Немецкий подводный флот Второй мировой войны пользуется большой популярностью у любителей военной истории. При знакомстве с деталями карьеры подводных асов Дёница, их громкими успехами и поражениями часто возникают вопросы о жизни вчерашних командиров подводных лодок после войны. Как выживали и чем зарабатывали себе на хлеб насущный люди, топившие линкоры, авианосцы и торговые суда? Попробуем разобраться с одним из самых малоизвестных периодов в биографиях известных подводников — с первым десятилетием (1946–1956 гг.) послевоенной Германии.
«Это были 50-е — мы выживали как могли»
После падения нацистского режима и капитуляции Германии военнослужащим вермахта, прошедшим войну, предстояло выжить и в трудные послевоенные годы, когда их страна в буквальном смысле напоминала груду камней. Плата за проигрыш в тотальной войне, объявленной нацистами миру, была высока: не было жилья, работы, еды, а немецкая территория была занята победителями — войсками стран антигитлеровской коалиции.
Уцелевшие подводники, которым было позволено вернуться из плена в 1946–1947 годах, первым делом должны были разыскать родственников, многие из которых погибли во время войны, а затем адаптироваться к непростым условиям жизни в послевоенной Германии.
Военно-морские офицеры не имели гражданских профессий. Они не были востребованы как специалисты, так как побеждённая Германия фактически не имела военно-морских сил до 1955 года, пока новообразованные ФРГ и ГДР не получили возможность создать свои ВМС. Не было вакансий и на торговом флоте, потому что немецкий торговый флот едва дышал после военных потерь и репараций. Судов было очень мало.
Бывшие офицеры ВМС пришли на флот, когда им было 17 лет, и получили очень хорошее военно-морское образование, но оно было практически бесполезно в мирной жизни. Разумеется, до прихода на флот они не успели получить какую-либо профессию, поэтому не имели возможности вернуться к прежней работе — её попросту не существовало. Их длительное пребывание в плену было другой стороной «обоюдоострого меча» безработицы. Некоторые смогли освоить какую-либо профессию в плену, но, когда вернулись в Германию, хорошие вакансии были уже заняты.
Несколько лучше, чем у командиров, обстояли дела у офицеров и нижних чинов инженерного корпуса кригсмарине, потому что в рыночной экономике разрушенной войной страны их умения и навыки механиков были востребованы.
Немногие из доступных рабочих мест можно было получить при официальном устройстве на работу: в стране процветал чёрный рынок. Но жить на что-то было нужно, и морякам приходилось хвататься за любую работу. К примеру, известному подводному асу Эриху Топпу (Erich Topp), удалось устроиться простым матросом на небольшой рыболовный траулер, а его коллега Эрнст Бауэр (Ernst Bauer) работал клерком в офисе небольшой фирмы.
Но не только отсутствие работы в Германии делало положение бывших подводников тяжёлым. В течение нескольких лет после войны немцы были ограничены во многом, включая право покидать страну, что делало невозможным отъезд за рубеж в поисках работы. Поэтому Германию часто покидали нелегально.
Некоторые из офицеров-подводников, к примеру Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (Hans-Diedrich Freiherr von Tiesenhausen), сумели эмигрировать в США, Англию, Канаду и другие страны. Но сделать это удавалось только в том случае, если за будущего эмигранта мог поручиться какой-нибудь гражданин этой страны, друг или родственник. Некоторые подводники, находясь в плену, сумели обзавестись знакомыми из местных жителей, которые оформляли им вызов, или имели родственников, которые проживали там ещё до войны. Определённое количество подводников решили связать свою дальнейшую жизнь с французским Иностранным легионом.
Ещё одним мотивом для отъезда из страны было тяжёлое положение с продовольствием. Счастливчиками в Германии считались те, кто получал посылки с продуктами от друзей и родственников из других стран.
Как это ни парадоксально, бывшие противники и даже жертвы немецких подводников в буквальном смысле подкармливали последних. Так, немецкий подводный ас Отто фон Бюлов (Otto von Bülow) получал посылки с продовольствием от членов экипажа американского судна, которое он потопил. Командир британского корвета «Крокус» (HMS Crocus) Джон-Фердинанд Холм (John Ferdinand Holm), чуть не потопивший U 333 Петера-Эриха Кремера (Peter-Erich Cremer) в жестоком бою у Фритауна 6 октября 1942 года, посылал в Германию матери последнего посылки с продуктами.
Наиболее удачливые из офицеров-подводников, которые нашли работу, старались продолжить своё образование, чтобы повысить свою востребованность на рынке труда. Так, тот же Эрих Топп изучал архитектуру и работал по профессии до 1958 года. Эрнст Бауэр и несколько других командиров подлодок вернулись на флот в 1955 году. Но свежесозданные ВМС ФРГ были крошечными, и количество офицеров, желающих в них служить, заведомо превышало потребность в личном составе. Поэтому на службу пригласили очень немногих, а остальные должны были продолжать реализовывать себя на гражданке и пришли в бундесмарине гораздо позже.
Отдельным моментом выживания подводников в послевоенной Германии стала флотская взаимовыручка, сформировавшаяся ещё в годы учёбы будущих офицеров в Военно-морском училище в Мюрвике. Особо чувство товарищества проявлялось среди офицеров-одногодков по призыву. Так называемые экипажи для службы на флоте формировались ещё в довоенной Германии по годам призыва, и офицеры из одного призыва были наиболее сплочёнными.
Выжившие однокашники помогали друг другу чем могли. Согласно флотской традиции, самый старший по званию из своего призыва был обязан организовывать помощь товарищам и их жёнам, вдовам, детям. Поэтому, как только офицеры одного «экипажа» встречались, они пробовали по возможности помочь друг другу: извещали о появившихся вакансиях, находили жильё, писали рекомендации и прошения и т. п. Если кто-то был болен или оказывался в бедственном положении, весь его «экипаж» спешил ему на помощь и старался оказать поддержку.
Кто кем стал
В первом издании книги Харальда Буша «Такова была подводная война» от 1952 года был опубликован список бывших подводных асов Германии с перечислением их тогдашних профессий. Он интересен тем, что позволяет хотя бы частично ознакомиться с тем, чем были заняты бывшие подводники до 1955 года. На основании современных данных этот список был дополнен также другими офицерами-подводниками, что позволило расширить его почти до 30 человек:
- Генрих Бляйхродт (Heinrich Bleichrodt) — собственное дело, бизнесмен;
- Альбрехт Бранди (Albrecht Brandi) — архитектор;
- Отто фон Бюлов (Otto von Bülow) — фермер, с 1956 года на службе в бундесмарине;
- Карл Эммерман (Carl Emmermann) — архитектор, писатель;
- Петер-Отмар Грау (Peter-Ottmar Grau) — собственное дело, бизнесмен;
- Фридрих Гуггенбергер (Friedrich Guggenberger) — архитектор, с 1956 года на службе в бундесмарине;
- Роберт Гизе (Robert Gysae) — служащий в управлении внутренним судоходством, с 1956 года на службе в бундесмарине;
- Райнхард Хардеген (Reinhard Hardegen) — собственное дело, бизнесмен;
- Вернер Хартман (Werner Hartmann) — церковный служащий, с 1956 на службе в бундесмарине;
- Гюнтер Хесслер (Günther Hessler) — фабричный инженер;
- Отто Кречмер (Otto Kretschmer) — юрист, с 1955 года на службе в бундесмарине;
- Ганс-Гюнтер Ланге (Hans-Günther Lange) — торговый представитель по продаже техники, с 1957 года на службе в бундесмарине;
- Георг Лассен (Georg Lassen) — собственное дело, бизнесмен;
- Генрих Леман-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock) — капитан торгового флота;
- Карл-Хайнц Марбах (Karl-Heinz Marbach) — журналист;
- Карл-Фридрих Мертен (Karl-Friedrich Merten) — служащий в пароходной компании;
- Герман Раш (Hermann Rasch) — журналист;
- Райнхарт Рехе (Reinhart Reche) — инженер-гидротехник;
- Райнхард Зурен (Reinhard Suhren) — собственное дело, бизнесмен;
- Адальберт Шнее (Adalbert Schnee) — торговый представитель по продаже текстиля;
- Клаус Шольц (Klaus Scholtz) — штабс-капитан в морской пограничной страже, с 1956 года на службе в бундесмарине;
- Герберт Шульце (Herbert Schultze) — собственное дело, бизнесмен, с 1956 года на службе в бундесмарине;
- Рольф Томсен (Rolf Thomsen) — служащий в департаменте, занимавшемся созданием бундесвера;
- Ганс-Рутгер Тиллессен (Hans-Rutger Tillessen) — собственное дело, бизнесмен, с 1960 года на службе в бундесмарине;
- Гельмут Витте (Helmut Witte) — собственное дело, бизнесмен;
- Эрих Топп (Erich Topp) — архитектор, с 1955 года на службе в бундесмарине;
- Ганс-Дидрих фон Тизенгаузен (Hans Diedrich von Tiesenhausen) — столяр, в 1951 году эмигрировал в Канаду;
- Отто Итес (Otto Ites) — дантист, с 1956 года на службе в бундесмарине;
- Август Маус (August Maus) — собственное дело, бизнесмен;
- Курт Добратц (Kurt Dobratz) — юрист.
Примечательно, что среди этих людей, мастеров разрушения на войне, были популярны такие сферы деятельности, как строительство и архитектура. Впрочем, это не должно вызывать удивление: в разрушенной войной Германии строительные специальности были очень востребованы.
Многие занялись частным предпринимательством, и некоторые достигли на этом поприще неплохих успехов. Не стоит воспринимать слово «бизнесмен» как обозначение крупного воротилы или промышленника: в послевоенной Германии многие считались бизнесменами, если торговали шнурками от ботинок. Вот как в 1982 году охарактеризовал свой извилистый путь предпринимателя бывший герой «Паукеншлага» Райнхард Хардеген:
«После войны моя семья без средств существования находилась в разрушенной бомбёжками Германии. Нам негде было жить. Мы замерзали. Я был безработным. Я начал с нуля как бизнесмен; сначала ездил на велосипеде, затем на мотоцикле, наконец, в автомобиле. В 1952 году я открыл мою собственную нефтяную компанию, в которой я всё ещё работаю сегодня. Эта работа дала мне и моей семье прекрасный дом и безопасность. Я горжусь этим».
Подводный ас из ГДР
Не все известные подводники остались после капитуляции Германии в западной части страны. Как выяснилось, один из них оказался на востоке и доживал свою жизнь гражданином ГДР. Это Генрих Либе (Heinrich Liebe), занимающий четвёртую строчку в списке наиболее результативных подводных асов нацистской Германии.
Став военнопленным в мае 1945 года, он был освобождён союзниками в 1947 году. По одним данным, затем он был репатриирован союзниками на восток, по другим — сам вернулся на территорию Восточной Германии, в зону советской оккупации. Там он оказался на своей родине, в городке Гота в Тюрингии, где проживали его родители.
После начала холодной войны Либе оказался в ГДР. Нетрудно предположить, что столь известная фигура не могла остаться без внимания новых властей. По непроверенным данным, бывший ас неоднократно получал предложения вступить в вооружённые силы ГДР, но неизменно отвечал отказом. В наказание за это Либе взяли на карандаш и не давали ему нормальной работы в гражданской сфере. Ему позволили выполнять лишь самую низкооплачиваемую работу без перспектив карьерного роста.
Имеются сведения, что Либе работал уборщиком, садовником и даже пономарём местной церкви. Практически всю оставшуюся жизнь Либе прожил при социализме, будучи гражданином ГДР, но пережил падение Берлинской стены и скончался в июле 1997 года уже в объединённой Германии.
Любопытно, что его коллега, бывший вахтенный офицер лодок U 1206 и U 3514 обер-лейтенант цур зее Фридрих Эльхлепп (Friedrich Elchlepp), сделал карьеру в фольксмарине, став контр-адмиралом и заместителем командующего ВМС ГДР.
В завершение хотелось бы отметить, что подводники прошли строгий интеллектуальный, физический и психологический отбор и умели выстоять в условиях сильнейшего стресса. Те, кто выжил под глубинными бомбами в Атлантике, не спасовали и перед разрухой, голодом и безработицей первого послевоенного десятилетия.
Литература:
- Busch H. So War der U-Boot-Krieg – Bielefield: Deutscher Heimat-Verlag, 1952.
- Gannon M. Operation Drumbeat – New York: Harper Perennial, 1991.
- Kurowski F. Jager der sieben Meere. Verlagshaus Würzburg – Flechsig, 2006.
- Topp E. Fackeln über dem Atlantik – Verlag E. S. Mittler & Sohn GmbH, 1990.
- Вернер Г. Стальные Гробы – М.: «Центрполиграф», 2001.
- Воуз Д. Подводный ас. История Вольфганга Люта – М.: АСТ, 2001.
- Робертсон Т. Подводный ас Третьего рейха – М.: «Центрполиграф», 2009.
- Шаффер Х. Последний поход U-977 – СПб.: «Роза Ветров», 2013.
- Штайнерт М. Режим гросс-адмирла Деница. Капитуляция Германии 1945 – М.: Центрополиграф, 2011.
- http://www.uboat.net.
- http://historisches-marinearchiv.de.
- http://www.u-boot-archiv-cuxhaven.de.
Комментарии к данной статье отключены.