Хронология уничтожения немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер» британского конвоя HX-84 в Северной Атлантике 5 ноября 1940 года до сих пор остаётся белым пятном этого эпизода. Это особенно удивительно при наличии немецких первичных документов — прежде всего, журнала боевых действий крейсера, а также воспоминаний его командира и результатов опроса капитанов уцелевших судов конвоя. Данная работа является попыткой на основании доступных источников максимально подробно воссоздать всю последовательность событий.
Банановоз, который подвернулся некстати
23 октября 1940 года в океанский рейд из Готенхафена вышел немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», которым командовал капитан-цур-зее Теодор Кранке (Theodor Krancke). Пройти в Северное море через Скагеррак не удалось: там патрулировали британские субмарины. Тогда немцы провели корабль Кильским каналом. Утром 27 октября он вышел из Брунсбюттеля и направился на север. Переждав светлое время 28 октября в Ставангере, «Шеер» продолжил путь к северу от Исландии, намереваясь выйти в Атлантический океан Датским проливом.
Сначала в Норвежском море стояла прекрасная погода, никак не способствовавшая скрытности прорыва, но затем начался шторм, быстро превратившийся в ураган. Сила ветра составляла 11–12 баллов, крен крейсера порой достигал 37°. Утром 31 октября, уже на подходе к Датскому проливу, погода начала улучшаться, и «Шеер» приступил к форсированию пролива. «Видимость была не более 270 метров, — вспоминал Кранке, — и «Шеер» шёл с включённым радаром».
В 13:00, спустя несколько часов после того, как была пройдена самая узкая часть Датского пролива, в 16 700 метрах по левому борту засекли контакт — предположительно, патрульный вспомогательный крейсер. Кранке приказал отвернуть на несколько градусов к западу, чтобы избежать обнаружения. Ещё один контакт был зафиксирован радаром в 14:00, но и его благополучно обошли. На следующий день Кранке направился в район предполагаемых конвойных маршрутов.
Служба радиоразведки Германии давно установила приблизительные сроки выхода конвоев под литерами HX, — из канадского Галифакса в Великобританию, — но вычислить курс их следования оказалось невозможно. Предполагалось, что он менялся с нерегулярными интервалами. Всё, что удалось узнать немцам, — это то, противолодочные патрули действуют примерно с 20° западной долготы. Как защищались конвои при пересечении Атлантики, установить не удалось. Согласно информации службы радиоразведки, работавшей прямо на корабле, в ближайшее время через район поиска «Шеера» должны были пройти конвои HX-83 и HX-84. Теперь Кранке знал, что вражеский конвой покинул Галифакс 27 октября, и решил патрулировать в районе 52–54° северной широты и 32–35° западной долготы, надеясь к 3 ноября установить с ним контакт.
Действительно, 3 ноября в 09:45 наблюдатель крейсера, следовавшего курсом 110°, заметил мачты, но в 10:26 цель опознали как одиночный танкер на западном курсе и пропустили, чтобы не выдавать своего присутствия: Кранке был нацелен на конвой. После полудня «Шеер» повернул на север. На следующий день на поисковом курсе 0° в 16:00–16:06 немцы вновь заметили одиночный пароход и снова пропустили его.
В затянувшемся ожидании в 09:40 5 ноября Кранке приказал поднять в воздух бортовой «Арадо» Ar 196. Держась у нижней кромки облаков на высоте 600 метров, через 10 минут после взлёта экипаж самолёта заметил в 20 милях прямо впереди одиночный пароход. Спрятавшись в облаках, лётчик продолжил разведку и через час вернулся к крейсеру. Передав донесение прожектором, «Арадо» отправился на облёт следующего сектора.
Через 40 минут на удалении 30–40 миль прямо по курсу крейсера показались «8–10 судов на восточном курсе». Точное их число, как и состав охранения, определить не удалось: кончалось топливо. В 12:15 «Арадо» вернулся к «Шееру» и перед посадкой прожектором передал результаты разведки. Едва самолёт подняли на борт, Кранке на полной скорости курсом 150° устремился на перехват. До наступления темноты оставалось мало времени, а он не хотел откладывать атаку до рассвета: близилась зона, где конвои встречали Силы западных подходов, да и метеоролог предупредил об ухудшении погоды. Всё должно было решиться сегодня!
В 14:27, за час до расчётного выхода на конвой, на юго-западе показался одиночный дым. С приближением немецкого крейсера банановоз «Мопан» (Mopan, 7908 тонн), самостоятельно следовавший северо-восточным курсом из Вест-Индии в Англию, начал вести себя подозрительно: поднял британский флаг и принялся рыскать по курсу. У Кранке возникло подозрение, что это вспомогательный крейсер флангового охранения конвоя, поэтому в 14:50 он повернул на юго-запад и пошёл на сближение.
Изготовившись к бою, рейдер флажным сигналом приказал судну остановиться, а сигнальным прожектором дал сигнал, чтобы оно не вздумало использовать радио, подтвердив серьёзность намерений предупредительными выстрелами из 150-мм орудий. Капитан банановоза Стэнли Сэпсуорт (Stanley A. Sapsworth) в точности выполнил требования. Поскольку захватывать «Moпан» не было времени, его решили потопить. В 15:08 Кранке приказал британцам покинуть судно. Пока 72 человека экипажа пересаживались в три шлюпки, на юге появились многочисленные дымы и мачты.
Как только шлюпки отвалили от борта жертвы, немцы принялись расстреливать «Moпан» из 105-мм зениток в борт ниже ватерлинии, пока в 16:05 судно не затонуло; его команду приняли на борт «Шеера». На уничтожение банановоза Кранке потратил более часа и теперь поспешил наперерез конвою, держа его спереди справа — так, чтобы тот находился на фоне садящегося солнца.
Ненапрасная жертва крейсера «Джервис Бэй»
Это был конвой HX-84, который 28 октября 1940 года покинул Галифакс и девятью колоннами двинулся по назначению. Коммодор конвоя контр-адмирал Генри Молтби (Henry B. Maltby) шёл на теплоходе «Корниш Сити» (Cornish City), головном судне 5-й колонны, вице-коммодор Кейт Барнетт (Keith Barnett) — на «Рангитики» (Rangitiki), головном соседней 4-й колонны. Ближний эскорт в виде канадских эсминцев «Колумбия» (HMCS Columbia) и «Сент-Френсис» (HMCS St.Francis) вскоре после выхода в открытый океан вернулся в Канаду, и единственным кораблём охранения, сопровождавшим суда на маршруте в течение следующих 10 дней, остался вспомогательный крейсер «Джервис Бэй» (HMS Jervis Bay).
Это был 14164-тонный пассажирский лайнер, построенный в 1922 году, с максимальной скоростью хода 15 узлов. В 1939 году он вместе с другими 56 пассажирскими лайнерами был переоборудован во вспомогательный крейсер типа AMC (Armed Merchant Cruiser): вооружён семью 6-дюймовыми орудиями образца 1895 года с дальностью стрельбы 15 000 ярдов при угле возвышения 28° и двумя 76-мм орудиями. Командовал кораблём 49-летний кэптен Эдвард Фиджен (Edward S.F. Fegen). В походном ордере место крейсера было между четвёртой и пятой колоннами.
До 5 ноября погода благоприятствовала HX-84, и он шёл с 9-узловой скоростью. К этому времени в конвое оставалось 37 судов: от ордера отстал польский сухогруз «Морская Воля» (Morska Wola). Видимость была хорошая, волнение моря — умеренное, дул ветер силой 4 балла. С головного в первой колонне танкера «Эродона» (Erodona) заметили в 15 милях по пеленгу 336° следующее на сближение «неизвестное судно». Неожиданно оно повернуло в сторону головных судов конвоя. Тогда «Джервис Бэй», по-прежнему следовавший между четвертой и пятой колоннами, дал полный ход и повернул на северо-северо-восток, в сторону опасности. Одновременно коммодор контр-адмирал Молтби отдал приказ по конвою повернуть на 40° вправо и дать полный ход.
С «Шеера» заметили, что выдвигающееся в его направлении судно, опознанное как вспомогательный крейсер, лампой Алдиса посылает сигналы «А». Затем, когда дистанция сократилась до 25 000 метров, англичане принялись посылать комбинацию «M-G-A», на что немцы не отвечали, продолжая сближаться. На «Джервис Бэе» ещё надеялись, что к ним приближается какой-то свой корабль, когда первый помощник лейтенант-коммандер Артур Дрисколл (Arthur W. Driscoll) наконец определил, что перед ними «карманный линкор». В 17 000 метров от конвоя «Шеер» повернул на курс 130–140°: Кранке огибал конвой с головы по огромной дуге.
В 16:40 «Шеер» открыл огонь правым бортом: главный калибр стрелял по вспомогательному крейсеру в 16 900 м (цель №1), а средний — по «ближайшему танкеру» (цель №2) в 15 200 метрах — это был танкер «Эродона». «Джервис Бэй» выстрелил несколько красных ракет — сигнал конвою рассеяться — и одновременно принялся сбрасывать за борт дымовые буи. Суда конвоя, отворачивая, начали ставить собственную дымзавесу. «Джервис Бэй» повернул на 40° влево и открыл ответный огонь по немцам.
Он держал позицию между конвоем и рейдером, меняя скорость и отклоняясь то к северу, то к востоку, чтобы затруднить пристрелку артиллеристам «Шеера». В то же время 152-мм снаряды орудий «Джервис Бэя» ложились с большими недолётами. Только через 7,5 минут после начала боя пятым (англичане считали, что третьим) залпом «Шеер» поразил вспомогательный крейсер — 280-мм снаряд попал в переднюю палубу, сбив фок-мачту. Второй угодил в мостик ниже рулевой рубки, разрушив радиорубку. Следующими попаданиями были уничтожены оба носовых орудия вместе с прислугой и выведена из строя система управления огнём.
Так как корабль перестал слушаться руля, Фиджен приказал осуществлять управление из кормового рулевого поста. В этот момент очередной снаряд попал в мостик, и командиру оторвало левую руку. Несмотря на это, Фиджен вместе с командиром сигнальщиков Деннисом Муром (Dennis Moore) отправился на кормовой рулевой пост. Механикам удалось восстановить управление кораблём из кормового поста, поэтому Фиджен и Мур отправились назад, но были убиты очередным разрывом. Сразу после их ухода в кормовой пост попал снаряд, убивший всех, кто там находился. Командование кораблём принял штурман лейтенант-коммандер Джордж Роу (George L. Roe). «Джервис Бэй» полностью потерял управление и горел, продолжало стрелять только одно орудие.
Между тем, в 16:50 танкер «Эродона» скрылся в дымовой завесе; в него немцы выпустили 46 150-мм снарядов, претендуя на попадания, но на самом деле танкер не пострадал. После этого средняя артиллерия «Шеера» больше пяти минут обстреливала «Джервис Бэй», который в этот момент находился в 10 400 метрах. Было выпущено 68 снарядов с попаданиями в трёх залпах. Британский корабль получал попадания одно за другим и вскоре потерял ход. После 17:00, когда дистанция составляла 11 350 метров, главный калибр «Шеера» прекратил обстрел «Джервис Бэя». В течение 22 минут и 22 секунд тяжёлый крейсер выпустил по цели 119 снарядов калибра 280 мм, достигнув попаданий в семи залпах.
В это же время 150-мм артиллерия «Шеера» с дистанции 15 500–17 400 метров около четырёх минут обстреливала цель №3 — «небольшой пароход водоизмещением 3000 тонн. Это было судно «Андалусиан» (Andalusian, 3082 тонны), которое, отстреливаясь, скрылось в дыму без видимых попаданий, хотя немцы выпустили по нему 18 снарядов. В 17:04–17:07 «Шеер» с 20 000 метров обстрелял главным калибром цель №4 — «Рангитики» (Rangitiki, 16 698 тонн), который после сигнала о рассредоточении повернул на юго-восток и дал максимальный ход. Попав под огонь, судно дало в эфир сигнал:
«Британский лайнер «Рангитики», 16 698 тонн, обстреливается вражеским кораблём класса «Адмирал Шеер» в Северной Атлантике, на полпути между Ньюфаундлендом и Ирландией».
Этот сигнал приняли как радисты «Шеера», так и коммерческая радиостанция «МакКей» в Нью-Йорке. Капитан судна Кейт Барнетт вспоминал: «Второй и третий залпы дали накрытия. Один снаряд упал в 50 ярдах от судна, осыпав его осколками». Воспользовавшись дымом от сброшенных другими судами буйков, лайнеру удалось скрыться в юго-юго-восточном направлении, избежав прямых попаданий. Немцы выпустили по нему 18 280-мм снарядов и претендовали минимум на одно попадание.
В 17:06 средняя артиллерия рейдера возобновила огонь по «Джервис Бэю». На этот раз обстрел продолжался почти 11 минут. Было выпущено 148 снарядов с зафиксированными попаданиями в 10 залпах. Чтобы избежать напрасных потерь в личном составе, лейтенант-коммандер Роу отдал приказ оставить корабль. К тому моменту уцелела только одна 18-футовая шлюпка, так что не попавшие в неё и на плотики моряки прыгали прямо в ледяную воду, взбираясь затем на плавающие обломки. «Джервис Бэй» затонул в 17:16, обстреливаемый вплоть до момента погружения.
«Спасайся, кто может!»
Покончив с «Джервис Бэем», «Шеер» дал 23 узла и полностью переключился на суда конвоя. В 17:13–17:20 он с 17 900–15 850 метров обстреливал главным калибром цель №5 — «большой транспорт на 10 000 тонн». Судно «Трюэллард» (Trewellard, 5201 тонна) успело ответить восемью выстрелами из 4-дюймового орудия (все снаряды упали с большим недолётом), когда 280-мм снаряд «Шеера» попал в кормовой трюм. Вылетевший через палубу груз уничтожил часть расчёта, а уцелевшие артиллеристы покинули орудие.
Следующий снаряд, попавший позади трубы, взорвался в недрах судна. Машины остановились, в воздух взлетели пар и обломки. Капитан Дэниэл (L. Daniel) отдал приказ оставить судно. Выбросив за борт документацию, экипаж перебрался на три шлюпки. В этот момент «Шеер» прекратил обстрел. Когда капитанская шлюпка отошла от борта на 150 ярдов, «Трюэллард» погрузился кормой вперёд. Немцы затратили на потопление этого судна 39 280-мм снарядов; погибло 16 британских моряков.
В 17:20–17:23 под огонь 150-мм орудий «Шеера» попала цель №6 — «средний транспорт около 6000 тонн». Это был «Кенбейн Хэд» (Kenbane Head, 5225 тонн), доставлявший генеральный груз в Белфаст и Дублин. Капитан Томас Милнер (Thomas F. Milner) видел обстрел «Рангитики» и гибель «Трюэлларда», поэтому попытался скрыться, дав полный ход и сменив на курс 255°. «Шеер» открыл огонь с двух миль. Сначала (в 17:15 по судовой хронологии) три снаряда ударили в корму судна, затем ещё три поразили машинное отделение. «Кенбейн Хэд» загорелся по всей длине и начал оседать кормой. Капитан отдал приказ эвакуироваться, и экипаж под обстрелом покинул судно на шлюпках и плотах. Согласно журналу боевых действий «Шеера», из выпущенных с 4000–3300 метров в течение почти четырёх минут 57 150-мм снарядов цель поразили девять. В 18:00 судно сильно накренилось на правый борт и затонуло, погибло 24 члена экипажа.
Уже сгустились сумерки, когда рейдер вышел сразу на несколько целей. К счастью для 3000-тонного парохода «Кастилиан» (Castilian), имевшего в трюме 400 тонн взрывчатки, немцы не уделили ему внимания. Их заинтересовали две более привлекательные цели: «большой транспорт водоизмещением 10000 тонн» (цель №7) и «танкер водоизмещением 14 000 тонн» (цель №8). Удирая от рейдера, эти суда едва не столкнулись. В 17:59 рейдер с 6150 метров открыл огонь по цели №7, судну «Мэйдан» (Maidan, 7908 тонн) сначала средним, а затем и главным калибром, зафиксировав попадания.
В 18:17 огонь перенесли на более приоритетную цель №8, находившуюся в менее чем 4000 метрах — танкер «Сан-Деметрио» (San Demetrio, 8073 тонны). По свидетельству офицеров «Сан-Деметрио» Чарльза Полларда (Charles Pollard) и Артура Хокинса (Arthur G. Hawkins), первый залп рейдера дал недолёт, второй прошёл над танкером, причём его третий снаряд «ударил в нос чуть выше ватерлинии». Двигатели тут же были остановлены, и экипаж, опасаясь взрыва груза, организованно покинул судно на двух шлюпках. После этого рейдер добился ещё нескольких попаданий в танкер, и через 10 минут после того, как экипаж его покинул, «Сан-Деметрио» пылал. В ходе пятиминутного обстрела немцы потратили на него пять 280-мм и 40 150-мм снарядов, зафиксировав соответственно два и три попадания.
Затем артиллеристы «Шеера» снова занялись «Мэйданом». Расстрел всеми калибрами с 2000 метров завершился в 18:30 его погружением кормой вперёд вместе со всем экипажем из 91 человека. После этого «Шеер» продолжил поиск судов конвоя, записав «Сан-Деметрио» как «достоверно уничтоженный огнём». Как оказалось, немцы поторопились. Вечером следующего дня шлюпка с 16 моряками с «Сан-Деметрио» случайно наткнулась на танкер, который был без хода и сильно горел. Так как ветер крепчал, моряки решили вернуться к судну на следующее утро. В 03:00 7 ноября на танкере произошёл сильный взрыв, и он начал оседать носом, но это не изменило намерений британцев. Взобравшись после 09:00 на борт, они потушили пожар, восстановили работу судовых механизмов и без навигационного оборудования и карт, уничтоженных огнём, ориентируясь по солнцу, 13 ноября благополучно достигли берегов Ирландии. Удивительно, но из 11 200 тонн бензина удалось сохранить 11 000! По пути в Ирландию один моряк из экипажа танкера умер.
Цель №9, «большой транспорт около 7000 тонн», немцы осветили прожектором и обстреляли в 19:06–19:08 с 2300 метров. Цель отстреливалась, но после 2,5-минутного обстрела главным и средним калибрами (выпустили соответственно пять и 32 снаряда с зафиксированными двумя и восемью попаданиями) «загорелась и взорвалась». Что это было за судно — не совсем понятно. Предположительно, это была первая атака на цель №10, судно «Биверфорд» (Beaverford, 10 042 тонны), которую «Шеер» ещё раз атаковал в 19:43.
Когда снаряды стали рваться вокруг обречённого судна, радист отправил последнюю радиограмму: «Настал наш черед. Прощайте. Капитан и экипаж «Биверфорда»». С 4500–5000 метров немцы выпустили в «Биверфорд» 12 280-мм и 71 150-мм снаряд, добившись соответственно, трёх и 16 попаданий. Судно добили торпедой. Погибли все 77 членов экипажа, включая капитана Хью Петтигрю (Hugh Pettigrew). Отсутствие выживших дало возможность сочинить легенду о героическом четырёхчасовом сдерживании этим канадским судном «Шеера», «что позволило остальным судам конвоя скрыться». На самом деле всё оказалось куда прозаичнее.
После уничтожения «Биверфорда» Кранке из-за боязни встретить вражеские боевые корабли решил отказаться от дальнейших поисков судов и пошёл на запад, чтобы сбить с толку моряков с потопленных судов, которые выжили и сели в шлюпки. В 21:17, впервые с момента выхода из Брунсбюттеля, Кранке использовал радио, коротким сигналом сообщив командованию о том, что он уже потопил 65 000 тонн.
Примерно через 45 минут следования в избранном направлении впереди показалась тень на южном курсе (цель №11). «Были хорошие условия освещённости», и в 21:27 по ней открыли огонь главным, а затем и средним калибром с 2500 метров. После нескольких залпов теплоход «Фресно Сити» (Fresno City, 4955 тонн) весь горел с полностью уничтоженной носовой частью. Кранке собирался добить его торпедой, но, сблизившись, понял, что тот и сам утонет. В 21:52 Кранке повернул на курс 190°, чтобы за ночь уйти подальше на юг. «Фресно Сити» был оставлен экипажем и на следующий день затонул; погиб один член команды.
Цифры и последствия
Всего в ходе побоища «Шеер» израсходовал 228 280-мм и 564 150-мм снаряда, добившись, соответственно, 26 и 64 попаданий. Кранке считал, что он уничтожил вспомогательный крейсер и семь судов водоизмещением 86 600 тонн, хотя на самом деле, кроме «Джервис Бэя», было потоплено пять судов общим водоизмещением 33 331 тонна. Кранке переоценивал эффективность огня своих артиллеристов, да и суда конвоя, пользуясь плохой видимостью, могли успешно имитировать свою гибель. Так, капитан танкера «Дельфинула» (Delthinula), когда его судно оказалось на линии огня, скинул за корму один дымовой буёк и зажёг на палубе ещё четыре, изобразив сильный пожар.
Всего при атаке конвоя погибло 397 человек, в том числе 208 моряков торгового флота. В журнале боевых действий «Шеера» заключительной записью за 5 ноября 1940 года отмечено, что «конвой HX внезапно атакован согласно приказу на операцию».
Многие из уцелевших моряков с «Джервис Бэя» погибли бы, если бы капитан Свен Оландер (Sven Olander), капитан шведского судна «Стурехольм» (Stureholm), не убедил свою команду вернуться к месту боя и подобрать мужественных моряков. Шведы спасли 68 человек, из которых трое вскоре умерли; остальные 12 ноября были доставлены в Галифакс. Таким образом, только 65 из 254 членов экипажа пережили сражение. Кэптен Эдвард Фиджен посмертно был награждён Крестом Виктории.
Вечером 5 ноября британское торговое судно «Глостер Сити» (Gloucester City), которое 2 ноября оставило обратный конвой OB-237, приняло поток сообщений от атакованных «Шеером» судов. Его капитан приказал дать полный ход и, невзирая на 10-балльный ветер и сильное волнение, помчался к месту трагедии. 8 ноября, спустя 37 часов, судно прибыло в район, усеянный обломками в радиусе 15 миль. Медленно маневрируя среди обломков, «Глостер Сити» собрал выживших с четырёх судов, включая 24 человека с «Кенбейн Хэда», всю команду «Фресно Сити», 23 моряка с «Сан-Деметрио» и 25 человек с «Трюэлларда». Все спасённые были доставлены в канадский порт Сент-Джон.
Шведское судно «Вингаланд» (Vingaland, 2734 тонны), пытавшееся добраться по назначению самостоятельно, 8 ноября западнее Ирландии повредил «Фокке-Вульф» Fw 200 «Кондор» из эскадры KG 40, а на следующий день добила итальянская подводная лодка «Гульельмо Маркони» (Guglielmo Marconi).
По сигналу о помощи с «Джервис Бэя» Флот метрополии направил в проход между Исландией и Фарерскими островами линкоры «Нельсон» (HMS Nelson) и «Родней» (HMS Rodney) с эсминцами, а линейные крейсеры «Худ» (HMS Hood), «Рипалс» (HMS Repulse) и «Ринаун» (HMS Renown), а также крейсеры «Дидо». (HMS Dido), «Найяд» (HMS Naiad) и «Феба» (HMS Phoebe) 15-й эскадры крейсеров блокировали подходы к Бискайскому заливу.
10 ноября в Клайд пришёл норвежский танкер «Сольфонн» (Solfonn) — первое из судов конвоя HX-84. 12 ноября ещё 23 судна конвоя независимо друг от друга достигли Ливерпуля, Обана, Клайда и Белфаста, а в последующие два дня до берегов Великобритании добрались последние семь пароходов. Таким образом, 31 из 38 судов конвоя HX-84 доставили грузы по назначению, одно вернулось назад, и шесть были потоплены.
В журнале боевых действий «Шеера» отмечено: Кранке сожалел о том, что отвлёкся на «Мопан»: после возни с ним рейдеру пришлось обгонять HX-84, а не атаковать его, как планировалось, на встречном курсе. С учётом того, что до темноты оставалось мало времени, это обстоятельство оказалось первым важным фактором, спасшим конвой от полного уничтожения. Другим фактором, сильно повлиявшим на результаты нападения, стали решительные действия экипажа «Джервис Бэя»: в условиях надвигающейся темноты 24-минутная задержка оказалась спасительной для многих судов. Наконец, и излишняя осторожность самого Кранке, неоправданно быстро прервавшего охоту на одиночные беззащитные суда, не позволила немцам добиться более убедительной победы.
С получением известия об атаке конвоя HX-84 следующий за ним HX-85, покинувший Галифакс 1 ноября, повернул назад и 9 ноября укрылся в канадском Сиднее. 11 ноября он вышел оттуда уже как HX-85/1 и 25 ноября прибыл в Ливерпуль. На следующий день сюда же пришёл HX-86, вышедший из Галифакса 10 ноября. Утверждение Теодора Кранке о том, что «в течение какого-то времени британцы вообще не могли восстановить нормальную навигацию», беспочвенно; все последствия нападения «Адмирала Шеера» для трафика трансатлантических конвоев ограничились задержкой только одного из них. Для того чтобы существенно нарушить движение конвоев на трассе Галифакс — Великобритания, необходимы были регулярные более эффективные атаки.
Автор выражает большую благодарность Игорю Борисенко за помощь в работе над статьёй и предоставленные эксклюзивные материалы.
Литература:
- Donald A. Bertke, Gordon Smith, Don Kindell. World War II Sea War, Volume 3: The Royal Navy is Bloodied in the Mediterranean — Bertke Publications , 2012
- Bernard Edwards. Convoy Will Scatter: The Full Story of Jervis Bay and Convoy HX84 — Pen and Sword Maritime, 2013
- Sam McAughtry. The sinking of the Kenbane Head — Blackstaff Press, 1977
- Bruce A. Watson. Atlantic Convoys and Nazi Raiders: The Deadly Voyage of HMS Jervis Bay — Praeger, 2005
- Теодор Кранке, Йохан Бреннеке. Карманный линкор. «Адмирал Шеер» в Атлантике — М.: «Центрполиграф», 2004
- https://www.warsailors.com
Комментарии к данной статье отключены.