Запуск немцами в серию танка Pz.Kpfw.I Ausf.B оказался правильным, но всё же запоздалым решением. Дело было не только в том, что концепция лёгкого танка с чисто пулемётным вооружением и противопульной защитой оказалась неудачной. 6-й отдел управления вооружений вермахта был разочарован в шасси, разработанном инженерами концерна Krupp. Несмотря на то что удельная мощность Pz.Kpfw.I после модернизации выросла с 11,1 до 17,2 лошадиных сил на тонну, по-настоящему резкого повышения скоростных характеристик не последовало. 40 км/ч – это совсем не то, что ожидалось при такой солидной прибавке. Неудивительно, что вместо дальнейшего развития Pz.Kpfw.I Ausf.B немецкие военные выбрали путь создания совершено нового лёгкого танка, которым стал Pz.Kpfw.I Ausf.C.
След полугусеничных тягачей
Весьма странная ситуация с ходовой частью немецких танков, сложившаяся во второй половине 30-х годов, касалась далеко не только Pz.Kpfw.I. Относительно удачной оказалась лишь ходовая B.W. (будущего Pz.Kpfw.IV), остальные танки в той или иной степени испытывали проблемы с ней. Ресурс у рессорной подвески оказался не слишком большим, катки малого диаметра преследовали проблемы с отслаиванием бандажей.
При этом ряд фирм-разработчиков, особенно концерн Krupp, усердно не обращал внимания на мнение военных. К примеру, требования по использованию торсионной подвески игнорировались несколько раз, и это при том, что Krupp разработал собственные торсионы, показавшие себя на B.W.II Kp неважно. Между тем в Швеции торсионная подвеска конструкции Porsche K.G., установленная на лёгком танке Landsverk L-60, показала себя отлично.
В конце концов всё это переполнило чашу терпения руководства 6-го отдела управления вооружений.
Именно в этот момент наступил звёздный час для Генриха Книпкампа (Heinrich Ernst Kniepkamp). Талантливый инженер и до этого играл важную роль в разработке немецких танков. Но теперь в его руках сконцентрировались куда более широкие полномочия. В начале 1937 года Книпкампа назначили ответственным за разработку перспективных танков.
Именно в это время в названиях немецких перспективных боевых машин появилась аббревиатура VK – сокращение от Vollketten («полностью гусеничный»). Такие индексы стали получать опытные разработки. Вслед за VK указывались цифры, которые обозначали весовую категорию.
К 1939 году цифру стал дополнять номер образца, например VK 6.01. Ещё позже в названиях появилось и сокращённое обозначение фирмы-разработчика, например VK 30.01 ( P).
Концепция танка нового типа, которую исповедовал Книпкамп, разительно отличалась от того, что разрабатывали на Krupp и других фирмах. Новое шасси должно было иметь ходовую часть с торсионной подвеской, отлично показавшей себя на шведских танках. Не менее интересным было то, что концепция такой ходовой части не предусматривала использования поддерживающих катков. Их роль выполняли сами опорные катки большого диаметра, оснащённые резиновыми бандажами. Здесь легко угадывалась ходовая часть полугусеничных тягачей, разработкой которых в своё время занимался Книпкамп.
Ещё одной немаловажной частью новой ходовой были гусеничные ленты со смазываемыми шарнирами, обеспечивающие высокую скорость передвижения. Для обеспечения высоких скоростей предполагалось использовать двигатель максимальной мощности, обладавший при этом минимально возможными габаритами. С ним должна была сочетаться полуавтоматическая трансмиссия с усилителем. Новый танк предполагалось сделать быстрым и одновременно лёгким в управлении.
Поначалу никто не отстранял концерн Krupp от разработки лёгкого танка нового поколения. В феврале 1937 года концерн получил предложение по разработке танка по утверждённым Книпкампом спецификациям. То, что теперь 6-й отдел управления вооружений брал на себя решение, из каких именно частей Krupp будет разрабатывать шасси, в концерне восприняли в штыки. Разумеется, свою роль в развитии конфликта сыграла и пресловутая торсионная подвеска.
На возмущения руководства Krupp Книпкамп в начале мая 1937 года ответил, что контракт может оказаться у любой из 10 фирм, дав время для размышления до 15 числа. Возможно, в Krupp решили, что и на этот раз помогут связи в верхах, но не тут-то было. Контракт на разработку опытного шасси 3-тонного класса (VK 3 t) оказался у нового игрока – фирмы Krauss-Maffei (Krauss & Comp.-J. A. Maffei AG) из Мюнхена. Опыта танкостроения у этой фирмы не было. Зато в её активе имелся 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7, ходовая часть которого во многом и послужила базой для создания нового танка.
Снова в ту же реку
Смена подрядчика не означала, что сама концепция La.S. подвергнется радикальным изменениям. Шасси, которое предстояло разработать инженерам Krauss-Maffei, концептуально мало отличалось от шасси Kleintraktor, созданного более чем за пять лет до этого. Это и неудивительно, поскольку 6-й отдел управления вооружений и Книпкамп имели к Kleintraktor самое непосредственное отношение.
Шасси VK 3 t, разработка которого началась в октябре 1937 года, стало обретать законченные очертания к январю 1938 года. Чего-то по-настоящему нового инженеры Krauss-Maffei не создали. Шасси, не пошедшее дальше бумаги, здорово напоминало по концепции шасси La.S.138, дальнейшего развития Pz.Kpfw.II, позже превратившегося в Pz.Kpfw.II Ausf.D. Как и разработка MAN, VK 3 t имел по 4 опорных катка большого диаметра (700 мм) на борт, его ведущие колёса и ленивцы также оказались приподнятыми над землёй. Точно так же в этом проекте использовалась торсионная подвеска.
Компоновка нового лёгкого танка осталась той же, что и у Pz.Kpfw.I первых серий. Двигатель располагался сзади, а ведущие колёса впереди. И даже мотор, кстати, остался тот же, что и у Pz.Kpfw.I Ausf.B – Maybach NL 38 Tr. Благодаря очень высокой удельной мощности и более совершенной ходовой части у проектируемой машины ожидалась огромная для тех лет максимальная скорость – 80 км/ч.
В апреле 1938 года общая концепция шасси была утверждена, после чего шасси VK 3 t превратилось в лёгкий танк 5-тонного класса VK 5 to. В целом, шасси осталось без изменений, лишь слегка увеличилась его колёсная база. Согласно расчётам, максимальная скорость танка на 8-й передаче должна была составить 77 км/ч.
Между тем, дальнейшие доработки шасси однозначно указывали на то, что боевая масса машины неизбежно вырастет. Довольно скоро разработку Krauss-Maffei переименовали в VK 6. Расчетную максимальную скорость снизили уже до 67,5 км/ч, и это при том, что теперь приводить танк в движение должен был 115-сильный мотор Maybach HL 54 TRM, позаимствованный с полугусеничного тягача Sd.Kfz.6.
Гусеничные ленты Книпкамп решил позаимствовать у другого полугусеничного тягача — Demag D7 (Sd.Kfz.10). Шасси VK 6 было построено в августе 1939 года, но его испытания по ряду причин, в основном технического характера, не задались.
Между тем в конце июня 1938 года работы пошли по ещё одному направлению. Танк, получивший обозначение VK 6.01, должен был получить 130-сильный двигатель Maybach HL 61 и 8-скоростную полуавтоматическую трансмиссию DSRG 134190 фирмы Maybach. Примерно в это же время, в июле 1938 года, был предложен проект VK 6.02, который планировалось оснащать тем же двигателем Maybach HL 61. В октябре 1938 года Krauss-Maffei подписала с 6-м отделом управления вооружений контракт на изготовление шести опытных шасси VK 6.01.
В первой половине 1939 года танк подвергся серьёзным изменениям, по итогам которых общего между базовым VK 6 и VK 6.01 осталось очень немного. Длина корпуса значительно сократилась, при этом колёсная база осталась на уровне 1600 мм, а длина опорной поверхности уменьшилась с 2295 до 1736 мм. Число опорных катков увеличилось до 5, при этом они, как и на полугусеничных тягачах, стали располагаться в шахматном порядке.
Число траков, по сравнению с VK 6, снизилось с 62 до 52 штук на борт, при этом их ширина увеличилась с 240 до 260 мм. Тем не менее, это были всё те же траки конструкции Книпкампа со смазываемым шарниром и резиновыми подушками.
Для обеспечения максимальной скорости в 80 км/ч было принято решение установить на танк 150-сильный двигатель Maybach HL 45, который передавал мощность через 8-скоростную полуавтоматическую трансмиссию Maybach SRG 15319. С учётом опыта, полученного в боях в Испании, бронирование танка было решено довести до 30 мм в лобовой части. Борта имели прежнюю толщину — 14,5 мм.
Пока инженеры Krauss-Maffei трудились над шасси для нового лёгкого танка, параллельно шли работы над его вооружением. То, что спарка пулемётов не является правильным выбором даже для лёгкого танка, стало очевидно после первых боестолкновений Pz.Kpfw.I Ausf.A с Т-26 в Испании. Тем не менее, 20-мм автоматическая пушка показалась для такого танка чересчур большой.
В качестве компромисса было принято решение о разработке довольно специфичного танкового вооружения, с которым, кстати, связано одно существенное заблуждение. В июле 1938 года фирма Mauser начала работу над танковой версией авиационного пулемёта MG 141, который, в свою очередь, являлся вариацией на тему MG 151.
Подобно MG 141, новая разработка, получившее обозначение EW 141 (Einbauwaffe, то есть «встроенное оружие»), использовала патроны 7,92×95 от противотанкового ружья Pz.B. 38/Pz.B.39. Главной ошибкой ряда исследователей является то, что они считают EW 141 пулемётом. На деле это полуавтоматическое оружие, по сути – танковая версия противотанкового ружья.
Благодаря очень мощному патрону показатель бронепробиваемости у EW 141 достигал 25 мм на 100 метрах при угле наклона бронелиста в 30 градусов. Для поражения легкобронированных целей этого было вполне достаточно. Устанавливать EW 141 предполагалось в одноместной башне. Контракты на разработку башни и подбашенной коробки, а заодно и на последующий их выпуск достались Daimler-Benz.
15 сентября 1939 года было принято решение об изготовлении нулевой серии, в которую входили 40 VK 6.01. В апреле 1940 года танк получил обозначение Pz.Kpfw.I n.A., то есть «Pz.Kpfw.I нового типа». Первые танки нулевой серии предполагалось получить в марте 1941 года, а последние – в сентябре. Надо сказать, что аппетиты вермахта оказались весьма солидными. В случае неудачи с более тяжёлым танком-разведчиком VK 9.01 (он же Pz.Kpfw.II n.A.) предполагалось заказать, ни много ни мало, тысячу Pz.Kpfw.I n.A.
К этому моменту, согласно расчётам, танк должен был весить 6,4 тонны.
Но к лету 1941 года ситуация сильно изменилась. Согласно отчёту за июль 1941 года, Pz.Kpfw.I n.A. к тому моменту планировалось использовать лишь для вооружения немецких десантников, а также экспедиционных войск. Похоже, что военное руководство осознало простую истину — перспективный лёгкий танк-разведчик начал устаревать ещё до постройки первой машины.
В июле, наконец, фирма Krauss-Maffei выпустила первые два опытных шасси VK 6.01. К тому моменту было принято решение об усилении защиты бортов дополнительными бронелистами толщиной 5,5 мм, что привело к увеличению массы до 7,3 тонн. Первые шасси испытывались с весовыми макетами башен и подбашенных коробок.
Выпуск нулевой серии Pz.Kpfw.I n.A. был отложен на октябрь 1941 года, но затем и эту дату пришлось переносить. Daimler-Benz, загруженная заказами по другим танкам, смогла начать изготовление башен и подбашенных коробок только к концу 1941 года. Затянулись работы по шасси и на Krauss-Maffei.
В начале 1942 года два шасси было решено переделать с учётом возможности их применения в тропиках.
Испытания продолжились и весной 1942 года. 21 мая шестой опытный VK 6.01 без проблем преодолел дистанцию от Мюнхена до Дахау и обратно, причём в Дахау он ехал по автобану, а обратно – по пересечённой местности. Примерно тогда же танк подвергся очередным переделкам, после чего его боевая масса выросла до 8 тонн. Такое увеличение массы обернулось смертным приговором для гусеничных лент с траками конструкции Книпкампа. Вместо них было решено использовать мелкозвенчатые траки без резиновых подушек. При этом их число выросло до 89 на борт.
1 июля 1942 года танк получил обозначение, под которым он наиболее известен – Pz.Kpfw.I Ausf.C, сквозной индекс Sd.Kfz.101. Примерно в это же время началось его серийное производство. Таким образом, от начала разработки до серийной машины прошло почти 5 лет, а изначально запланированная боевая масса машины возросла более чем в 1,5 раза. Впрочем, как говорится, ничего нового.
Для скоростных тренировок
Новые танки получили серийные номера 150101–15140. Из-за того, что предприятия, ответственные за их производство, оказались перегружены другими заказами, выпуск машин нулевой серии затянулся. Последние танки были построены уже в 1943 году.
На этом производство Pz.Kpfw.I Ausf.C было завершено, поскольку необходимость в таком танке к тому времени уже просто отпала. Как разведывательный танк он теперь не был интересен вермахту, так как требования к этому типу боевых машин у немцев изменились. Радиооборудование Pz.Kpfw.I Ausf.C для разведки подходило мало, да и одноместная башня для танка-разведчика была явно неверным решением.
Нужды в линейных лёгких танках вермахт тоже не испытывал, ведь ещё летом 1942 года «обычные» лёгкие танки немцы перестали выпускать. Произошло это потому, что сложившиеся к тому времени условия оставляли им мало шансов для выживания на поле боя. На базе снятых с производства Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.38(t) теперь строились самоходные артиллерийские установки. А база Pz.Kpfw.I Ausf.C для этих целей совершенно не годилась, поскольку разметить в крохотном боевом отделении более-менее крупную пушку с расчётом было практически невозможно.
Полное непонимание того, как же поступить с уже выпущенными танками, привело к тому, что их боевая карьера оказалась очень недолгой. В начале марта 1943 года два Pz.Kpfw.I Ausf.C оказались включёнными в состав 2-го батальона 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии. Впрочем, отправка в одно из старейших танковых подразделений Вермахта совсем не означала, что танки вскоре понюхают пороха. В это время 1-я танковая дивизия находилась Греции, откуда отправилась на Восточный фронт только в конце октября 1943 года.
Помимо двух Pz.Kpfw.I Ausf.C, 2-му батальону в довесок достались ещё восемь Pz.Kpfw.I Ausf.F, боевые возможности которых были ещё более сомнительными. Дивизия принимала участие в сражениях под Киевом. Здесь она сражалась в составе 48-го танкового корпуса 4-й танковой армии. Основным противником 1-й танковой дивизии оказались соединения 3-й гвардейской танковой армии генерала Рыбалко. К 20 ноября из двух Pz.Kpfw.I Ausf.C в строю остался один – головная машина серии с номером 150101. Впрочем, и она долго на фронте не продержалась: 10 декабря последовал приказ об отправке танка в ремонт. На этом боевая карьера Pz.Kpfw.I Ausf.C на Восточном фронте закончилась.
Судьба оставшихся тридцати восьми Pz.Kpfw.I Ausf.C была решена летом 1943 года. 28 июля во Франции был сформирован 58-й резервный танковый корпус, в состав которого вошли находившиеся там резервные и учебные части. Именно в это соединение и попали танки с сомнительными для середины войны боевыми возможностями. Распределили их по учебным частям. С ролью учебных танков Pz.Kpfw.I Ausf.C справлялись гораздо лучше, чем многочисленные трофейные французские машины.
В статусе учебных машин Pz.Kpfw.I Ausf.C оставались даже в июне 1944 года, когда Союзники высадились во Франции. В июле 1944 года переформированный 58-й танковый корпус и часть Pz.Kpfw.I Ausf.C в его составе отправились в Нормандию. Влияния на общий ход боевых действий эти танки оказать уже не могли, поскольку никаких преимуществ, кроме высокой скорости, не имели. Как минимум одна машина оказалась захвачена Союзниками и изучена. После войны её сдали в металлолом. Эта же печальная участь ждала и остальные Pz.Kpfw.I Ausf.C.
Разработка Krauss-Maffei стала жертвой запоздалых тактико-технических требований для новой машины, полученных фирмой. С точки зрения технического исполнения этот танк вряд ли можно назвать неудачным. Pz.Kpfw.I Ausf.C стал самым быстрым серийным немецким танком. Но с точки зрения боевой эффективности эта машина устарела ещё до начала серийного производства. Причиной тому стало то, что выставленное немецкими военными техзадание на этот танк предполагало создание фактически того же Pz.Kpfw.I первых серий, только более быстрого и со слегка более мощным вооружением.
Похоже, что в вермахте с опозданием поняли простую вещь: время танков вроде Pz.Kpfw.I уже ушло, и поэтому попытки воссоздать тот же самый танк на новом техническом уровне не имеют смысла. В пользу этого умозаключения говорит тот факт, что в ноябре 1938 года с легкой руки генерал-полковника фон Браухича, главнокомандующего немецкими сухопутными войсками, была запущена программа разработки ещё более одиозного проекта. И эта машина, достойная отдельного рассказа, претендует на звание самого бесполезного немецкого танка военного периода.
Автор благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.
Источники и литература:
- NARA
- Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–8–0
Комментарии к данной статье отключены.