Первый канадский конвой из 18 судов вошёл в освобождённый Антверпен 28 ноября 1944 года. С этого момента этот порт стал главным пунктом снабжения союзных сухопутных сил на Западе, а устье Шельды и прилегающие воды — районом постоянного внимания немецких шнелльботов. Ввиду полного отсутствия вражеского судоходства у берегов Голландии, Прибрежные силы Норского командования англичан целиком переключились на обеспечение безопасности конвоев у побережья Восточной Англии и стратегически важной коммуникации устье Темзы — Антверпен от их нападений.
Бой у форта «Тонг Сандс»
В первой половине января 1945 года в юго-западной части Северного моря, операционной зоне шнелльботов группы «Запад», преобладала настолько плохая погода, что катера либо вообще не выходили в море, либо вынуждены были прерывать начатые операции. Ночью на 15 января 2-я и 5-я флотилии выставили мины у Кромера, но при возвращении S-180 налетел на немецкую же мину, взорвался и затонул. Другую группу катеров в это же время в устье Шельды едва не перехватили патрульные британские торпедные катера и фрегат «Сеймур». В 01:35 15 января радар фрегата зафиксировал шесть целей в 5,5 милях, но из-за состояния моря британские катера не имели возможности догнать врага, а от «Сеймура» немцы успели отвернуть и скрыться — в 01:51 одно из орудий фрегата самопроизвольно выстрелило, выдав позицию корабля.
Следующей ночью шнелльботы 8-й флотилии в устье Темзы безнаказанно торпедировали танкодесантный корабль LST-415 (4020 тонн), который выбросился на берег, а затем был восстановлен.
В 17:53 22 января 4-я, 6-я, 8-я и 9-я флотилии получили приказ капитана-цур-зее Р. Петерсена атаковать вражеский конвой у буя Саут-Фоллс в 22:30». 16 шнелльботов в кратчайшее время покинули свои бункеры в Эймейдене и Хуке. В 18:30 поступило уточнение, согласно которому 9-я, 6-я и 4-я флотилии должны были атаковать эту цель в 23:00, а затем вместе с 8-й переключиться на второй конвой.
Детально распланировавшие свои действия немцы не имели, однако, никакой текущей информации о противнике, зато Норское командование своевременно узнало об опасности от патрульного самолёта, обнаружившего 8-ю флотилию на переходе в 20:00. В эту ночь маршрут Темза — Шельда патрулировали фрегаты «Стайнер», «Сеймур» и «Риу», шлюп «Гиллемот», а также 17 групп катеров Прибрежных сил — всего 40 торпедных катеров (15 групп) и восемь катеров типа ML (две группы).
Шнелльботы 4-й (корветтен-капитан Фиммен) и 6-й (капитан-лейтенант Матцен) флотилий никого не обнаружили и ушли на базу. 9-я флотилия корветтен-капитана фон Мирбаха (S-206, S-168, S-130 и S-175) к северу от Дюнкерка наткнулась на отставший от конвоя в Антверпен угольщик «Хало» (2365 тонн). В 22:58 фон Мирбах по радио сообщил о находке, после чего S-168 и S-175 всадили в судно по торпеде. Жертва, однако, осталась на плаву и дождалась помощи, но в 01:45 при буксировке затонула недалеко от Флиссингена; никто из экипажа и военной команды не пострадал.
Мирбах продолжил поиск и уже под утро 23 января нарвался на фрегат «Риу». Подоспевший патруль в составе MTB-495, MTB-446, MTB-496 и MTB-497 преследовал отходившего противника. После того, как флагманский MTB-495 получил попадание в машинное отделение, немцы разорвали контакт; в ходе боя незначительно пострадало два шнелльбота.
S-194, S-199, S-196, S-701 и S-197 8-й флотилии корветтен-капитана Феликса Цимальковски, шедшие курсом 256° на 34 узлах, в 20:00 были обнаружены и атакованы со стороны луны одиночным низколетящим патрульным «Уитли». Встреченный зенитным огнём, самолёт «сбросил бомбы преждевременно», а следующие его заходы немцы отбили прицельной стрельбой. С работающим на приём радио в 20:35 флотилия вышла в исходную точку и остановилась, дожидаясь подтверждения приказа об атаке.
Получив его, немцы продолжили движение. Из-за сложных погодных условий они не могли определить своё местоположение по навигационным огням и шли по счислению. В 00:27 был замечен шлюп «Гиллемот», который пошёл на сближение, увеличивая ход до максимального. С 1500 метров флагманский S-194 выпустил по нему акустическую торпеду Т-5, но промахнулся, и англичанин с 800 метров открыл огонь из всех стволов. S-194 сразу же получил попадание в мостик. Немцы немедленно отвернули и поспешили на северо-восток. Шлюп бросился в погоню. Спустя 18 минут Цимальковски оторвался от преследователя, а в 00:56 лёг в дрейф. Через 20 минут он решил снова идти к английскому побережью с тем, чтобы выйти к маяку Норт-Фарелэнд. По-прежнему испытывая трудности в определении своего местоположения, в 02:53 шнелльботы увидели огни на юго-западе и повернули в этом направлении.
Немцы вышли к береговой линии Англии между маяками Маргит и Норт-Фарелэнд, но Цимальковски из-за всё ещё ухудшающейся видимости даже при горящих навигационных огнях не сумел сориентироваться, зато был замечен британскими береговыми и корабельными радарами. Следуя на юго-запад, немцы обнаружили «огни крупного и нескольких более мелких кораблей» на юге и другую такую же группу радаром на дистанции 9000 метров — на востоке.
Цимальковски решил атаковать восточную группу, двинулся в её направлении и на этом курсе был обстрелян береговой артиллерией. Попав под накрытия, немцы вышли из-под обстрела поворотом на юг и выпустили по целям одну торпеду Т-5. «Корабли открыли огонь из всех стволов без использования осветительных снарядов». Шнелльботы уклонились от обстрела поворотом на север и снова попали под огонь береговых орудий.
Тогда немцы снова повернули на восток и пошли на сближение с замеченной корабельной группой для торпедной атаки. Видимость была такова, что с дистанции около 1500 метров они так и не смогли опознать противника, который снова оказался фрегатом «Сеймур». Повернув на боевой курс, под огнём фрегата катера в 03:24 выпустили восемь торпед Т-1 и, ведя ответный огонь, повернули на северо-восток. В 03:28, по-прежнему неверно оценивая своё местоположение, Цимальковски принял курс 0°.
В 03:31 радар немцев засек по пеленгу 330° «только что включённые радары четырёх британских артиллерийских катеров». Одновременно с этого направления были замечены «три катера в колонне, сближавшиеся с флагманом на высокой скорости». С дистанции около 200 метров немцы открыли огонь из всех стволов, наблюдая «множество попаданий в передний катер». Последовала яростная перестрелка. Цимальковски по УК-связи приказал «повернуть на максимальной скорости на восточный курс». При выполнении этого манёвра следовавший в 70 метрах за флагманом S-701 в 03:33 был протаранен в правый борт третьим в колонне S-199; его командир обер-лейтенант-цур-зее Ганс-Йохан Квисторп считал, что протаранил катер противника. Оба катера, однако, временно сохранили скорость. Враг быстро исчез из виду, и Цимальковски снова принял курс 0°.
Противником 8-й флотилии был патруль в составе MTB-451 (лейтенант Ч. Аллен), MTB-452 и MTB-450 35-й флотилии, находившийся на позиции у морского форта «Тонг Сандс», что в 5,5 милях севернее Маргита. Получив оттуда голосовую информацию о движении неприятеля курсом 225° на 23 узлах, в 03:08 патруль, приняв курс 98°, на 28 узлах устремился на перехват. Радиолокационный контакт был получен в 03:14 — противник находился в 3700 ярдах справа по носу, и англичане изменили курс на 125°. В 03:26 патруль повернул к югу. Противник теперь находился впереди в 1000 ярдах, и вскоре его увидели справа по носу.
После того, как немцы открыли огонь, англичане отвернули на курс 200°, чтобы стрелять всем бортом, и в 03:27 (хронология Аллена на пять минут отличается от немецкой) с 800 ярдов (оценка дистанции Аллена) открыли ответный огонь. Перестрелка продолжалась до 03:29, пока «выставивший дымзавесу и отвернувший в северо-восточном направлении» противник не скрылся из виду. Поддерживая радиолокационный контакт на дистанции 2500–3000 ярдов, англичане последовали за ним, но, несмотря на использование осветительных снарядов, больше его не увидели.
В 03:48 дистанция увеличилась до 3500 ярдов, и радиолокационный контакт был утрачен, после чего Аллен прекратил погоню. Между тем, Цимальковски при свете осветительных снарядов англичан увидел, что за ним следуют всего три катера. Он посчитал, что потерялся S-197, т.к. тот не ответил по УК-связи, и направил ему запрос по радио. В 03:40 скорость S-701 из-за сильных затоплений упала до 20 узлов, а уже через минуту вышли из строя оба бортовых двигателя, и скорость упала до 12 узлов; катер сигнализировал об этом флагману.
В 03:49 S-194 вылетел на мель. Цимальковски успел сообщить об этом остальным катерам и предотвратил катастрофу. S-194 сел на мель только носом (корма свободно перемещалась по ветру на глубокой воде) и в 04:00, с приливом, ему удалось оторваться от песка. Немцы принялись искать выход на большие глубины, при этом S-196, коснувшись грунта, повредил себе днище. К счастью для немцев, проблемы с радиосвязью не позволили англичанам навести на них находившиеся всего в 8 милях катера Аллена — MTB-451 не принял ни одной из направленных ему адмиралом Тови четырёх радиограмм и в 04:42 вернулся к форту «Тонг Сандс».
Только к 04:30 8-я флотилия выбралась на глубокую воду, и Цимальковски определил, что с ним нет S-701 и S-199. Зная ситуацию с S-701, Цимальковски списал его в погибшие, а за S-199 он не тревожился, т.к. информации о его повреждениях не поступало. S-194, S-196 и S-197 поначалу направились в Хук, но затем повернули в Эймейден, куда прибыли в 08:15. При входе в бункер S-197 повредил корпус о плавающие бревна и вместе с S-194 и S-196, повреждёнными ударами о грунт, отправился в док.
В 09:15 в бункер с погруженным в воду баком вошёл «утопленник» S-701. Уже в 04:05 катер дал 28-узловой ход, но из-за вышедших из строя при таране компаса и гироскопа он следовал в неверном направлении — на юг. В 04:28 S-701 давал 34 узла, отклонение от нужного курса на 90° вскоре определили по Полярной Звезде. У голландского побережья в 08:05 в условиях плохой видимости наткнулись на четыре патрульных корабля, которые обстреляли S-701.
Уклонившись от них, катер уже без дальнейших приключений прибыл на базу; он не был отремонтирован до конца войны. S-199 из похода не вернулся. Оказавшись в опасной близости от форта Тонг Сандс, он был обстрелян с дистанции чуть более 4 миль из 3,7-дюймовых зениток, и в 04:30 затонул, причём командир зенитной батареи форта утверждал, что это он потопил его огнём своих орудий, а Квисторп настаивал, что причиной гибели корабля стали повреждения от столкновения с S-701. 18 немецких моряков были подобраны с плотиков «Сеймуром» и «Гиллемотом».
Трагедия в Остенде
Днём 14 февраля в передовой базе Прибрежных сил Остенде находились, наряду с другими кораблями, около 30 торпедных катеров, из них восемь 29-й канадской флотилии (флагманский MTB-486 лейтенант-коммандера Лоу отсутствовал). В так называемом «заливе» стояло 11 «коротких» катеров и пять «догов», а ещё 13 «догов» — в главной гавани. На прибывшем MTB-464 выявили воду в топливном баке, и в 15:15–15:35 механик петти-офицер А.Ф. Уолден слил насосом прямо в гавань около 200 литров его содержимого, оказавшегося в основном высокооктановым бензином.
В 16:02 пары бензина по неизвестной причине вспыхнули между стоявших ниже по течению MTB-465 и MTB-462. Менее чем за три минуты огонь охватил 17 катеров, плотно пришвартованных друг к другу. В 16:05 взорвались боеприпасы и топливные баки MTB-465, через мгновение — на MTB-462, да так, что взрывными волнами были разбиты практически все окна в Остенде. Менее сильные взрывы продолжались ещё некоторое время.
Через два часа пожар погас сам собой. Огнём были уничтожены MTB-459, MTB-461, MTB-462, MTB-465 и MTB-466 29-й флотилии, MTB-776, MTB-789, MTB-791 и MTB-798 55-й флотилии, а также MTB-438, MTB-444 и MTB-255; погибло 64 катерника и 9 гражданских лиц, ещё 65 моряков были ранены. Офицеры MTB-464 предстали перед судом. 8 марта 29-я канадская флотилия была расформирована, а оставшиеся в живых вернулись в Канаду. Ей на замену в Остенде прибыла 65-я канадская флотилия.
Сражение в ночь на 7 апреля 1945 года
В феврале и марте 1945 года шнелльботы использовали любую возможность для выхода в море на минные постановки или поиск целей с торпедами, однако успехи их были незначительными. Союзники на эти вылазки отвечали налётами тяжёлых бомбардировщиков на бункера шнелльботов в их голландских базах.
24 марта войска фельдмаршала Монтгомери форсировали Рейн у Везеля, южнее голландской границы. Расширив и закрепив захваченные плацдармы, союзники начали продвижение вглубь Германии — 9-я американская армия прямо на восток, к Эльбе, 2-я английская армия на cеверо-восток, к Гамбургу, а 1-я канадская армия — на север, к Эмдену, отрезая немецкую группировку в Голландии. Как следствие, у немецких кораблей и специальных штурмовых средств в голландских портах начала ощущаться нехватка топлива и запчастей. Именно поэтому шнелльботы отстаивались на базах всю первую неделю апреля. Однако при первой же возможности вылазки на коммуникации союзников возобновились. Вечером 6 апреля 6 шнелльботов 2-й флотилии капитан-лейтенанта У. Вендлера вышли из Ден-Хелдера и направились на миннозаградительную операцию к устью Хамбера.
После полуночи 7 апреля к югу от банки Кнолл-Смит немцы были обнаружены радаром фрегата «Кэбитт», который патрулировал в этом районе вместе со своим «систершипом» «Резерфордом». Под огнём фрегата шнелльботы избавились от мин и начали отход. «Кэбитт» направил на перехват неприятеля дозорные MTB-5001 и MTB-781. Британские катера вышли точно на противника — MTB-5001 лейтенанта А.М. Уотсона, сближаясь с колонной шнелльботов под прямым углом, увидел неприятеля перед носом своего катера с обоих бортов. Уотсон, прорезая вражеский строй, обстрелял ближайшие катера по левому и правому борту. Следовавший за ним MTB-781 чуть было не протаранил ближайшего противника и, проходя у него за кормой, открыл по нему огонь.
Несмотря на неожиданность нападения, шнелльботы немедленно открыли ответный огонь. MTB-5001 получил попадания в двигатель, загорелся и взорвался. MTB-781 успел изменить курс и обойти место катастрофы, благодаря чему Уотсон и другие члены экипажа пылающего катера смогли спастись, прыгнув за борт. Спасением личного состава MTB-5001 занялись подошедшие «Кэбитт» и «Резерфорд». В бою погиб один моряк с катера, ещё двое затем умерли от ран. Однако на этом сражение не закончилось.
В 19:40 6 апреля из Лоустофта в противокатерное патрулирование вышла группа торпедных катеров 22-й флотилии под командованием лейтенанта Джона Мэя в составе MTB-494, MTB-493 и MTB-497. В 22:00 она прибыла на позицию в 40 милях к северо-востоку от Грейт-Ярмута и легла в дрейф. В 00:29 7 апреля было получено сообщение, что к югу от них приближаются торпедные катера из Эймейдена. Мэю было приказано следовать курсом 155° на 30 узлах.
После успешной схватки с MTB-5001 и MTB-781 катера Вендлера следовали на восток колонной с 40-узловой скоростью в порядке S-174, S-176, S-177, S-209, S-210 и S-221. За ними следил оснащённый радаром «Веллингтон», который наводил на них торпедные катера 22-й флотилии. По указанию самолёта Мэй принял курс 240°, но контакт в 02:08 не состоялся — немцы неожиданно повернули на юго-восток. Чтобы не выдать своего присутствия, англичане сближались с выключенными радарами и в 02:12 буквально налетели на противника.
Для немцев нападение снова оказалось неожиданным. MTB-494 открыл огонь по головному S-174 и попытался таранить его, но промахнулся, оказался у него за кормой и сам был протаранен S-176. Удар следовавшего полным ходом шнелльбота был настолько мощным, что корпус британского катера был разорван почти пополам; катер опрокинулся. В свою очередь, S-176 был обстрелян и протаранен в левый борт вторым в колонне англичан MTB-493. Отходя от S-176, MTB-493 в упор обстрелял обходивший его слева S-177, но, последовав за ним, протаранил перевёрнутый корпус своего флагмана и остановился. MTB-497 при сближении открыл огонь по 3-му и 4-му противникам в колонне, затем уклонился от шедшего на таран S-177 и вступил с ним в перестрелку на параллельном курсе с 10 ярдов. Однако вскоре его 6-фунтовое орудие вышло из строя, и британский катер прервал погоню; противник на максимальной скорости исчез в темноте.
В это время MTB-493 оторвался от MTB-494 и, двигаясь кормой вперёд, стал обстреливать из пулемёта стоящий в 200 ярдах S-176. Немец прекратил сопротивление, после чего его взял на буксир подошедший MTB-497. Вскоре двигатели англичанина начали перегреваться, и буксировку продолжил подошедший на помощь MTB-775, однако S-176 получил в бою слишком серьёзные повреждения и ещё до рассвета затонул. MTB-497 и MTB-775 приняли на борт 27 человек его экипажа.
В 10:10 MTB-5020 притащил на буксире в Лоустофт кормой вперёд MTB-493. После осмотра повреждений катер был определён под списание как непригодный к восстановлению. Таким образом, в сражении было потеряно три британских катера. Вместе с MTB-494 погибли 14 из 16 членов его экипажа, в том числе лейтенант Мэй. Командиры MTB-5001 лейтенант Уотсон и MTB-493 лейтенант Фостер были награждены DSC. Немцы безвозвратно потеряли два катера — помимо S-176 погиб S-177, получивший в бою несколько подводных пробоин и затонувший в 05:13 у голландского побережья, и пять человек личного состава.
Последние бои
Вечером 7 апреля в море вышли 19 шнелльботов трёх флотилий: 4-я корветтен-капитана Фиммена (6 катеров) и 6-я капитан-лейтенанта Матцена (7 катеров) направились ставить мины на судоходный маршрут устье Темзы — устье Шельды, а 9-я флотилия корветтен-капитана фон Мирбаха (6 катеров) должна была доставить «взрывающиеся» катера «Линзе» для атаки судов союзников в устье Шельды. Однако массовая вылазка завершилась тяжёлыми потерями. Из-за погодных условий 9-ю флотилию пришлось вернуть. 4-я же и 6-я флотилии, следовавшие юго-западным курсом, около 22:00 обнаружили патрульные «Веллингтоны» Берегового командования, которые сообщили о двух группах торпедных катеров в 5 и 4 единицы находившимся в дозоре у Остенде фрегатам «Резерфорд» и «Кэбитт», и навели их на противника. В 00:34 8 апреля 4-я флотилия, была обнаружена «Резерфордом».
Попав под огонь фрегата, немцы поставили дымзавесу и повернули назад. «Резерфорд» преследовал их и направил на перехват дозорные MTB-482 и MTB-454 35-й флотилии. Приблизительно через 5 минут после начала боя британские катера открыли огонь по немцам с менее чем 700 ярдов. Англичане попытались отрезать и уничтожить столкнувшиеся концевые S-202 и S-703, которые начали отставать от других. Предпоследний катер взорвался и затонул. MTB-454 принялся добивать остановившийся второй шнелльбот, а MTB-482 бросился в погоню за остальными; англичане так и не разобрались, сколько было немцев.
Дистанция медленно увеличивалась, и «Резерфорд» приказал MTB-482 повернуть назад. Вернувшись к месту боя, он вместе с MTB-454 занялся спасением экипажей потопленных катеров. Из воды было выловлено 40 немцев, которых затем передали на «Резерфорд»; погибло 6 членов экипажа S-202 и 7 членов экипажа S-703. Британские катера в бою совершенно не пострадали и отрапортовали о потоплении двух вражеских.
6-я флотилия противодействия не встретила, но у Остенде погиб на мине S-223, из 28 членов экипажа которого спасли только восемь.
Последнюю вылазку катера Группы «Запад» провели ночью на 13 апреля, когда 12 шнелльботов 4-й, 6-й и 9-й флотилий направились на минирование фарватера у устья Шельды. Мины были успешно выставлены, но затем немцы попали под обстрел патрулировавших у Флиссингена фрегата «Экинс» и эскортного миноносца «Хэмблдон» и были атакованы MTB-746 и MTB-797. S-205 получил тяжёлые повреждения, но вместе с другими катерами, сумел добраться до Хука.
Ситуация на Западном фронте и отсутствие топлива больше не позволили шнелльботам выходить в море. На момент капитуляции немецких сухопутных войск в Голландии, Дании и северо-западной Германии 4 мая 1945 года в Ден-Хелдере в различном состоянии находились 4 торпедных катера (по два 2-й и 8-й флотилий) и ещё 17 — в Роттердаме (четыре 4-й, семь 6-й и шесть 9-й флотилий). Но реально война для них закончилась тремя неделями раньше…
Последние операции 54-й флотилии
В последние месяцы войны в водах, омывающих Великобританию, только норвежские катера продолжали вести борьбу с вражеским судоходством. Несмотря на суровые зимние погодные условия, катера 54-й флотилии при первой же возможности выходили на поиск к берегам Норвегии. Им продолжала сопутствовать удача. Вечером 6 января в Став-фьорде MTB-722 и MTB-709 атаковали немецкий конвой из трёх груженных рудой крупных судов, следовавших в сопровождении трёх форпостенботов из Нарвика в Германию. В 19:35, едва конвой миновал Аскровен, MTB-722 поразил обеими торпедами головное судно «Дора Фритцен» (6888 тонн), которое развалилось на две части и в 20:00 затонуло с грузом 12 000 тонн железной руды; из 97 членов экипажа и артиллеристов спасли только троих. MTB-709 выстрелил торпеды во второе судно «Николайфлит» (9000 тонн), но промахнулся.
Уцелевшие суда конвоя в сопровождении кораблей охранения следуют дальше на юг. В проливе Согнесуен их уже поджидали укрывшиеся под камуфляжными сетями у восточного берега острова Хилле MTB-711 (лейтенант А.Ф. Свейн) и MTB-623. Конвой был замечен в 02:15 9 января, но его курс оценили как неподходящий для атаки. MTB-711 сообщил напарнику, что он атакует с восточной стороны островка Согнеоксен, у выхода из пролива. В 03:14 конвой взял курс на Согнеоксен, а в 03:17 MTB-711 с 1400 м выстрелил обе торпеды в «Николаифлит», поразив цель обеими; транспорт камнем ушёл на дно. После этого MTB-623 атаковал торпедами самый крупный корабль эскорта, но промахнулся и получил в ответ от немца попадание перед мостиком. Торпедные катера обошли эскорт с севера, обстреляв его с 400 м, и взяли курс на базу.
Ещё одна победа была одержана 7 января парой MTB-712 и MTB-716, атаковавшей вражеский конвой в Боммла-фьорде. MTB-712 поразил торпедой единственное охраняемое судно «Виола» (991 тонна), которое затонуло.
31 января на поиск в воды к югу от Тронхейма отправились MTB-717 и MTB-715. Прибыв в Равне-фьорд, они провели остаток дня у берега, укрывшись под камуфляжем. Вечером были замечены две цели, которые норвежцы атаковали торпедами. MTB-717 промахнулся обеими, но его напарник поразил свою цель одной торпедой в корму. Британские катера скрылись необстрелянными и заявили о потоплении эсминца. В действительности целями норвежцев оказались тральщики M-381 и M-382 22-й флотилии, которые следовали на север в Будё, чтобы сопровождать возвращающийся в Германию танкер «Дитмаршен». В 21:30 в кормовой части M-382 раздался взрыв, и он затонул в течение двух минут с 22 членами экипажа. Поскольку противник замечен не был, немцы посчитали, что тральщик подорвался на мине, но, расшифровав радиоперехват, они поняли, что он погиб от торпеды британского катера.
M-381 разделил судьбу своего «систершипа» менее чем через две недели. Вечером 12 февраля конвой в составе танкера «Дитмаршен», M-381 и R-238 на переходе Тронхейм — Олесунн к северу от Кристиансунна был атакован MTB-716 и MTB-717. Оба катера выпустили свои торпеды по танкеру. MTB-716 промахнулся, зато торпеда MTB-717 в 22:45 поразила M-381. Тральщик взорвался и затонул с 45 членами экипажа. Танкер в сопровождении раумбота последовал дальше, а уцелевших 16 моряков с потопленного корабля подобрали подошедшие R-122 и R-124. Британские катера ушли практически беспрепятственно.
12 марта MTB-711 лейтенанта Свейна у северной оконечности острова Кармой торпедировал плавбазу катеров-тральщиков MRS-4 «Парис» (2150 тонн), вышедшую из Хаугесунда в составе эскорта конвоя на юг. Поражённый двумя торпедами корабль взорвался и затонул в секунды вместе с 104 членами экипажа; 70 моряков были спасены сторожевыми кораблями. MTB-711 благополучно ушёл на базу.
Поздно вечером 29 марта в проливе Стокксундет, что севернее Бергена, MTB-717 и MTB-716 атаковали патрульные форпостенботы V-5532 и V-5525. Оба были 120-тонными KFK, и норвежцы, посчитав неприемлемым стрелять по такой мелочи торпедами, решили действовать артиллерией. V-5525 в 22:45 радировал, что ведёт бой, в 23:05 — что его преследуют британские катера, а V-5532 горит и тонет. V-5532 был подожжён и выбросился на мель, где и сгорел. Из 17 членов экипажа восемь были убиты и девять ранены.
Это был последний успех норвежцев. В 1942–1945 гг. они совершили 161 выход к берегам Норвегии, потопив 20 судов и семь боевых кораблей противника — куда больше, чем любая другая флотилия торпедных катеров союзников.
Итоги деятельности британских «москитов»
Вступив во Вторую мировую войну с 27 торпедными катерами, британцы за время боевых действий потеряли 115 торпедных и 28 артиллерийских катеров, а также одну канонерку типа SGB. Подтверждённые потери немецких и итальянских ВМС, приписываемые британским торпедным и артиллерийским катерам, составляют 70 боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе один крейсер, 5 миноносцев, один вспомогательный крейсер и одна подводная лодка. В прилегающих к Метрополии водах торпедные катера потопили 40 судов водоизмещением 59 650 тонн, а в Средиземном море — ещё около 100 судов водоизмещением около 70 000 тонн.
Для сравнения, Германия потеряла 112 шнелльботов — всего их было построено 259. Кроме того, из 41 торпедного катера, захваченного Германией у Италии, были потеряны 24. В то же время, шнелльботы уничтожили 40 боевых кораблей, в том числе шесть торпедных катеров, и 101 судно водоизмещением 214 728 тонн; ещё 37 судов водоизмещением 148535 тонн и десяток боевых кораблей списывают на выставленные шнелльботами мины.
Немецкие торпедные катера были более успешными против прибрежного судоходства противника, в то время как британские торпедные катера достигли больших успехов в борьбе с боевыми и вспомогательными немецкими и итальянскими единицами. Это проистекает из особенностей конвойного траффика сторон. Британские прибрежные конвои, бывшие основным объектом атак шнелльботов, обычно насчитывали до 40 судов, следовавших ордером длиной до 10 миль и сопровождавшимся 2–3 эсминцами и несколькими другими эскортными кораблями. В немецких же конвоях обычно было не более восьми «купцов», сопровождаемых не меньшим количеством кораблей охранения. Соответственно, в британских конвоях жертвами становились в первую очередь торговые суда, а в немецких — корабли охранения.
Автор благодарит Игоря Борисенко за помощь в работе над статьёй.
Комментарии к данной статье отключены.