12 августа 1941 года в воздушном бою командир 1-й эскадрильи 65-го ШАП капитан Митрофан Петрович Краснолуцкий таранил финский истребитель, или столкнулся с ним – это уже кому какая версия больше нравится.
В то утро группа советских штурмовиков И-15бис (по разным данным, 5 или 7 машин), ведомая Краснолуцким, получала задачу атаковать финские войска в районе Паннила. Около 9:30–9:45 группа бипланов взлетела с аэродрома Феньково и, пролетев 100 километров, обнаружила противника между озерами Шотозеро и Ведлозеро.
Советские пилоты начали индивидуально атаковать наземные цели, но в этот момент к району штурмовки подошла четверка MS.406C-1 из состава 1/LeLv 28 (советские пилоты доложили, что были перехвачены шестеркой Ме-109). Пилоты «моранов» внезапно атаковали советские штурмовики, в результате в первой атаке вянрикки (прапорщик) Аарре Линнамаа (Aarre Linnamaa) удалось сбить И-15бис заместителя командира эскадрильи лейтенанта В. П. Горюна. К счастью, советскому пилоту удалось выпрыгнуть из сбитого самолета с парашютом, и через пять дней он вернулся в часть.
Далее, несмотря на то, что финские пилоты действовали тактически грамотно и вели бой парами, а также имели гораздо более современные, чем у оппонентов, самолеты с пушечным вооружением, им не удалось развить успех. В завязавшемся маневренном бою советские летчики не только смогли собраться в группу, но и организованно и без потерь выйти из боя. Как вспоминал позже финский летчик вяапели (старшина) Йорма Норола (Jorma Norola), советские летчики действовали очень агрессивно. Один из И-15бис несколько раз пытался атаковать самолет Норолы, и в конце концов финский и советский летчики сошлись в лобовой атаке: «Один русский истребитель несколько раз заходил моему «морану» сбоку, а затем мы сошлись в лоб. Послышался треск, мой самолет получил вмятину на консоли крыла, сбив бипланную стойку И-15, который стал падать и рухнул в лес».
В наградном М. П. Краснолуцкого (в кабине советского самолета, атаковавшего «моран» Норолы, находился именно он) эпизод описан несколько иначе: «При третьей атаке Ме-109 в лоб майор Краснолуцкий принял решение таранить лобовым ударом, но стервятник на дистанции 15 метров резко с боевым разворотом хотел уйти, в это время, т.е., при отвороте, майор Краснолуцкий своим самолетом ударил правой нижней плоскостью по хвостовому оперению, в результате правая часть оперения была отбита, и самолет упал в лес».
Судя по описанию боя, оба пилота после столкновения потеряли друг друга из вида, но при этом и финский, и советский летчики сообщили о том, что атакованный вражеский самолет упал в лес. Несмотря на то, что ни советский, ни финский самолеты не были потеряны, обоим участникам столкновения по итогам этого боя засчитали воздушные победы.
Энергичными действиями опытные пилоты 65-го ШАП (в первую очередь, ветераны советско-финской войны комэск капитан Краснолуцкий и заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Андреев) смогли переломить ход боя и собрать группу. В наградном листе Краснолуцкого описано, как советские пилоты подстраховывали друг друга в критических ситуациях: «При сборе эскадрильи для следования домой майор Краснолуцкий заметил, как два Ме-109 стали в хвост командиру звена мл. лейтенанту Королеву. Майор Краснолуцкий геройски с обломанным концом плоскости обрушился на стервятника и отогнал [его] из-под хвоста. Подоспевший на выручку зам. командира эскадрильи старший лейтенант Андреев стали [?] в замкнутый круг…»
Остальное было «делом техники» – пилоты четырех оставшихся «бисов» замкнули оборонительный круг, и, постепенно оттягиваясь на восток, вышли из боя. Всего в этом столкновении советские потери составили один И-15бис сбитым, причем «финским соколам», кроме двух 100% сбитых бипланов, еще три записали как предположительные победы.
Основная проблема, которая возникает при рассмотрении эпизодов, которые можно трактовать как тараны – это, собственно, вопрос о том, осознанно ли конкретный пилот пошел на таран, или столкновение было случайным. В случае лобового тарана этот вопрос еще более актуален, так как возможность случайного столкновения гораздо выше, чем при атаке в «хвост». Однако приведенный выше эпизод воздушной войны в Карелии можно уверенно отнести к запланированным таранам, даже если капитан Краснолуцкий и случайно ударил самолет Норолы.
Мотивацию Митрофана Краснолуцкого понять просто – он был ведущим, и в самом начале задания допустил серьезную ошибку, позволив пилотам при отсутствии группы прикрытия вести атаки индивидуально, тем самым подставив своих летчиков и себя самого под возможность внезапной атаки противника, что и произошло. После того как финны сбили самолет Горюна, у Краснолуцкого не осталось выбора, он был должен или победить или погибнуть, но во что бы то ни стало спасти оставшихся подчиненных. Описания действий Краснолуцкого и в воспоминаниях Норолы, и в советских документах подтверждают эту версию – он буквально бросался то на одну финскую пару, то на другую, и в конечном итоге его напор и агрессивность сделали свое дело, эскадрилья собралась и вышла из боя без потерь.
Собственно, не таран остановил противника – его даже не заметили. Финны явно оценили агрессивные действия советского пилота и не решились преследовать отходившие советские самолеты. Сам Краснолуцкий был готов таранить противника, и столкновение с самолетом Норолы это подтверждает, поэтому, привезя явные доказательства тарана на крыле своего самолета, летчик реабилитировал себя и вскоре вполне заслуженно был представлен к званию Героя Советского Союза.
Цветные профили Александра Казакова
Источники и литература:
- ЦАМО, фонд 17-го Гв.ШАП
- K. Keskinen, K. Stenman. «Suomen Ilmavoimat» III. 1941
- Suomen Ilmavoimien Historia 4 Morane-Saulnier M.S.406 Caudron C.714
- Данные Алексея Дмитриенка
Комментарии к данной статье отключены.