• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    23

    Воздушные тараны – мифы и реальность

    • ВМВ
    • авиация
    • СССР
    • Финляндия
    Михаил Тимин
    30 May '14

    12 августа 1941 года в воздушном бою командир 1-й эскадрильи 65-го ШАП капитан Митрофан Петрович Краснолуцкий таранил финский истребитель, или столкнулся с ним – это уже кому какая версия больше нравится.

    В то утро группа советских штурмовиков И-15бис (по разным данным, 5 или 7 машин), ведомая Краснолуцким, получала задачу атаковать финские войска в районе Паннила. Около 9:30–9:45 группа бипланов взлетела с аэродрома Феньково и, пролетев 100 километров, обнаружила противника между озерами Шотозеро и Ведлозеро.

    ​Капитан Митрофан Петрович Краснолуцкий после вылета 12 августа 1941 года возле своего И-15бис. Видна обломленная в результате тарана законцовка правой нижней плоскости. Самолет имеет интересную особенность – на нем установлен козырек от И-153. М. П. Краснолуцкий закончил войну подполковником, в должности заместителя командира 260-й САД. В отставку вышел в звании генерал-майора авиации - Воздушные тараны – мифы и реальность | Warspot.ru
    Капитан Митрофан Петрович Краснолуцкий после вылета 12 августа 1941 года возле своего И-15бис. Видна обломленная в результате тарана законцовка правой нижней плоскости. Самолет имеет интересную особенность – на нем установлен козырек от И-153. М. П. Краснолуцкий закончил войну подполковником, в должности заместителя командира 260-й САД. В отставку вышел в звании генерал-майора авиации

    Советские пилоты начали индивидуально атаковать наземные цели, но в этот момент к району штурмовки подошла четверка MS.406C-1 из состава 1/LeLv 28 (советские пилоты доложили, что были перехвачены шестеркой Ме-109). Пилоты «моранов» внезапно атаковали советские штурмовики, в результате в первой атаке вянрикки (прапорщик) Аарре Линнамаа (Aarre Linnamaa) удалось сбить И-15бис заместителя командира эскадрильи лейтенанта В. П. Горюна. К счастью, советскому пилоту удалось выпрыгнуть из сбитого самолета с парашютом, и через пять дней он вернулся в часть.

    ​Аарре Линнамаа у самолета МS-308. В бою 12.08.1941 он участвовал на МS-611 - Воздушные тараны – мифы и реальность | Warspot.ru
    Аарре Линнамаа у самолета МS-308. В бою 12.08.1941 он участвовал на МS-611

    Далее, несмотря на то, что финские пилоты действовали тактически грамотно и вели бой парами, а также имели гораздо более современные, чем у оппонентов, самолеты с пушечным вооружением, им не удалось развить успех. В завязавшемся маневренном бою советские летчики не только смогли собраться в группу, но и организованно и без потерь выйти из боя. Как вспоминал позже финский летчик вяапели (старшина) Йорма Норола (Jorma Norola), советские летчики действовали очень агрессивно. Один из И-15бис несколько раз пытался атаковать самолет Норолы, и в конце концов финский и советский летчики сошлись в лобовой атаке: «Один русский истребитель несколько раз заходил моему «морану» сбоку, а затем мы сошлись в лоб. Послышался треск, мой самолет получил вмятину на консоли крыла, сбив бипланную стойку И-15, который стал падать и рухнул в лес».

    ​Йорма Норола у своего самолета МS-301, с которым столкнулся И-15бис капитана Краснолуцкого - Воздушные тараны – мифы и реальность | Warspot.ru
    Йорма Норола у своего самолета МS-301, с которым столкнулся И-15бис капитана Краснолуцкого

    В наградном М. П. Краснолуцкого (в кабине советского самолета, атаковавшего «моран» Норолы, находился именно он) эпизод описан несколько иначе: «При третьей атаке Ме-109 в лоб майор Краснолуцкий принял решение таранить лобовым ударом, но стервятник на дистанции 15 метров резко с боевым разворотом хотел уйти, в это время, т.е., при отвороте, майор Краснолуцкий своим самолетом ударил правой нижней плоскостью по хвостовому оперению, в результате правая часть оперения была отбита, и самолет упал в лес».

    ​Финские механики разглядывают повреждения крыла «Морана» Йормы Норолы. - Воздушные тараны – мифы и реальность | Warspot.ru
    Финские механики разглядывают повреждения крыла «Морана» Йормы Норолы.

    Судя по описанию боя, оба пилота после столкновения потеряли друг друга из вида, но при этом и финский, и советский летчики сообщили о том, что атакованный вражеский самолет упал в лес. Несмотря на то, что ни советский, ни финский самолеты не были потеряны, обоим участникам столкновения по итогам этого боя засчитали воздушные победы.

    ​Владимир Петрович Горюн (слева, на фото в звании капитана). Заместитель командира 17-го Гв.ШАП В. П. Горюн погиб 6 апреля 1942 года, успев выполнить 132 боевых вылета. Георгий Арсеньевич Андреев (справа, на фото в звании капитана). В ноябре 1942 года возглавил 17-й Гв.ШАП, войну закончил подполковником, в должности летчика-инспектора штурмовой авиации 9-й ВА. Всего совершил 51 боевой вылет за время советско-финской войны и 200 вылетов – за время ВОВ - Воздушные тараны – мифы и реальность | Warspot.ru
    Владимир Петрович Горюн (слева, на фото в звании капитана). Заместитель командира 17-го Гв.ШАП
    В. П. Горюн погиб 6 апреля 1942 года, успев выполнить 132 боевых вылета.
    Георгий Арсеньевич Андреев (справа, на фото в звании капитана). В ноябре 1942 года возглавил 17-й Гв.ШАП,
    войну закончил подполковником, в должности летчика-инспектора штурмовой авиации 9-й ВА.
    Всего совершил 51 боевой вылет за время советско-финской войны и 200 вылетов – за время ВОВ

    Энергичными действиями опытные пилоты 65-го ШАП (в первую очередь, ветераны советско-финской войны комэск капитан Краснолуцкий и заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Андреев) смогли переломить ход боя и собрать группу. В наградном листе Краснолуцкого описано, как советские пилоты подстраховывали друг друга в критических ситуациях: «При сборе эскадрильи для следования домой майор Краснолуцкий заметил, как два Ме-109 стали в хвост командиру звена мл. лейтенанту Королеву. Майор Краснолуцкий геройски с обломанным концом плоскости обрушился на стервятника и отогнал [его] из-под хвоста. Подоспевший на выручку зам. командира эскадрильи старший лейтенант Андреев стали [?] в замкнутый круг…»

    ​И-15бис №110 из состава 65-го ШАП на старте, осень 1941 года - Воздушные тараны – мифы и реальность | Warspot.ru
    И-15бис №110 из состава 65-го ШАП на старте, осень 1941 года

    Остальное было «делом техники» – пилоты четырех оставшихся «бисов» замкнули оборонительный круг, и, постепенно оттягиваясь на восток, вышли из боя. Всего в этом столкновении советские потери составили один И-15бис сбитым, причем «финским соколам», кроме двух 100% сбитых бипланов, еще три записали как предположительные победы.

    Основная проблема, которая возникает при рассмотрении эпизодов, которые можно трактовать как тараны – это, собственно, вопрос о том, осознанно ли конкретный пилот пошел на таран, или столкновение было случайным. В случае лобового тарана этот вопрос еще более актуален, так как возможность случайного столкновения гораздо выше, чем при атаке в «хвост». Однако приведенный выше эпизод воздушной войны в Карелии можно уверенно отнести к запланированным таранам, даже если капитан Краснолуцкий и случайно ударил самолет Норолы.

    ​Летчик 1/LeLv 28 юликерсанти (старший сержант) Антти Тани (Antti Tani) у своего МS-311, на этой машине в бою 12.08.1941 он заявил предположительно сбитый И-15бис. Справа механик самолета - Воздушные тараны – мифы и реальность | Warspot.ru
    Летчик 1/LeLv 28 юликерсанти (старший сержант) Антти Тани (Antti Tani) у своего МS-311,
    на этой машине в бою 12.08.1941 он заявил предположительно сбитый И-15бис. Справа механик самолета

    Мотивацию Митрофана Краснолуцкого понять просто – он был ведущим, и в самом начале задания допустил серьезную ошибку, позволив пилотам при отсутствии группы прикрытия вести атаки индивидуально, тем самым подставив своих летчиков и себя самого под возможность внезапной атаки противника, что и произошло. После того как финны сбили самолет Горюна, у Краснолуцкого не осталось выбора, он был должен или победить или погибнуть, но во что бы то ни стало спасти оставшихся подчиненных. Описания действий Краснолуцкого и в воспоминаниях Норолы, и в советских документах подтверждают эту версию – он буквально бросался то на одну финскую пару, то на другую, и в конечном итоге его напор и агрессивность сделали свое дело, эскадрилья собралась и вышла из боя без потерь.

    ​Рисунок, изображающий таран капитана Краснолуцкого из «Истории 17-го Гвардейского штурмового авиаполка», хранящейся в фондах ЦАМО. Что характерно, вражеский «Ме-109», изображенный полковым художником, больше похож на реальный MS.406, участвовавший в эпизоде. - Воздушные тараны – мифы и реальность | Warspot.ru
    Рисунок, изображающий таран капитана Краснолуцкого из «Истории 17-го Гвардейского штурмового авиаполка», хранящейся в фондах ЦАМО. Что характерно, вражеский «Ме-109», изображенный полковым художником, больше похож на реальный MS.406, участвовавший в эпизоде.

    Собственно, не таран остановил противника – его даже не заметили. Финны явно оценили агрессивные действия советского пилота и не решились преследовать отходившие советские самолеты. Сам Краснолуцкий был готов таранить противника, и столкновение с самолетом Норолы это подтверждает, поэтому, привезя явные доказательства тарана на крыле своего самолета, летчик реабилитировал себя и вскоре вполне заслуженно был представлен к званию Героя Советского Союза.

    Цветные профили Александра Казакова


    Источники и литература:

    1. ЦАМО, фонд 17-го Гв.ШАП
    2. K. Keskinen, K. Stenman. «Suomen Ilmavoimat» III. 1941
    3. Suomen Ilmavoimien Historia 4 Morane-Saulnier M.S.406 Caudron C.714
    4. Данные Алексея Дмитриенка

    Михаил Тимин

    Исследователь истории советских ВВС в годы Великой Отвечественной

    Последний бой гауптмана Юнга на Warspot.ru
    Последний бой гауптмана Юнга
    Первые советские «охотники» на Warspot.ru
    Первые советские «охотники»
    Неудачная попытка перехватить инициативу на Warspot.ru
    Неудачная попытка перехватить инициативу
    Поделиться
    • 5
    • 0
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (3)
    Ошибка генерала Новикова на Warspot.ru
    Ошибка генерала Новикова
    Почему не удался удар по финским "мирно спящим аэродромам" на Warspot.ru
    Почему не удался удар по финским "мирно спящим аэродромам"
    «Бленхеймы» над Лодейным Полем на Warspot.ru
    «Бленхеймы» над Лодейным Полем
    Британские ураганы над Финским заливом на Warspot.ru
    Британские ураганы над Финским заливом
    • Статьи по теме
    • Комментарии (3)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google