Разработанный как дальнейшее развитие Т-60, танк Т-70 имел массу недостатков, особенно по сравнению с Т-50, который по довоенным планам должен был стать основным лёгким танком Красной армии. Тем не менее, конструкция Т-70 развивалась, причём сразу по двум путям. Малая модернизация привела к появлению Т-70Б. А результатом более глубокой модернизации стал Т-80, последний советский лёгкий танк военного периода, отправившийся в серию.
Возвращение двухместной башни
Расхожее мнение, согласно которому задание на двухместную башню для Т-70 конструктор Николай Александрович Астров получил ещё в период разработки этого танка, в корне не верно. Никакой двухместной башни в перечне улучшений, указанном в отчёте об испытании опытного ГАЗ-70, нет и в помине. Не упоминается она и в постановлении Государственного комитета обороны (ГКО) №1394 «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе имени Молотова Наркомсредмаша». Условия работы в башне специалисты признали вполне нормальными. Соответственно, никаких активностей по теме двухместной башни не было даже в планах.
Ситуация изменилась летом 1942 года, когда Т-70 пошли в бой. В начале июля появились отчёты с Брянского и Центрального фронтов, изучение которых спровоцировало начало работ по модернизации танка. Что же касается башни, катализатором начала работ по её двухместной версии стало письмо командира 1-й гвардейской танковой бригады гвардии полковника Н.Д. Чухина:
«1. Командиру танка Т-70 трудно одновременно наблюдать за полем боя, заряжать пушку, пулемёт и вести прицельный огонь. Работа командира роты ещё больше усложняется, так как кроме этой работы он должен руководить ротой.
Необходимо расширить башню танка до 2-х человек».
15 июля 1942 года состоялось совещание по улучшению конструкции танка, на котором присутствовало руководство наркомата среднего машиностроения, представители ГАЗ и Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА). Двухместная башня значилась четвёртым, последним, пунктом улучшений. Согласно протоколу совещания, к 1 августа было решено подготовить макет башни, а к 5 августа — испытать артиллерийскую систему, чтобы определить возможность размещения 45-мм пушки в такой башне.
В августе в конструкторском бюро автозавода построили деревянный макет двухместной башни. Работа по башне велась, скорее, в фоновом режиме, поскольку больший приоритет отдавался модернизации ходовой части. Ускорение работ по башне и модернизированному двигателю ГАЗ-203 произошло только после выхода 8 сентября постановления ГКО №2276сс «О танках Т-70». Пункт 4 данного постановления предписывал к 1 октября подготовить танк с двухместной башней, к тому же моменту ожидалось получить и форсированные моторы.
С нуля новый танк строить не стали. За основу был взят Т-70 с серийным номером 208207, изготовленный в августе 1942 года. Это был один из танков, проходивших испытания по программе усиления ходовой части и бортов. В связи с этим толщина бортов у него составляла не 15, а 25 мм. Изменения в шасси вносились минимальные. В связи с тем, что диаметр погона у двухместной башни вырос с 966 до 1112 мм, пришлось переделывать крышу боевого отделения. Раньше лист состоял из двух частей, благодаря чему можно было снять двигатель, не снимая башню. Теперь же для демонтажа мотора требовалось снять сначала башню, а затем крышу боевого отделения.
При разработке двухместной башни заводское КБ во главе с В.А. Дедковым взяло за основу сварную башню Т-70. Поскольку башня стала значительно шире, пришлось переделывать все её элементы, включая подвижную бронировку орудийной маски. Получила башня и развитую кормовую нишу. Это позволило разместить в ней не только радиостанцию, но и две укладки по 10 патронов к 45-мм пушке в каждой. Переделке подвергся башенный люк, которым пользовались и командир/наводчик, и заряжающий. Правда, люк получился довольно тяжёлым, подобная проблема была и у Т-34 с широким люком. Кроме того, командир лишился прибора кругового обзора, который находился как раз в люке. Вместо него командир получил перископический прибор ПТК, а заряжающий — перископический прибор, аналогичный тому, который размещался в башенном люке Т-70. Также башня получила полик, что улучшило условие работы расчёта.
Переделка Т-70 под двухместную башню была закончена ближе к концу сентября 1942 года. 27 сентября начались заводские испытания, которые продолжались до 2 октября. Их целью было определение скорострельности орудия, а также удобства работы в двухместной башне. Для чистоты эксперимента огневые испытания проводились четырьмя экипажами. Каждый экипаж отстрелялся сначала в двухместной, а затем в одноместной башне. Выяснилось, что скорострельность в двухместной башне составляла 8-9 выстрелов в минуту (для сравнения: в одноместной башне не удавалось добиться более 4-5 выстрелов в минуту). Поражаемость увеличилась с 47,5 до 71 процента. Наводчик мог вести огонь, не отвлекаясь на наблюдение за полем боя, поскольку у заряжающего тоже имелся перископический прибор.
Не обошлось и без недостатков. Крепление сидений в башне и размещение боекомплекта не позволяли одинаково удобно доставать снаряды при различных углах горизонтального поворота. В определённых положениях башни скорострельность падала до 5 выстрелов в минуту. Левая укладка на 10 патронов могла использоваться только для перевозки боеприпасов, поскольку для заряжающего она оказалась недоступной. При движении танка патроны из укладок неоднократно выпадали. Повторилась история с башенным люком Т-34: большой люк оказался чересчур тяжёлым. Кроме того, во время движения заряжающий ударялся головой о рукоятку сигнального лючка и походного упора основного люка. Педаль спускового механизма была расположена неудобно.
Всего различных дефектов и недочётов набралось более полутора десятка. Башне требовалась существенная доработка. Тем не менее сама идея двухместной башни оказалась верной. Танк, который в отчёте получил название Т-80, был рекомендован для принятия на вооружение Красной армией после устранения недостатков.
Доработки
Начало работ по переделке двухместной башни пришлось на период резко возросшего интереса к разработке зенитных самоходных установок (ЗСУ). Он был связан с усилением активности немецкой штурмовой авиации, а также с захватом немецкого отчёта об испытаниях штурмовика Henschel Hs 129. Приоритет имела разработка ЗСУ, вооружённых либо спаркой крупнокалиберных пулемётов ДШК, либо 37-мм автоматической авиационной пушкой.
Осенью 1942 года появилось ещё одно альтернативное направление. Дело в том, что с мая 1942 года на советско-германском фронте начали применяться американские средние танки М3Ср. 37-мм орудие, находившееся в башне этих машин, имело большой максимальный угол возвышения, благодаря чему из него можно было вести зенитный огонь. Кроме того, столь высокие углы возвышения пригодились и в городских боях. Неудивительно, что появилась идея вооружить пушкой с высоким максимальным углом возвышения и новый танк. Интересно, что за 5 лет до этого похожая идея посещала советских конструкторов. Тогда желание увеличить угол вертикальной наводки танковых орудий появилось благодаря опыту, полученному во время боёв в Испании.
В самом конце октября 1942 года начались работы по перепроектированию башни. Поскольку идея с единым люком оказалась неудачной, было решено сделать раздельные люки для командира/наводчика и для заряжающего. При этом заряжающий получил не просто люк, а командирскую башенку, оснащённую перископическим смотровым прибором. Верхняя часть башенки вращалась вокруг своей оси, что давало заряжающему возможность кругового обзора. У командира аналогичный перископический прибор был установлен вместо ПТК. Развитая кормовая ниша осталась на месте, но её внутреннее содержимое несколько менялось. Параллельно с переделкой люков была несколько переделана и конструкция башни. Также с учётом недостатков, выявленных при испытаниях первой башни, изменилась конструкция сидений и полика.
Изменилась и носовая часть башни вместе с орудийной установкой. Из-за того, что потребовалось резко увеличить угол возвышения башенного орудия, орудийную установку пришлось переделывать. В новой башне угол возвышения увеличился до 60 градусов. Прежние прицелы мало подходили для ведения зенитного огня, поэтому к телескопическому прицелу добавился коллиматорный К-8Т. Для его использования в крыше башни появился отдельный лючок, открывавшийся во время ведения огня по воздушным целям. ГАЗ-80, как этот танк именовался на ГАЗ им. Молотова, конечно, полноценной ЗСУ не являлся, но использоваться как средство борьбы с самолётами вполне мог. Штатный телескопический прицел подвергся переделке: была разработана его укороченная версия, которая получила обозначение ТП-80.
В качестве базы при постройке переработанного ГАЗ-80 был использован один из серийных Т-70Б выпуска октября 1942 года, который до того подвергался различным испытаниям. Шасси получило изменённую крышу боевого отделения. Боевая масса танка достигла 11,2 тонн, так что форсирование двигателя ГАЗ-203 стало насущной необходимостью. Степень сжатия увеличилась с 5,6:1 до 6,5:1, благодаря чему мощность каждого из моторов в спарке выросла с 70 до 85 л.с. Суммарно мощность силовой установки, обозначавшейся как «80» или М-80, составила 170 л.с.
Второй опытный образец Т-80 был готов к началу декабря 1942 года. Первым делом танк прошёл заводские испытания, в ходе которых преодолел 55 километров. Затем танк передали на НИБТ Полигон в подмосковную Кубинку. Здесь в испытаниях принимали участие: один экипаж 223-го танкового полка, уже имевший опыт эксплуатации Т-70, а также два экипажа из 30-го гвардейского танкового полка, которые имели на вооружении тяжёлые танки КВ-1с. От ГАЗ им. Молотова присутствовал Н.А. Астров, главный конструктор Т-80. Стрельба из танкового вооружения велась как с места, так и с хода. Экипаж 223-го танкового полка делал по 10 выстрелов сначала из Т-80, а затем из Т-70.
При стрельбе с места 10 выстрелов из орудия Т-80 были произведены за 2 минуты 45 секунд, при этом удалось добиться 6 попаданий. На Т-70 то же самое удалось сделать за 4 минуты 42 секунды, причём число попаданий сократилось до 3. При стрельбе с коротких остановок каждый танк сделал 10 выстрелов за 4 минуты 15 секунд, при этом из орудия Т-80 удалось добиться 3-х попаданий, из Т-70 – 4. Это оказалось единственной победой Т-70, в дальнейшем он заметно проигрывал.
Экипажи 30-го гвардейского танкового полка показали ещё более высокие результаты. Например, второй экипаж смог с места выпустить 10 снарядов за 1 минуту 20 секунд при 10 попаданиях. С коротких остановок те же 10 выстрелов при 7 попаданиях были произведены за 2 минуты 17 секунд.
Кроме того, эти экипажи вели заградительный огонь, отрабатывая стрельбу по самолётам. Первый экипаж сделал 10 выстрелов за 31 секунду, второй — за 37 секунд. Разумеется, у полноценной ЗСУ скорострельность была выше на порядок. С другой стороны, сконцентрированный огонь нескольких танков вполне мог создать проблемы для атакующих самолётов.
Проводились и ходовые испытания. В общей сложности Т-80 прошёл 215 километров, из которых 42 по шоссе, 60 по просёлку и 93 по лесной дороге. Средняя скорость по просёлку составила 23,8 км/ч при расходе топлива в 167 литров на 100 километров. В тяжёлых дорожных условиях средняя скорость движения падала до 12,1 км/ч, а расход топлива увеличился до 184 литров на 100 километров. При езде по косогорам машина показала себя как минимум не хуже Т-70. Испытатели высоко оценили и обзорность танка.
Итоги испытаний, которые закончились к 9 декабря, были очевидны. Существенными недостатками комиссия сочла только усложнение доступа к силовой установке и отсутствие взаимозаменяемости по ряду деталей у форсированного двигателя. В остальном же Т-80 явно превосходил Т-70Б. 18 декабря об итогах испытаний было доложено Сталину. 27 декабря 1942 года тот подписал постановление ГКО №2661сс «Об организации производства танка Т-80 на бывшем Мытищенском вагоностроительном заводе». Согласно документу, в апреле 1943 года в Мытищах должны были изготовить 25 танков данного типа, в мае 50, а в июне 100. О том, что новые танки будет собирать и ГАЗ им. Молотова, в постановлении ГКО ничего не говорилось. Заводское КБ обеспечивало завод №40, в который переформировали бывший завод №592, технической документацией, а также двигателями и рядом других узлов и агрегатов.
С середины декабря 1942 года КБ начало доработку технической документации по Т-80. Танк стал обретать законченный вид. Башня в очередной раз претерпела изменения, на сей раз уже не столь значительные. Прежде всего, изменилось расположение люка командира/наводчика, а крыша башни получила характерный скос. Переделка оказалась связана с неуравновешенностью опытной башни.
А вот дальше начинается самое интересное. Несмотря на то, что официально ГАЗ Т-80 не производил, в сводном отчёте за годы войны указаны 4 танка данного типа, изготовленных в Горьком. В других источниках говорится и о 5 Т-80, выпущенных на ГАЗ.
Несмотря на то, что производство Т-80 на ГАЗ им. Молотова не планировалось, на практике уже в январе 1943 года по инициативе руководства завода и Народного комиссариата среднего машиностроения (НКСМ) вовсю шли работы по подготовке его выпуска. Уже в начале марта был построен первый эталонный экземпляр Т-80. Для его сборки использовались корпус и башня, которые изготовили на заводе №176. Этот завод также являлся поставщиком корпусов и башен для завода №40, так что никаких существенных отличий машины двух заводов не имели. Это касается и люка механика-водителя, который у опытного Т-80 был литой, а у эталонного штампованный.
В ходе испытаний первого серийного Т-80 обнаружились проблемы. После 11-го выстрела разорвало кронштейн реактивной тяги подъёмного механизма. Начались работы по устранению проблемы. Тем временем к 11 марта было готово ещё 2 танка, ещё 6 находились в сборке. До конца месяца было готово 8 Т-80, правда, из них полностью укомплектованными всеми агрегатами было 7 машин. Ещё 9 танков было заложено и ожидало сборку.
Причина, по которой эти танки не появились в сводках по выпуску ГАЗ им. Молотова, заключается в том, что они официально не были приняты. В ежемесячном отчёте старший военпред Окунев писал, что в виду проблем при стрельбе на максимальных углах возвышения танки приняли только условно.
Параллельно с постройкой продолжались доводочные работы. Например, были разработаны люки в днище, которые позволяли снять нижние картеры моторов без их демонтажа. Также заводское КБ разработало подвижную бронировку орудийной маски сварной конструкции. Правда, многие позиции по модернизации так и не были внедрены в серийное производство. Уже в апреле работы по Т-80 на ГАЗ им. Молотова постепенно стали затухать.
Стоящие на заводском дворе танки с дефектными орудийными установками продолжали ждать своего часа. Поскольку их так и не приняли, завод не мог их отправить даже в учебную часть. Решением проблемы стало ограничение угла возвышения до 25 градусов. ГБТУ КА такое предложение одобрило с резолюцией, что подобные Т-80 можно использовать только в учебных частях. Правда, передать туда успели всего 2 танка. Они оказались в составе 1-й ОУТБр. Случилось это в июне 1943 года, когда ГАЗ им. Молотова подвергся бомбардировке. Вполне возможно, что оставшиеся машины в её ходе были уничтожены. По крайней мере, тогда становится понятным, откуда в отчёте ГАЗ появляются 4 танка — 2 учебных плюс 2 опытных образца.
Судя по образцу, в котором испытывалась система ВТ-43, у танков выпуска ГАЗ им. Молотова не было поручней на башне, также отсутствовала защита выхлопной системы.
Последние работы заводского КБ по теме Т-80 датированы маем-июнем 1943 года. Позже, в том числе по причине бомбардировки завода, никаких опытных работ не проводилось. Заводу стало совсем не до Т-80. Осталась невостребованной идея об усилении вооружения, с которой выступал Астров. Вместо 45-мм пушки он предлагал установить 76-мм полковую пушку. Другой идеей, которая, по крайней мере, сохранилась на бумаге, была установка 50-мм казнозарядного миномёта С-11. Его разработали в Центральном артиллерийском конструкторском бюро (ЦАКБ), летом 1943 года работы по данной теме велись довольно активно. Идею такого миномёта советские конструкторы подсмотрели у англичан на танках Valentine. Правда, по ряду причин, прежде всего из-за прекращения производства Т-80, в металле этот проект воплощён не был.
В марте 1943 года прошли заводские испытания 45-мм пушки ВТ-42, установленной в лёгком танке Т-70. Это орудие имело баллистику 45-мм противотанковой пушки обр.1942 года. Возникла закономерная идея поставить это более мощное орудие и в Т-80. Переработанная система получила обозначение ВТ-43. Установили её как раз в один из танков, которые изготовили на ГАЗ им. Молотова. Именно благодаря отчётам об испытаниях ВТ-43 можно увидеть, как выглядел серийный Т-80, построенный в Горьком, но так и не оказавшийся в боевой части.
В план опытных работ ОКБ-172 и завода №235 тема «45-мм танковой пушки с баллистикой М-42», обеспечивающей ведение огня из Т-80, была включена ещё в конце декабря 1942 года. Кроме того, в январе 1943 года ОКБ-15 запустила программу проектирования «универсальной установки 45-мм пушки ОКБ-15 в танк Т-80». В этом случае речь шла об автоматической авиационной пушке НС-45, развитии темы ЗУТ-37. На этом направлении дальше заказа и эскизного проектирования данные работы не продвинулись.
27 мая состоялось техническое совещание, на котором присутствовали главный конструктор завода №235 Е.А. Гульянц, а также представители ОКБ-172, ГБТУ КА и заместитель главного конструктора завода №40 Г.И. Каштанов. На совещании был утверждён проект ВТ-43, при этом уже к 15 июня планировалось поставить опытный образец орудия на Т-80. Систему предполагалось испытать по сокращённой программе, после чего завод №235 должен был выпустить первые 10 орудий, которые планировалось отправить на завод №40 для монтажа в серийные танки. Для обеспечения запуска ВТ-43 в серию и внедрения их на заводе №40 в Мытищи отправляли группу конструкторов с завода №235.
Принятый на совещании план сильно отличался от того, что происходило на самом деле. Заводу №40 оказалось совсем не до ВТ-43, так что пушку поставили в один из Т-80 выпуска ГАЗ им. Молотова. Официально эту машину так и не сдали, то есть по документам её как бы не существовало. Установка ВТ-43 никаких особых проблем не вызвала. Другое дело, что на Гороховецкий АНИОП машина прибыла 2 сентября 1943 года, когда на заводе №40 выпуск Т-80 был прекращён и началась подготовка к выпуску СУ-15М. Тем не менее, 27 сентября начались испытания, которые продолжались до 15 октября. Всего из новой пушки было произведено 850 выстрелов, из которых 309 — с использованием усиленного заряда, 319 — бронебойными снарядами при нормальном заряде, 71 — подкалиберными снарядами и 151 — осколочно-фугасными. Результаты стрельбы показали вполне удовлетворительные живучесть ствола и кучность. Некоторые замечания имелись к работе полуавтоматики. Откатные механизмы, переделанные под более мощную систему, работали нормально. Не имелось претензий и к механизмам наводки. Средняя скорострельность составила 12-13 выстрелов в минуту.
В целом система испытания выдержала, но она явно опоздала. Тем удивительно то, что в апреле 1944 года проводились ещё одни испытания. На сей раз изучалась возможность зенитной стрельбы из ВТ-43. Проведённые опыты показали, что эффективность использования Т-80 в качестве ЗСУ низкая. Сам факт проведения этих испытаний вызывает некоторое недоумение, поскольку их результаты вполне были предсказуемы. Да и какой смысл был в испытаниях танка, который сняли с производства ещё в конце августа 1943 года?
Мытищинский танк-кавалерист
Организация производства Т-80 на заводе №40 шла гораздо тяжелее, чем в Горьком. У коллектива в Мытищах задача была куда сложнее. Конечно, уже имелся опыт выпуска СГ-122, но одно дело переделывать уже имеющиеся шасси в САУ, а другое — выпускать танк с нуля. Фактически на месте старого завода строился новый, и простой задачей это точно назвать нельзя. Кроме того, в постановлении ГКО №2661сс были прописаны довольно жёсткие сроки. Уже в апреле завод №40 обязали сдать первые 25 танков.
Безусловно, завод не бросили на произвол судьбы. Для организации производства с заводов №183, №174, УЗТМ и ЧКЗ выслали специалистов, которые в течение нескольких месяцев проводили консультации на месте. КБ завода №592 реорганизовали в КБ завода №40, при этом часть специалистов, включая Е.В. Синильщикова и С.Г. Перерушева, ушла в ЦАКБ.
Тем не менее организация производства шла в очень сложных условиях. Вместо 500 рабочих, которых должны были прислать в январе, и 2000 в феврале, прибыло всего 214 человек. Имелся серьёзный недобор по конструкторскому составу — к 1 марта 1943 года 58 человек вместо 70 в отделе главного конструктора и 107 человек вместо 254 в техническом бюро. Первые чертежи Т-80 стали поступать в начале марта 1943 года. К 1 апреля завод получил 446 станков из 550, из них установили 352. К тому же времени прибыло 3299 рабочих, от 933 из них пришлось отказаться как от физически не пригодных. Большинство остальных рабочих имело низкую квалификацию.
Имелись проблемы и с поставками агрегатов, которые шли от смежников. Например, за весь 2-й квартал 1943 года ГАЗ им. Молотова смог подать всего 12 двигателей М-80. Нехватка моторов стала главным препятствием к выполнению постановления ГКО №2661. Несмотря на все трудности, уже в апреле 1943 года в Мытищах запустили сборку первых Т-80. Хотя сборка танков велась в очень напряжённой обстановке, к 1 мая удалось сдать 5 танков, из них 2 радийных. К 1 июня удалось сдать ещё 7 танков, при этом все ранее выпущенные машины оснастили радиостанциями. Далее производство Т-80 на месяц полностью остановилось. В июне заводчане собрали 8 танков, но военные их не приняли.
Старший военный представитель на заводе №40 инженер-майор Слюсарев в своём отчёте громил руководство, обвиняя его в бездействии. Возможно, в чём-то он и прав, организация производства по некоторым направлениям шла медленно. Но нужно понимать, что нельзя просто так взять и почти на пустом месте за 3-4 месяца организовать танковый завод, который будет выполнять не маленький план, да ещё и выдерживать при этом качество. При остром дефиците кадров и не до конца введённых в строй производственных мощностях других результатов и быть не могло.
Дефекты на мытищинских танках являлись весьма частым явлением. С мая по июнь 1943 года отмечено 4 случая выхода из строя бортовых передач и 2 случая поломки главных передач. Масса нареканий вызвала установка артиллерийской системы. Помимо дефектов механизма отката, аналогичных тем, что наблюдались на ГАЗ им. Молотова, отмечались и дефекты сборки. Например, прицел ТМФ, который временно ставили вместо ТП-80, позволял вести огонь при угле возвышения орудия не больше 50-53 градусов. Фактически все танки выпуска апреля-мая 1943 года требовали доработок. На это указывали результаты испытания Т-80 майского выпуска, который в июне 1943 года направили на НИБТ Полигон. После 370 километров пробега случилась поломка шестерён главной и бортовых передач, на этом гарантийный пробег закончился.
Начало июля завод встретил, имея задел из 22 танков. Фактически за июль собрали всего 3 новых танка, остальные доводились. В задел попало и 11 танков апреля-мая 1943 года, которые подверглись серьёзной доработке. Этот факт привёл к ошибке в оценке числа выпущенных заводом №40 Т-80. В июле произошли и первые отправки: 6 Т-80 ушло в Горьковское танковое училище, ещё 5 машин — в Сызранское танковое училище. Отправлять в боевые части самые первые Т-80 руководство РККА не решилось.
Массовое производство началось только в августе, когда было сдано 40 танков. Но уже после Курской битвы руководство ГАБТУ КА пришло к выводу, что далее производить Т-70 и Т-80 нет смысла. Согласно постановлению ГКО №3964сс от 21 августа 1943 года, с 1 сентября производство Т-80 на заводе №40 прекратилось. Завод приступил к выпуску СУ-15М (СУ-76М). Общий объём выпуска Т-80 в Мытищах составил 66 танков. С учётом 8 Т-80 на ГАЗ им. Молотова, из которых, правда, не все были приняты заказчиком, а также 2 опытных Т-80, получается, что было построено 76 Т-80. При этом завод №176 успел изготовить 334 комплекта корпусов и башен. Несмотря на все проблемы, машина получилась вполне удачная. Её создатели во главе с Н.А. Астровым вполне заслуженно стали обладателями Сталинской премии второй степени за 1943 год. Они явно не были виноваты, что время лёгких танков в их традиционном понимании подошло к концу.
54 Т-80 «основной» серии были распределены между двумя танковыми полками. 27 августа 1943 года в Тулу отправился эшелон №10/993 с 27 Т-80, предназначавшимися 54-му отдельному танковому полку. Ещё 27 танков ушло эшелоном №10/235 на укомплектование 230-го танкового полка, также находившегося в Туле. Поначалу экипажам пришлось «повоевать» со своими новыми машинами. Качество их сборки оставалось довольно низким, что быстро выявилось при обучении танкистов. Ломались торсионы, выпадали шарики из погона башни, были обнаружены дефекты в бортовых передачах.
Так сложилось, что оба полка, вооружённых Т-80, действовали совместно с кавалерийскими соединениями. 230-й танковый полк с 8 октября 1943 года действовал совместно со 2-й гвардейской кавалерийской дивизией. Его первым боевым заданием стало форсирование Днепра. К моменту введения в бой на вооружении 230-го тп имелось 10 Т-34, 18 Т-80 и 1 Т-70. 10 октября полк, взаимодействуя с кавалеристами, штурмовал Затонск. При этом отличилась 1-я танковая рота под командованием старшего лейтенанта А.В. Оганесяна, имевшая на вооружении 4 Т-34 и 3 Т-80. Танки использовались не только для поддержки кавалерии, но и как средство доставки кавалеристов до места боя. За 10 число полк потерял 1 Т-80 сгоревшим и 2 подбитыми. На следующий день танки полка выручали кавалеристов, окружённых в Сычёвке. 12 октября снова шли упорные бои за Затонск. В их ходе удалось уничтожить 3 САУ (вероятнее всего, Marder), 6 Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, 2 БТР, 1 бронемашину и 3 грузовика. Потери советских танкистов составили 3 сгоревших Т-80 и 2 подбитых Т-34, 5 человек убитыми и 10 ранеными. Действовавший вместе с ними 7-й гвардейский кавалерийский полк потерял 7 человек убитыми и 30 ранеными.
Упорные бои за Затонск продолжались несколько дней. Всего в период с 10 по 20 октября 230-й тп потерял убитыми 20 человек, ранеными 28, 1 танкист пропал без вести. К 3 ноября в составе части оставалось 4 Т-34, 12 Т-80 и 1 Т-70.
5 ноября полк получил задачу во взаимодействии с кавалеристами атаковать Раковку и создать там опорный пункт. Действуя совместно с кавалерией, к 11 ноября танкисты вышли в район города Коростышев Житомирской области. Потери полка: 1 Т-34 сгоревшим и 1 Т-80 подбитым.
К 14 числу полк был в Житомире. На следующий день немецкие войска контратаковали, завязались тяжёлые оборонительные бои. 19 ноября погиб командир полка подполковник Д.А. Щербаков (по другим данным, здесь он был тяжело ранен, а погиб 1 апреля 1945 года). В ходе боёв за Житомир полк потерял 5 танков, 8 человек было убито, 10 ранено, без вести пропало 22. Житомир 19 ноября снова оказался в руках немецких войск, освободили его только 31 декабря. 230-й танковый полк отправился на переформирование.
54-й танковый полк действовал совместно с 12-й гвардейской кавалерийской дивизией. Как и 230-й тп, кроме лёгких танков полк имел и 10 средних танков Т-34. В течение почти всего октября полк занимался тем, что преследовал отступавшего противника. Настоящий бой развернулся за Пояркин Херсонской области 29 октября 1943 года. Здесь полк потерял 5 Т-34 и 2 Т-80, при этом уничтожил 2 САУ и 2 танка противника. К 1 января 1944 года полк всё ещё имел 6 Т-34 и 25 Т-80. В таком составе часть участвовала в боях января-февраля 1944 года. За это время от огня противника было потеряно 2 Т-80, остальные вышли из строя по техническим причинам. 22 апреля полк получил 20 Valentine IX.
Ремонтом Т-80 занимался ремзавод №8, который весной 1944 года оказался в Киеве. За июль 1944 года завод отремонтировал и сдал 4 танка, а за август — 12. Летом 1944 года состоялось последнее боевое применение этих машин, снова они воевали в составе танковых полков при кавалерийских дивизиях. Например, в 61-м танковом полку было 4 Т-80, а в 58-м танковом полку — 2. После Львовско-Сандомирской операции эти танки использовались как учебные. По состоянию на 1946 год сохранилось около двух десятков этих машин, которые находились в Харьковском танковом училище. Увы, до наших дней они не сохранились. Зато сохранился один Т-80 в Кубинке, который можно увидеть в музейной экспозиции.
Источники:
- Материалы РГАЭ
- Материалы архива ГАЗ
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы РГАСПИ
- Материалы РГАКФД
- Архив автора
Комментарии к данной статье отключены.