Мы уже публиковали статью об одном из эпизодов операции по уничтожению немецкой авиации на финских аэродромах 25 июня 1941 года — о вылетах бомбардировщиков 72-го СБАП против аэродромов финских истребителей Йоэнсуу и Йоройнен. Затем в статье «Два капитана, или жаркое лето в холодном краю» кратко были затронуты действия по немецким авиабазам в Заполярье. Однако эти работы освещали действия советской авиации на удалённых, второстепенных участках фронта. Что же происходило на направлении главного удара, какие события стали поводом для официального вступления Финляндии в новую войну?
Удар должны были нанести бомбардировочные полки 41-й БАД и 2-й САД ВВС Северного фронта, а также 4-й САД ВВС Северо-Западного фронта и ВВС Краснознамённого Балтийского флота — всего 444 боеготовых бомбардировщика (310 СБ, 80 ДБ-3 и ДБ-3Ф, 40 Ар-2 и 14 Пе-2). Из этого числа около 150 составляли самолёты ВВС КБФ (80 ДБ-3 и ДБ-3Ф, 50 СБ и 18 Ар-2), которые выполнили 25 июня всего 40 боевых вылетов. Несмотря на то, что в различных публикациях упоминаются вылеты сотен советских истребителей, сразу оговоримся, что таких вылетов было выполнено менее 50, из которых лишь 18 пришлись на сопровождение.
Основной проблемой плана была его непроработанность с точки зрения разведки: ни до 22 июня, ни после нападения Германии советские самолёты не вели разведку над территорией Финляндии. По сути, большинство атакующих групп должны были действовать наугад, в надежде, что на указанном в задаче аэродроме экипажи смогут обнаружить и атаковать немецкие бомбардировщики. Ещё одной серьёзной проблемой стало отсутствие истребителей сопровождения. В 5-й САД и 39-й ИАД ВВС СФ попросту не имелось достаточного количества подготовленных для таких полётов экипажей, а полки 3-й ИАД ПВО и ВВС КБФ нельзя было задействовать из-за их основной задачи — прикрытия Ленинграда, Кронштадта и Таллина.
По какой причине не была произведена предварительная разведка финских аэродромов — видимо, навсегда останется загадкой, но всю ответственность за это решение в любом случае несёт будущий Главком ВВС КА, а тогда командующий ВВС СФ генерал-майор авиации А.А. Новиков, с подачи которого были инициированы эти действия.
После советско-финской войны 1939–1940 гг. финны уделили серьёзное внимание состоянию своей истребительной авиации. К июню 1941 года основную боевую силу представлял «старый» 2-й полк (LeR 2), в состав которого входили истребительные группы LLv 24, LLv 26 и LLv 28. Каждую группу, состоявшую из 3–4 флайтов, по численности можно соотнести с советским авиаполком в составе 3–4 эскадрилий. LeR 2 был вооружён наиболее современными истребителями — американскими «Брюстер» В.239, итальянскими «Фиат» G.50 и французскими «Моран-Солнье» MS.406. Сформированный в 1940 году 3-й полк (LeR 3) имел только две укомплектованные группы, LLv 30 и LLv 32. На вооружении одного из флайтов группы LLv 30 находились британские «Харрикейны», но остальными самолётами полка были устаревшие голландские «Фоккеры» D.XXI.
Кроме истребительных частей в составе групп взаимодействия с наземными войсками LLv 12, LLv 14 и LLv 16, а также «морской» LLv 6 было по одному флайту, вооружённому устаревшими бипланами — британскими «Гладиаторами» и трофейными советскими И-153. К лету 1941 года в составе LLv 12 и LLv 14 было решено переформировать в истребительные ещё по одному флайту и перевооружить их на закупленные у немцев экс-французские истребители «Кертисс» H.75. Все освободившиеся «Гладиаторы» передавались в LLv 16. Всего в строю 22 истребительных флайтов числилось более 200 самолётов, из которых 175 были боеготовыми и укомплектованы экипажами.
18 июня в Финляндии была объявлена мобилизация. Согласно совместному с Германией плану боевых действий против СССР финские войска начали сосредоточение на границе. Перевозки прикрывали истребители LeR 2 и «Харрикейны» из LeR 3, сосредоточенные на аэродромах Наараярви, Йоройнен, Холлола, Весивехмаа и Селянпяа. Устаревшие истребители из LeR 3 должны были прикрыть столицу, порты и промышленные районы, сосредоточившись на аэродромах Пори, Турку, Хювинкяа (у Хельсинки) и Тампере (Сиикакангас).
Учитывая большое количество финских истребителей, усиленных зенитной артиллерией, планируемые атаки советских бомбардировщиков, не обеспеченные разведданными и истребительным прикрытием выглядят тыканьем палкой в осиное гнездо, причём с завязанными глазами. Тем не менее приказ был отдан, и ранним утром 25 июня советские экипажи отправились атаковать назначенные им цели.
Действия ВВС Краснознамённого Балтийского флота
Аэродромы на западе Финляндии должны были атаковать самолёты ВВС КБФ (Турку) и 4-й САД (Хельсинки и Тампере).
В 07:10 18 ДБ-3 и один СБ 8-й авиабригады КБФ с высоты 3000 метров сбросили бомбы на аэродром Артукайнен в пригороде Турку. Экипажи зафиксировали на земле уничтожение двух самолётов, а также прямые попадания в судоверфь «Вулкан». Следом, в 07:21, по аэродрому и окрестностям с той же высоты отбомбились 22 СБ 73-го СБАП. Всего было сброшено 59 ФАБ-250 и 162 ФАБ-100. ПВО Турку оказалась не готовой к налёту. По некоторым данным, во время первого удара тяжёлые зенитные батареи выпустили только один снаряд, И-153 из 3/LLv 6 и «Фоккеры» D.XXI из 2/LLv 30 также не смогли ничего противопоставить большим группам бомбардировщиков, которые потерь не имели.
Однако и финские потери были минимальными: получил повреждения один трофейный СБ из LLv 6. Финны отметили также взрывы всего 40 бомб в районе города, из них лишь 28 в районе аэродрома и военного порта (в 5 километрах западнее города). От взрывов бомб, упавших в районе военно-морской базы, получили ранения 8 солдат, сгорели гараж и сауна. Куда больше пострадала жилая застройка: в городе было разрушено 11 и повреждено 30 зданий. Не обошлось без жертв среди мирного населения: погибли 10 человек, ещё 35 были ранены.
Следом к своим целям отправились экипажи 2-й, 4-й и 5-й САД, а также 41-й БАД. Вылеты начались примерно в одно время, удары были нанесены по дуге от Хельсинки до Лаппеенранты в течение часа, с 08:05 до 9:00.
Действия 4-й смешанной авиадивизии
В первой волне действовали самолёты 63-го СБАП. Двум шестёркам СБ из 1-й и 5-й эскадрилий полка предписывалось атаковать аэродром Пирккала (Тампере), а девятке 3-й эскадрильи — аэродром Малми (Хельсинки). Последние были обеспечены истребительным прикрытием — 18 И-153 вёл лично командир 38-го ИАП майор Б.А. Сиднев. Увы, это была единственная прикрытая истребителями группа за день!
В 08:24 девятка СБ отбомбилась по аэродрому Малми, сбросив 54 ФАБ-100 и 18 ФАБ-50, после чего без потерь и повреждений вернулась на свой аэродром. Финских истребителей над предместьем Хельсинки не оказалось, поэтому экипажи «Чаек» эскорта остались без работы. В 08:35 11 СБ из 1-й и 5-й эскадрилий сбросили 66 ФАБ-100 и 22 ФАБ-50 на аэродром Пирккала. Задача у экипажей, атакующих эту цель, была сложнее: она находилась в 150 километрах от побережья, и шансы встретить вражеские истребители были гораздо выше, особенно на обратном пути.
Когда около 09:00 к Малми подошли 12 СБ сборной группы из 2-й и 4-й эскадрилий 63-го СБАП, ведомые командиром 2-й эскадрильи капитаном В.В. Тоцким, их ждал горячий приём. Помимо интенсивного огня зенитной артиллерии, над целью бомбардировщики были атакованы истребителями. Несмотря на интенсивное противодействие, экипажи смогли сбросить бомбы на аэродром и организованно выйти из зоны ПВО. Финские истребители не смогли разбить плотный строй, но зенитный огонь стоил группе Тоцкого одного сбитого и двух подбитых СБ. На аэродром не вернулся СБ №16/254 с экипажем в составе пилота младшего лейтенанта В.А. Константинова, штурмана лейтенанта А.М. Сорокина и стрелка-радиста младшего сержанта Н.И. Цирлинга. Согласно журналу боевых действий финской 101-й тяжёлой зенитной батареи, сбитый её расчётами советский самолёт упал в районе Пуйстола. Один лётчик погиб, два других выпрыгнули с парашютами, но были убиты при попытке задержания.
В этот момент мимо аэродрома Малми продефилировала группа 1-й и 5-й эскадрилий 63-го СБАП, возвращающаяся с бомбёжки аэродрома Пирккала. Финны не оставили группу без внимания: в воздушном бою был сбит СБ №11/254, который упал в Финский залив. Экипаж в составе лейтенанта Н.Ф. Тихова, лейтенанта И.Л. Картавенкова и сержанта И.Г. Замятина пропал без вести. Ещё один самолёт был подбит, но пилоту лейтенанту Е.В. Здесенко удалось перетянуть через Финский залив и вынужденно сесть на аэродроме Ягола.
С финской стороны в бою участвовали восемь «Фоккеров» D.XXI из 1/LLv 32, взлетевшие с аэродрома Хювинкяа. Согласно финским данным, два СБ сбил лейтенант Вейкко Эвинен (Veikko Evinen). В его рапорте бой выглядел так:
«Я обнаружил девять самолётов ДБ на высоте 4000 метров. Открыл огонь по самолёту на правом фланге, немного отставшему от других, и поджёг его мотор. Самолёт резко пошёл вниз, я атаковал другой самолёт на левом фланге, и также поджёг его мотор. В этот момент самолёты противника находились в 10 километрах к востоку от Хельсинки и держали курс на юг. Первый самолёт упал в 2 километрах к востоку от Малми, второй — в море в районе бухты Пуотинкюля. В задней части фюзеляжа моего самолёта большая пробоина — возможно, от огня финской зенитной артиллерии».
Успехи экипажей 63-го СБАП были весьма скромными: в районе аэродрома финны насчитали всего около 40 воронок от бомб, что говорит о слабой подготовке штурманов.
Пока финские истребители пытались помешать бомбардировщикам 63-го СБАП в районе Хельсинки, сборная девятка СБ 50-го СБАП, ведомая командиром полка полковником Ф.А. Агальцовым, пролетела более 200 километров над финской территорией и в 10:15 сбросила 54 ФАБ-100 и 10 ЗАБ-50 на аэродром Пирккала возле Тампере. После этого советские самолёты спокойно вернулись тем же маршрутом на свой аэродром. Никакого противодействия, за исключением слабого зенитного огня, не было, «Фоккеры» из 3/LLv 32 просто не успели взлететь. Маршрут 50-го СБАП был грамотно построен в обход крупных населённых пунктов и проходил на высоте 5000 метров. Это позволило обойти посты наблюдения за воздухом и пункты ПВО, однако и атака аэродрома с такой высоты не могла нанести ему сколь-нибудь серьёзный ущерб.
Следующий налёт был выполнен в 11:12 экипажами 35-го СБАП на аэродром Малми. Сводная группа в количестве 12 СБ сбросила бомбы и в полном составе вернулась на аэродром — лишь один самолёт имел пробоину в стабилизаторе.
Последние удары на этом направлении были нанесены около 12:30–12:45 экипажами 1-й и 3-й эскадрилий 63-го СБАП. Несмотря на противодействие, потерь не было, однако и о каких-либо успехах сведения в журнале боевых действий 63-го СБАП отсутствуют:
«3-я АЭ. 25.06.41, 12:34. 5 СБ. Бомбили аэродром Пирккала. Задание выполнено. Общий налёт 17:40. Количество сброшенных бомб: ФАБ-100 — 30 шт., ФАБ-50 — 10 шт. Были обстреляны ЗА и береговой обороны.
1-я АЭ. 25.06.41, 12:43. 5 СБ. Бомбардировка складов горючего и боеприпасов на аэродроме Малми. Задание выполнено. Общий налёт 19:00. Количество сброшенных бомб: ФАБ-100 — 30 шт., ФАБ-50 — 10 шт. Западнее Хельсинки в районе Малми атакованы звеном истребителей противника. Один «Фоккер» сбит стрелком-радистом Носковым».
Очевидно, что после докладов экипажей последних групп командование дивизии удостоверилось, что на аэродромах Малми и Пирккала немецких бомбардировщиков нет, и боевые вылеты в этом направлении были прекращены.
Действия 2-й смешанной и 41-й бомбардировочной авиадивизий
Основным соединением, привлекаемым для действий на центральном направлении, была 41-я БАД. Для экипажей полков дивизии основными целями должны были стать аэродромы Миккели, Коувола (Валкеала), Хейнола и Мянтюхарью. Характерно, что последние три аэродрома в действительности не существовали вообще. Дивизия состояла из свежесформированных 201-го, 202-го и 205-го СБАП, получивших лишь треть положенной матчасти и укомплектованных молодым лётным составом выпуска 1940 года. Боеспособными в дивизии были только старые кадры: командиры эскадрилий, их заместители и часть командиров звеньев. В связи с этим командование ВВС разрешило использовать в составе дивизии 10-й СБАП, хотя по довоенным планам этот полк должен был убыть на мурманское направление. Для 201-го СБАП основной целью был определён аэродром Хейнола, для 202-го — Коувола (Валкеала), для 10-го СБАП — Миккели и Мянтюхарью. 205-й СБАП задач не получил и оставался в резерве.
Действия 41-й БАД должны были поддержать экипажи 2-го, 44-го и 58-го СБАП 2-й САД. Их целями были определены аэродромы в огромном районе Порвоо, Коувола, Утти, Луумяки, Котка. Полки 2-й САД были первыми частями в Ленинградском военном округе, перед войной получившими новейшие пикирующие бомбардировщики Ар-2 и Пе-2, однако освоение новой техники ещё не завершилось, поэтому в бой экипажи пошли на оставшихся в строю СБ.
Вылеты около 06:20 открыли пять экипажей 1-й эскадрильи 44-го СБАП. Это была самая подготовленная эскадрилья полка, которая могла действовать ночью в строю девятки. Практически весь личный состав эскадрильи принимал участие в советско-финской войне. Увы, как часто случается, первыми жертвами войны становятся лучшие. В районе Лужской губы самолёт ведущего, командира эскадрильи Героя Советского Союза майора С.И. Косякина, резко сбросил скорость, и летевший рядом СБ замкомэска старшего лейтенанта А.М. Кубышкина срубил крылом и винтами хвостовое оперение ведущего. СБ №12/326 упал в море, майор С.И. Косякин, старший лейтенант П.В. Ушаков и старшина М.Л. Баландин погибли. Самолёт старшего лейтенанта Кубышкина получил повреждения, но лётчику удалось довести его до аэродрома и выполнить аварийную посадку.
После гибели ведущего оставшиеся три СБ, не долетев до аэродрома Утти каких-то 20 километров, в 08:05 с высоты 1800 метров сбросили бомбы на железнодорожную станцию Инкеройнен.
Практически одновременно с группой 44-го СБАП взлетела пятёрка 1-й эскадрильи 58-го СБАП, ведомая комэском капитаном П.Г. Даниловым. Её целью был аэродром Котка. Этот вылет тоже закончился неудачей: Котка была закрыта облаками. Не найдя ничего более достойного, в 08:05 с 3000 метров экипажи сбросили 30 ФАБ-100 и 10 ЗАБ-50 на населённый пункт Пюхтяа северо-западнее Котки, после чего вернулись на свой аэродром.
Самолёты 201-го и 202-го СБАП стартовали около 07:15. В отличие от других частей, командиры полков полковник Н.Ф. Ефимов и майор П.В. Недосекин не рискнули дробить свои подразделения, и к своим целям оба полка направились в составе больших групп по 18 СБ в каждой. Оба полка появились в районе Коувола практически одновременно, что запутало финскую ПВО.
Согласно оперативной сводке штаба 41-й БАД, самолёты 202-го СБАП вышли в заданный район, где якобы немедленно подверглись атакам финских истребителей, но отбились огнём стрелков. Несмотря на противодействие, СБ смогли отбомбиться в 08:19–08:23 по целям, которые были идентифицированы как аэродромы Коувола (Валкеала) и Утти. Интересно, что в последующей оперативной сводке штаба ВВС СФ указывается, что самолёты полка бомбили не Утти, а только что обнаруженный новый аэродром, который находился в 5 километрах севернее железнодорожной станции Кайпиайнен. Кроме того, из донесения 4-го финского армейского корпуса известно, что в 08:37 пять СБ отбомбились по городу Лахти.
Сопоставляя советские и финские источники, можно получить более-менее объективную картину. Видимо, выйдя около 08:00 в район Коувола и предсказуемо не найдя несуществующий аэродром Валкеала, ведущий (вероятно, командир 202-го СБАП полковник Н.Ф. Ефимов) приказал разделиться на три группы и бомбить запасные цели. Одна шестёрка, очевидно, атаковала аэродром Селянпяа, вторая — Лахти, третья — собственно «Валкеалу», в роли которой, возможно, выступал аэродром Утти.
Бомбёжка аэродрома Селянпяа произошла в 08:30, причём финские документы говорят о 19 бомбардировщиках, участвовавших в атаке. Очевидно, речь идёт о группе 18 СБ из 201-го СБАП, которые прошли в этот момент над аэродромом, при этом шесть СБ 202-го СБАП, сбросившие бомбы, с земли замечены не были.
Интересно, что взлетевшие на перехват финские истребители, судя по всему, в ситуации разобрались. Лётчик Хеймо Лампи (Heimo Olavi Lampi) вспоминал, что над аэродромом они атаковали большую группу численностью до 27 СБ. Шестёрке 202-го СБАП «под шумок» удалось уйти без потерь, а вот 18 экипажам 201-го СБАП, ведомым майором Недосекиным к несуществующему аэродрому Хейнола, пришлось отбиваться от истребителей ещё на пути к цели. Оперативная сводка 41-й САД так описывает события:
«201-й СБАП в составе трёх шестёрок с высоты 2500 метров бомбардировал станцию Хейнола и склады (заданной цели аэродром Хейнола экипажи не обнаружили), вызвав пожары. Время бомбометания 08:40–08:43, сброшено 108 бомб ФАБ-100 и 17 бомб ФАБ-50. Прикрытия и сопровождения истребительной авиацией не производилось, при подходе к цели за 8–10 минут в районе Утти были атакованы истребителями противника в количестве до 9 самолётов типа Ме-109».
Журнал боевых действий 2/LLv 24 также был немногословен:
«07:15 Первая тревога: звено взлетело немедленно. Один самолёт лётчика капитана Ахола не взлетел, так как повредил шасси на краю поля. Сразу после взлёта обнаружили над аэродромом 27 вражеских бомбардировщиков, из которых сбили пять. Из этого соединения на подбитых моторах медленно через базу пролетел самолёт, который был сбит лейтенантом Сарванто. Другие воздушные победы: старший сержант Киннунен 2,5 и младший сержант Лампи 2,5…»
Сравнивая все имеющиеся данные, попробуем разобраться в последовательности событий. Из воспоминаний Лампи известно следующее: по тревоге на перехват советских бомбардировщиков, сбросивших бомбы на станцию Инкеройнен (очевидно, звено 1-й эскадрильи 44-го СБАП), взлетели только два «Брюстера» Хеймо Лампи и Ээро Киннунена (Eero Aulis Kinnunen) — видимо, не в 08:10, а 5–10 минут спустя. Финны действовали по одиночке — судя по всему, из-за аварии самолёта капитана Лео Ахолы, который разбил «Брюстер» с номером BW-388, отправившийся в ремонт.
Атаки истребителей продолжались от аэродрома Селянпяа до Хейнолы, в течение 5–7 минут. Затем у финнов закончился боезапас, самолёты получили лёгкие повреждения от огня стрелков, а Киннунен был легко ранен. Оба финских истребителя развернулись на свой аэродром и приземлились в 08:45. Воспоминания Лампи подтверждаются статьёй «Задание выполнено» специального корреспондента Г. Мишуловича, опубликованной 29 июня 1941 года в газете «Известия»:
«На старт вырулили 18 боевых машин. Вот они уже в воздухе и легли на заданный курс. Их ведёт испытанный в воздушных сражениях орденоносец майор Недосекин. Плотным строем, сохраняя дистанцию и умело маскируясь за облаками, самолёты летели на запад. Стрелки-радисты вглядывались в синеву неба. До цели осталось лишь 30 километров. Стрелок-радист ведущего самолёта тов. Сыркин заметил, что слева взлетает самолёт противника. Прошла минута, другая. Истребитель «Мессершмитт» заходит в хвост второй девятки…»
Судя по докладу начальника ПВО 4-го армейского корпуса финнов, до Хейнолы дошли 14 СБ:
«Хейнолу бомбили в 07:37 14 двухмоторных [бомбардировщиков], вызвавших пожары в одном квартале, а о человеческих жертвах на настоящий момент известно о шести…»
Соответственно, из пяти заявленных побед подтверждаются три, а ещё один повреждённый самолёт добил сам знаменитый ас Йорма Сарванто. Он взлетел в 07:45, сбил СБ и в 08:00 уже произвёл посадку на аэродром.
Не успел счастливчик Йорма отпраздновать победу, как мимо аэродрома в обратном направлении проследовали самолёты 201-го СБАП. В погоню за ними устремился одинокий «Брюстер» ещё одного ветерана советско-финской войны старшины Юрьё Туркка (Yrjo Olavi Turkka), стартовавший в 08:00. Судя по тому, что он заявлял победы в прибрежном районе Виролахти, до которого от Селянпяа около 75 километров, лётчик смог догнать и атаковать бомбардировщики только через 10–12 минут. Из статьи Мишуловича:
«Самолёты разворачиваются, чтобы следовать обратно. И здесь вторично они были атакованы истребителями. Враг начал пробиваться к головным звеньям…»
Пока Туркка гнался за самолётами 201-го СБАП, в 08:10 на аэродром Селянпяа вновь упали бомбы — это опять отработали экипажи 202-го СБАП. Не найдя аэродром Холлола или другие достойные цели в районе Лахти (был подожжён только один деревянный дом, ещё два повреждены), шестёрка 202-го СБАП сбросила не все бомбы, а продолжила поиски. Возможно, получив по радио сообщение от предыдущей отбомбившейся группы, упорный ведущий через 20 минут таки отыскал аэродром Селянпяа и сбросил там остаток бомб. Финны явно не ожидали такой наглости, и советскую группу никто не атаковал.
Однако на обратном пути шестёрку ждал сюрприз в лице старшины Туркки, который уже возвращался на базу, но решил расстрелять оставшиеся патроны по уходящим СБ. К сожалению, финский ас не промахнулся. Из оперсводки 41-й БАД:
«При возвращении последней шестёрки истребителями противника был сбит один самолёт СБ. Экипаж: лётчик младший лейтенант Беляев, штурман младший лейтенант Коптюх и стрелок-радист Пищалка. По показанию экипажей, из сбитого самолёта один человек выбросился на парашюте на территории противника. Атака производилась снизу…»
Всего упорный финн заявил два сбитых СБ достоверно и ещё один предположительно, причём все три заявки подтверждаются с большой долей вероятности. Суммарные советские потери в этом вылете составляли семь СБ — один самолёт из 202-го и шесть из 201-го СБАП.
СБ заводской №1/223:
- пилот лейтенант Беляев Георгий Алексеевич;
- штурман младший лейтенант Коптюх Михаил Михайлович;
- стрелок-радист младший сержант Пищалка Пётр Тихонович;
СБ заводской №7/320:
- командир эскадрильи майор Панюшин Фёдор Иванович;
- штурман эскадрильи старший лейтенант Карасев Лев Николаевич;
- стрелок-радист старшина Трофимов Владимир Емельянович;
СБ заводской №15/219:
- зам. командира эскадрильи старший лейтенант Ястребинский Михаил Дмитриевич;
- начальник связи эскадрильи лейтенант Кашин Владимир Михайлович;
- стрелок-радист младший сержант Ефимов Фёдор Сергеевич;
СБ заводской №14/222:
- командир звена лейтенант Попов Пётр Павлович;
- штурман лейтенант Зиновьев Михаил Павлович;
- стрелок-радист сержант Курков Василий Дмитриевич;
СБ заводской №8/319:
- командир эскадрильи капитан Стойлик Борис Алексеевич;
- штурман эскадрильи капитан Матвеенко Павел Анисимович;
- стрелок-радист сержант Харьковский Евгений Владимирович;
СБ заводской №3/224:
- зам. командира эскадрильи старший лейтенант Славгородский Корней Арсеньевич;
- начальник связи эскадрильи лейтенант Куприянов Евгений Васильевич;
- стрелок-радист младший сержант Артамонов Еремей Абрамович;
СБ заводской №9/322:
- командир звена лейтенант Кашиченко Сергей Егорович;
- штурман лейтенант Голдобин Николай Степанович;
- стрелок-радист младший сержант Коробаев Семён Павлович.
Видимо, при попытках перехвата самолётов 201-го и 202-го СБАП финны использовали все боеготовые истребители LLv 24, поэтому другим группам советских бомбардировщиков практически не оказывалось противодействие. В 08:32 два СБ из 1-й эскадрильи 58-го СБАП, ведомые замкомэска капитаном И.А. Дзюбенко, не найдя аэродрома, с 6000 метров сбросили бомбы на железнодорожную станцию Пори. Экипажи отметили интенсивный, но не точный огонь зениток. Ещё один СБ отстал, и в 08:52 с 2500 метров самостоятельно отбомбился по населённому пункту Михельсоильтен. Все три самолёта вернулись на аэродром без повреждений.
В 08:39 и 08:46 с высоты 2000 метров бомбы на свою цель — несуществующий аэродром в районе Луумяки — сбросили экипажи двух троек СБ из 3-й эскадрильи 2-го СБАП, которые вели майор П.Г. Овчаренко и капитан И.И. Жданов. Куда упали 36 ФАБ-100 и восемь ФАБ-50 — можно только догадываться. Естественно, никакого противодействия отсутствующий противник не оказал.
Вторая половина 1-й эскадрильи 44-го СБАП в составе пятёрки СБ в 08:40–08:45 отметилась над Коуволой. Объектом атаки ведомых замкомэска капитана М.Г. Танкова должен был стать всё тот же мифический аэродром Валкеала (Коувола). Разумеется, не найдя цели, самолёты группы в 08:47 отбомбились по одноимённой железнодорожной станции. Все самолёты благополучно возвратились на свой аэродром.
Точку в утренних налётах частей 2-й и 41-й авиадивизий поставили три СБ, ведомые заместителем командира 2-й эскадрильи 44-го СБАП капитаном Н.Е. Соколовым, которые в 10:10 отбомбились по аэродрому Утти. Учитывая высоту 6500 метров, с которой бомбило звено, не удивительно, что экипажи честно доложили, что не видели, куда упали 14 ФАБ-100. Никакого противодействия экипажи в районе цели не отметили и вернулись на свой аэродром.
Последующие вылеты бомбардировщики 2-й и 41-й САД произвели только через полтора часа. В этот раз лидером стал 10-й СБАП, экипажи которого, по неизвестным причинам, ранним утром не летали вообще. В 11:40 шесть СБ из его 3-й эскадрильи отбомбились по аэродрому Миккели, а спустя три минуты, в 11:43, шестёрка 5-й эскадрильи бомбила неизвестную цель, опознанную как «аэродром Мянтюхарью».
Практически в то же время, в 11:47, к своей цели, аэродрому Валкеала (Коувола), подошли пять СБ 2-й эскадрильи 44-го СБАП, ведомые комэском капитаном В.С. Локотановым. Предсказуемо не обнаружив аэродром, экипажи с высоты 3000 метров сбросили бомбы на железнодорожную станцию.
Видимо, в ответ на эти вылеты с аэродрома Селянпяа в воздух поднялись перехватчики из 2/LLv 24. Самолёты 44-го СБАП уже ушли из района Коуволы, но Ээро Киннунену вновь улыбнулась удача. Около полудня по московскому времени в районе Луумяки паре Киннунен – Туркка удалось перехватить звено СБ. Противниками финской пары в этом бою было три СБ, ведомые командиром 2-й эскадрильи 2-го СБАП майором Ф.Ф. Москаленко, которые в 12:00 сбросили 18 ФАБ-100, две ФАБ-50 и две ЗАБ-50 на всё тот же несуществующий аэродром Луумяки и попытались удалиться. Это удалось сделать только экипажу старшего лейтенанта И.В. Краснокутского, который и доложил об обстоятельствах боя.
Согласно финским данным, Киннунен сбил два СБ, а Туркка повредил третий, который скрылся в облаках. Ради бомбёжки цели, которой не существовало, 2-й СБАП потерял два опытных экипажа:
СБ заводской №18/220:
- командир эскадрильи майор Москаленко Филипп Фёдорович;
- штурман эскадрильи капитан Грязнев Митрофан Васильевич;
- стрелок-радист старший сержант Калпунов Кузьма Карпович;
СБ заводской №6/140:
- командир звена лейтенант Костин Андрей Афанасьевич;
- штурман звена лейтенант Крылов Гаврил Гаврилович;
- стрелок-радист младший сержант Пирогов Михаил Иванович.
В 12:03 девятка СБ 2-й эскадрильи 10-го СБАП отбомбилась по аэродрому Миккели, самолётов противника экипажи не обнаружили, бомбы сбросили на лётное поле. В 12:35 пятёрка 1-й эскадрильи с тем же нулевым результатом отработала по лётному полю в Миккели. Наконец, в 12:36 пять СБ из 4-й эскадрильи отбомбились по лётному полю несуществующего аэродрома в Мянтюхарью. Несмотря на то, что от побережья до района Миккели 150 километров, самолёты полка ни разу не были атакованы противником в воздухе.
Правда, финнам, чуть было не помогли советские зенитчики, которые в 10 километрах восточнее Выборга поочерёдно обстреляли все эскадрильи полка. В результате самолёт командира 2-й эскадрильи капитана В.Г. Пчёлкина получил небольшие повреждения. То, что не удалось зенитчикам, смогли сделать истребители ВВС КБФ: бравые моряки перехватили в районе Петергофа одну из групп 10-го СБАП и подбили СБ №17/228 командира 1-й эскадрильи капитана А.И. Щукина. Самолёт требовал капитального ремонта, но экипаж не пострадал.
Завершили вылеты на центральном направлении экипажи 4-й эскадрильи 58-го СБАП. В 12:41 четыре СБ, ведомые капитаном А.К. Крюковым, с 1400 метров выгрузили 24 ФАБ-100 и восемь ЗАБ-50 на ангары и строения на аэродроме Котка, так как самолётов не обнаружили. На обратном пути в районе острова Кулиолуотто самолёты попытались атаковать истребители, но СБ ушли в облака. В 13:29 тройка СБ, ведомая старшим лейтенантом В.Б. Холодовым, сбросила 18 ФАБ-100 и шесть ЗАБ-50 по запасной цели — зданию порта Порвоо, так как аэродрома, естественно, экипажи не нашли.
И на этом направлении вылеты так же были прекращены, по причине отсутствия немецкой авиации на финских аэродромах.
Действия 5-й смешанной авиадивизии
Ещё до 9 часов утра закончили полёты лётчики 5-й САД. К 25 июня 1941 года 7-й и 153-й ИАП фактически представляли собой сводные группы, примерно соответствующие усиленной эскадрилье каждая, и командование ВВС фронта, зная ситуацию, ставило частям ограниченные задачи. Согласно плану, единственной целью для обоих полков должен был стать аэродром Лаппеенранта.
Первыми в 07:50 с аэродрома Кексгольм взлетели 15 И-153 из 153-го ИАП, а из Майсниеми семь минут спустя стартовали девять И-153 7-го ИАП, к которым в районе аэродрома Суур-Мерийоки пристроились ещё пять «Чаек» прикрытия.
Группа 153-го ИАП атаковала аэродром Лаппеенранта в 08:35. Самолётов лётчики не обнаружили, поэтому отработали по аэродромным сооружениям, сбросив 10 ФАБ-50 и 14 АО-25. Группа подверглась обстрелу с земли, в результате был потерян один И-153. Младший лейтенант В.И. Поздняков был ранен и выполнил вынужденную посадку на финской территории, его И-153 практически в исправном состоянии достался противнику.
Девятка «Чаек» 7-го ИАП, ведомая комэском Н.И. Свитенко, отбомбилась с пикирования с высоты 1500 метров. Из-за отсутствия на лётном поле самолётов советские лётчики сбросили 14 АО-25 на аэродромные строения, после чего в два захода обстреляли аэродром из пулемётов. Лётчики отметили зенитный огонь, однако ни потерь, ни повреждений самолёты не получили и в 08:57 благополучно вернулись на аэродромы.
Выводы
Действия финской ПВО, несмотря на наличие мощной группировки истребительной авиации и зенитной артиллерии, сложно назвать эффективными. Абсолютное большинство вылетов финских истребителей прошли без контактов с советскими бомбардировщиками, которые летали над тыловыми районами Тампере и Миккели как у себя дома. При детальном рассмотрении обнаруживается, что большинство побед финские пилоты смогли одержать вовсе не благодаря работе системы наблюдения за воздухом. В докладах группы LLv 24 несколько раз озвучены претензии к качеству передаваемой постами информации, что приводило к тому, что истребители могли эффективно работать исключительно после визуального контакта и большинство перехватов выполнили «вдогон», стартуя с аэродрома или атакуя группы, которые выполняли повторные атаки.
При этом собственные потери по финским меркам были весьма чувствительными. В спешке в авариях были разбиты три истребителя — по одному «Брюстеру», «Морану» и «Харрикейну», которые отправили для ремонта на завод. Ещё один «Харрикейн» НС-453, взлетая с аэродрома, потерял управление и рухнул в лес. Его пилот лейтенант А. Теури (A. Teuri) стал первым погибшим в новой войне пилотом финских ВВС.
В воздушных боях даже пилотам хорошо вооружённых «Брюстеров» ни разу не удалось разбить строй советских бомбардировщиков. Победы над СБ вполне объяснимы: бомбардировщики действовали без истребительного прикрытия, и мощные 12,7-мм пулемёты «Кольт-Браунинг» вкупе с отличной стрелковой подготовкой финских лётчиков каждый раз находили свою жертву. Огонь финской зенитной артиллерии можно признать эффективным: только безвозвратные потери советской стороны от её огня составили один СБ и один И-153.
Основным итогом ударов 25 июня 1941 года по финским аэродромам стал прекрасный повод финскому руководству выйти из сложной политической ситуации, позволив де-факто участвующей в агрессии против СССР на стороне нацистской Германии Финляндии обвинить СССР в агрессии и объявить в ответ на это войну.
При этом эффект от ударов по аэродромам, на которых отсутствовали самолёты противника, был околонулевой, а потери оказались крайне высокими. Всего финским истребителям удалось сбить 17 СБ, зенитчикам один СБ и один И-153, несколько самолётов получили серьёзные повреждения. Ещё два СБ были уничтожены, а три повреждены в результате дружественного огня и столкновения в воздухе.
Командирам и штабам бомбардировочных полков, вероятно, попросту не хватило времени на построение оптимальной схемы организации боевых вылетов. Если бы все последовали примеру полковника Ф.Ф. Агальцова и действовали в обход крупных городов и аэродромов, на большой высоте, то наверняка свели бы потери к минимуму. В итоге из-за непродуманных решений командования были потеряны опытные экипажи, бывшие без преувеличения на вес золота. Погибли 60 пилотов, штурманов и стрелков-радистов, включая пятерых командиров эскадрилий. На фоне этих потерь удивительна судьба заместителя командира эскадрильи 201-го СБАП старшего лейтенанта Корнея Арсентьевича Славгородского.
К сожалению, на данный момент отсутствуют подробности, при каких обстоятельствах был сбит СБ Славгородского, как он попал в плен и как сумел выжить.
Корней Арсентьевич Славгородский родился в 1912 году в селе Мануйлово Харьковской области. Окончив авиашколу в 1936 году, он за три года вырос до командира звена и в составе 56-го СБАП принял участие в боях на Халхин-Голе. В одном из вылетов был подбит японскими истребителями, произвёл вынужденную посадку за линией фронта, но смог вернуться к своим и был награждён орденом Красного Знамени. Осенью 1940 года Славгородский был повышен в должности до заместителя командира эскадрильи с переводом в 201-й СБАП. К началу Великой Отечественной войны он был опытным пилотом.
В октябре 1944 года Корней Славгородский возвратился из плена. После прохождения проверки он был восстановлен в звании и служил в учебных частях ВВС Московского военного округа. Его единственной наградой за Великую Отечественную войну стала медаль «За победу над Германией». Кроме него из плена вернулся штурман лейтенант Михаил Павлович Зиновьев, а судьба ещё одного штурмана лейтенанта Николая Степановича Голдобина не совсем понятна — по финским данным, он тоже пережил плен, но по советским документам его следы не прослеживаются.
Комментарии к данной статье отключены.