Окончание Первой мировой войны повлекло за собой неминуемое сокращение всех видов вооружённых сил в большинстве стран-участниц — не избежала этого и Великобритания. Королевские ВВС, лишь в 1918 году получившие статус самостоятельного рода войск, рисковали не только потерять финансирование и существенно уменьшиться в численности, но и вновь вернуться под крыло сухопутной армии. В этой ситуации командование ВВС вынуждено было изо всех сил доказывать необходимость существования мощного военного воздушного флота, способного решать исход военных кампаний, и авиаторам удалось это сделать.
Начиная с 1920 года в Восточной Африке, Йемене, Ираке, Палестине, Афганистане избежавшие сокращения эскадрильи на лёгких бипланах, построенных в годы Первой мировой войны, сумели продемонстрировать способность фактически без потерь держать в узде местные племена и контролировать огромные пространства при минимальном содействии со стороны наземных сил. Квинтэссенцией доктрины «воздушного контроля» стала кампания 1925 года в Южном Вазиристане, на северо-западной границе Британской Индии — ныне это территория Пакистана.
Постоянные набеги местных воинственных племён с сопредельной территории на протяжении более чем полувека были постоянной головной болью британской военной администрации. К началу 1920-х годов большинство вождей удалось принудить к миру, однако в июле 1924 года в регионе вспыхнуло очередное восстание пуштунского племени махсудов (также мехсуды или масиды) и родственных им кланов. К осени выступления восставших большей частью удалось подавить, однако они продолжали контролировать некоторые отдалённые и труднодоступные районы, откуда и совершали постоянные вылазки против аванпостов и гарнизонов британцев.
В этой обстановке командующий Королевскими ВВС в Индии вице-маршал авиации сэр Эдвард Эллингтон (Edward L. Ellington, 1877–1967) принял беспрецедентное решение впервые в истории провести полностью самостоятельную воздушную операцию против мятежных племён, без привлечения армии. Для этого было задействовано 2-е (индийское) авиакрыло, которым командовал винг-коммандер Ричард Пинк (Richard C.M. Pink, 1888–1932).
Соединение состояло из трёх эскадрилий: 5-я летала на двухместных истребителях Бристоль F.2B «Файтер» (10 машин), а 27-я и 60-я были вооружены лёгкими бомбардировщиками Де Хэвилленд DH.9A (всего 16 машин). Начиная с 9 марта 1925 года британские лётчики во главе с Пинком одиночно и звеньями начали действовать с авиабаз в Мираншахе и Танке, сбрасывая мелкие бомбы, обстреливая из пулемётов или просто блокируя места скопления конницы восставших и их укрытия в горах.
За следующие 54 дня, действуя днём и ночью, британцы в ходе более чем 1200 вылетов сбросили около 250 тонн бомб, пока вожди махсудов не запросили мира. Мирное соглашение было подписано 1 мая 1925 года. Успешная кампания, которую со временем прозвали «Войной Пинка» (Pink's War), обошлась в один потерянный вместе с лётчиками самолёт — 21 марта экипаж флаинг-офицеров Ноэля Хейти-Хеймса (Noel C. Hayter-Hames) и Эдварда-Джона Дэшвуда (Edward J. Dashwood) разбился при вылете на бомбардировку на контролируемой противником территории. Погибших махсудов никто не считал.
За успешную кампанию винг-коммандер Ричард Пинк был повышен в звании до груп-кэптена, несколько лётчиков и наблюдателей удостоились орденов, а весь персонал трёх эскадрилий — 46 офицеров и 214 рядовых и сержантов — получил уникальную награду. Специально для них начальник штаба Королевских ВВС маршал авиации сэр Джон Сэлмонд (John M. Salmond, 1881–1968) добился учреждения специальной пристёжки «Вазиристан 1925» (Waziristan 1925) к медали «За общую службу в Индии» (India General Service Medal), вручавшейся с 1909 по 1935 гг.
Медаль «За общую службу в Индии» была учреждена королём Эдуардом VII 1 января 1909 года для солдат и офицеров армий Великобритании и Британской Индии за участие в индийской кампании. Она имела форму круга диаметром 1,4 дюйма (36 мм) и изначально чеканилась в двух вариантах, из серебра и бронзы — вторая разновидность предназначалась для награждения туземных носильщиков и слуг, но с 1919 года все медали стали серебряными. На лицевой стороне изображался профиль монарха (с 1911 года портрет Эдуарда VII сменился портретом Георга V) в сопровождении легенды «EDWARDVS VII KAISAR-I-HIND» или «GEORGIVS V KAISAR-I-HIND», а на оборотной было помещено изображение форта Джамруд в Хайберском проходе горного хребта Спингар на современной афгано-пакистанской границе, сопровождаемое надписью «Индия» (India) в окружении перевитых лентой оливковой и дубовой ветвей. На ребре медали традиционно чеканилось имя и звание награждённого. Медаль с помощью фигурной подвески, традиционной для британских медалей, носилась на шёлковой ленте шириной 32 мм, состоящей из двух оливково-зелёных и одной тёмно-синей полос. К медали имелось 12 различных пристёжек, из которых пристёжка за «Войну Пинка» оказалась самой редкой.
Комментарии к данной статье отключены.