• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    88

    «Серые волки» в отставке

    • ВМВ
    • флот
    • Германия
    • подводные лодки
    Владимир Нагирняк
    01 August '17

    Немецкий подводный флот Второй мировой войны пользуется большой популярностью у любителей военной истории. При знакомстве с деталями карьеры подводных асов Дёница, их громкими успехами и поражениями часто возникают вопросы о жизни вчерашних командиров подводных лодок после войны. Как выживали и чем зарабатывали себе на хлеб насущный люди, топившие линкоры, авианосцы и торговые суда? Попробуем разобраться с одним из самых малоизвестных периодов в биографиях известных подводников — с первым десятилетием (1946–1956 гг.) послевоенной Германии.

    «Это были 50-е — мы выживали как могли»

    После падения нацистского режима и капитуляции Германии военнослужащим вермахта, прошедшим войну, предстояло выжить и в трудные послевоенные годы, когда их страна в буквальном смысле напоминала груду камней. Плата за проигрыш в тотальной войне, объявленной нацистами миру, была высока: не было жилья, работы, еды, а немецкая территория была занята победителями — войсками стран антигитлеровской коалиции.

    Уцелевшие подводники, которым было позволено вернуться из плена в 1946–1947 годах, первым делом должны были разыскать родственников, многие из которых погибли во время войны, а затем адаптироваться к непростым условиям жизни в послевоенной Германии.

    ​На фото слева: победитель «Бархэма» Ганс-Дитрих барон фон Тизенгаузен. После войны он вернулся в Германию и работал столяром и сборщиком мебели. В 1951 году эмигрировал в Канаду. https://ru.pinterest.com На фото справа: лучший подводник Второй мировой войны Отто Кречмер. После освобождения из плена он начал изучать юриспруденцию в Кильском университете, но прервал карьеру юриста в 1955 году, связав дальнейшую жизнь с ВМС ФРГ. http://pantorijn.blogspot.ru - «Серые волки» в отставке | Военно-исторический портал Warspot.ru
    На фото слева: победитель «Бархэма» Ганс-Дитрих барон фон Тизенгаузен. После войны он вернулся в Германию и работал столяром и сборщиком мебели. В 1951 году эмигрировал в Канаду.
    https://ru.pinterest.com
    На фото справа: лучший подводник Второй мировой войны Отто Кречмер. После освобождения из плена он начал изучать юриспруденцию в Кильском университете, но прервал карьеру юриста в 1955 году, связав дальнейшую жизнь с ВМС ФРГ.
    http://pantorijn.blogspot.ru

    Военно-морские офицеры не имели гражданских профессий. Они не были востребованы как специалисты, так как побеждённая Германия фактически не имела военно-морских сил до 1955 года, пока новообразованные ФРГ и ГДР не получили возможность создать свои ВМС. Не было вакансий и на торговом флоте, потому что немецкий торговый флот едва дышал после военных потерь и репараций. Судов было очень мало.

    Бывшие офицеры ВМС пришли на флот, когда им было 17 лет, и получили очень хорошее военно-морское образование, но оно было практически бесполезно в мирной жизни. Разумеется, до прихода на флот они не успели получить какую-либо профессию, поэтому не имели возможности вернуться к прежней работе — её попросту не существовало. Их длительное пребывание в плену было другой стороной «обоюдоострого меча» безработицы. Некоторые смогли освоить какую-либо профессию в плену, но, когда вернулись в Германию, хорошие вакансии были уже заняты.

    Несколько лучше, чем у командиров, обстояли дела у офицеров и нижних чинов инженерного корпуса кригсмарине, потому что в рыночной экономике разрушенной войной страны их умения и навыки механиков были востребованы.

    Немногие из доступных рабочих мест можно было получить при официальном устройстве на работу: в стране процветал чёрный рынок. Но жить на что-то было нужно, и морякам приходилось хвататься за любую работу. К примеру, известному подводному асу Эриху Топпу (Erich Topp), удалось устроиться простым матросом на небольшой рыболовный траулер, а его коллега Эрнст Бауэр (Ernst Bauer) работал клерком в офисе небольшой фирмы.

    ​Одни из лучших подводных асов Дёница Генрих Леман-Вилленброк (в середине) и Эрих Топп (слева). После войны Топп стал архитектором, а затем ушёл служить в Бундесмарине, где вышел в отставку адмиралом. Вилленброк выбрал карьеру торгового моряка и впоследствии стал первым капитаном немецкого судна-атомохода «Отто Ган». https://en.wikipedia.org - «Серые волки» в отставке | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Одни из лучших подводных асов Дёница Генрих Леман-Вилленброк (в середине) и Эрих Топп (слева). После войны Топп стал архитектором, а затем ушёл служить в Бундесмарине, где вышел в отставку адмиралом. Вилленброк выбрал карьеру торгового моряка и впоследствии стал первым капитаном немецкого судна-атомохода «Отто Ган».
    https://en.wikipedia.org

    Но не только отсутствие работы в Германии делало положение бывших подводников тяжёлым. В течение нескольких лет после войны немцы были ограничены во многом, включая право покидать страну, что делало невозможным отъезд за рубеж в поисках работы. Поэтому Германию часто покидали нелегально.

    Некоторые из офицеров-подводников, к примеру Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (Hans-Diedrich Freiherr von Tiesenhausen), сумели эмигрировать в США, Англию, Канаду и другие страны. Но сделать это удавалось только в том случае, если за будущего эмигранта мог поручиться какой-нибудь гражданин этой страны, друг или родственник. Некоторые подводники, находясь в плену, сумели обзавестись знакомыми из местных жителей, которые оформляли им вызов, или имели родственников, которые проживали там ещё до войны. Определённое количество подводников решили связать свою дальнейшую жизнь с французским Иностранным легионом.

    Ещё одним мотивом для отъезда из страны было тяжёлое положение с продовольствием. Счастливчиками в Германии считались те, кто получал посылки с продуктами от друзей и родственников из других стран.

    Как это ни парадоксально, бывшие противники и даже жертвы немецких подводников в буквальном смысле подкармливали последних. Так, немецкий подводный ас Отто фон Бюлов (Otto von Bülow) получал посылки с продовольствием от членов экипажа американского судна, которое он потопил. Командир британского корвета «Крокус» (HMS Crocus) Джон-Фердинанд Холм (John Ferdinand Holm), чуть не потопивший U 333 Петера-Эриха Кремера (Peter-Erich Cremer) в жестоком бою у Фритауна 6 октября 1942 года, посылал в Германию матери последнего посылки с продуктами.

    Наиболее удачливые из офицеров-подводников, которые нашли работу, старались продолжить своё образование, чтобы повысить свою востребованность на рынке труда. Так, тот же Эрих Топп изучал архитектуру и работал по профессии до 1958 года. Эрнст Бауэр и несколько других командиров подлодок вернулись на флот в 1955 году. Но свежесозданные ВМС ФРГ были крошечными, и количество офицеров, желающих в них служить, заведомо превышало потребность в личном составе. Поэтому на службу пригласили очень немногих, а остальные должны были продолжать реализовывать себя на гражданке и пришли в бундесмарине гораздо позже.

    ​На фото слева: Отто Итес после войны стал дантистом, но затем ушёл служить в созданные ВМС ФРГ. http://pantorijn.blogspot.ru На фото в центре: Вернер Хартман, который был одним из самых опытных командиров подлодок кригсмарине, во время войны сделал карьеру, дослужившись до капитана цур зее и должности командующего подводными силами на Средиземном море. После возращения в Германию из плена работал в сиротском приюте Св. Петра и секретарём в церкви. В 1956 году снова связал свою судьбу с флотом. https://ru.pinterest.com на фото справа: аристократ Отто фон Бюлов, который после освобождения из плена занимался сельским хозяйством, но после создания бундесмарине продолжил служить на флоте. Любопытно, что фон Бюлов после войны получал посылки с продовольствием от американских торговых моряков, судно которых потопил в 1942 году. Вероятно, это было связано с тем, что командир U 404 вёл себя достаточно гуманно со своими жертвами, оказывая спасшимся различную помощь, передавая на шлюпки воду, еду и одежду. https://ru.pinterest.com - «Серые волки» в отставке | Военно-исторический портал Warspot.ru
    На фото слева: Отто Итес после войны стал дантистом, но затем ушёл служить в созданные ВМС ФРГ.
    http://pantorijn.blogspot.ru
    На фото в центре: Вернер Хартман, который был одним из самых опытных командиров подлодок кригсмарине, во время войны сделал карьеру, дослужившись до капитана цур зее и должности командующего подводными силами на Средиземном море. После возращения в Германию из плена работал в сиротском приюте Св. Петра и секретарём в церкви. В 1956 году снова связал свою судьбу с флотом.
    https://ru.pinterest.com
    на фото справа: аристократ Отто фон Бюлов, который после освобождения из плена занимался сельским хозяйством, но после создания бундесмарине продолжил служить на флоте. Любопытно, что фон Бюлов после войны получал посылки с продовольствием от американских торговых моряков, судно которых потопил в 1942 году. Вероятно, это было связано с тем, что командир U 404 вёл себя достаточно гуманно со своими жертвами, оказывая спасшимся различную помощь, передавая на шлюпки воду, еду и одежду.
    https://ru.pinterest.com

    Отдельным моментом выживания подводников в послевоенной Германии стала флотская взаимовыручка, сформировавшаяся ещё в годы учёбы будущих офицеров в Военно-морском училище в Мюрвике. Особо чувство товарищества проявлялось среди офицеров-одногодков по призыву. Так называемые экипажи для службы на флоте формировались ещё в довоенной Германии по годам призыва, и офицеры из одного призыва были наиболее сплочёнными.

    Выжившие однокашники помогали друг другу чем могли. Согласно флотской традиции, самый старший по званию из своего призыва был обязан организовывать помощь товарищам и их жёнам, вдовам, детям. Поэтому, как только офицеры одного «экипажа» встречались, они пробовали по возможности помочь друг другу: извещали о появившихся вакансиях, находили жильё, писали рекомендации и прошения и т. п. Если кто-то был болен или оказывался в бедственном положении, весь его «экипаж» спешил ему на помощь и старался оказать поддержку.

    Кто кем стал

    В первом издании книги Харальда Буша «Такова была подводная война» от 1952 года был опубликован список бывших подводных асов Германии с перечислением их тогдашних профессий. Он интересен тем, что позволяет хотя бы частично ознакомиться с тем, чем были заняты бывшие подводники до 1955 года. На основании современных данных этот список был дополнен также другими офицерами-подводниками, что позволило расширить его почти до 30 человек:

    • Генрих Бляйхродт (Heinrich Bleichrodt) — собственное дело, бизнесмен;
    • Альбрехт Бранди (Albrecht Brandi) — архитектор;
    • Отто фон Бюлов (Otto von Bülow) — фермер, с 1956 года на службе в бундесмарине;
    • Карл Эммерман (Carl Emmermann) — архитектор, писатель;
    • Петер-Отмар Грау (Peter-Ottmar Grau) — собственное дело, бизнесмен;
    • Фридрих Гуггенбергер (Friedrich Guggenberger) — архитектор, с 1956 года на службе в бундесмарине;
    • Роберт Гизе (Robert Gysae) — служащий в управлении внутренним судоходством, с 1956 года на службе в бундесмарине;
    • Райнхард Хардеген (Reinhard Hardegen) — собственное дело, бизнесмен;
    • Вернер Хартман (Werner Hartmann) — церковный служащий, с 1956 на службе в бундесмарине;
    • Гюнтер Хесслер (Günther Hessler) — фабричный инженер;
    • Отто Кречмер (Otto Kretschmer) — юрист, с 1955 года на службе в бундесмарине;
    • Ганс-Гюнтер Ланге (Hans-Günther Lange) — торговый представитель по продаже техники, с 1957 года на службе в бундесмарине;
    • Георг Лассен (Georg Lassen) — собственное дело, бизнесмен;
    • Генрих Леман-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock) — капитан торгового флота;
    • Карл-Хайнц Марбах (Karl-Heinz Marbach) — журналист;
    • Карл-Фридрих Мертен (Karl-Friedrich Merten) — служащий в пароходной компании;
    • Герман Раш (Hermann Rasch) — журналист;
    • Райнхарт Рехе (Reinhart Reche) — инженер-гидротехник;
    • Райнхард Зурен (Reinhard Suhren) — собственное дело, бизнесмен;
    • Адальберт Шнее (Adalbert Schnee) — торговый представитель по продаже текстиля;
    • Клаус Шольц (Klaus Scholtz) — штабс-капитан в морской пограничной страже, с 1956 года на службе в бундесмарине;
    • Герберт Шульце (Herbert Schultze) — собственное дело, бизнесмен, с 1956 года на службе в бундесмарине;
    • Рольф Томсен (Rolf Thomsen) — служащий в департаменте, занимавшемся созданием бундесвера;
    • Ганс-Рутгер Тиллессен (Hans-Rutger Tillessen) — собственное дело, бизнесмен, с 1960 года на службе в бундесмарине;
    • Гельмут Витте (Helmut Witte) — собственное дело, бизнесмен;
    • Эрих Топп (Erich Topp) — архитектор, с 1955 года на службе в бундесмарине;
    • Ганс-Дидрих фон Тизенгаузен (Hans Diedrich von Tiesenhausen) — столяр, в 1951 году эмигрировал в Канаду;
    • Отто Итес (Otto Ites) — дантист, с 1956 года на службе в бундесмарине;
    • Август Маус (August Maus) — собственное дело, бизнесмен;
    • Курт Добратц (Kurt Dobratz) — юрист.

    Примечательно, что среди этих людей, мастеров разрушения на войне, были популярны такие сферы деятельности, как строительство и архитектура. Впрочем, это не должно вызывать удивление: в разрушенной войной Германии строительные специальности были очень востребованы.

    ​Карл Дёниц вместе со своим зятем Гюнтером Хесслером (на заднем сиденье авто, в белой фуражке). Хесслер был задержан англичанами в плену и привлечён ими для написания исследования о действиях немецких подлодок в Битве за Атлантику. После возвращения в Германию он работал инженером на фабрике и вскоре открыл собственную фирму. http://waralbum.ru - «Серые волки» в отставке | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Карл Дёниц вместе со своим зятем Гюнтером Хесслером (на заднем сиденье авто, в белой фуражке). Хесслер был задержан англичанами в плену и привлечён ими для написания исследования о действиях немецких подлодок в Битве за Атлантику. После возвращения в Германию он работал инженером на фабрике и вскоре открыл собственную фирму. http://waralbum.ru

    Многие занялись частным предпринимательством, и некоторые достигли на этом поприще неплохих успехов. Не стоит воспринимать слово «бизнесмен» как обозначение крупного воротилы или промышленника: в послевоенной Германии многие считались бизнесменами, если торговали шнурками от ботинок. Вот как в 1982 году охарактеризовал свой извилистый путь предпринимателя бывший герой «Паукеншлага» Райнхард Хардеген:

    «После войны моя семья без средств существования находилась в разрушенной бомбёжками Германии. Нам негде было жить. Мы замерзали. Я был безработным. Я начал с нуля как бизнесмен; сначала ездил на велосипеде, затем на мотоцикле, наконец, в автомобиле. В 1952 году я открыл мою собственную нефтяную компанию, в которой я всё ещё работаю сегодня. Эта работа дала мне и моей семье прекрасный дом и безопасность. Я горжусь этим».

    Подводный ас из ГДР

    Не все известные подводники остались после капитуляции Германии в западной части страны. Как выяснилось, один из них оказался на востоке и доживал свою жизнь гражданином ГДР. Это Генрих Либе (Heinrich Liebe), занимающий четвёртую строчку в списке наиболее результативных подводных асов нацистской Германии.

    Став военнопленным в мае 1945 года, он был освобождён союзниками в 1947 году. По одним данным, затем он был репатриирован союзниками на восток, по другим — сам вернулся на территорию Восточной Германии, в зону советской оккупации. Там он оказался на своей родине, в городке Гота в Тюрингии, где проживали его родители.

    После начала холодной войны Либе оказался в ГДР. Нетрудно предположить, что столь известная фигура не могла остаться без внимания новых властей. По непроверенным данным, бывший ас неоднократно получал предложения вступить в вооружённые силы ГДР, но неизменно отвечал отказом. В наказание за это Либе взяли на карандаш и не давали ему нормальной работы в гражданской сфере. Ему позволили выполнять лишь самую низкооплачиваемую работу без перспектив карьерного роста.

    ​На фото слева: подводный ас Генрих Либе — четвёртый в списке самых результативных немецких подводников Второй мировой. После войны оказался в советской оккупационной зоне Германии, позднее стал гражданином ГДР. https://ru.pinterest.com На фото справа: Райнхард Хардеген — единственный и поныне здравствующий немецкий подводный ас. После освобождения из плена он занимался частным предпринимательством и основал свою нефтяную компанию. http://www.faz.net - «Серые волки» в отставке | Военно-исторический портал Warspot.ru
    На фото слева: подводный ас Генрих Либе — четвёртый в списке самых результативных немецких подводников Второй мировой. После войны оказался в советской оккупационной зоне Германии, позднее стал гражданином ГДР. https://ru.pinterest.com
    На фото справа: Райнхард Хардеген — единственный и поныне здравствующий немецкий подводный ас. После освобождения из плена он занимался частным предпринимательством и основал свою нефтяную компанию. http://www.faz.net

    Имеются сведения, что Либе работал уборщиком, садовником и даже пономарём местной церкви. Практически всю оставшуюся жизнь Либе прожил при социализме, будучи гражданином ГДР, но пережил падение Берлинской стены и скончался в июле 1997 года уже в объединённой Германии.

    Любопытно, что его коллега, бывший вахтенный офицер лодок U 1206 и U 3514 обер-лейтенант цур зее Фридрих Эльхлепп (Friedrich Elchlepp), сделал карьеру в фольксмарине, став контр-адмиралом и заместителем командующего ВМС ГДР.

    В завершение хотелось бы отметить, что подводники прошли строгий интеллектуальный, физический и психологический отбор и умели выстоять в условиях сильнейшего стресса. Те, кто выжил под глубинными бомбами в Атлантике, не спасовали и перед разрухой, голодом и безработицей первого послевоенного десятилетия.


    Литература:

    1. Busch H. So War der U-Boot-Krieg – Bielefield: Deutscher Heimat-Verlag, 1952.
    2. Gannon M. Operation Drumbeat – New York: Harper Perennial, 1991.
    3. Kurowski F. Jager der sieben Meere. Verlagshaus Würzburg – Flechsig, 2006.
    4. Topp E. Fackeln über dem Atlantik – Verlag E. S. Mittler & Sohn GmbH, 1990.
    5. Вернер Г. Стальные Гробы – М.: «Центрполиграф», 2001.
    6. Воуз Д. Подводный ас. История Вольфганга Люта – М.: АСТ, 2001.
    7. Робертсон Т. Подводный ас Третьего рейха – М.: «Центрполиграф», 2009.
    8. Шаффер Х. Последний поход U-977 – СПб.: «Роза Ветров», 2013.
    9. Штайнерт М. Режим гросс-адмирла Деница. Капитуляция Германии 1945 – М.: Центрополиграф, 2011.
    10. http://www.uboat.net.
    11. http://historisches-marinearchiv.de.
    12. http://www.u-boot-archiv-cuxhaven.de.

    Владимир Нагирняк

    Подводные лодки · Подводная война · Битва за Атлантику · Войсковая разведка Красной Армии

    «Бермудский треугольник» Брянского фронта на Warspot.ru
    «Бермудский треугольник» Брянского фронта
    Успех, подтверждённый противником  на Warspot.ru
    Успех, подтверждённый противником
    Как немецкая разведка погасила «Полярную Звезду» на Warspot.ru
    Как немецкая разведка погасила «Полярную Звезду»
    Поделиться
    • 31
    • 382
    • 2
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Прорыв блокады под водой на Warspot.ru
    Прорыв блокады под водой
    Подводный финал кригсмарине на Warspot.ru
    Подводный финал кригсмарине
    Цифры Warspot: 65 т ртути  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 65 т ртути
    Первым всегда трудно на Warspot.ru
    Первым всегда трудно
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google