В ноябре 1944 года союзники попытались преодолеть укрепления линии Зигфрида и пробиться вглубь Германии. Наступление началось 16 ноября, но вместо стремительного прорыва превратилось в изнурительные затяжные бои. Более того, немецкие войска умудрялись контратаковать, используя техническое превосходство своей бронетехники и большой боевой опыт, накопленный танкистами. Один из серьёзных контрударов вермахт нанёс у небольшого немецкого городка Пуффендорфа.
Несмотря на ухудшение погоды на Западном фронте, что повлекло за собой снижение активности союзной авиации, проблемы с логистикой и передвижением войск, генерал-лейтенант Дуайт Эйзенхауэр намеревался продолжить давление на противника, преодолеть укрепления линии Зигфрида на широком фронте, форсировать Рейн и продвигаться вглубь Германии. Новое наступление союзников должно было начаться не позднее 16 ноября — после перегруппировки и пополнения передовых дивизий. Главный удар наносила 1-я армия США (командир — генерал Кортни Ходжес), в то время как подразделения 9-й армии США (командир — генерал-лейтенант Уильям Симпсон) совместно с частями 30-го британского корпуса должны были прикрывать левый фланг 1-й армии (на севере) и штурмовать немецкие позиции у Гайленкирхена. Части 3-й армии США (командир — генерал Джордж Паттон) должны были наносить удар южнее Арденн.
В начале ноября 1944 года 9-я армия наступала на фронте шириной 14 км по направлению к Кельнской равнине. Южный фланг армии соприкасался с 7-м корпусом 1-й армии у Вюрзелена. Линия фронта 19-го корпуса (командир — генерал-майор Рэй Маклейн), входившего в состав 9-й армии, проходила параллельно линии Зигфрида и реке Рур, а три дивизии корпуса: 29-я и 30-я пехотные, а также 2-я бронетанковая — были её главными ударными силами.
Проливные дожди размыли грунтовые дороги и сильно затрудняли продвижение техники. Осложняло наступление и то, что немцы обустроили хорошие оборонительные позиции в городках, деревнях и на отдельных стоявших фермах. Немецкие инженеры укрепили многие каменные здания с помощью железобетонных конструкций, спрятав в некоторые из них танки и самоходки. Сапёры Вермахта плотно заминировали многие участки местности, вокруг населённых пунктов были вырыты траншеи и противотанковые рвы. В некоторых местах немецкая оборона была эшелонированной: так, у городка Линних соорудили три линии укреплений, в окрестностях Юлиха — две. Дивизии 5-й танковой армии генерала Хассо фон Мантойфеля, державшие фронт в секторе продвижения 9-й армии США, пытались нанести противнику максимальный урон, используя свои танки и САУ в качестве мобильного резерва для контрударов.
Главный удар американцев должен был принять на себя 81-й армейский корпус (командир — генерал Фридрих Кехлинг), в состав которого входили 12-я и 246-я народно-гренадёрские, а также 3-я моторизованная дивизии. В резерве у Кехлинга находились два тяжёлых танковых батальона и бригада штурмовых орудий. Мобильным резервом 5-й армии был 47-й корпус, включавший в себя 9-ю танковую (командир — генерал-майор Харальд фон Эльверфельдт) и 15-ю моторизованную (командир — полковник Ганс-Иоганн Декерт) дивизии.
Начало наступления
Главному ноябрьскому наступлению американцев предшествовали несколько отвлекающих ударов. 2 ноября 5-й корпус 1-й армии попытался захватить город Шмидт, находившийся севернее важных плотин на реках Урфт и Рур, но сильное сопротивление немецких войск вынудило американцев прекратить продвижение в этом направлении.
8 ноября в наступление перешли части 3-й армии США, которые пытались войти в Саарскую долину. 12 ноября 2-я английская армия двинулась на восток с целью форсировать Маас. Наступление 1-й и 9-й армий США началось 16 ноября. Атаке бронетехники и пехоты предшествовал мощнейший авиаудар, в котором, по словам командующего 12-й группой армий генерала Омара Брэдли, принимало участие свыше 2400 американских и британских бомбардировщиков. Хотя авиация сбросила около 9000 т бомб, разрушив множество фортификационных сооружений и стерев с лица земли несколько населённых пунктов (включая Эшвайлер и Юлих), она не смогла пробить бреши в боевых порядках немецких войск.
«Отходя, противник оставлял после себя сплошные развалины; он отчаянно цеплялся за каждую позицию, пока мы не уничтожали её»,
— так описывал сопротивление Вермахта генерал Брэдли.
В 12:45 29-я, 30-я пехотные, а также 2-я бронетанковая дивизии ринулись на штурм немецких позиций без артподготовки, намереваясь использовать эффект внезапности. Поддержку дивизиям оказывали штурмовики 29-й тактической авиагруппы (9-я воздушная армия), которые атаковали населённые пункты, места скопления немецких войск, склады. Из-за топкой грязи танки продвигались очень медленно и отстали от пехотных подразделений. 2-я бронетанковая дивизия, усиленная бойцами 102-й пехотной дивизии и танками 2-го полка Йоменов «Файф энд Форфар» (29-я британская бронетанковая бригада), насчитывала свыше 260 машин и должна была наступать на Пуффендорф и Гереоншвайлер.
Поначалу атаку осуществляли лишь танки боевого командования «В» бригадного генерала Исаака Уайта. Американцы имели колоссальную поддержку артиллерии: семь полевых самоходно-артиллерийских дивизионов (14-й, 67-й, 41-й, 65-й, 78-й, 83-й и 92-й), вооружённых 105-мм гаубицами, а также 258-й и 557-й батальоны полевой артиллерии (155-мм гаубицы), артиллерийские части 84-й пехотной дивизии и 19-го корпуса. Защита от возможных танковых контратак была возложена на два батальона истребителей танков: 702-й (командир — подполковник Джон Билл) и 771-й (командир — подполковник Дэвид Смит), имевшие на вооружении свыше 60 самоходок М36 и М10. К вечеру американцам удалось захватить четыре деревни, приблизиться к Пуффендорфу и потеснить части немецкой 246-й народно-гренадёрской дивизии.
Больших успехов достигли лёгкие танки, которые совместно с пехотой прорвались вглубь немецких позиций. «Шерманы» действовали куда менее эффективно. Так, у Апвейлера немцам удалось сдержать продвижение союзников – в бой вступили несколько истребителей танков «Хетцер», которые с дистанции 300–400 м подбили семь «Шерманов», застрявших в грязи (танки из 67-го бронетанкового батальона под командованием капитана Джеймса Уайта). Как заявлял Уайт, по его танкам вели огонь и противотанковые орудия, замаскированные в лесу. В этом бою американские танкисты смогли уничтожить четыре вражеских орудия.
К вечеру части 2-й бронетанковой дивизии взяли под контроль значительную часть Пуффендорфа. Боевое командование «А» в бой не вступало, поскольку ожидало подхода пехотных подразделений 29-й дивизии, чтобы очистить от противника город Зеттерих.
Поздним вечером генерал Мантойфель, обеспокоенный действиями союзников, решил нанести контрудар частями 9-й танковой и 15-й моторизованной дивизий и 506-го тяжёлого танкового батальона. Незадолго до этого (27–29 октября 1944 года) 9-я и 15-я дивизии участвовали в контрударе у Астена и потеряли около тридцати машин. В ноябре танковый парк 9-й дивизии насчитывал 28 «Пантер» и 14 Pz.IV, а 15-я моторизованная дивизия имела более десятка Pz.IV и около 23 штурмовых орудий. Самой грозной боевой единицей был 506-й батальон тяжёлых танков майора Эберхарда Ланге, насчитывавший 36 боеспособных «Королевских тигров», — соперничать с ними не мог ни один из союзных танков. Всего ударная группировка немецких войск насчитывала свыше 100 танков и штурмовых орудий.
Немецкий контрудар у Пуффендорфа
17 ноября боевая группа «А» (командир — бригадный генерал Джон Коллиер) 2-й бронетанковой дивизии должна была нанести удар у Эдерена, а части группы «В» — двигаться на Гереоншвайлер. Планы американцев были перечёркнуты противником: ранним утром, после артподготовки, немецкие войска атаковали 2-ю бронетанковую дивизию у Пуффендорфа. Непосредственно в городе в это время находились части 67-го бронетанкового полка полковника Пола Диснея. После артобстрела в атаку пошла пехота 11-го панцергренадёрского полка (9-я танковая дивизия) при поддержке 20–30 «Королевских тигров» и «Пантер». Не имея подготовленных оборонительных позиций, американские танкисты оказались в сложной ситуации: им пришлось вести открытые дуэли с тяжёлыми немецкими танками, а грязь не позволяла маневрировать. Один из «Шерманов» выпустил по «Королевскому тигру» четырнадцать снарядов, подбил его, но был сожжён другим «Королевским тигром». Эту ситуацию описал капитан Джон Роллер:
«“Тигр” преодолел поле, и по нему открыли огонь пять танков моего взвода, с дистанции 1300 ярдов. Снаряды рикошетили от наклонной брони танка. Немецкая машина подбила сначала один “Шерман”, затем и мой танк, и я получил ранения. Но и сам “Тигр” получил множество попаданий и был обездвижен».
В результате ожесточённых боёв у 1-го батальона 67-го полка осталось в строю три «Шермана» и несколько лёгких танков, 8-й батальон потерял семь «Шерманов». Погибло немало офицеров, и полк фактически потерял управление. К счастью, в ситуацию вмешался командир 2-го батальона подполковник Лемюэль Поуп, который приказал танкистам отвести уцелевшие машины за руины зданий. Храбрость проявил и лейтенант Роберт Ли. Спешившись, он руководил действиями пехотинцев, приказал им окопаться, в то время как его «Шерман» прикрывал огнём отступление. Неоценимую помощь в отражении немецкого контрудара оказывали самоходки М36 702-го батальона истребителей танков.
Самоходчикам пришлось сражаться в непростых условиях. В рапорте 702-го батальона указано:
«Противник в полной мере использовал бронирование своих тяжёлых танков Pz.VI. Немецкие танки вели огонь с дистанции 3000–3500 ярдов. С этой дистанции наши 90-мм орудия не могли пробить лобовую броню немецких машин, но в то же время могли быть сожжены неприятелем».
По американским танкам открыли огонь два «Королевских тигра» и четыре «Пантеры», замаскированные на западной окраине Гереоншвайлера. По словам военнослужащих 67-го бронетанкового полка, одна установка М36 смогла поразить «Королевский тигр», хотя в документации 702-го батальона такая информация отсутствует. По словам командира 1-го батальона 67-го полка подполковника Карла Паркера, один Pz.VI Ausf. B попал под огонь сразу нескольких «Шерманов» и двух М36 и был сожжён. Однако командир 702-го батальона подполковник Джон Билл описывал этот эпизод иначе:
«Немецкие танки попали под массированный огонь нашей артиллерии и танков. Работали все калибры. Но чётко было видно разрывы 155-мм снарядов, которые потрясали землю. Один из тяжёлых снарядов разорвался прямо на башне “Королевского тигра” и изуродовал машину. Несколько немецких танков пылало».
Немецкие документы свидетельствуют о потере четырёх «Королевских тигров», в том числе, машины № 313 под командованием штабс-фельдфебеля Курта Канненберга. Рапорты 78-го и 83-го полевых самоходно-артиллерийских дивизионов говорят о больших потерях немецкой пехоты от огня гаубиц (17 ноября американские артиллеристы выпустили 26 628 снарядов). По состоянию на 14:00 2-й батальон 67-го полка потерял 19 танков. В этом же бою «Шерманы» уничтожили два немецких танка, а две «Пантеры» записали на свой счёт экипажи самоходок М36.
У американских танкистов заканчивались боеприпасы, подвоз которых был делом нелёгким, поскольку по обе стороны фронта активно действовала артиллерия и продолжались танковые бои. «Шерман» лейтенанта Пендлтона (командира одного из взводов 2-го батальона) занял позицию в переулке на окраине Пуффендорфа. Лейтенант заметил «Пантеру», но не рискнул вступить в бой, поскольку у него оставалось лишь несколько фугасных и один бронебойный снаряд. Немецкие танкисты заметили американскую машину, и Пендлтон был вынужден выпустить дымовые снаряды, а затем попытался увести танк. «Пантера» начала преследовать американцев. В ответ экипаж «Шермана» выпустил четыре снаряда, один из которых угодил в командирскую башню вражеской машины. Немцы решили не рисковать и остановились.
Неподалёку находился танк лейтенанта Роберта Ли, который вызвал на помощь САУ М36 лейтенанта Сесила Ханниката. Самоходка выехала из укрытия и произвела два выстрела с дистанции менее 600 м: первый снаряд пробил лоб немецкого танка, второй — башню. «Пантера» была уничтожена. В 15:00 к танкистам 67-го полка стали прибывать ремонтно-эвакуационные машины и грузовики с боеприпасами. Немцы отошли к Гереоншвайлеру.
Несколько позже на помощь 67-му батальону подошли танки 66-го бронетанкового полка полковника Айры Свифта. Получив подкрепление, американцы попытались пробиться в Пуффендорф с северо-востока, но попали под точный огонь немецких танков, занимавших позиции на окраине Гереоншвайлера. Было потеряно четыре «Шермана» (в частности, танк лейтенанта Джона Роллера получил три попадания), а остальные машины поспешно скрылись среди руин Пуффендорфа.
Бои на других участках фронта
Утром 17 ноября 1-й и 2-й батальоны 116-го пехотного полка (29-я пехотная дивизия) при поддержке танков 2-й бронетанковой дивизии овладели Зеттерихом. «Шерманы» легко преодолели немецкие траншеи и успешно уничтожали вражеские пулемётные позиции (орудий и танков вермахт здесь не имел). В 8:00 части 41-го мотопехотного полка совместно с танками 66-го бронетанкового полка снова попытались овладеть Апвейлером, но попали под огонь пяти «Пантер», находившихся у Гереоншвайлера, и потеряли несколько машин.
В 7:10 десять «Пантер» и пехота 10-го панцергренадёрского полка (9-я танковая дивизия) начали контратаку у Иммендорфа, но попали под массированный огонь артиллерии и самоходок 771-го батальона (американцы сожгли три «Пантеры»). В 11:00 немцы снова пошли в атаку: подняв белые флаги и приблизившись на дистанцию около 100 ярдов, они стали забрасывать врага гранатами. Американская пехота отбила атаку с помощью стрелкового оружия и миномётной поддержки. В 17:00 последовала ещё одна атака — по подсчётам американцев, в ней участвовало восемь «Пантер» и до батальона пехоты. Два немецких танка подорвались на минах, один был подбит установкой М36, а пехоту вермахта рассеяла артиллерия.
Итоги
В жестоких боях 17 ноября 2-я бронетанковая дивизия США безвозвратно потеряла 18 «Шерманов» и 7 лёгких танков, ещё свыше двадцати машин были подбиты, но их удалось восстановить. Американцы утверждали, что уничтожили 17 немецких танков, 6 из которых стали результатом работы самоходчиков (в боевом рапорте 702-го батальона указано, что 17 ноября установки М36 сожгли три «Пантеры» и три Pz.IV). 2-я бронетанковая дивизия США, как, впрочем, и другие части 12-й группы армий, вела ожесточённые бои до 28 ноября 1944 года. 9-я армия США смогла выйти к реке Рур, отразить все контрудары, в то время как дивизии 1-й армии увязли в кровопролитных сражениях в Хюртгенском лесу. 22 ноября части 3-й армии США овладели городом Мец, а в начале декабря вышли к Саару.
Сложные погодные условия, упорное сопротивление противника и большие потери в пехоте застопорили продвижение союзников, заставив их «топтаться» у линии Зигфрида.
«В последние месяцы 1944 года бои на всем фронте от Швейцарии до устья Рейна приняли затяжной характер. Пехота продвигалась мучительно медленно, пройденное ею расстояние измерялось скорее ярдами, чем милями»,
— так описывал сложившуюся ситуацию генерал Эйзенхауэр. В ходе ноябрьских боёв 2-я бронетанковая дивизия понесла ощутимые потери: было безвозвратно потеряно 36 «Шерманов», 5 «Стюартов» (ещё более тридцати танков получили повреждения), 10 миномётов, свыше трёх десятков грузовиков. Потери в живой силе превысили 1300 человек, включая 203 убитыми.
Но и американцы смогли нанести противнику большой урон. Согласно документам 2-й бронетанковой дивизии, в ноябре 1944 года было убито свыше 800 немецких солдат и офицеров, ещё 2385 человек попали в плен. Материальные потери немцев составили 86 танков, 12 самоходок и свыше 110 единиц другой бронетехники. Бойцы 702-го батальона истребителей танков записали на свой счёт 8 Pz.IV, 15 «Пантер», два «Королевских тигра», две самоходки и свыше сотни солдат.
Самоходчики 771-го батальона уничтожили восемь «Пантер» и два «Королевских тигра». Их собственные потери были невелики: 3–5 самоходок, 4 человека убитыми и более 15 ранеными. Эффективно поработала и американская артиллерия, записавшая на свой счёт 22 танка и три САУ. Бои у Пуффендорфа стали самым масштабным сражением на Западном фронте осенью 1944 года, ослабили танковую мощь вермахта, но мало повлияли на общую ситуацию на фронте.
Список источников и литературы:
- After Action Report, 702nd Tank Destroyer Battalion, Oct.-Nov.1944.
- After Action Report, 67th Armored Regiment, 2nd Armored division, 6 June 1944 — May 1945.
- After Action Report 78th Armored Field Artillery Battalion, 2nd Armored division, June 1944-May 1945.
- Blaker G. Iron Knights: The U.S. 66th Armored Regiment in World War II. — Mechanicsburg: Stackpole Books, 2008.
- Hell on Wheels in the Drive to the Roer: The Employment of the 2nd Armored Division in a Limited Objective Attack: A Research Report, Part 1–5. — Fort Knox, Ky: [US Army Armor School], 1946.
- MacDonald C., The Siegfried Line Campaign: United States Army in World War II, The European Theater of Operations. — Washington, DC: Office of the Chief of Military History, Department of the Army, 1993.
- Yeide H. The Tank Killers: A History of America's World War II Tank Destroyer Force. — Havertown: Casemate, 2010.
Комментарии к данной статье отключены.