Противотанковая пушка kpúv vz. 34, принятая на вооружение в конце 1934 года, не стала массовой — после выпуска двух сотен экземпляров её производство прекратилось. Взамен фирма «Шкода» оперативно разработала орудие kpúv vz. 37 — в том же калибре, но с улучшенными параметрами бронепробиваемости. Помимо чехословацкой армии, оно попало в вооружённые силы Ирана и Югославии, а в годы Второй мировой активно использовалось вермахтом.
Когда в 1935 году чехословацкие военные принимали первые партии новеньких 37-мм пушек kpúv vz. 34, они по обыкновению настраивались на их долгую эксплуатацию, ведь срок службы артиллерийских орудий обычно исчислялся десятилетиями. Но в середине 30-х годов начиналось состязание снаряда и брони, приведшее к бурному прогрессу как в танкостроении, так и в противотанковой артиллерии. Чехословацкая «Шкода» одной из первых включилась в это состязание: отстреляв свою пушку А3 (так обозначалась kpúv vz. 34) по новой цементированной броне, специалисты фирмы сделали вывод о необходимости серьёзной переделки орудия для повышения его бронебойных качеств. Характерно, что со стороны военных претензий к kpúv vz. 34 не было, и они собирались продолжить закупки этих пушек, но «Шкода» поставила их перед фактом: производство kpúv vz. 34 прекращается, вместо них фирма будет производить пушки того же калибра, но с улучшенными характеристиками. Главным же мотивом такого решения являлось стремление «Шкоды» предложить как можно более конкурентоспособный продукт на внешних рынках.
Особенности конструкции
Новое орудие, получившее фирменное обозначение А4, представляло собой эволюционное развитие прежнего образца. Главным требованием, поставленным перед конструкторами, являлось обеспечение бронепробиваемости 32 мм цементированной брони на дистанции 1000 м. Пушка А3 пробивала такую броню на вдвое меньшем расстоянии. Достичь таких показателей можно было двумя путями — увеличением длины ствола или применением более мощных снарядов. Поначалу конструкторы прибегли к обоим вариантам, удлинив ствол А4 на 12 калибров (25%) по сравнению с А3 и предложив новые снаряды и заряды. В таком виде опытные образцы А4 проходили испытания, но по настоянию военных пришлось вернуться к выстрелам от А3, соответствующим образом переделав зарядную камору. По геометрическим параметрам выстрел к А4 полностью соответствовал выстрелу к А3, но отличался увеличенным пороховым зарядом. Таким образом, из новой пушки можно было стрелять снарядами к А3, но применять снаряды от А4 для стрельбы из kpúv vz. 34 и танкового орудия UV vz. 34 запрещалось.
Военные настаивали на ограничении массогабаритных характеристик орудия — для облегчения перемещения силами расчёта противотанковая пушка должна была весить не более 250 кг. Это ограничение было нарушено ещё при создании kpúv vz. 34, а новая пушка превзошла его почти наполовину. Военным пришлось согласиться — тем более что «Шкода» честно предупредила их о необходимости увеличения веса в представленном в 1935 году анализе тенденций развития противотанкового оружия.
Характерной чертой А4 стал новый орудийный щит — его размеры увеличили, чтобы защитить колёса, а верхней кромке придали волнистую форму вместо прямой (для облегчения маскировки на местности). Так же, как и в случае с kpúv vz. 34, орудие разрабатывалось в трёх вариантах: пехотном «Р» (деревянные колёса, складные станины); для моторизованных частей «М» (колёса с резиновыми шинами, складные станины) и кавалерийском «J» (колёса с резиновыми шинами, нескладывающиеся станины).
Прототип А4 был готов летом 1936 года, а осенью прошёл стрельбовые испытания на полигоне в Хлбоке. Их результаты были вполне удовлетворительными: с километровой дистанции снаряд А4 пробивал 32 мм цементированной брони, а максимальная скорострельность (неприцельная) достигала 40 выстрелов в минуту! Не было претензий и к качеству исполнения орудия — после 1000 выстрелов начальная скорость снаряда уменьшилась лишь на 30 м/с.
Военных смущал возросший вес пушки, и на вооружение А4 пока не приняли, передав прототип в пехотное училище для тактических испытаний. И тут начались первые проблемы. Оказалось, что штатные «пехотные» лошади не справляются с буксировкой орудия традиционной одноконной упряжкой, поэтому пришлось внедрить новый тип лошади — «малую тяжёлую артиллерийскую» (тип «Mt»). При испытаниях возкой на мехтяге оказалось, что неподрессоренный колёсный ход со сплошными резиновыми шинами ограничивает скорость буксировки показателем в 30 км/ч. К тому же, после 3000 км пробега лопнула колёсная ось. Эти недостатки устранили, выполнив ось по автомобильным, а не гужевым стандартам, а также внедрив для вариантов «М» и «J» дисковые металлические колёса с пневматическими шинами, обеспечивавшими лучшую амортизацию.
По результатам испытаний для уменьшения массы орудия решили отказаться от щита, но в конечном итоге щит сохранили: хотя А4 и весила на центнер больше, чем kpúv vz. 34, орудийный расчёт вполне справлялся с её перемещением. Тем не менее военные не спешили принимать А4 на вооружение — в Министерстве национальной обороны рассматривали альтернативный план, предусматривавший заказ дополнительной партии kpúv vz. 34. Вместо А4 предполагалось дождаться создания новой противотанковой пушки большего калибра. Окончательное решение было принято лишь 24 июня 1937 года, когда приказом министерства А4 приняли на вооружение под обозначением 3,7 kanon proti útočné vozbě vz. 37 (3,7 kpúv vz. 37). Мощности для серийного производства «Шкода» готовила ещё с января, но отмашка была дана лишь в октябре после завершения переговоров с заказчиком о цене новых орудий. Сошлись на таких цифрах: 119 700 крон за одну пушку в варианте «Р», 116 050 за пушку «М» и 115 850 — за «J». Помимо завода в Пльзени, с начала 1938 года производство kpúv vz. 37 велось на новом предприятии «Шкоды» в Дубнице-над-Вагом.
Производство и служба
Объём и график поставок kpúv vz. 37 чехословацкой армии несколько раз корректировался. В итоге остановились на 35 пушках для кавалерии, 587 для моторизованных частей и 990 для пехоты. В декабре 1937 года Техническое управление вооружений приняло первую партию орудий — 35 единиц в варианте «J». Приоритет кавалерийского варианта объяснялся острой нехваткой противотанковых средств в драгунских полках — на 11 таких частей имелось лишь 22 пушки kpúv vz. 34 в варианте «J». В январе-феврале 1938 года было сдано 105 орудий kpúv vz. 37 для моторизованных частей, а в марте началось производство пушек в варианте «Р». До июля армия получила 390 таких изделий, а в августе-сентябре — ещё 160 орудий в варианте «М». Таким образом, к началу Мюнхенского кризиса чехословацкая армия имела без малого семьсот орудий kpúv vz. 37 (и почти две сотни kpúv vz. 34). После подписания Мюнхенских соглашений производство kpúv vz. 37 продолжилось, хотя и меньшими темпами. К марту 1939 года армия получила 1131 такую пушку: 35 в варианте «J», 470 «Р» и 626 «М».
К сентябрю 1938 года в чехословацкой армии сформировали 73 роты противотанковых пушек (в том числе 22 моторизованные) и 44 взвода (из них 13 моторизованных). Каждая подвижная (по чехословацкой терминологии — «быстрая») дивизия получила две роты противотанковых пушек; кроме того, по одному взводу имелось в драгунских полках, входивших в состав этих дивизий. Пехотные дивизии первой очереди и оборонительные районы (формирования, равнозначные дивизиям в приграничных областях) имели по одному взводу противотанковых пушек в каждом пехотном полку. В ходе мобилизации большинство этих взводов было развёрнуто в противотанковые роты (по 12 орудий). Однако учитывая то, что каждая дивизия (оборонительный район) занимала позиции протяжённостью десятки километров, насыщенность их противотанковыми средствами была явно недостаточной. Командование пыталось компенсировать это, направляя на наиболее танкоопасные направления моторизованные противотанковые роты армейских корпусов и РГК. Крайне низкой оставалась насыщенность противотанковыми средствами полков «манёвренной» пехоты второго эшелона. Исправить ситуацию планировалось только в 1939 году, после завершения всех запланированных поставок пушек kpúv vz. 37.
Как известно, чехословацкая армия не оказала сопротивления вермахту в ходе занятия Судетов в 1938 году и оккупации Чехии в марте 1939-го. Поэтому мы можем лишь предположить, как проявили бы себя пушки kpúv vz. 37 в боях против панцерваффе. Лёгкие танки Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II уверенно поражались бы чехословацкими противотанковыми орудиями. Труднее пришлось бы с танками Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, но осенью 1938 года их количество в вермахте не превышало нескольких десятков.
В марте 1939 года немецкими трофеями стали 995 пушек kpúv vz. 37 (вероятно, включая некоторое количество таких орудий, ещё не принятых чехословацкой армией). Пушку приняли на вооружение вермахта под обозначением 3,7 cm Pak 37(t). «Шкода» продолжала выпускать такие орудия для Германии до 1940 года, изготовив ещё 578 экземпляров. По состоянию на 1 сентября 1939 года в боевых частях вермахта имелось 883 пушки Pak 37(t). Основными их «потребителями» являлись девять пехотных дивизий 5-й и 6-й волн, сформированные в сентябре – декабре 1939 года — они получили такие орудия взамен стандартных немецких 37-мм противотанковых пушек. В составе этих дивизий пушки Pak 37(t) использовались в блицкриге на западе (май-июнь 1940 года) и на начальном этапе войны против СССР. Так же, как и её немецкий аналог, Pak 37(t) в 1942 году была признана устаревшей, на замену ей поступали более мощные орудия. Тем не менее в начале 1945 года вермахт ещё располагал на второстепенных направлениях 88 пушками Pak 37(t) (в том числе 61 в боевых частях).
158 пушек kpúv vz. 37 досталось Словакии. Армия этого государства, созданного в марте 1939 года, поначалу испытывала острый недостаток квалифицированных артиллеристов. Едва ли не единственным подразделением крупнее взвода, получившим пушки kpúv vz. 37, поначалу стала противотанковая рота танкового полка. Благодаря налаженному обучению личного состава к 1940 году количество таких рот в танковом полку увеличили до четырёх.
Пушки kpúv vz. 37 активно использовались словаками в войне против СССР. «Быстрая» бригада, сформированная 25 июня 1941 года для участия в операции «Барбаросса», располагала двумя ротами таких пушек (по 9 единиц) в танковом батальоне, а также взводом в мотопехотном батальоне. 22 августа 1941 года бригаду развернули в дивизию — теперь на её вооружении было 40 пушек kpúv vz. 37 (по 12 в 11-й противотанковой роте дивизионного подчинения и в противотанковых ротах 20-го и 21-го моторизованных полков, а также четыре в 11-й разведывательной группе). Согласно штату, 11-я противотанковая рота насчитывала 168 человек личного состава (4 офицера, 164 рядовых и сержантов), 12 противотанковых пушек, 6 ручных пулемётов, 55 винтовок, 114 пистолетов, 19 грузовых и 4 легковых автомобиля, а также 4 мотоцикла. Своими противотанковыми средствами, хотя и более скромными, располагала словацкая охранная дивизия, несшая оккупационную службу на Украине и в Белоруссии — она получила 24 пушки kpúv vz. 37.
В словацких частях на Восточном фронте орудия kpúv vz. 37 применялись вплоть до их разоружения в связи с началом Словацкого национального восстания в сентябре 1944 года. На территории Словакии такие орудия применялись восставшими в боях с вермахтом и войсками СС.
В целом надежды «Шкоды» на экспорт пушек А4 не оправдались, удалось продать лишь две небольшие партии: в 1938 году — 47 пушек в варианте «Р» Персии (Ирану), в 1935 — 35 таких же орудий Югославии. Некоторое количество югославских пушек стало немецкими трофеями, получив обозначение Pak 157(j). В ходе Второй мировой войны некоторое количество Pak 37(t) было передано Болгарии и Венгрии.
Модификации
Фирма «Шкода» разработала и более мощный вариант пушки А4, именуемый «Бета». Он отличался отсутствием дульного тормоза и применением новой гильзы с увеличенным зарядом. Результаты стрельб были отличными, но заказов на эту пушку не последовало. В 1937 году конструкция «Беты» послужила основой для разработки орудия для танков TNH, заказанных Ираном. Когда же чехословацкая армия собралась закупать модифицированный вариант этого танка (LT-38), «Шкода» предложила для него доработанный вариант «персидской» пушки, получивший индекс А7. Военные, упорно державшиеся за единый боеприпас, настаивали на адаптации для нового танка орудия UV vz. 34 — такая пушка получила обозначение А8. Однако испытания показали превосходство А7, и 9 июня 1938 года это орудие приняли на вооружение, присвоив обозначение UV vz. 37.
Ещё одним «родственником» орудия А4 стала крепостная пушка, предназначенная для установки в дотах. Этот вариант, обозначавшийся А10 (военный индекс — L2), по сути, представлял собой спаренную установку противотанковой пушки и пулемёта. Фирма изготовила два опытных образца А10, за которыми должна была последовать установочная серия из десяти экземпляров. Этим планам не суждено было сбыться — на вооружение укреплённых районов приняли 47-мм пушку vz. 36 (L1). Стоит отметить, что и стандартная противотанковая пушка kpúv vz. 37 могла устанавливаться в оборонительных сооружениях, специально под неё спроектировали тяжёлый дот vz. 37 (тип «G»), однако построили лишь одно такое сооружение.
Калибр, мм |
37,2 |
---|---|
Длина ствола, мм / калибров |
1778/47,8 |
Масса в боевом положении, кг |
370 («Р»), 380 («М» и «J») |
Высота линии огня, мм |
580 («Р»), 630 («М» и «J») |
Расчёт, чел. |
5 |
Горизонтальный угол наводки, град. |
50 |
Вертикальный угол наводки, град. |
-8, +26 |
Масса бронебойного снаряда, кг |
0,85 |
Начальная скорость бронебойного снаряда, м/с |
750 |
Бронепробиваемость на дистанции 1000 м, мм |
32 |
Практическая скорострельность, выстр./мин |
12 |
Литература:
- Kralický V. Československé dělostřelecké zbraně. – Praga: Naše vojsko, 1975
- delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.cz
- forum.valka.cz
- utocnavozba.wz.cz
Комментарии к данной статье отключены.