Pz.Kpfw.III, ставший основным немецким средним танком в первой половине Второй мировой войны, оказался одновременно и самой проблемной боевой машиной панцерваффе из числа пошедших в крупную серию. Хотя определённые проблемы с ходовой частью были и у Pz.Kpfw.II, этот танк серьёзно переделывали всего один раз. На Pz.Kpfw.III же использовалось целых пять (!) типов ходовой части, каждый из которых оказался в серийном производстве. Сегодня предлагаем познакомиться поближе с танками Pz.Kpfw.III «промежуточного» типа версий B, C и D. Несмотря на то что по-настоящему крупной серией эти танки не выпускались, они успели повоевать, причём некоторые из них надолго задержались на фронте.
Подстраховка
Первый опытный образец среднего танка Z.W., получивший обозначение Z.W.1, был готов в августе 1935 года. К сожалению, никаких подробностей насчёт испытаний Z.W.1 обнаружить не удалось. Но с его ходовой частью и системой охлаждения что-то явно пошло не так.
Свечная подвеска, которую немцы впервые опробовали на Leichttraktor Rheinmetall, предусматривала 4 опорных катка на борт. Испытания на этом танке, вероятно, прошли успешно, так как именно такую же подвеску было решено использовать и на Z.W, увеличив число катков до пяти на борт. Первоначально Z.W. проектировался в 10-тонной весовой категории. Позже планку подняли до 12 тонн, а финальная масса Z.W.1, превратившегося в Pz.Kpfw.III Ausf.A, достигла 15 тонн. Судя по всему, свечная подвеска, не слишком хорошо переносящая значительный перевес, в таких условиях стала вести себя плохо.
Прежде всего, речь идёт о продольных раскачках, особенно сильно проявлявшихся при старте и резкой остановке. Даже введение на серийном Pz.Kpfw.III Ausf.A передних амортизаторов особо ситуацию не улучшило.
Для того, чтобы подстраховаться, ближе к концу 1935 года 6-е управление вооружений заказало у Daimler-Benz ещё два опытных шасси Z.W. Первое из новых опытных шасси обозначили как Z.W.3. Оно получило улучшенные вентиляторы системы охлаждения, 5-скоростную КПП, усиленные тормоза и механизмы поворота. Главным же изменением стала новая ходовая часть. Диаметр ленивца на этой машине был увеличен до 770 мм, а количество опорных катков выросло с 5 до 8 на борт. Их объединили в 2 группы по 2 тележки в каждой, а свечную подвеску заменили на 2 большие рессоры. Кроме того, до трёх на борт выросло и число поддерживающих катков.
Ещё одним нововведением стало использование двигателя Maybach HL 108. Что же касается второй машины, получившей обозначение Z.W.4, то она сохранила старый мотор Maybach HL 108, но при этом её ходовая часть переделывалась по подобию Z.W.3. Количество опорных катков также увеличилось до 8, но их подвеска была выполнена немного по-иному. Аналогичная использовавшейся на Z.W.3 рессора здесь была лишь одна на борт и размещалась по центру, а передняя и задняя тележки получили по одной персональной половинчатой рессоре. Кроме того, на Z.W.4 применялись гусеничные ленты с шириной трака, увеличенной до 380 мм.
По итогам испытаний опытное шасси Z.W.3 было решено пустить в серию. Танки, созданные на основе этого шасси, получили обозначение Pz.Kpfw.III Ausf.B. Также в документах использовалось обозначение 2./Z.W. Serie, то есть «танки Z.W. 2-й серии». Всего было заказано пятнадцать машин с серийными номерами 60201–60215. К 9 ноября 1937 года было готово восемь танков, два из которых были отправлены в 5-й танковый полк (Вюнсдорф), а остальные попали в училище, располагавшееся в Путлосе. Ещё два танка 6 декабря 1937 года попали в 1-й танковый полк.
А вот остальным пяти шасси стать Pz.Kpfw.III Ausf.B было не суждено. Из них изготовили 5 Pz.Sfl.III (s.Pak), предсерийные самоходные установки, известные позже под названием StuG.III. Предполагалось, что позже Daimler-Benz вместо пущенных на изготовление Pz.Sfl.III (s.Pak) шасси изготовит ещё пять, но этого так и не произошло. Между тем, Krupp свою часть контракта выполнил, изготовив все пятнадцать башен. Пять из них 2 с лишним года лежали без дела.
Серийные Pz.Kpfw.III Ausf.B отличались от опытного Z.W.3. Ведущие колёса и ленивцы, а вместе с ними и траки для них были взяты от Pz.Kpfw.III Ausf.A. Подобные метаморфозы произошли и с корпусом, а также подбашенной коробкой.
Впрочем, спереди Pz.Kpfw.III Ausf.B можно легко было отличить от других ранних Z.W., поскольку корпуса этих танков получили на нижнем лобовом листе круглые люки на петлях, предназначенные для обслуживания тормозов. Pz.Kpfw.III Ausf.A и более поздние модификации танка имели квадратные люки без петель. Оба этих технических решения вызывают лёгкое недоумение. Мало того что эти люки ослабляли лобовую плиту, так и обслуживать тормоза с их помощью было неудобно. Для доступа к агрегатам экипажу требовалось сначала открутить более чем десяток болтов на каждом люке, что было сомнительным удовольствием, поскольку расположены они были в едва ли не самом грязном месте на танке.
На серийных машинах использовался мотор Maybach 108 TR. Скорость не изменилась, хотя масса танка выросла до 16 тонн. Не в последнюю очередь такой рост связан с его мудрёной ходовой частью.
Шасси Z.W.4 тоже не осталось не у дел. Немного поразмыслив, 6-е управление вооружений санкционировало запуск и этой машины в серию. Версия на её базе известна как Pz.Kpfw.III Ausf.C, она же 3./Z.W. Serie.
Поняв, что идея с круглыми люками доступа к тормозам оказалась неудачной, на Damiler-Benz вернулись к исходной конструкции лобового листа. Как и танки второй серии, Pz.Kpfw.III Ausf.C получили серийные ведущие колёса, ленивцы и траки от Pz.Kpfw.III Ausf.A. Танки получили улучшенные смотровые приборы, которые первоначально были разработаны для Pz.Kpfw.II Ausf.A. Несколько изменилась форма надмоторной плиты, а также задних брызговиков. Наконец, башня получила улучшенную командирскую башенку, которую Krupp изначально разработал для Pz.Kpfw.IV Ausf.B. Она имела усилительное кольцо толщиной 30 мм, что заметно улучшило защиту. Впрочем, при толщине брони 14,5 мм у основных листов корпуса и башни такое усиление выглядело не более чем успокоительной мерой.
Согласно заключённому контракту, фирма Daimler-Benz осенью 1937 года начала сборку машин 3./Z.W. Serie. Танки получили серийные номера 60301–60315. Что же касается башен, то с ними ситуация оказалась интереснее. Концерн Krupp получил контракт всего на 4 башни, остальной же заказ получила компания Alkett (Altmärkische Kettenfabrik) из Шпандау, пригорода Берлина. Это предприятие в 1937 году было специально основано как танкосборочный филиал концерна Rheinmetall-Borsig AG.
Между тем, к моменту начала сборки ситуация с заказом по 3./Z.W. Serie несколько изменилась. Дополнительные испытания показали, что идея с установкой половинчатых рессор спереди и сзади требует доработки. Одним только этим дело не ограничилось, и в результате на свет появился новый танк, получивший обозначение Pz.Kpfw.III Ausf.D. Поскольку формально он являлся доработкой Pz.Kpfw.III Ausf.C, его включили в общий контракт на изготовление 3./Z.W. Serie. Танки Pz.Kpfw.III Ausf.C в документах обозначались как 3a./Z.W. Serie, а Pz.Kpfw.III Ausf.D – как 3b./Z.W. Serie.
Новая модификация получила удлинённый в кормовой части корпус, а также переделанную ходовую часть. Вместо половинчатых рессор передняя и задняя тележки получили полноценные рессоры, также в конструкции ходовой появились амортизаторы. Несколько по-иному стала выглядеть и конструкция подвески центральных катков. Танк получил и новую трансмиссию SSG 76.
Заказ на 3b./Z.W. Serie был размещён параллельно с 3a./Z.W. Serie, и по этой причине машины в документах иногда не отделяют друг от друга. Танки модификации Pz.Kpfw.III Ausf.D получили серийные номера в диапазоне 60316–60340. Окончательно танки 3-й производственной серии были закончены к концу ноября 1938 года. Правда, на этом выпуск Pz.Kpfw.III Ausf.D не закончился, поскольку на Daimler-Benz всё ещё продолжал числиться заказ на 4 дополнительных Pz.Kpfw.III Ausf.B. В итоге он был переоформлен на 5 дополнительных Pz.Kpfw.III Ausf.D с серийными номерами 60221–60225. По ряду причин выполнение заказа затянулось, и эти танки были построены только в октябре 1940 года. Они получили башни от Pz.Kpfw.III Ausf.B.
Вынужденно повоевавшие
Подобно Pz.Kpfw.III Ausf.A, танки 2-й и 3-й серий в основном поступали в учебные части. Даже когда стало ясно, что войны с Польшей не миновать, более трети Pz.Kpfw.III (37 из 98 танков) всё ещё продолжали числиться в 1-м учебном танковом полку.
Между тем, проблемы с ходовой частью продолжали сыпаться на Pz.Kpfw.III с завидной регулярностью. Замена свечной подвески на рессорную особого положительного эффекта не дала, поскольку вместо одних проблем вылезли другие. Для начала, у опорных катков малого диаметра оказался невысокий ресурс. Проблема решалась увеличением диаметра катков, но это означало, что придётся менять и подвеску. Сама же подвеска, по сравнению с Pz.Kpfw.III Ausf.A, стала отнюдь не проще, а скорее даже наоборот. Также на танках 1-й и 2-й серий наблюдались проблемы с тормозами, и решать их пришлось посредством переделки конструкции.
По ходу эксплуатации в войсках танки постепенно проходили модернизацию. Прежде всего, в кормовой части корпуса были установлены дымовые бомбомёты. Начали их ставить с августа 1938 года. Часть танков получила передние и задние конвойные фонари Notek. Вместо 10-метрового троса, который часто рвался, в состав ЗИП были введены два 5-метровых.
Несмотря на различные проводившиеся модернизации, немецкие военные отчётливо понимали, что от них характеристики танков заметно не улучшатся. Z.W. трёх первых серий устарели уже на стадии серийного производства. Прежде всего, это касалось толщины брони. Боевые действия в Испании наглядно продемонстрировали, что танк должен иметь толщину брони как минимум 30 мм, которая позволит защитить его хотя бы от огня автоматических 20-мм пушек. При броне в 14,5 мм можно было рассчитывать на надёжную защиту только от винтовочных пуль.
Несмотря на столь печальные выводы о боевых качествах ранних Pz.Kpfw.III, от участия в боевых действиях их это не уберегло. Причина была банальной – танков не хватало. По состоянию на 1 сентября 1939 года в боевых частях вермахта находился всего 51 танк Pz.Kpfw.III! Основой панцерваффе на тот момент были Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II, а самым массовым немецким средним танком оказался Pz.Kpfw.IV, который вообще-то предполагалось использовать как машину поддержки.
На этом фоне весьма необычно выглядела идея, которая витала в воздухе с лета 1937 по лето 1938 года. Она заключалась в том, чтобы в дальнейшем B.W. (Pz.Kpfw.IV) выпускать на шасси Z.W. На практике же Daimler-Benz не могла в течение нескольких лет сделать нормальный Pz.Kpfw.III, и её желание заполучить ещё и контракт на производство танка поддержки было несбыточной мечтой.
Комичность этой истории увеличивается тем фактом, что в конце концов именно Pz.Kpfw.III превратился в танк поддержки, а наиболее массовым средним танком вермахта снова стал Pz.Kpfw.IV. Такие вот у истории бывают замысловатые повороты.
По состоянию на 1 сентября 1939 года больше всего Pz.Kpfw.III (20 штук) находилось в составе 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии. Остальные полки имели всего по 3 танка этого типа. Итоги боевых действий оказались крайне неоднозначными. Почти половина принимавших участие в кампании танков (24 штуки) оказалась потеряна. Танки теряли как от вражеского огня, так и по причинам отказа техники. Подбитая и сломавшаяся техника зачастую использовалась в качестве доноров запасных частей. Массовое использование поляками противотанковых ружей и 37-мм противотанковых пушек оставляло немецких машинам мало шансов на выживание. Абсолютно равноценными противниками для них оказались не только польские танки 7TP, но даже танкетки TK-S с 20-мм пушками.
Подобные итоги немецкими военными были восприняты однозначно. В феврале 1940 года была запущена программа по замене оставшихся Pz.Kpfw.III Ausf.A-Ausf.D на танки более поздних модификаций. Уже к концу месяца 34 танка ранних модификаций оказались изъяты из частей и отправлены на капитальный ремонт. На фронт они уже не вернулись, доживать свой век их отправили в учебные части. С некоторых таких машин даже снимались подбашенные коробки, что упрощало вождение и позволяло посадить внутрь больше курсантов.
На этом можно было бы и поставить точку в истории Pz.Kpfw.III Ausf.B-Ausf.D. Однако ещё несколько «ранних» машин на фронт попало, причём уже в 1941 году. Это были те самые Pz.Kpfw.III Ausf.D с башнями Ausf.B, которые «зависли» в производстве ещё с 1937 года. В марте 1940 года был сформирован Panzer-Abteilung z.b.V.40 (40-й танковый батальон для специальных операций). Первой операцией батальона было участие в захвате Норвегии, и именно в его составе воевали опытные Nb.Fz.. Туда же морально устаревшие Pz.Kpfw.III ранней версии и «сослали».
К 22 июня 1941 года батальон находился в составе 36-го армейского корпуса. Он участвовал в боях в Заполярье, но особо себя там не проявил. Попытка наступления на Мурманск с его участием закончилась ничем. Не отличавшаяся особой надёжностью ходовая часть Pz.Kpfw.III Ausf.D стала причиной того, что эти танки постепенно были потеряны по техническим причинам.
Командирский долгожитель
Совсем по-иному сложилась судьба других машин из семейства Pz.Kpfw.III, также использовавших рессорную подвеску. Их история началась в конце октября 1935 года. 6-е управление вооружений предложило разработать на базе Z.W. командирскую машину, задача которой состояла в координации действий линейных танков. Внутри такой машины должно было располагаться мощное радиооборудование.
Разработку Befehls-Panzerkampfwagen (командирского танка) взял на себя Daimler-Benz. В октябре 1936 года обозначение было изменено на Pz.Bef.Wg. (Panzerbefehlswagen), а также появились сквозные индексы Sd.Kfz.266, Sd.Kfz.267 и Sd.Kfz.268. Проектные работы, основой для которых послужил Pz.Kpfw.III Ausf.D, привели к неутешительному результату. Несмотря на то что по объёму боевого отделения Pz.Kpfw.III явно превосходил Pz.Kpfw.I, до того послуживший базой для командирского танка, к началу 1938 года стало ясно – для сохранения штатного вооружения места в нём не остаётся.
От 37-мм пушки пришлось отказаться, как и от одного из спаренных пулемётов, вместо них в башню установили макеты, чтобы танк был внешне похож на линейный. Вооружение сократилось до одного пулемёта в башне, который получил шаровую установку. Одновременно с пушкой пришлось отказаться и от вращающейся башни. Связано это было с тем, что на надмоторной плите командирского танка появилась большая рамочная антенна.
На этом метаморфозы Pz.Kpfw.III Ausf.D на пути к превращению в командирский танк не прекратились. Машина, получившая официальное обозначение Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, заметно преобразилась. На неё установили переделанную башню от Pz.Kpfw.III Ausf.E. Помимо макетов вооружения, башня получила в крыше лючок для телескопической антенны, а в её корме появился порт для провода, ведущего к поручневой антенне. Изменился и корпус. Смотровые приборы и установку курсового пулемёта конструкторы также позаимствовали у Pz.Kpfw.III Ausf.E, а от ослаблявших лобовую плиту лючков доступа к тормозам отказались. Была немного переделана и надмоторная плита.
Важным изменением стало то, что толщину брони корпуса командирского танка довели до уровня Pz.Kpfw.III Ausf.E, так что малокалиберные автоматические пушки перестали быть для Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 страшным противником. Количество штыревых антенн на танке выросло до двух.
Переделке подверглась и ходовая часть. Ведущие колёса использовались от Pz.Kpfw.III Ausf.E. Появились новые ленивцы, несколько изменена была и конструкция подвески. Это сделать было необходимо, поскольку боевая масса танка выросла до 18,2 тонн. Самое интересное, что при этом до 39 км/ч выросла и его максимальная скорость.
По первоначальным планам, производство 3c./Z.W. Serie (так в документах иногда обозначался Pz.Bef.Wg. Ausf.D1) должно было начаться осенью 1938 года. Опытные машины должны были появиться ещё раньше, но по разным причинам их производство затянулось. Первая машина серии, получившей номера в диапазоне от 60341 до 60370, была готова только к апрелю 1938 года. До конца декабря 1938 года было изготовлено 26 танков, оставшиеся 4 были построены к марту 1939 года. Из этого числа 24 машины относились к модификации Sd.Kfz.267, а 6 к — Sd.Kfz.268. На начало польской кампании в вермахте насчитывалось 32 командирских танка (включая более поздние машины Pz.Bef.Wg. Ausf.E). По итогам боёв 13 из них оказались потеряны.
Несмотря на то что уже в самом начале Второй мировой войны было потеряно около трети танков, их служба оказалась довольно долгой. Конечно, ходовая часть доставляла массу хлопот, но как командирская машина Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 был вполне неплох. Ключевым элементом в этом танке являлось радиооборудование, а действовал он обычно во второй линии. Благодаря этому такие машины пережили и кампанию во Франции весной-летом 1940 года, и активно поучаствовали в сражениях на Восточном фронте. Отдельные танки дожили как минимум до 1942 года. В коллекции автора есть даже фотография брошенного немцами и захваченного Красной армией танка, датированная никак не раньше 1943 года.
Источники и литература:
- Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2006, ISBN 0–9771643–4–9
- Panzer Tracts No.3- Panzerbefehlswagen Ausf.D1, E, H, J und K, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010, ISBN 0–9815382–8–2
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.