси новых машин с самыми разнообразными функциями. Однако в силу отсутствия системного подхода со стороны военных чиновников много усилий в этом направлении было потрачено впустую – многие машины в серию не пошли, а ещё часть моделей дублировала одни и те же функции
После того как в Третьем рейхе создали танки Pz.Kpfw I, II, III и IV, немецкие военные начали поднимать вопрос об обеспечении частей бронированной техникой на шасси этих машин, которая могла бы выполнять ряд специфических задач:
- разминирование;
- подрыв укреплённых огневых точек противника;
- укладка мостов через противотанковые рвы;
- форсирование водных преград;
- подвоз боеприпасов;
- эвакуация раненых с поля боя;
- оказание огнемётной, противотанковой и огневой поддержки передовым частям.
Так как к 1940 году Pz.Kpfw II стал самым массовым танком Германии, он не избежал многочисленных попыток создания на его шасси новых машин с самыми разнообразными функциями. Однако необходимо отметить, что в силу отсутствия системного подхода со стороны военных чиновников много усилий в этом направлении было потрачено инженерами впустую – многие машины в серию не пошли, а ещё часть моделей дублировала одни и те же функции.
«По морям, по волнам… Нынче здесь – завтра там…»
После разгрома Британского экспедиционного корпуса в мае 1940 года на Туманном Альбионе сложилась катастрофическая ситуация с тяжёлыми сухопутными вооружениями. Основные силы артиллерии и Танкового Королевского корпуса были потеряны на полях сражений в Бельгии и Северной Франции, а также брошены при эвакуации из Дюнкерка. Англия стала бы лёгкой добычей, если более-менее солидные силы вторжения смогли бы достичь её берегов. Британцам оставалось надеяться лишь на естественную непреодолимую преграду, которую являет собой Ла-Манш, а также на Королевский флот.
В Германии это чётко понимали и ещё с осени 1939 года начали подготовку к морской высадке в Британии – операция носила название «Морской лев». Для её успешного осуществления было желательно обеспечить первую волну морского десанта боевой бронетехникой. Так как десантных кораблей на воздушной подушке в то время ещё не существовало, а классические транспортные суда не могли подойти к морскому берегу вплотную, в 6-й департамент Управления вооружений сухопутных сил (далее – УВС) от военных поступил заказ на разработку плавающего танка, способного преодолевать небольшие водные преграды.
Если для среднего Pz.Kpfw III велись работы по созданию оборудования для подводного вождения танка (далее – ОПВТ), то для значительно более лёгких Pz.Kpfw II решили сконструировать съёмные поплавки. Предполагалось, что они придадут десятитонным танкам достаточную плавучесть, чтобы те могли беспрепятственно достичь берега. В воде танк должен был двигаться благодаря гребному винту, расположенному в корме, привод на который передавался от его штатного двигателя. Разработку проекта военные заказчики поручили судостроительной компании Gebruder Sachsenberg AG, которая располагалась в городе Рослау земли Саксония-Анхальт. Инженеры компании разработали вариант поплавков в виде двух больших понтонов, которые монтировались на танке с двух сторон. Для их крепления на машины приваривались специальные кронштейны. Глушитель и выхлопная труба переносились в верхнюю часть моторного отделения. Общий вес получившейся конструкции вместе с поплавками достигал 12 т. Танки, оборудованные таким образом, получили обозначение Pz.Kpfw II mit Schwimmkörper.
Первые опытные образцы машин, снабжённых поплавками, прошли испытания в сентябре-октябре 1940 года на базе батальона «А» 2-го танкового полка 16-й танковой дивизии (далее – ТД). На воде танки держались уверенно даже при волнении в 3–4 балла и развивали скорость до 10 км/ч, хотя особой манёвренностью похвастаться не могли. Правда, машинам, от которых требовалось лишь доплыть от десантного корабля до берега, она и не требовалась.
После успешных испытаний были переоборудованы и снабжены поплавками 52 танка, большая часть которых поступила на вооружение 18-й ТД, готовившейся к высадке в Британии. По некоторым данным, в Рослау дополнительно произвели ещё 48 комплектов поплавков, но танки под них переделывать не стали. Планы Гитлера поменялись, вермахт начал готовиться к вторжению в СССР, и силы 18-й ТД перебросили на восток, где они воевали без поплавков, пока дивизию не разгромили и не расформировали во второй половине 1943 года.
Кроме того, опытную поплавочную систему для Pz.Kpfw II создали в авиационной компании Walther-Bachmann-Flugzeugwerke, располагавшейся в городе Рибниц-Дамгартен. Она занималась разработкой поплавков для гидросамолётов, так что, в целом, задача находилась в пределах сферы её деятельности. Инженеры компании предложили поплавок в форме лодки, посреди которого находился прямоугольный вырез для танка. Общее количество изготовленных поплавков такого типа автору неизвестно. Были проведены испытания данной системы на танках, которые получили название Schwimm Panzer II, но в серийное производство изделие не пошло.
Сапёрные варианты
Проводились работы и по созданию на базе танка машины разминирования Minenräumfahrzeug auf Pz.Kpfw II mit Hammer Schlaggerät. Ориентировочно в 1940 году на одном танке Pz.Kpfw II Ausf.С испытывались несколько тралов каткового типа. Кроме этого, использовались тралы других типов, но ни один из них на Pz.Kpfw II в серию не пошёл.
Машину, подобную Ladungsleger I, созданной на базе Pz.Kpfw I, пытались сконструировать, используя шасси танка Pz.Kpfw II Ausf.C. На одну из «двоек» под углом установили штанги, на верхних концах которых крепился ящик для взрывных зарядов весом до 75 кг. Танк мог подъехать к ДОТу, установить на его крышу заряд, отъехать на безопасное расстояние и подорвать объект, послав сигнал по проводу.
Однако не слишком удачное применение Ladungsleger I во Французской кампании показало, что лёгкие танки не годятся в качестве средства доставки подрывных зарядов из-за слишком тонкой брони. Намного более эффективными оказались специальные штурмовые группы, поэтому работы над созданием Pz.Kpfw II Ausf.C mit Abwurfvorrichtung вскоре прекратили.
Наблюдательные Pz.Kpfw II
Более многочисленными стали машины корректировщиков артиллерийского огня, созданные на базе предсерийных танков Pz.Kpfw II Ausf.b. Надёжность их ходовой части не устраивала немецких военных, поэтому они отказались от использования этих машин в качестве боевых линейных танков. На башнях «двоек», сохранивших своё вооружение, установили специальные бронированные надстройки для артиллерийских наблюдателей, по форме напоминавшие усечённые четырёхгранные пирамиды.
Модернизированную таким образом технику начали передавать артиллерийским подразделениям. Кроме Pz.Kpfw II Ausf.b, немцы успели переделать и несколько танков Pz.Kpfw II Ausf.С, прежде чем производство машин-корректировщиков огня, которые получили индекс Panzerkampfwagen II Ausf.b (С) mit Beobachtungsturm, было прекращено. Общее количество танков, переделанных подобным образом, достоверно неизвестно, как и подробности их применения.
Взамен этих машин в армии появился новый вариант танков-корректировщиков огня на базе «двоек» – Panzerbeobachtungswagen II Ausf.C. Как можно понять из названия, для их изготовления использовали модификацию Ausf.C. Штатные радиостанции танков заменили на FuG Spr.f, а на крышах моторных отделений разместили бронированные ящики для дополнительных радиостанций FuG8, которые могли вести передачу на расстояние 50 км ключом и на 10 – голосом. По периметру крыш моторных отделений установили поручневые антенны и, в дополнение к ним, за башнями с левой стороны разместили съёмные штыревые антенны. Штабу каждой батареи САУ Hummel или Wespe (6 единиц) придавались два танка-корректировщика артогня на базе Pz.Kpfw II. Всего таким образом немцы переоборудовали около 200 танков.
Комментарии к данной статье отключены.