5 декабря 1944 года части 5-й бронетанковой дивизии США взяли деревню Бергштайн в земле Северный Рейн-Вестфалия. Далее американцы планировали овладеть высотой 400 и форсировать реку Рур. Чтобы не позволить противнику прорваться в тыл немецким войскам, готовившимся к контрнаступлению в Арденнах, командование вермахта бросило в бой части 272-й фольксгренадерской дивизии при поддержке штурмовых орудий. Утром 6 декабря свыше полутысячи гренадеров атаковали Бергштайн, где находились части боевого командования «R» 5-й бронетанковой дивизии и 3-й батальон 28-го пехотного полка США.
Боевое командование «R»
16 ноября 1944 года части 1-й армии США генерал-лейтенанта Кортни Ходжеса начали вторую фазу наступления в Хюртгенском лесу, намереваясь пробиться к реке Рур, форсировать её и далее продвигаться к Рейну. Командующий 12-й группой армий генерал Омар Брэдли писал:
«Между реками Рур и Рейн пролегает плато шириной до 50 километров, образующее Кёльнскую равнину; оно представляет собой идеальное место для массированного танкового контрудара».
Американцы имели подавляющее превосходство в бронетехнике, однако лесистая местность и распутица ограничивали возможность использования танков и САУ. В свою очередь, облачность ограничивала действия американской авиации. Кроме того, немцы контролировали господствующие высоты, простреливая окрестности, а их батареи были хорошо замаскированы.
На правом фланге 1-й армии наступали части 5-го корпуса США генерал-майора Леонарда Джероу, в составе которого было и боевое командование «R» полковника Гленна Андерсона (5-я бронетанковая дивизия США). В состав командования «R» входили следующие части:
- 10-й танковый батальон (командир — подполковник Уильям Хамберг);
- 47-й мотопехотный батальон (командир — подполковник Говард Бойер);
- рота «С» 628-го батальона истребителей танков (командир батальона — подполковник Уильям Галлахер);
- 95-й полевой самоходно-артиллерийский дивизион (командир — подполковник Джеймс Нир);
- рота «С» 85-го бронекавалерийского разведывательного эскадрона (командир эскадрона — майор Джордж Бенджамин);
- рота «С» 75-го медицинского батальона (командир батальона — подполковник Бенджамин Бейдер);
- рота «С» 22-го сапёрного батальона (командир батальона — подполковник Фредерик Ресгью);
- рота «С» 387-го зенитного батальона.
28 ноября части командования «R» при поддержке бойцов 8-й пехотной дивизии генерал-майора Дональда Cтроу очистили от противника город Хюртген. 29 ноября танкисты приняли участие и в боях за деревню Кляйнхау северо-восточнее Хюртгена — здесь из строя было выведено более десятка американских танков. Основная ошибка американцев заключалась в том, что во время атаки пехота отставала от танков, которые из-за грязи не могли маневрировать и попадали под огонь замаскированных орудий и немецких пехотинцев, вооружённых противотанковыми гранатомётами.
Из-за прицельного огня немецких орудий и миномётов сапёры не могли снимать мины, поэтому погибло и большое количество американского автотранспорта.
Зенитчикам 387-го батальона пришлось отбить несколько атак люфтваффе. 3 декабря танкисты совместно с пехотинцами захватили деревню Бранденберг (юго-восточнее Хюртгена). Далее, чтобы достичь реки Рур, частям 5-го корпуса предстояло захватить деревню Бергштайн и высоту 400.
Американцы готовятся к штурму деревни
Согласно плану, разработанному штабом командования «R», сапёры должны были очистить подступы к деревне, а артиллеристы и самоходчики — обеспечить огневое прикрытие. Далее по Бергштайну удар наносили 47-й мотопехотный батальон (с юга и юго-запада) и 10-й танковый батальон (с севера и северо-востока). Пехотинцы передвигались на танках и САУ. После захвата деревни американцы должны были защищать её от возможных контратак противника.
Захватив Бранденберг, американцы отбросили на восток части 89-й пехотной дивизии генерал-майора Вальтера Брунса из состава 74-го армейского корпуса (7-я армия). Для закрытия бреши в обороне и нанесения контрударов сюда была переброшена 272-я фольксгренадерская дивизия полковника Ойгена Коссмала при поддержке самоходок 3-й панцергренадерской дивизии генерал-лейтенанта Вальтера Денкерта.
Начальник штаба 7-й армии генерал-майор Рудольф Герсдорф так описывал сложившуюся ситуацию:
«Удар американцев по направлению Бранденберга и Бергштайна угрожал глубоким проникновением в наш тыл. Нам пришлось бросить в бой 272-ю дивизию и штурмовые орудия, хотя мы знали, что эта часть понесёт большие потери. Это было нежелательно, поскольку мы планировали использовать дивизию в наступлении в Арденнах. Но другого выхода не было».
Ещё 3 декабря северо-восточнее Бергштайна оборону заняли солдаты 2-го батальона 980-го гренадерского полка гауптмана Адольфа Тома из состава 272-й дивизии, которых поддерживали расчёты 189-го противотанкового батальона (89-я дивизия) и несколько самоходок. Тома разместил свой командный пункт в бункере на склоне высоты 400 и хорошо просматривал все дороги, которые вели в деревню. Под командованием гауптмана была также 980-я штурмовая рота лейтенанта Йозефа Штефана численностью свыше 80 человек. Южнее деревни (слева от 2-го батальона) находился 1055-й гренадерский полк 89-й дивизии. Немцы возлагали большие надежды на минные поля и свою артиллерию.
Штурм
Приступая к штурму Бергштайна, командование «R» имело большой недокомплект в личном составе и транспорте. Например, в ротах было 30–50% солдат от организационной численности.
Всего в штурме задействовали более 200 бойцов при поддержке около тридцати танков и САУ. В секторе 47-го батальона в наступление должны были пойти 11 танков с 64 пехотинцами на броне. Ранним утром 5 декабря на разведку в Бергштайн из Бранденберга отправилось два взвода роты «С» 85-го эскадрона под руководством лейтенанта Джорджа Баскеза. Группа из 12 человек во главе с лейтенантом Максом Истменом, передвигаясь в темноте, иногда ползком, приблизилась к северной окраине деревни, не заметив колючей проволоки и немецких блокпостов. Разведчики доложили в Бранденберг, что путь в деревню свободен. Но пошёл густой снег, и наступление отложили.
В 14:00, когда погода улучшилась, американцы двинулись на штурм. Как только американские части приблизились к деревне, по ним открыли огонь миномёты и артиллерия, а также замаскированные самоходки. Один танк подорвался на мине, второй (под командованием лейтенанта Макгуайра) получил прямое попадание снаряда и сгорел вместе с экипажем. Части 47-го батальона наступали эшелонами — впереди двигалась рота «С», за ней следовала рота «А», а далее — рота «В». Рота «С», будучи передовой, понесла наибольшие потери — в строю остался лишь один из её офицеров (лейтенант Рой Ханф). На поле боя хорошо проявили себя рядовой 1-го класса Бернард Галлахер и капрал Дэвид Лакутюр — когда были убиты сержанты-командиры взводов, они заняли места погибших и повели солдат роты «С» в атаку.
Бойцы роты «А» 47-го батальона смогли захватить 75-мм противотанковое орудие после того, как его расчёт бежал от огня «Шермана». Немецкий офицер, находившийся рядом с пушкой, стрелял в наступавших из пистолета и был убит рядовым 1-го класса Лестером Орандом. Американцы воспользовались поддержкой ВВС — в командирском танке 10-го батальона находился корректировщик авиации, который передавал данные пилотам штурмовиков. По словам американцев, авиация сработала блестяще и подавила все ключевые огневые позиции врага.
Примерно в 15:20 рота «В» 47-го батальона и рота «А» 10-го батальона смогли пробиться к центру деревни. Сержант Доминик Бернако (рота «В») выстрелом из базуки подбил немецкую самоходку Jagdpanzer IV/70. Лейтенант Голдмен из роты «С» 47-го батальона с тремя солдатами пробрался в один из домов и пленил 25 немецких солдат, прятавшихся в подвале. Внезапно по дому открыла огонь немецкая противотанковая пушка. Несколько снарядов прошили строение насквозь, пролетев прямо возле лейтенанта, но не причинили ему вреда. «Шерман» сержанта Абрахама Курнаски попытался уничтожить орудие, но был сожжён его ответным огнём. В рапорте 47-го батальона штурм Бергштайна описан следующим образом:
«В самой деревне было незначительное сопротивление противника. Но интенсивный артиллерийский огонь противника продолжался в течение всей операции и привел к тяжёлым потерям в людях и транспорте».
Не повезло самоходчикам 628-го батальона — один из взводов роты «С» выехал прямо на минное поле восточнее Бергштайна. Замыкающая машина подорвалась и заблокировала отступление для других. По самоходкам открыли огонь немецкие артиллеристы — две машины сгорели, ещё две были подбиты, командир взвода погиб.
На помощь бойцам 47-го и 10-го батальонов отправились два сапёрных взвода (в качестве пехоты). Не выдержав натиска, части 2-го батальона 980-го полка отступили к высоте 400 и реке Рур. К 17:20 деревня была в руках американцев, сопротивление продолжали разрозненные группы немецких пехотинцев и снайпера, прятавшиеся в домах. Потери командования «R» при штурме деревни составили шесть танков и пять самоходок. Американцы утверждали, что пленили более полусотни и уничтожили свыше тридцати вражеских солдат, а также пять противотанковых орудий.
Взяв под контроль Бергштайн, американцы стали готовить оборонительные позиции, имея огромную нехватку пехоты. Кроме того, у командования «R» не было прикрытия с севера, поскольку части 121-го пехотного полка полковника Томаса Кросса продвигались слишком медленно, постоянно попадая под артобстрелы. Вечером 5 декабря в Бергштайн вошли части 3-го батальона 28-го пехотного полка (командир батальона — майор Джордж Дьюхи), который насчитывал 250 солдат. Впрочем, этого подкрепления было недостаточно, чтобы уплотнить линию обороны.
Приказ — отбить Бергштайн
Узнав, что американцы захватили Бергштайн и готовятся к штурму высоты 400, командующий 74-м армейским корпусом генерал пехоты Эрих Штраубе приказал командиру 272-й дивизии немедленно нанести контрудар и отбить деревню. Из сектора города Шмидт к Бергштайну выдвинулись 1-й батальон 980-го гренадерского полка гауптмана Макса Рейна, а также 14-я рота этого же полка под командованием обер-лейтенанта Курта Хаке. Поддержку пехотинцам должны были оказать самоходки — семь StuG III (из 103-го танкового батальона и 667-й бригады штурмовых орудий), шесть Jagdpanzer IV/70 (3-й батальон истребителей танков) и двенадцать «Хетцеров» (272-й и 277-й дивизионы истребителей танков). Самоходки (кроме «Хетцеров») и несколько бронетранспортёров были объединены в боевую группу под командованием гауптмана Герхарда Тюрке (3-я панцергренадерская дивизия). «Хетцеры» планировали использовать в качестве артиллерии для удара по деревне и её окрестностям — шесть машин 272-го дивизиона расположились севернее Шмидта (в лесу Коммершайдт), ещё шесть заняли позиции южнее деревни Церкалль. Боевой группе Тюрке пришлось сделать крюк, чтобы приблизиться к Бергштайну с юга, где местность позволяла использовать САУ. 14-й роте обер-лейтенанта Хаке пришлось подниматься крутыми склонами южнее высоты 400 в полной боевой экипировке. Части гауптмана Рейна сосредоточились у высоты 358 южнее Бергштайна. Всего для контрудара немцы собрали более 500 человек.
Контрудар гауптмана Рейна
Всю ночь с 5 на 6 декабря американцы, занимавшие оборону в Бергштайне, слышали шум моторов южнее и юго-западнее деревни и предполагали, что вскоре последуют атаки одновременно с нескольких направлений. В 6:40 по позициям американцев ударила артиллерия 189-го и 272-го артиллерийских полков, а также «Хетцеры» (немцы использовали запасы снарядов 74-го корпуса, предназначенные для наступления в Арденнах). Далее в атаку пошла пехота при поддержке самоходок.
Главный удар пришёлся на роту «В» 47-го мотопехотного батальона. Несколько самоходок смогли приблизиться на дистанцию менее 800 м и из-за деревьев в течение получаса подбили восемь «Шерманов». Столь впечатляющих результатов немцам удалось добиться, поскольку большинство американских машин были вооружены 75-мм орудиями, и их снаряды попросту отскакивали от брони самоходок. По словам лейтенанта Ричарда Льюиса (рота «В» 47-го батальона), один из «Шерманов», вооружённый 76-мм орудием, быстро сжёг «Пантеру» (на самом деле — самоходку), двигавшуюся по полю. Далее экипаж занял позицию между двумя полуразрушенными домами и двумя снарядами «сжёг ещё один танк». По словам Льюиса, в течение часа «Шерману» удалось подбить пять немецких танков и САУ (на самом деле — самоходку и два бронетранспортёра).
Несколько самоходок обошли деревню с запада и стали обстреливать её. Единственным эффективным средством борьбы с вражеской бронетехникой были две самоходки М36 (сержантов Фрэнка Балау и Вудро Вудса), вооружённые 90-мм пушками. Но так как немцы непрерывно обстреливали деревню из орудий и миномётов, а башни М36 были открыты сверху, экипажи самоходок прятались в подвалах зданий. Пехотинцам 47-го батальона пришлось буквально выталкивать самоходчиков из укрытий, чтобы те расправились с вражеской бронетехникой. В отчётах командования «R» указано, что экипажи сержантов Вудса и Балау уничтожили по одному Pz.IV и Pz.V, а ещё один Pz.IV с дистанции 160 м сжёг экипаж М10 сержанта Чарльза Лео. В документации 628-го батальона указано, что один из вышеупомянутых экипажей выпустил по «Пантере» восемь снарядов: первый отскочил от лобовой брони, второй заклинил башню, и лишь восьмой сжёг машину. На самом деле немецкие танки в этом бою участия не принимали, и американские самоходчики отбили атаку САУ, также понеся потери — фосфорные снаряды уничтожили обе М36, погиб весь экипаж сержанта Вудса.
Большие потери понесла немецкая пехота, которой предстояло преодолеть более трёхсот метров открытого пространства. Как только гренадеры оказались в поле, по ним открыли огонь пехотинцы роты «К» капитана Джорджа Росса, пулемётчики роты «М» (3-й батальон 28-го пехотного полка), а также бойцы 47-го батальона. По утверждению майора Дьюхи, некоторые пулемётчики расстреливали врага с дистанции менее 30 м. Так, штаб-сержант Джек Петерсен из крупнокалиберного «Браунинга» уничтожил более восьми солдат противника. Американцы вызвали поддержку дивизионной и корпусной артиллерии — на немцев обрушился град снарядов. К 9:00 атака была отбита.
Новые атаки немцев
В 11:30 немецкие гренадеры при поддержке одной САУ вновь перешли в контратаку, но попали под артобстрел и плотный пулемётный огонь. Гренадеры смогли прорваться в южный сектор деревни и заняли несколько домов. При помощи уцелевших танков и САУ, а также артиллерийской поддержки американцы выбили врага из деревни и уничтожили самоходку. Гренадеры вновь отступили в лес. Американцы смогли отбить два контрудара, но понесли большие потери, а немцы не прекращали обстрел деревни. Один из взводов 3-го батальона 28-го полка из-за большого количества раненых покинул позиции и отошёл на север — оборона американцев поредела.
В частях 47-го батальона, находившихся в Бергштайне, осталось лишь 34 боеспособных человека. Из Бранденберга в Бергштайн был направлен пехотный взвод, но на марше он попал под артобстрел и сократился до 12 боеспособных солдат. Туда же направили 40 бойцов роты «С» 85-го эскадрона, но и они понесли потери от вражеской артиллерии (в строю осталось 15 бойцов). Ситуация с пехотой у американцев была настолько тяжёлой, что на помощь прибыли 50 человек, которых выписали из госпиталя. Многие солдаты добывали оружие прямо на поле боя.
Третья атака немцев началась в 14:20 под сильным дождём — они снова попали под мощные артудары. Тем не менее с востока в Бергштайн смогли пробиться гренадеры 3-го взвода фельдфебеля Брокманна (39 бойцов) из состава 14-й роты. Вооружённые панцерфаустами и панцершреками, они стали жечь американскую бронетехнику. Брокманн попытался подбить «Шерман» из панцерфауста и успел произвести выстрел. Граната пролетела мимо танка, а фельдфебель был тут же убит пулемётным огнём американской машины. Участником боя был унтер-офицер Ганс Вегенер:
«Мои люди расстреляли «Шерман», который вспыхнул. Один из членов экипажа танка успел выбраться и упал рядом с танком. Я кричал — «Не стрелять! Он беззащитен!» Далее я приказал оттащить танкиста в безопасное место, и вскоре танк взорвался. Мы вынуждены были отступить».
У Рейна больше не было сил для нанесения мощных ударов — в строю оставалось менее 150 человек.
В 16:00 погодные условия улучшились, и американцы вызвали авиацию, чтобы штурмовики нанесли удар по немецким батареям, ведшим обстрел Бергштайна. Авиация совершила несколько налётов, попав под огонь немецких зениток, которые сбили два самолёта. Интенсивность немецких артобстрелов снизилась. Авиация совместно с артиллерией 5-го корпуса подвергли обстрелам леса южнее и восточнее Бергштайна, где укрылись остатки ударной группы Рейна (к концу 6 декабря в строю оставалось лишь 79 боеспособных солдат). Таким образом, общие потери немецких частей, принимавших участие в штурмах Бергштайна, составили более 84%. Американцы смогли удержать деревню, а 7 декабря рейнджеры 2-го батальона отправились на штурм высоты 400.
Итоги
В ночь с 7 на 8 декабря потрёпанные части боевого командования «R» 5-й бронетанковой дивизии США были отправлены в город Вальхорн на переформировку. Их состояние было плачевным: из 750 бойцов (по данным на 28 ноября) в строю осталось лишь 70, из 58 танков — лишь 8. В роте «С» 628-го батальона истребителей танков в строю осталась лишь одна самоходка. По утверждению немецкой стороны, в боях 4–6 декабря американцы потеряли 22 танка и 11 самоходок. В документации 3-го батальона 28-го пехотного полка указано, что 6 декабря, отражая контратаки противника, бойцы подразделения подбили самоходку, уничтожили более 150 немецких солдат и ещё 35 пленили. В рапорте 47-го мотопехотного батальона сообщается, что было уничтожено 177 бойцов вермахта (53 попали в плен), три 75-мм орудия, бронетранспортёр, семь «Пантер» и одна 150-мм САУ. В отчётах боевого командования «R» потери немцев оцениваются в более чем 200 человек убитыми и 6–7 танков и САУ. Несмотря на то, что части 272-й фольксгренадерской дивизии не смогли выбить американцев из Бергштайна, они не дали им форсировать реку Рур и наступать к Шмидту.
Если бы американцам всё же удалось преодолеть реку, они смогли бы ударить в тыл 7-й армии, которая готовилась к контрнаступлению в Арденнах. 272-я дивизия смогла удержать наступавших не только у Бергштайна. Её 981-й полк не позволил частям 4-й пехотной дивизии США захватить город Дюрен, сдерживая американцев до 11 декабря, а части 982-го полка со 2 по 12 декабря не давали продвинуться 8-й пехотной дивизии США в секторе Раффельсбранд – Озенкопф, где были бункеры и прочие укрепления.
Вместо боевого командования «R» в Бергштайн вступили части 121-го пехотного полка, рейнджеры 2-го батальона, подразделения 893-го и 644-го батальонов истребителей танков. Вскоре завязались упорные бои за высоту 400, а далее последовал немецкий удар в Арденнах.
Источники и литература:
- Combat Command R, 5th Armored Division, Operations in the Hurtgen Forest by Capt. Kenneth A Peters
- Effeсt of 90 mm Gun on Enemy Tanks. 628th Tank Destroyer Battalion. 8 December 1944
- Miller E. A Dark and Bloody Ground: The Hürtgen Forest and the Roer River Dams, 1944-1945. – Texas: Texas A&M University Press, 2003
- Nash D. Victory Was Beyond Their Grasp: With the 272nd Volks-Grenadier Division from the Huertgen Forest to the Heart of the Reich. – Bedford: Aberjona Press, 2008
- Unit Journal – 628th Tank Destroyer Battalion. December 1944
- Whiting C. The Battle of Hurtgen Forest. – Boston: Da Capo Press, 2000
- 5th Armored Division After Action Report, December 1944
- 47th Armored Infantry Regiment (5th Armd. Div.), After Action Report, Dec. 1944
Комментарии к данной статье отключены.