После того, как немецкие торпедные катера, задействовав все имеющиеся силы, неудачно пытались воспрепятствовать высадке союзников в ходе операции «Оверлорд», им пришлось взять паузу. Но вскоре ожесточённые бои в водах Ла-Манша закипели с новой силой.
После налёта в ночь на 15 июня Гавр пустовал недолго. Уже 18 июня туда из Булони перебрались шесть шнелльботов 2-й флотилии. Первая их вылазка из-за непогоды состоялась только в ночь на 23 июня, причём британские патрульные эсминцы потопили S-190. 25 июня в Гавр прибыли три шнелльбота 8-й флотилии, но плохая погода снова заставила немцев сидеть в базе.
В начале июля британскими Прибрежными силами в патрулях между Булонью и Гавром были задействованы 14-я, 29-я, 51-я, и 55-я флотилии торпедных катеров, к которым вскоре присоединились 1-я и 30-я флотилии. В 02:55 2 июля перед Фекампом MTB-632 и MTB-650 55-й флотилии атаковали раумботы 10-й флотилии капитан-лейтенанта Герберта Нау (Herbert Nau) и отправили на дно R-180.
Гибель фрегата «Троллоп»
Едва распогодилось, шнелльботы из Гавра возобновили попытки проникнуть на якорную стоянку в заливе Сены, что привело к столкновениям с британскими патрулями в ночи на 4 и 5 июля. В 23:30 5 июля две группы шнелльботов 2-й флотилии вышли из Гавра на свободную охоту. Заметив «два эсминца, следовавших на север на малой скорости», 1-я группа (S-177, S-180 и S-181) с 5000–6000 метров выпустила шесть торпед, но цель, стреляя осветительными снарядами, повернула, и торпеды прошли мимо. После этого 2-я группа направилась на север, а 1-я на запад, чтобы снова атаковать «эсминцы», однако и от её повторного шеститорпедного залпа противник уклонился. В 01:26 по этой же цели с 6000 метров выпустила шесть торпед 2-я группа (S-175, S-167 и S-174). Результатов атаки немцы не наблюдали, и шнелльботы начали отход.
В эту ночь в 10 милях к западу от мыса Антифер патрулировали фрегат «Троллоп» (HMS Trollope) и эскортные миноносцы «Ла Комбаттан» (La Combattante) и «Стивенстон» (HMS Stevenstone). Незадолго до 01:00 фрегат начал стрельбу осветительными снарядами, а после 01:00 открыл огонь «Стивенстон». В этом районе из-за минной опасности корабли могли передвигаться со скоростью не более четырёх узлов. Немцы ушли, и эскортный миноносец вернулся к «Троллопу», но около 01:30 в мидель фрегата попала торпеда, разорвавшая его надвое. Погибли 65 членов экипажа, ещё 30 были ранены.
«Стивенстон» открыл было огонь по торпедным катерам на востоке, но это оказались свои. Подобрав из воды уцелевших моряков с «Троллопа», миноносец потащил к побережью оставшуюся на плаву кормовую часть фрегата, а примчавшийся «Ла Комбаттан» расстрелял артиллерией носовую. Англичане считают, что фрегат был поражён торпедой, выпущенной шнелльботами с дистанции порядка трёх миль, но в эту же ночь 26 пилотируемых торпед «Негер» (Neger) 361-й флотилии спецсредств произвели из своей базы в Виллер-сюр-Мер первое нападение на Силы вторжения, и немцы утверждают, что «Троллоп» поразила одна из них.
Гибель катера MTB-434
Около 01:00 9 июля канадские катера MTB-459, MTB-461 и MTB-464, патрулировавшие в 11 милях к юго-западу от мыса Антифер, заметили перестрелку у берега в районе мыса Де-ла-Хэв. Приблизившись, они увидели «два повреждённых после атаки на колонну из 10 раумботов торпедных катеров и ещё один подбитый и горящий катер ближе к противнику, в миле от прибрежных скал».
Канадцы прошли вдоль линии раумботов, обстреляв каждый из них со 100 ярдов, а затем подошли к подбитому торпедному катеру, прикрыли его дымовой завесой и сняли экипаж. Немцы не противодействовали спасательным работам и удалились в Гавр. Как оказалось, неудачное нападение провели катера 1-й флотилии, а пострадавшим был MTB-434, который затонул; погиб один член экипажа. У канадцев был один убитый на MTB-461.
Бои в ночь на 27 июля
Поскольку в атаках против Сил вторжения не было достигнуто никаких результатов, «шнелльботфюрер» капитан цур зее Рудольф Петерсен (Rudolf Petersen) приказал снова атаковать конвои у южного побережья Англии. В соответствии с этим приказом в ночь на 27 июля восемь катеров 6-й флотилии вышли из Булони и у Дангенесса атаковали конвой ETM-46, состоявший из 12 судов. Получив в 00:56 целеуказание с берега, группа лейтенанта Виллема де Лозе (Willem A. de Looze), состоявшая из MTB-433, MTB-418 и MTB-436 бросилась на перехват. После непродолжительного поиска в 2000 ярдах были обнаружены радаром «пять торпедных катеров», которые осветил ракетами патрульный «Альбакор» Берегового командования.
Лейтенант де Лозе принял влево, чтобы обстрелять колонну шнелльботов на встречном курсе — времени пересечь курс немцев у него уже не было. Огонь был открыт через две минуты. S-90 получил попадание в топливный бак. В этот момент британцы оказались между немцами и эсминцами «Обидиент» (HMS Obedient), «Оппорчун» (HMS Opportune) и «Сэвидж» (HMS Savage), также направленными на перехват. Эсминцы принялись обстреливать свои торпедные катера, а немецкие S-90 и S-91 безрезультатно выпустили по ним несколько торпед. «Обидиент» в 01:35 поразил MTB-418 в стойку с глубинными бомбами. В 01:38 стрельба по своим прекратилась, но в это время немцы благополучно скрылись. Обе патрульные группы вернулись на исходные позиции, при этом на MTB-418 было двое погибших.
В это же время S-97 и S-114 с 1800 метров отстрелялись циркулирующими торпедами по конвою, поразив два транспорта — 7171-тонный «Форт Перро» (Fort Perrot) и 7046-тонный «Эмпайр Беатрис» (Empire Beatrice), которые получили серьёзные повреждения и потеряли ход.
Этой же ночью пять шнелльботов 2-й флотилии совершили вылазку из Гавра. Патрулировавший у мыса Антифер фрегат «Реталик» (HMS Retalick) засёк шнелльботы радаром и навёл на них группу лейтенанта Тревора Матиаса (Trevor J. Mathias), состоявшую и MTB-430, MTB-412 и MTB-431. Катера противников сошлись на полном ходу. Головной у немцев S-182 протаранил флагмана англичан MTB-430, а следом в погружающийся кормой британский катер врезался идущий за ним MTB-412 и сильно повредил себе корпус. Оба британских катера затонули, погибло 12 моряков. «Реталик» не мог вести огонь на поражение, опасаясь задеть своих, но сделал несколько выстрелов, вынудив шнелльботы ретироваться. Немецкий S-182 тоже был затоплен; восемь членов его экипажа погибли, 17 попали в плен.
Новые сюрпризы шнелльботов
Столкновения в восточной части Канала происходили почти каждую ночь, но результативными они были редко. В ночь на 31 июля пять шнелльботов 2-й флотилии и три 1-й группы 6-й флотилии вышли из Гавра и безуспешно атаковали патрульные эсминцы акустическими торпедами; зато 2-я группа 6-й флотилии (S-97, S-14 и S-91) у Истбурна напала на конвой FTM.53, состоявший из 14 судов, и, выпустив шесть циркулирующих торпед, потопила судно «Сэмуэйк» (Samwake) на 7219 тонн и ещё три 7000-тонных «Либерти» повредила.
После этого англичане снова бросили против шнелльботов тяжёлые бомбардировщики. Ночью на 1 августа гавань Гавра подверглась налёту 53 «Ланкастеров»; повреждения получил только S-134, уже пострадавший в стычке с британскими катерами предыдущей ночью. В ночь на 2 августа из Дьеппа в Гавр перебазировалась 2-я группа 6-й флотилии, а уже вечером 2 августа на гавань Гавра обрушились 54 «Ланкастера». Помимо других кораблей и судов, ими были потоплены S-39 и S-114, а S-79 и S-91 получили серьёзные повреждения. Тем не менее, шнелльботы 2-й флотилии отправились на вылазку, которую сорвали MTB-608, MTB-613, MTB-614 и MTB-680 51-й флотилии — S-168 и S-181 получили попадания, а S-167 и MTB-608 были повреждены в столкновении.
Тогда шнелльботы начали обстреливать корабли и суда союзников у побережья Нормандии новыми циркулирующими торпедами T3D «Дакель» (Dackel). Стреляя от входного буя у Гавра, этими торпедами немцы могли достать суда союзников на стоянке у устья реки Орн, в 18 милях от места пуска. Первая атака была проведена в 01:10–01:50 5 августа, когда шесть шнелльботов выпустили 24 «Дакеля». В ночь на 6 августа вылазку провели три шнелльбота 2-й флотилии с обычными торпедами. Ещё три катера 6-й флотилии в 01:55–02:20 безрезультатно выпустили 12 «Дакелей», были контратакованы британцами и вынуждены были ретироваться; S-97 получил попадание неразорвавшейся торпедой.
Всего шнелльботы провели семь атак с использованием «Дакелей» (последняя 14 августа), выпустив 91 торпеду. Считается, что были поражены четыре цели, в том числе крейсер «Фробишер» (HMS Frobisher) и плавбаза «Альбатрос» (HMS Albatross), но в этом районе также действовали «спецсредства». Одновременно британцы получили подкрепление — вечером 4 августа большая часть американской 35-й эскадры торпедных катеров перебазировалась в Портсмут и сразу присоединилась к патрулирующим у Гавра британцам. Несколько позднее к 35-й эскадре присоединилась 30-я американская эскадра.
Бой у мыса Антифер в ночь на 9 августа
9 августа в 00:43 фрегат «Реталик» обнаружил радаром в 3,5 милях юго-восточнее мыса Антифер «четыре вспомогательных судна и четыре раумбота», поэтому MTB-691, MTB-690 и MTB-692 на 20 узлах направились на перехват. В 01:42, когда враг был в шести милях юго-восточнее мыса Антифер, они безрезультатно выпустили с 1600–1800 ярдов шесть торпед. Немцы, отстреливаясь, удалились в направлении Фекампа.
В 02:20 «Реталик» вновь засёк противника, следующего курсом 270° на 8 узлах в миле юго-западнее Фекампа. На перехват пошли паровые канонерки «Грей Шарк» (HMS Grey Shark) и «Грей Оул» (HMS Grey Owl). Они остановились в миле от неприятеля, в 03:05 с 1600 ярдов выпустили четыре торпеды, наблюдая «попадание и сильный пожар на одном судне», и под обстрелом отошли.
Противник продолжал следовать к мысу Антифер, и PT-520, PT-511 и PT-521 группы лейтенанта Сидни Солтсмена (Sidney I. Saltsman) попытались перехватить его прежде, чем он обогнёт мыс. Однако в 03:38, когда американские катера были ещё в миле от цели, они были освещены и обстреляны батареей из Этрета и вышли из атаки. При попытке атаковать повторно получили попадания PT-520 и PT-521; на последнем остановились два двигателя. Под прикрытием дымовой завесы, выставленной PT-511, оба повреждённых катера медленно вышли из боя.
Союзники все время имели дело с вышедшей на патрулирование из Гавра группой, состоявшей из V-716 с корветтен-капитаном Виктором Раллем (Viktor Rall) на борту и шести форпостенботов 2-й флотилии капитан-лейтенанта Готтфрида Мюллера (Gottfried Müller). В ходе атаки британских канонерок в 03:08 получил торпеду и затонул V-241; весь его экипаж, состоявший из14 человек, погиб.
После этого боя американские и британские катера в районе Гавра провели ещё несколько стычек с кораблями вражеских Прибрежных сил, но следующего успеха добились только ночью на 19 августа. Тогда эскортный миноносец «Мелбрейк» (HMS Melbreak) совместно с MTB-208, MTB-209, MTB-210 и MTB-212 у мыса Антифер атаковал следовавшую из Дьеппа в Гавр группу в составе охотников Uj-1431 и Uj-1433 и раумботов R-218, R-233, R-235 и R-236. В итоге R-218 получил попадание с «Мелбрейка» с выходом из строя обоих двигателей, остался позади и был добит торпедой, выпущенной с 600 ярдов MTB-208.
В ночь на 21 августа конвой из Гавра в Фекамп северо-западнее мыса Антифер атаковали MTB-471, MTB-476 и MTB-477 30-й флотилии. Охотники за субмаринами и раумботы 14-й флотилии отразили нападение, при этом один раумбот был повреждён серьёзно и два незначительно. В то же время все три британских катера жестоко пострадали от огня противника, а MTB-477 на базу притащили на буксире.
Сражения 24–25 августа
В связи с выходом наступавших войск союзников к устью Сены командование группы кригсмарине «Запад» начало отвод своих кораблей из Гавра на восток. В ночь на 24 августа 15-я флотилия форпостенботов корветтен-капитана Ралля и другие корабли, — всего два траулера, один охотник за субмаринами, 16 катеров типа KFK и два раумбота 14-й флотилии с ещё двумя на буксире, — уходившие из Гавра в Дьепп, между мысом Антифер и Фекампом подверглись атакам британских кораблей и катеров.
Первое столкновение произошло вскоре после полуночи западнее Фекампа с патрулём в составе фрегата «Торнборо» (HMS Thornborough) и эскортного миноносца «Талибон» (HMS Talybont), идущими совместно с MTB-695, MTB-694 и MTB-692 лейтенанта Стюарта Маршалла (Stuart D. Marshall) из 53-й флотилии. Катера пытались занять выгодное положение для атаки, но, обстрелянные осветительными снарядами, вынуждены были отступить.
Следом конвой безуспешно атаковал другой патруль — фрегат «Реталик» и эскортный миноносец «Мелбрейк» с MTB-212, MTB-208 и MTB-205 из 13-й флотилии; у немцев были повреждены V-716 и R-229, а R-219 погиб от прямого попадания авиабомбы уже у входа в Дьепп.
Катера лейтенанта Маршалла вскоре после первого боя попытались напасть на семь артиллерийских барж группы «B» 8-й флотилии обер-лейтенанта цур зее Бартельта (Н. Bartelt), следовавших с амуницией из Дьеппа в Гавр. Выйдя из Фекампа в 23:35 23 августа, Бартельт спустя час у Ипорта пересёкся с конвоем 15-й флотилии, который вёл бой с британцами. В 01:50 по УКВ-связи он получил предупреждение, что впереди конвой поджидают вражеские торпедные катера. Во вспышках осветительных снарядов в 2000 метрах впереди по правому борту немцы действительно обнаружили застопорившие ход британские катера, по которым с артиллерийских барж и открыли огонь из всех калибров. Британцы вынуждены были отступить, а в 01:56 немцы скрылись в собственной дымовой завесе.
Следующей ночью союзники увеличили число патрулей у французского побережья. На подходах к Гавру были развёрнуты внушительные силы: фрегат «Сеймур» (HMS Seymour) с MTB-257, MTB-256, MTB-254 и MTB-252 лейтенанта-коммандера Дэвида Шоу (David A. Shaw) из 14-й флотилии и PT-520, −511 и −514 лейтенанта Солтсмена из 35-й эскадры, а также фрегат «Реталик», эскортный миноносец «Талибон», MTB-452, MTB-447 и MTB-453 лейтенанта Лесли Йока (Leslie Yock) из 35-й флотилии и MTB-205, MTB-209 и MTB-210 13-й флотилии.
В 22:00 24 августа из Гавра в Фекамп вышли 38-я флотилия тральщиков фрегаттен-капитана Карла Пальмгрена (Karl Palmgren) и семь артиллерийских барж группы «B» 8-й флотилии. Через 40 минут, когда более быстроходные тральщики находились в трёх милях впереди барж Бартельта, их дважды атаковал патруль американских катеров, но оба раза безрезультатно.
Около 01:00 25 августа тральщики 38-й флотилии были обнаружены, а затем атакованы катерами 14-й флотилии британцев. В 01:29 получил торпеду и отправился на дно M-3857. Артиллерийские баржи немцев поспешили на помощь, но в бою принять участие не успели. Через три минуты в бой снова вступили американские катера, атаковав совершавшие самостоятельный переход Гавр — Булонь шнелльботы S-91 и S-132. Американцы посчитали, что противников было четыре, и они серьёзно повредили одного из них; при этом PT-520 получил пробоину в правый борт.
Затем севернее Фекампа S-91 и S-132 были обстреляны «Талибоном» и «Реталиком». Вскоре S-91 получил несколько попаданий, загорелся и потерял ход. В 02:06, после того, как его оставил экипаж, катер был взорван; погибло два и было ранено девять членов экипажа; S-132 укрылся в Дьеппе.
После этого патруль британских торпедных катеров 35-й флотилии у мыса Антифер имел две стычки с «траулерами и раумботами», а патруль 13-й флотилии обнаружил и атаковал «группу из пяти танкодесантных барж, вооружённых 88-мм орудиями», выпустив шесть торпед с заявкой MTB-210 на потопление баржи. На самом деле корабли 8-й флотилии совершенно не пострадали: две атаки катеров были отбиты, от выпущенных ими торпед немцы уклонились. В 03:12 8-я флотилия укрылась в Фекампе.
Несколькими часами позднее сюда же прибыли пять из шести артиллерийских барж группы «A» 8-й флотилии обер-лейтенанта цур зее Фреда Конрада (Fred Conrad), следовавшие из Ле-Трепо в Гавр со 100 тоннами боеприпасов. В 05:42 на подходе к Фекампу флагманская AF-103 подорвалась на мине и в 07:01 пошла ко дну, а уже в 07:30 был получен приказ командующего 2-й дивизии охранения о продолжении операции. На усиление группы Конрада Бартельт передал AF-101.
Сражение в ночь на 26 августа
В 00:40 26 августа группа Конрада покинула Фекамп и продолжила движение в Гавр. Баржи шли шестиугольником с флагманской AF-105 во главе. На усиление конвоя из Дьеппа были направлены шнелльботы S-174 и S-170.
Немцам предстояло пройти мимо трёх патрульных групп — фрегата «Торнборо» с MTB-450, MTB-481 и MTB-482 лейтенанта Дадли Диксона (Dudley Dixon) из 35-й флотилии, эскортного миноносца «Ла Комбаттан» с MTB-253, MTB-257 и MTB-254 лейтенанта Шоу из 14-й флотилии и фрегата «Сеймур» с PT-519, PT-513 и PT-516 лейтенанта Уильяма Райана (William J. Ryan) из 35-й эскадры. В 01:30 26 августа шнелльботы были замечены в 7 милях SW мыса Антифер. Катера лейтенанта Диксона преследовали их, но немцы ушли от погони. После этого Диксон двинулся на юг и в 01:49 атаковал двигавшиеся в 400 ярдах от берега баржи 8-й флотилии, но был отбит.
Согласно журналу боевых действий 8-й флотилии артиллерийских барж, далее события развивались так. В 02:00 к конвою присоединились S-174 и S-170. В 02:20 была замечена стрельба осветительными снарядами в 8000 метрах по правому борту и «шесть крупных целей». Затем AF-105 и AF-110 были освещены разрывами осветительных снарядов и попали под обстрел. Немцы начали отстреливаться из 88-мм и 37-мм орудий. В 02:50 оба шнелльбота, каждый самостоятельно, атаковали врага, при этом S-170 безрезультатно выпустил две торпеды в «эсминец». К 02:55 артиллерийские попадания получили все шесть барж. AF-97, AF-110 и AF-111 загорелись, на двух последних стали рваться загруженные боеприпасы, обе они устремились к берегу. В 03:15 немцы под непрерывным обстрелом повернули назад в Фекамп.
В 03:20, по докладу немцев, появилось несколько групп британских торпедных катеров; AF-97 получила попадание торпеды и потонула. Шнелльботы сопровождали горящие AF-110 и AF-111, AF-105 сняла около 20 человек с AF-110, британские катера снова атаковали, но выпущенные ими по AF-110 и AF-111 торпеды взорвались на берегу. Обе баржи выбросились на пляж, где и сгорели.
В 03:25 под прикрытием поставленной шнелльботами дымовой завесы AF-105, AF-101 и AF-109 — последняя на буксире у S-174 — почти достигли берега, но наткнулись на своё минное поле и вынуждены были повернуть в сторону моря. Здесь их снова заметили и атаковали британские катера. AF-105 получила торпеду в центр корпуса и быстро затонула, при этом погиб обер-лейтенант цур зее Конрад.
В 03:40 AF-101 и AF-109 ушли в Фекамп, в то время как S-170 занялся спасением экипажа AF-105. Всего вместе с четырьмя баржами погибло и пропало без вести около 40 немецких моряков, ещё 80 были ранены. Немцы посчитали, что 8-я флотилия вела бой с группами вражеских торпедных катеров, эсминцами и даже крейсерами, потопив один эсминец и один торпедный катер.
Героем сражения оказался «Ла Комбаттан». Получив известие о бое Диксона с противником, французы двинулись навстречу конвою вдоль побережья от Гавра к Этрету. Был включён поисковый радар, но прибрежные меловые скалы затрудняли обнаружение неприятеля. Тем не менее, капитан Андре Пату (André Patou) нашёл конвой, на полной скорости сблизился с ним, и в 02:30 с 3000 ярдов открыл огонь: «Две цели были подожжены сразу, ещё одна взорвалась четверть часа спустя, в 02:46». В ходе боя «Ла Комбаттан» «потопил ещё два судна и торпедный катер», после чего в 03:45 начал отход, «оставив ещё одно судно горящим на берегу у Ипорта». Избегая атаки Пату, «судно и большой раумбот нового типа» повернули назад в Фекамп, но были перехвачены катерами лейтенанта Шоу, которые «выпустили шесть торпед и отправили их на дно».
Участие американцев в сражении ограничилось неудачной торпедной атакой «двух шнелльботов и двух раумботов с последующей перестрелкой с ними», при этом PT-513 «получил пробоину в корпусе, а на PT-516 было двое раненых осколками».
Командование группы «Запад» более не считало возможным продолжать снабжение Гавра по морю и решило в ночь на 28 августа вывести из Гавра два остававшихся там боеспособных охотника и раумботы 14-й флотилии, которые при отходе должны были заминировать порт.
В это время корабли Бартельта — шесть артиллерийских барж, один форпостенбот, три тральщика и один катер типа KFK, покинувшие Фекамп в 00:30 26 августа, следовали в Дьепп. AF-104 шла слишком медленно, и в 02:10 была отправлена назад в Фекамп. В 06:55 конвой благополучно прибыл по назначению.
Сражение в ночь на 27 августа
В 22:15 группа Бартельта покинула Дьепп и направилась в Фекамп с задачей вывести оттуда остальные корабли флотилии. Пять барж следовали левым пеленгом мористее, прикрывая шедшие у берега буксир «Нунжессер» (Nungesser), R-227 и R-226.
В районе Фекампа патрулировали фрегат «Реталик» в компании с MTB-208, MTB-210, PT-520, PT-511 и PT-514, а также эскортный миноносец «Миддлтон» (HMS Middleton) с MTB-252 и MTB-256. Конвой был атакован сначала двумя британскими катерами, затем «Миддлтоном» и, наконец, всеми остальными. Тройка американских катеров вместе с «Реталиком» патрулировали в 6 милях к северу от Фекампа. В 02:09 «Реталиком» были замечены вражеские корабли, двигавшиеся на запад в миле от береговой черты. В 02:13–02:23 «Миддлтон» обстрелял конвой, после чего на сближение с противником пошли американцы. Они выпустили шесть торпед по «трём десантным судам и двум раумботам», претендуя на одну потопленную и одну повреждённую баржи. Только после этого немцы с 2500 ярдов открыли огонь по удаляющимся американцам, однако те на 43 узлах благополучно вышли из-под обстрела.
Согласно журналу боевых действий 8-й флотилии артиллерийских барж, «в 02:04 незамеченная группа из четырёх торпедных катеров атаковала по траверзу с правого борта. Попадание торпеды в корму получила концевая AF-108». Бартельт отправил буксир и раумботы на помощь, а сам с остальными баржами прикрывал спасательную операцию: «в 02:11 начали обстрел 3–4 вражеских эсминца. Все баржи следуют кильватерной колонной и ведут ответный огонь с 4500–5000 метров… Один эсминец горит по носу и корме. Огонь концентрируется на этой цели». В 02:17 цель, определённая как эсминец типа «Хант», «взорвалась и переломилась пополам. Три британских торпедных катера, принимающие участие в спасательных работах, подвергаются обстрелу из 37-мм артиллерийских установок». При этом AF-108 была расстреляна и потоплена раумботом R-226.
В 02:50 сзади с правого борта 8-ю флотилию атаковала другая группа торпедных катеров. На этот раз была торпедирована AF-98; в 04:30, в 4 милях к востоку от Фекампа, она затонула. Бартельт перешёл на R-226. Переполненный ранеными R-227 отправили в Дьепп, а уцелевшие немецкие корабли в 06:00 укрылись в Фекампе.
Сражение в ночь на 28 августа
В 23:38 27 августа фрегат «Торнборо» между мысом Антифер и Этретом обнаружил уходившие из Гавра совместно с Uj-1431 и Uj-1433 семь раумботов 14-й флотилии капитан-лейтенанта Отто Нордта (Otto Nordt). В 23:40 фрегат дал целеуказание «Ла Комбаттану» и трём группам торпедных катеров: MTB-450, MTB-447 и MTB-482 лейтенанта Диксона, MTB-693, MTB-695 и MTB-692 лейтенанта Маршалла и MTB-253 и MTB-257 лейтенанта Ричарда Лэинга (Richard B. Laing). «Ла Комбаттан» должен был обеспечить успех атаки катеров лейтенанта Диксона.
В 23:45 «Ла Комбаттан» радаром обнаружил соединение с «четырьмя вооружёнными траулерами во главе», следовавшее под прикрытием тумана под берегом, и зашёл на него с кормы, однако, замеченный при свете луны, сразу же попал под прицельный обстрел вражеских кораблей и береговой артиллерии. Тем не менее, его первый залп «попал в концевой вражеский траулер, который затем непрерывно поражался в течение минуты» — это был Uj-1433. Вскоре цель горела от носа до кормы. Тройка катеров Диксона только после четвёртого захода с 1400 ярдов выпустила пять торпед «в два каботажника». В ходе атаки катера едва избежали столкновений с французским миноносцем, а их торпеды прошли мимо целей. «Ла Комбаттан» получил попадание в мостик, его радары вышли из строя. Поскольку по визуальным данным стрелять было невозможно, в 00:03 28 августа капитан Пату разорвал контакт.
Торпедные катера продолжали атаки конвоя до самого входа в гавань Фекампа. Кроме потерянного Uj-1433 был повреждён раумбот R-231, которого увёл в гавань на буксире Uj-1431. Силы нападавших немцы определили как «крейсер, 3–4 эсминца и шесть артиллерийских катеров».
Сражение в ночь на 30 августа
Вечером 29 августа корабли группы «Запад» продолжили отступление на восток. Из Фекампа в Дьепп вышли девять раумботов 14-й флотилии капитан-лейтенанта Нордта, шесть барж Бартельта, охотник Uj-1431, дрифтер, вооружённый траулер и буксир. У них на пути оказались только фрегат «Реталик» и эскортный миноносец «Каттисток» (HMS Cattistock); четыре группы британских «москитов» задерживались с выходом на позиции.
В 21:55 «Реталик» сообщил о радиолокационном контакте в 13,5 милях по пеленгу 145°. В 22:08 «Каттисток» засёк эту цель своим радаром в 7,4 милях и повернул на неё. В 22:22, когда дистанция сократилась до 3600 ярдов, миноносец, поддержанный «Реталиком», выпустил осветительный снаряд и открыл огонь из всех орудий. В 22:29, когда дистанция сократилась до 2000 ярдов, «Каттисток», освещённый противником, отвернул, прикрывшись дымовой завесой.
Удалившись от конвоя на 4600 ярдов, в 22:33 миноносец развернулся на курс 200° для второго захода, на этот раз самостоятельно. Теперь он стрелял правым бортом. Когда в 22:36 дистанция сократилась до 1600 ярдов, радар засёк ещё одну цель всего в 500 ярдах — на помощь конвою подоспели шнелльботы 8-й флотилии, и один из них, S-196, обстрелял мостик в упор. Попаданиями были выведены из строя радар и гироскоп, командир корабля лейтенант Ричард Кедди (Richard Keddie) погиб, а первый помощник был ранен. Корабль оказался очень близко к берегу, поэтому курс немедленно изменили на северный, и под прикрытием дымовой завесы миноносец, отстреливаясь, вышел из боя.
Корабль получил 26 попаданий (все выше ватерлинии), погибли три офицера и один матрос, 25 членов экипажа получили ранения. Немцы констатировали нападение «4–5 эсминцев в двух группах», поражение артиллерией «головного эсминца одной из групп» и «попадание торпедой в эсминец» шнелльботами 8-й флотилии. Утром 30 августа конвой Нордта с минимальным ущербом пришёл в Дьепп.
Вечером 30 августа Нордт с 10 раумботами, шестью артиллерийскими баржами, охотником Uj-1431, двумя траулерами и тремя вспомогательными судами вышел из Дьеппа в Булонь. Их прикрывали три шнелльбота 2-й флотилии. На переходе конвой подвергся атаке с воздуха, а затем катеров, но все они были отражены.
Прорыв через Дуврский пролив
Теперь сосредоточенным в Булони кораблям группы «Запад» предстоял переход в порты Северного моря. Руководил прорывом командующий 2-й дивизией охраны фрегаттен-капитан Адальберт фон Бланк (Adalbert von Blanc). Немецкие корабли прорывались в Дюнкерк несколькими группами. Ночью на 1 сентября группу Нордта в составе 10 раумботов 14-й флотилии, охотника Uj-1431 и буксира сразу после выхода из Булони атаковали самолёты; повреждённые бомбами два раумбота взяли на буксир. За мысом Гри-Не последовал обстрел дуврских батарей, затем атаковали «три торпедных катера», а под конец вновь налетели самолёты, но все атаки закончились незначительными повреждениями охотника и трёх раумботов. Группа обер-лейтенанта цур зее Шнайдера, состоявшая из шести барж 8-й флотилии артиллерийских барж, тральщика, двух патрульных катеров и буксира также была обстреляна береговыми батареями, атакована с воздуха и «пятью торпедными катерами», но и этот конвой без потерь достиг пункта назначения.
Следующей ночью прорывались шесть барж 2-й флотилии артиллерийских барж. Немцы зафиксировали 22 атаки самолётов и 25 залпов батарей Дувра. В 01:25–01:33 2 сентября у мыса Гри-Не последовало комбинированное нападение британских самолётов и торпедных катеров. В 01:28 баржа АF-70 получила торпедное попадание и в 01:56 затонула; уцелевших членов экипажа подобрала АF-60. Остальные корабли благополучно пришли по назначению. Следовавшая этим же маршрутом 38-я флотилия тральщиков успешно отразила все атаки самолётов и катеров.
Англичане констатировали, что, противодействуя прорыву через Дуврский пролив ночью на 2 сентября, береговые батареи «потопили или повредили семь кораблей противника», а торпедные катера в двух последовавших за этим атаках «потопили один десантный корабль и, возможно, ещё два». Вражеские катера «были отогнаны огнём береговой артиллерии».
Продолжение следует.
Источники и литература:
- Admirality War Diaries
- War Diaries: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Robert J. Bulkley. At Close Quarters: PT Boats in the United States Navy — Military Studies Press, 2001
- Bryan Cooper. The E-Boat Threat — London, Macdonald and Jane's, 1970
- Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- John Lambert. Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat — Conway Maritime Press, 2005
- Leonard C. Reynolds. Dog Boats at War: Royal Navy D-Class MTBs and MGBs, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2009
- Markham Scott. The Battle of the Narrow Seas — Seaforth Publishing, 2009
- Gordon Williamson. E-Boat vs MTB: The English Channel 1941–1945 — Duel, 2011
- http://www.s-boot.net
- http://www.naval-history.net
- http://www.forum-marinearchiv.de
- https://cfv.org.uk/forum
Комментарии к данной статье отключены.