Нередко работа над заменой для какого-либо образца военной техники начинается ещё до того, как он пошла в серию. Так, работы над танком Medium Tank M4 начались сразу после окончания работ над Medium Tank M3, проектирование танка, выросшего в «Королевский Тигр», началась, когда прототипы «Тигров» конструкции фирм «Хеншель» и «Порше» даже не достигли полигона. Это явление затронуло и разработку американских истребителей танков: едва закончив работать над Gun Motor Carriage M10, американские конструкторы принялись за машину с 90-мм пушкой, которая была принята на вооружение под индексом Gun Motor Carriage M36.
Пушка на перспективу
Разработка истребителя танков GMC M10 началась в 1941 году. Макет машины, получившей индекс T35, собрали лишь в январе 1942 года. Самоходка получила мощную трёхдюймовую пушку, которая уверенно поражала в лоб не только все известные на тот момент немецкие танки, но и некоторые машины, с которым войска антигитлеровской коалиции пока не встретились. Тем не менее, уже 17 апреля 1942 года Комитет вооружений получил предложение поставить на истребитель танков ещё более мощное орудие с баллистикой 90-мм зенитки.
До одобрения темы Комитет добрался только в октябре. Для испытаний выделили две 90-мм пушки M1: одна для установки на тяжелый танк, другая — для истребителя танков. Переделанной пушке дали индекс T7 и установили её в первый серийный GMC M10. Орудие весило всего на 290 фунтов (131 кг) больше 76-мм пушки, но так как башня и без того была плохо уравновешена, вращать её вручную стало чрезмерно тяжело. Серийная машина, несомненно, должна была получить гидравлический механизм поворота башни вдобавок к ручному, также предстояло несколько перекомпоновать рабочее место наводчика, так как при существующем размещении прицелов и маховиков ему пришлось сидеть в крайне неудобной позе.
Работа над машиной, названной 90 mm Gun Motor Carriage T71, началась 3 марта 1943 года. Конструкцию новой башни поручили фирме «Шевроле», за постройку двух прототипов из конструкционной стали отвечал «Форд». Башня не сильно отличалась от установленной на GMC M10. Наводчик размещался слева от орудия, заряжающий справа. Командир сидел за наводчиком и получал в распоряжение зенитную турель с 12,7-мм пулемётом. Броня башни была толще, чем у M10: толщина маски пушки увеличилась до 3 дюймов (76 мм) вместо 2 дюймов (51 мм), борта выросли с 1 дюйма до 1,25 (25 и 31 мм) и были установлены под углом 20°.
Кормовая броня оказалась аж в 4 дюйма (102 мм) толщиной, так как выполняла роль противовеса. Также для уравновешивания башни в кормовой нише находилась укладка первой очереди на 11 90-мм выстрелов. Башня оснащалась подбашенной корзиной. В новой установке пушка опускалась до −10° и поднималась до +20°. Корпус ничем не отличался от GMC M10A1. Прототип в боевом положении весил 28 тонн. Самоходка сохранила главное преимущество истребителей танков над американскими машинами аналогичного класса: подвижность. Максимальная скорость оценивалась в 30 миль (50 км) в час.
Испытания первого прототипа показали, что вместо турели лучше иметь вертлюг, как на танках. Также на пушку рекомендовали установить дульный тормоз и слегка поднять кормовую боеукладку. Все изменения, кроме дульного тормоза, испытывались на втором прототипе, после чего машину допустили к серийному производству. Вместо отдельного выпуска предлагалось переделывать уже построенные GMC M10A1. Первыми начали конверсию на заводе фирмы «Масси-Харрис». Здесь с апреля по июль 1944 года устанавливали новые башни на шасси, выпущенные на заводе «Фишер», а с июля по декабрь модернизировали самоходки M10A1, отозванные с фронта, в общем счёте дав 500 истребителей танков.
Стоит отметить, что машину пустили в производство ещё до стандартизации. Gun Motor Carriage T71 переименовали в Gun Motor Carriage M36 лишь в июле 1944 года, когда «Масси-Харрис» уже успела поставить 300 машин.
В октябре к процессу подключился «Американ Локомотив», переделав 413 машин до конца года. «Фишер» сдал 187 вариантов на новую тему, установив башню на шасси не самоходки M10A1, а танка M4A3. Эрзац компании «Фишер» на шасси Medium Tank M4A3 получил индекс M36B1 и был принят лишь в качестве ограниченного стандарта. Таким образом, к концу 1944 года американская промышленность дала 1400 истребителей танков с 90-мм орудиями.
Производство на этом не кончилось: в 1945 году канадский завод «Монреаль Локомотив Уоркс» провёл модернизацию ещё 200 M10A1, после чего шасси данного типа кончились. Пришлось создавать ещё один эрзац, получивший индекс Gun Motor Carriage T71E1 и принятый ограниченным стандартом под названием Gun Motor Carriage M36B2. Эта машина состояла из башни M36 на шасси Gun Motor Carriage M10. 52 такие машины переделали в Монреале, ещё 672 дал «Американ Локомотив». Всего в 1944–1945 гг. американская армия получила 2324 самоходки семейства GMC M36.
Мнимая палочка-выручалочка
Несмотря на то, что американские войска столкнулись с «Тиграми» ещё в Северной Африке и получили информацию о «Пантере» из СССР в 1943 году, в армии было популярным мнение, что войну можно выиграть с одной 75-мм пушкой. У войск высадившихся в Нормандии не было не только истребителей танков с 90-мм орудиями, но даже новых «Шерманов» с 76-мм пушками. Американцы заметили обилие новой немецкой техники довольно быстро. Появление машин со столь мощным лобовым бронированием было проблемой, так как если британская 17-фунтовка пробивала верхнюю лобовую плиту «Пантеры», то американское 76-мм орудие могло это делать далеко не всегда даже с подкалиберными снарядами. Требовалось срочно вводить в бой пушку побольше. Истребители танков GMC M36 оказались как нельзя кстати.
Официальные испытания 90-мм орудия против немецкого танка провели 19 июля 1944 года, когда на материке GMC M36 ещё не было. Испытания показали, что бронебойный снаряд М77 пробивает верхнюю лобовую броню «Пантеры» с 600 ярдов (550 м) и маску пушки с 1000 ярдов (914 м). Попадание осколочно-фугасного снаряда М71 с взрывателем М48 с 1500 ярдов (1371 м) разбило сварные швы соединяющие листы корпуса.
М36 тоже довелось стрелять по «Пантерам» в полигонных условиях. Для опытов взяли самоходки из 730-го батальона истребителей танков. 5 декабря была обстреляна сгоревшая «Пантера» с дистанции в 150 ярдов, почти все снаряды срикошетировали от верхней лобовой детали, лишь один бронебойный снаряд М77 пробил броню и один бронебойный с бронебойным наконечником (APC) M82 пробил стык между верхним и нижним листом. 9 декабря испытания повторили с другой «Пантерой» увеличив дистанцию обстрела до 300 ярдов. Здесь пушка показала себя лучше: все снаряды М77 и М82 пробили верхнюю лобовую броню, а после двух попаданий маска пушки раскололась на части.
С больших дистанций стрелять не стали. Командир батальона подполковник Сноуалтер рекомендовал своим экипажам по возможности обходить «Пантеру» с бортов, но и отмечал что массированный огонь по лобовой проекции выводит танк из строя. Подполковник также просил патроны с начальной скоростью увеличенной до 868 м/с и подкалиберные снаряды. Снаряды с повышенной начальной скоростью начали поступать в декабре 1944 года. Они понижали срок службы ствола до 400 выстрелов, но ради повышения пробития американцы были на это готовы.
Другие офицеры тоже отрицательно выражались о пробивной способности 90-мм пушки. Один командир роты истребителей танков заявил, что 90-мм пушка не способна пробить лобовую броню «Пантеры» или «Тигра» (вероятно имелся в виду «Королевский Тигр») ни при каких условиях. Лишь подкалиберные снаряды с начальной скоростью в 3300 футов (1000 метров) в секунду, полученные в ограниченных количествах (его роте выдали 12 штук), способны были пробить лобовую броню этих танков, да и то в идеальных условиях. По его словам, экипажей следовало учить стрелять по флангам, хотя немцы их редко подставляли.
Несмотря на такие неоднозначные результаты, батальоны истребителей танков всё-таки записывали на свой счёт «Пантеры». Например, 610-й батальон отчитался об уничтожении этих танков в необычных обстоятельствах. 10 декабря 1944 года разведчики заметили две «Пантеры» у фермы Бранделфингерхофф. Прибывший взвод М36 увидел лишь ствол, торчащий из-за амбара. Самоходки разбили амбар осколочно-фугасными снарядами, а потом подбили и танк. В тот день взвод подбил ещё две «Пантеры».
Командир роты записал в докладе, что не советует стрелять по танкам на дальних дистанциях, но разрешает это делать для спасения пехоты. Командир взвода же отчитался, что его машины успешно уничтожили «Пантеру» на дистанции в 4200 ярдов (3840 м). Из 11 выстрелов 4 попали в цель и «Пантера» сгорела. Одна машина в взводе на следующий день обстреляла вражеские танки с 4000 ярдов (3657 м). Из 6 выстрелов только один попал в цель, но противник решил отойти. Командир машины попросил поставлять бинокли помощнее, так как он предпочитал наблюдать за танками прежде чем посылать за ними свою самоходку.
24 ноября 776-й батальон истребителей танков столкнулся с «Пантерами». Попадание бронебойным снарядом в борт танка с 200 ярдов проделало в броне пролом шириной в два фута (61 см). Другая самоходка попала в «Пантеру» с 1500 ярдов (1,37 км) осколочно-фугасным снарядом, проломив борт башни и дав трещины по противоположному борту. Именно 1500 ярдов считалось оптимальной дистанцией для ведения огня, однако инструкции подтверждали, что самоходка способна подбить вражеский танк на дистанции свыше 4000 ярдов, но для этого понадобиться сделать несколько выстрелов, и противник скорее всего сможет уйти. Не стоило и лезть в самое пекло. Инструкции советовали расставлять самоходки в 500-1000 ярдах за пехотой, так как с такой дистанции машины были способны справиться с танками противника до того, как те доберуться к солдатам.
90-мм пушку испытали не только против «Пантер». 20 октября 1944 года в 1-й бригаде истребителей танков испытали новенькие М36 против бетонного ДОТа. Бронебойные снаряды М82 пробивали 4,5-футовую (1,37 м) стену и делали воронки 8-10 дюймов глубиной в противоположной стене. Осколочно-фугасные снаряды Т105 тоже оказались весьма эффективными. 2-3 одновременных попадания раскалывали толстую стену на части. Части докладывали, что даже одна пушка может успешно уничтожить железобетонный ДОТ с дистанции в 2000-2300 ярдов (1,8-2,1 км).
Эксплуатационные качества
Экипажи хорошо отзывались о 90-мм орудиях своих самоходок, но некоторые экипажи жаловались на то, что пушка была недостаточно точной для танковых дуэлей на дистанции в 4000 ярдов (3657 м), хотя с такой дистанции получалось попасть в противотанковые пушки. Также ручной механизм поворота башни был намного лучше, чем у М10. Поворачивать башню было так легко, что электрический механизм поворота почти не использовали.
Не все сравнения с М10 не были лестными. Например, отсутствие глушителя означало, что работать с пехотой было затруднительно. Один командир заявил, что если GMC M10 был таким тихим, что тот смог приблизиться к немецкому часовому на расстояние в 6 футов прежде чем тот заметил машину, то взвод М36 звучал «как эскадрилья бомбардировщиков». От этого приходилось работать в 600-1000 ярдах от пехоты, чтобы не выдавать их местонахождение. Не он один отметил этот недостаток машины. Некоторые части экспериментировали с пересадкой глушителей от «Шерманов» или даже изготовлением эрзац-глушителей из 105-мм гильз.
Появилась и неожиданная проблема: на М10 весь экипаж мог спать на полу боевого отделения, в М36 из-за присутствия подбашенной корзины помещалось только трое. Наличие корзины также стесняло рабочее место командира. Это отражалось на работе командиров взводов, которые не могли работать над докладами не выходя из самоходки. Из-за этого доклады о боевом применении М36 часто вовсе не поступали в штабы. Не нравились экипажам и стальные траки, у которых сцепление на дорогах оказалось очень плохим. Их старались заменить на резиновые.
Пехота всё-таки получала пользу от самоходок. Например, при наступлении 29-й и 30-й пехотных дивизий через реку Рор в феврале 1945 года, М36 из 702-го батальона истребителей танков выпустили 9000 снарядов стреляя как с открытых, так и с закрытых позиций. Повышенная эффективность осколочно-фугасных снарядов по сравнению с 76-мм пушкой несомненно помогла, так как основными целями самоходок оказались не танки, а машины и грузовики противника, а также противотанковая артиллерия.
Некоторые солдаты предпочитали 90-мм пушки более крупной артиллерии. По их мнению, противник успевал услышать выстрелы тяжелых орудий и вовремя спрятаться, 90-мм же снаряды с более высокой начальной скоростью падали без предупреждения, не давая противнику скрыться от обстрела. Так как максимальное возвышение 90-мм орудия было всего 20 градусов, для получения оптимальной дистанции стрельбы следовало наклонить всю самоходку назад на 18 градусов. Ресурс ствола при стрельбе осколочно-фугасными снарядами был оценен в 900 выстрелов. Максимальную скорострельность при такой стрельбе оценивали в 20 выстрелов в час чтобы не повредить откатный механизм. Для более эффективной поддержки пехоты в некоторые самоходки брали радиостанции SCR-300.
Интересно также отметить, что те же военные что ругали 90-мм орудие М3 на танках Heavy Tank T26E3 и требовали взамен длинноствольные пушки Т15 установленные в танке Т26Е4 отзывались о самоходке М36 иначе. Опросы проведённые членами «миссии Зебра» показывали, что командиры любят М36 и хотели бы иметь как можно больше таких машин. Это не мешало делать заказы на бронебойные полнотелые снаряды Т33 и подкалиберные Т30Е16, которые радикально улучшали пробитие 90-мм пушки.
90-мм орудие хоть и не стало ультимативным «вундерваффе», способным без усилий пробить броню любого танка противника, но более мощное орудие было принято с большим энтузиазмом. Совместная работа новой пушки и привычной тактики истребителей танков оказалась вполне эффективной в конечном этапе войны в Европе. В заключение об эффективности самоходок М36 в ВМВ можно привести оценку немецкого военнопленного, танкиста с 8 годами опыта, допрошенного американцами. На вопрос «что танкисты боятся больше всего» тот ответил «истребители танков М36 и «базуки»».
Источникии и литература:
- Richard P. Hunnicutt. Sherman: A History of the American Medium Tank — Echo Point Books & Media, 2015
- https://www.tankdestroyer.net/
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947), RG 24 C 2
- Архив NARA
- Technical Memorandum ORO-T-117 Survey of Allied Tank Casualties in World War II
- Armour-Piercing Ammunition for Gun, 90-mm, M3 January 1945
Комментарии к данной статье отключены.