После того, как немецкие торпедные катера, задействовав все имеющиеся силы, неудачно пытались воспрепятствовать высадке союзников в ходе операции «Оверлорд», им пришлось взять паузу. Но вскоре ожесточённые бои в водах Ла-Манша закипели с новой силой.
После налёта в ночь на 15 июня Гавр пустовал недолго. Уже 18 июня туда из Булони перебрались шесть шнелльботов 2-й флотилии. Первая их вылазка из-за непогоды состоялась только в ночь на 23 июня, причём британские патрульные эсминцы потопили S-190. 25 июня в Гавр прибыли три шнелльбота 8-й флотилии, но плохая погода снова заставила немцев сидеть в базе.
![Британские торпедные катера патрулируют в Ла-Манше - Разгром на востоке Канала | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/400/content/01-3552485e66e8a24d1fd05e3456822dc0.jpg)
В начале июля британскими Прибрежными силами в патрулях между Булонью и Гавром были задействованы 14-я, 29-я, 51-я, и 55-я флотилии торпедных катеров, к которым вскоре присоединились 1-я и 30-я флотилии. В 02:55 2 июля перед Фекампом MTB-632 и MTB-650 55-й флотилии атаковали раумботы 10-й флотилии капитан-лейтенанта Герберта Нау (Herbert Nau) и отправили на дно R-180.
Гибель фрегата «Троллоп»
Едва распогодилось, шнелльботы из Гавра возобновили попытки проникнуть на якорную стоянку в заливе Сены, что привело к столкновениям с британскими патрулями в ночи на 4 и 5 июля. В 23:30 5 июля две группы шнелльботов 2-й флотилии вышли из Гавра на свободную охоту. Заметив «два эсминца, следовавших на север на малой скорости», 1-я группа (S-177, S-180 и S-181) с 5000–6000 метров выпустила шесть торпед, но цель, стреляя осветительными снарядами, повернула, и торпеды прошли мимо. После этого 2-я группа направилась на север, а 1-я на запад, чтобы снова атаковать «эсминцы», однако и от её повторного шеститорпедного залпа противник уклонился. В 01:26 по этой же цели с 6000 метров выпустила шесть торпед 2-я группа (S-175, S-167 и S-174). Результатов атаки немцы не наблюдали, и шнелльботы начали отход.
В эту ночь в 10 милях к западу от мыса Антифер патрулировали фрегат «Троллоп» (HMS Trollope) и эскортные миноносцы «Ла Комбаттан» (La Combattante) и «Стивенстон» (HMS Stevenstone). Незадолго до 01:00 фрегат начал стрельбу осветительными снарядами, а после 01:00 открыл огонь «Стивенстон». В этом районе из-за минной опасности корабли могли передвигаться со скоростью не более четырёх узлов. Немцы ушли, и эскортный миноносец вернулся к «Троллопу», но около 01:30 в мидель фрегата попала торпеда, разорвавшая его надвое. Погибли 65 членов экипажа, ещё 30 были ранены.
![Британский фрегат «Троллоп» - Разгром на востоке Канала | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/399/content/02-1feb62aeb6243133ab19328ec60fc262.jpg)
«Стивенстон» открыл было огонь по торпедным катерам на востоке, но это оказались свои. Подобрав из воды уцелевших моряков с «Троллопа», миноносец потащил к побережью оставшуюся на плаву кормовую часть фрегата, а примчавшийся «Ла Комбаттан» расстрелял артиллерией носовую. Англичане считают, что фрегат был поражён торпедой, выпущенной шнелльботами с дистанции порядка трёх миль, но в эту же ночь 26 пилотируемых торпед «Негер» (Neger) 361-й флотилии спецсредств произвели из своей базы в Виллер-сюр-Мер первое нападение на Силы вторжения, и немцы утверждают, что «Троллоп» поразила одна из них.
Гибель катера MTB-434
Около 01:00 9 июля канадские катера MTB-459, MTB-461 и MTB-464, патрулировавшие в 11 милях к юго-западу от мыса Антифер, заметили перестрелку у берега в районе мыса Де-ла-Хэв. Приблизившись, они увидели «два повреждённых после атаки на колонну из 10 раумботов торпедных катеров и ещё один подбитый и горящий катер ближе к противнику, в миле от прибрежных скал».
Канадцы прошли вдоль линии раумботов, обстреляв каждый из них со 100 ярдов, а затем подошли к подбитому торпедному катеру, прикрыли его дымовой завесой и сняли экипаж. Немцы не противодействовали спасательным работам и удалились в Гавр. Как оказалось, неудачное нападение провели катера 1-й флотилии, а пострадавшим был MTB-434, который затонул; погиб один член экипажа. У канадцев был один убитый на MTB-461.
Бои в ночь на 27 июля
Поскольку в атаках против Сил вторжения не было достигнуто никаких результатов, «шнелльботфюрер» капитан цур зее Рудольф Петерсен (Rudolf Petersen) приказал снова атаковать конвои у южного побережья Англии. В соответствии с этим приказом в ночь на 27 июля восемь катеров 6-й флотилии вышли из Булони и у Дангенесса атаковали конвой ETM-46, состоявший из 12 судов. Получив в 00:56 целеуказание с берега, группа лейтенанта Виллема де Лозе (Willem A. de Looze), состоявшая из MTB-433, MTB-418 и MTB-436 бросилась на перехват. После непродолжительного поиска в 2000 ярдах были обнаружены радаром «пять торпедных катеров», которые осветил ракетами патрульный «Альбакор» Берегового командования.
Лейтенант де Лозе принял влево, чтобы обстрелять колонну шнелльботов на встречном курсе — времени пересечь курс немцев у него уже не было. Огонь был открыт через две минуты. S-90 получил попадание в топливный бак. В этот момент британцы оказались между немцами и эсминцами «Обидиент» (HMS Obedient), «Оппорчун» (HMS Opportune) и «Сэвидж» (HMS Savage), также направленными на перехват. Эсминцы принялись обстреливать свои торпедные катера, а немецкие S-90 и S-91 безрезультатно выпустили по ним несколько торпед. «Обидиент» в 01:35 поразил MTB-418 в стойку с глубинными бомбами. В 01:38 стрельба по своим прекратилась, но в это время немцы благополучно скрылись. Обе патрульные группы вернулись на исходные позиции, при этом на MTB-418 было двое погибших.
![Британский торпедный катер MTB-459 - Разгром на востоке Канала | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/401/content/03-6a329eb567b56287d5f6f290d263b894.jpg)
В это же время S-97 и S-114 с 1800 метров отстрелялись циркулирующими торпедами по конвою, поразив два транспорта — 7171-тонный «Форт Перро» (Fort Perrot) и 7046-тонный «Эмпайр Беатрис» (Empire Beatrice), которые получили серьёзные повреждения и потеряли ход.
Этой же ночью пять шнелльботов 2-й флотилии совершили вылазку из Гавра. Патрулировавший у мыса Антифер фрегат «Реталик» (HMS Retalick) засёк шнелльботы радаром и навёл на них группу лейтенанта Тревора Матиаса (Trevor J. Mathias), состоявшую и MTB-430, MTB-412 и MTB-431. Катера противников сошлись на полном ходу. Головной у немцев S-182 протаранил флагмана англичан MTB-430, а следом в погружающийся кормой британский катер врезался идущий за ним MTB-412 и сильно повредил себе корпус. Оба британских катера затонули, погибло 12 моряков. «Реталик» не мог вести огонь на поражение, опасаясь задеть своих, но сделал несколько выстрелов, вынудив шнелльботы ретироваться. Немецкий S-182 тоже был затоплен; восемь членов его экипажа погибли, 17 попали в плен.
Новые сюрпризы шнелльботов
Столкновения в восточной части Канала происходили почти каждую ночь, но результативными они были редко. В ночь на 31 июля пять шнелльботов 2-й флотилии и три 1-й группы 6-й флотилии вышли из Гавра и безуспешно атаковали патрульные эсминцы акустическими торпедами; зато 2-я группа 6-й флотилии (S-97, S-14 и S-91) у Истбурна напала на конвой FTM.53, состоявший из 14 судов, и, выпустив шесть циркулирующих торпед, потопила судно «Сэмуэйк» (Samwake) на 7219 тонн и ещё три 7000-тонных «Либерти» повредила.
После этого англичане снова бросили против шнелльботов тяжёлые бомбардировщики. Ночью на 1 августа гавань Гавра подверглась налёту 53 «Ланкастеров»; повреждения получил только S-134, уже пострадавший в стычке с британскими катерами предыдущей ночью. В ночь на 2 августа из Дьеппа в Гавр перебазировалась 2-я группа 6-й флотилии, а уже вечером 2 августа на гавань Гавра обрушились 54 «Ланкастера». Помимо других кораблей и судов, ими были потоплены S-39 и S-114, а S-79 и S-91 получили серьёзные повреждения. Тем не менее, шнелльботы 2-й флотилии отправились на вылазку, которую сорвали MTB-608, MTB-613, MTB-614 и MTB-680 51-й флотилии — S-168 и S-181 получили попадания, а S-167 и MTB-608 были повреждены в столкновении.
Тогда шнелльботы начали обстреливать корабли и суда союзников у побережья Нормандии новыми циркулирующими торпедами T3D «Дакель» (Dackel). Стреляя от входного буя у Гавра, этими торпедами немцы могли достать суда союзников на стоянке у устья реки Орн, в 18 милях от места пуска. Первая атака была проведена в 01:10–01:50 5 августа, когда шесть шнелльботов выпустили 24 «Дакеля». В ночь на 6 августа вылазку провели три шнелльбота 2-й флотилии с обычными торпедами. Ещё три катера 6-й флотилии в 01:55–02:20 безрезультатно выпустили 12 «Дакелей», были контратакованы британцами и вынуждены были ретироваться; S-97 получил попадание неразорвавшейся торпедой.
Всего шнелльботы провели семь атак с использованием «Дакелей» (последняя 14 августа), выпустив 91 торпеду. Считается, что были поражены четыре цели, в том числе крейсер «Фробишер» (HMS Frobisher) и плавбаза «Альбатрос» (HMS Albatross), но в этом районе также действовали «спецсредства». Одновременно британцы получили подкрепление — вечером 4 августа большая часть американской 35-й эскадры торпедных катеров перебазировалась в Портсмут и сразу присоединилась к патрулирующим у Гавра британцам. Несколько позднее к 35-й эскадре присоединилась 30-я американская эскадра.
Бой у мыса Антифер в ночь на 9 августа
9 августа в 00:43 фрегат «Реталик» обнаружил радаром в 3,5 милях юго-восточнее мыса Антифер «четыре вспомогательных судна и четыре раумбота», поэтому MTB-691, MTB-690 и MTB-692 на 20 узлах направились на перехват. В 01:42, когда враг был в шести милях юго-восточнее мыса Антифер, они безрезультатно выпустили с 1600–1800 ярдов шесть торпед. Немцы, отстреливаясь, удалились в направлении Фекампа.
В 02:20 «Реталик» вновь засёк противника, следующего курсом 270° на 8 узлах в миле юго-западнее Фекампа. На перехват пошли паровые канонерки «Грей Шарк» (HMS Grey Shark) и «Грей Оул» (HMS Grey Owl). Они остановились в миле от неприятеля, в 03:05 с 1600 ярдов выпустили четыре торпеды, наблюдая «попадание и сильный пожар на одном судне», и под обстрелом отошли.
Противник продолжал следовать к мысу Антифер, и PT-520, PT-511 и PT-521 группы лейтенанта Сидни Солтсмена (Sidney I. Saltsman) попытались перехватить его прежде, чем он обогнёт мыс. Однако в 03:38, когда американские катера были ещё в миле от цели, они были освещены и обстреляны батареей из Этрета и вышли из атаки. При попытке атаковать повторно получили попадания PT-520 и PT-521; на последнем остановились два двигателя. Под прикрытием дымовой завесы, выставленной PT-511, оба повреждённых катера медленно вышли из боя.
Союзники все время имели дело с вышедшей на патрулирование из Гавра группой, состоявшей из V-716 с корветтен-капитаном Виктором Раллем (Viktor Rall) на борту и шести форпостенботов 2-й флотилии капитан-лейтенанта Готтфрида Мюллера (Gottfried Müller). В ходе атаки британских канонерок в 03:08 получил торпеду и затонул V-241; весь его экипаж, состоявший из14 человек, погиб.
После этого боя американские и британские катера в районе Гавра провели ещё несколько стычек с кораблями вражеских Прибрежных сил, но следующего успеха добились только ночью на 19 августа. Тогда эскортный миноносец «Мелбрейк» (HMS Melbreak) совместно с MTB-208, MTB-209, MTB-210 и MTB-212 у мыса Антифер атаковал следовавшую из Дьеппа в Гавр группу в составе охотников Uj-1431 и Uj-1433 и раумботов R-218, R-233, R-235 и R-236. В итоге R-218 получил попадание с «Мелбрейка» с выходом из строя обоих двигателей, остался позади и был добит торпедой, выпущенной с 600 ярдов MTB-208.
В ночь на 21 августа конвой из Гавра в Фекамп северо-западнее мыса Антифер атаковали MTB-471, MTB-476 и MTB-477 30-й флотилии. Охотники за субмаринами и раумботы 14-й флотилии отразили нападение, при этом один раумбот был повреждён серьёзно и два незначительно. В то же время все три британских катера жестоко пострадали от огня противника, а MTB-477 на базу притащили на буксире.
Сражения 24–25 августа
В связи с выходом наступавших войск союзников к устью Сены командование группы кригсмарине «Запад» начало отвод своих кораблей из Гавра на восток. В ночь на 24 августа 15-я флотилия форпостенботов корветтен-капитана Ралля и другие корабли, — всего два траулера, один охотник за субмаринами, 16 катеров типа KFK и два раумбота 14-й флотилии с ещё двумя на буксире, — уходившие из Гавра в Дьепп, между мысом Антифер и Фекампом подверглись атакам британских кораблей и катеров.
Первое столкновение произошло вскоре после полуночи западнее Фекампа с патрулём в составе фрегата «Торнборо» (HMS Thornborough) и эскортного миноносца «Талибон» (HMS Talybont), идущими совместно с MTB-695, MTB-694 и MTB-692 лейтенанта Стюарта Маршалла (Stuart D. Marshall) из 53-й флотилии. Катера пытались занять выгодное положение для атаки, но, обстрелянные осветительными снарядами, вынуждены были отступить.
Следом конвой безуспешно атаковал другой патруль — фрегат «Реталик» и эскортный миноносец «Мелбрейк» с MTB-212, MTB-208 и MTB-205 из 13-й флотилии; у немцев были повреждены V-716 и R-229, а R-219 погиб от прямого попадания авиабомбы уже у входа в Дьепп.
Катера лейтенанта Маршалла вскоре после первого боя попытались напасть на семь артиллерийских барж группы «B» 8-й флотилии обер-лейтенанта цур зее Бартельта (Н. Bartelt), следовавших с амуницией из Дьеппа в Гавр. Выйдя из Фекампа в 23:35 23 августа, Бартельт спустя час у Ипорта пересёкся с конвоем 15-й флотилии, который вёл бой с британцами. В 01:50 по УКВ-связи он получил предупреждение, что впереди конвой поджидают вражеские торпедные катера. Во вспышках осветительных снарядов в 2000 метрах впереди по правому борту немцы действительно обнаружили застопорившие ход британские катера, по которым с артиллерийских барж и открыли огонь из всех калибров. Британцы вынуждены были отступить, а в 01:56 немцы скрылись в собственной дымовой завесе.
Следующей ночью союзники увеличили число патрулей у французского побережья. На подходах к Гавру были развёрнуты внушительные силы: фрегат «Сеймур» (HMS Seymour) с MTB-257, MTB-256, MTB-254 и MTB-252 лейтенанта-коммандера Дэвида Шоу (David A. Shaw) из 14-й флотилии и PT-520, −511 и −514 лейтенанта Солтсмена из 35-й эскадры, а также фрегат «Реталик», эскортный миноносец «Талибон», MTB-452, MTB-447 и MTB-453 лейтенанта Лесли Йока (Leslie Yock) из 35-й флотилии и MTB-205, MTB-209 и MTB-210 13-й флотилии.
![Такие артиллерийские баржи типа «D» состояли на вооружении 8-й AF-флотилии. Художник Марко Гурк (https://historisches-marinearchiv.de) - Разгром на востоке Канала | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/402/content/04-673db5b2154997a2ffe39d5f09cbd125.jpg)
Художник Марко Гурк (https://historisches-marinearchiv.de)
В 22:00 24 августа из Гавра в Фекамп вышли 38-я флотилия тральщиков фрегаттен-капитана Карла Пальмгрена (Karl Palmgren) и семь артиллерийских барж группы «B» 8-й флотилии. Через 40 минут, когда более быстроходные тральщики находились в трёх милях впереди барж Бартельта, их дважды атаковал патруль американских катеров, но оба раза безрезультатно.
Около 01:00 25 августа тральщики 38-й флотилии были обнаружены, а затем атакованы катерами 14-й флотилии британцев. В 01:29 получил торпеду и отправился на дно M-3857. Артиллерийские баржи немцев поспешили на помощь, но в бою принять участие не успели. Через три минуты в бой снова вступили американские катера, атаковав совершавшие самостоятельный переход Гавр — Булонь шнелльботы S-91 и S-132. Американцы посчитали, что противников было четыре, и они серьёзно повредили одного из них; при этом PT-520 получил пробоину в правый борт.
Затем севернее Фекампа S-91 и S-132 были обстреляны «Талибоном» и «Реталиком». Вскоре S-91 получил несколько попаданий, загорелся и потерял ход. В 02:06, после того, как его оставил экипаж, катер был взорван; погибло два и было ранено девять членов экипажа; S-132 укрылся в Дьеппе.
![Британский эсминец «Обидиент» - Разгром на востоке Канала | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/403/content/05-2ec9c4b1e307aa075f55b601a66a0982.jpg)
После этого патруль британских торпедных катеров 35-й флотилии у мыса Антифер имел две стычки с «траулерами и раумботами», а патруль 13-й флотилии обнаружил и атаковал «группу из пяти танкодесантных барж, вооружённых 88-мм орудиями», выпустив шесть торпед с заявкой MTB-210 на потопление баржи. На самом деле корабли 8-й флотилии совершенно не пострадали: две атаки катеров были отбиты, от выпущенных ими торпед немцы уклонились. В 03:12 8-я флотилия укрылась в Фекампе.
Несколькими часами позднее сюда же прибыли пять из шести артиллерийских барж группы «A» 8-й флотилии обер-лейтенанта цур зее Фреда Конрада (Fred Conrad), следовавшие из Ле-Трепо в Гавр со 100 тоннами боеприпасов. В 05:42 на подходе к Фекампу флагманская AF-103 подорвалась на мине и в 07:01 пошла ко дну, а уже в 07:30 был получен приказ командующего 2-й дивизии охранения о продолжении операции. На усиление группы Конрада Бартельт передал AF-101.
Сражение в ночь на 26 августа
В 00:40 26 августа группа Конрада покинула Фекамп и продолжила движение в Гавр. Баржи шли шестиугольником с флагманской AF-105 во главе. На усиление конвоя из Дьеппа были направлены шнелльботы S-174 и S-170.
Немцам предстояло пройти мимо трёх патрульных групп — фрегата «Торнборо» с MTB-450, MTB-481 и MTB-482 лейтенанта Дадли Диксона (Dudley Dixon) из 35-й флотилии, эскортного миноносца «Ла Комбаттан» с MTB-253, MTB-257 и MTB-254 лейтенанта Шоу из 14-й флотилии и фрегата «Сеймур» с PT-519, PT-513 и PT-516 лейтенанта Уильяма Райана (William J. Ryan) из 35-й эскадры. В 01:30 26 августа шнелльботы были замечены в 7 милях SW мыса Антифер. Катера лейтенанта Диксона преследовали их, но немцы ушли от погони. После этого Диксон двинулся на юг и в 01:49 атаковал двигавшиеся в 400 ярдах от берега баржи 8-й флотилии, но был отбит.
![Американский торпедный катер PT-513 - Разгром на востоке Канала | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/404/content/07-ecbe90f60c3dc26a7f6c1f3564629d4c.jpg)
Согласно журналу боевых действий 8-й флотилии артиллерийских барж, далее события развивались так. В 02:00 к конвою присоединились S-174 и S-170. В 02:20 была замечена стрельба осветительными снарядами в 8000 метрах по правому борту и «шесть крупных целей». Затем AF-105 и AF-110 были освещены разрывами осветительных снарядов и попали под обстрел. Немцы начали отстреливаться из 88-мм и 37-мм орудий. В 02:50 оба шнелльбота, каждый самостоятельно, атаковали врага, при этом S-170 безрезультатно выпустил две торпеды в «эсминец». К 02:55 артиллерийские попадания получили все шесть барж. AF-97, AF-110 и AF-111 загорелись, на двух последних стали рваться загруженные боеприпасы, обе они устремились к берегу. В 03:15 немцы под непрерывным обстрелом повернули назад в Фекамп.
В 03:20, по докладу немцев, появилось несколько групп британских торпедных катеров; AF-97 получила попадание торпеды и потонула. Шнелльботы сопровождали горящие AF-110 и AF-111, AF-105 сняла около 20 человек с AF-110, британские катера снова атаковали, но выпущенные ими по AF-110 и AF-111 торпеды взорвались на берегу. Обе баржи выбросились на пляж, где и сгорели.
В 03:25 под прикрытием поставленной шнелльботами дымовой завесы AF-105, AF-101 и AF-109 — последняя на буксире у S-174 — почти достигли берега, но наткнулись на своё минное поле и вынуждены были повернуть в сторону моря. Здесь их снова заметили и атаковали британские катера. AF-105 получила торпеду в центр корпуса и быстро затонула, при этом погиб обер-лейтенант цур зее Конрад.
В 03:40 AF-101 и AF-109 ушли в Фекамп, в то время как S-170 занялся спасением экипажа AF-105. Всего вместе с четырьмя баржами погибло и пропало без вести около 40 немецких моряков, ещё 80 были ранены. Немцы посчитали, что 8-я флотилия вела бой с группами вражеских торпедных катеров, эсминцами и даже крейсерами, потопив один эсминец и один торпедный катер.
Героем сражения оказался «Ла Комбаттан». Получив известие о бое Диксона с противником, французы двинулись навстречу конвою вдоль побережья от Гавра к Этрету. Был включён поисковый радар, но прибрежные меловые скалы затрудняли обнаружение неприятеля. Тем не менее, капитан Андре Пату (André Patou) нашёл конвой, на полной скорости сблизился с ним, и в 02:30 с 3000 ярдов открыл огонь: «Две цели были подожжены сразу, ещё одна взорвалась четверть часа спустя, в 02:46». В ходе боя «Ла Комбаттан» «потопил ещё два судна и торпедный катер», после чего в 03:45 начал отход, «оставив ещё одно судно горящим на берегу у Ипорта». Избегая атаки Пату, «судно и большой раумбот нового типа» повернули назад в Фекамп, но были перехвачены катерами лейтенанта Шоу, которые «выпустили шесть торпед и отправили их на дно».
![Французский эскортный миноносец «Ла Комбаттан» - Разгром на востоке Канала | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/405/content/08-dc74184a98b04ccdf2194dbff842b5a7.jpg)
Участие американцев в сражении ограничилось неудачной торпедной атакой «двух шнелльботов и двух раумботов с последующей перестрелкой с ними», при этом PT-513 «получил пробоину в корпусе, а на PT-516 было двое раненых осколками».
Командование группы «Запад» более не считало возможным продолжать снабжение Гавра по морю и решило в ночь на 28 августа вывести из Гавра два остававшихся там боеспособных охотника и раумботы 14-й флотилии, которые при отходе должны были заминировать порт.
В это время корабли Бартельта — шесть артиллерийских барж, один форпостенбот, три тральщика и один катер типа KFK, покинувшие Фекамп в 00:30 26 августа, следовали в Дьепп. AF-104 шла слишком медленно, и в 02:10 была отправлена назад в Фекамп. В 06:55 конвой благополучно прибыл по назначению.
Сражение в ночь на 27 августа
В 22:15 группа Бартельта покинула Дьепп и направилась в Фекамп с задачей вывести оттуда остальные корабли флотилии. Пять барж следовали левым пеленгом мористее, прикрывая шедшие у берега буксир «Нунжессер» (Nungesser), R-227 и R-226.
В районе Фекампа патрулировали фрегат «Реталик» в компании с MTB-208, MTB-210, PT-520, PT-511 и PT-514, а также эскортный миноносец «Миддлтон» (HMS Middleton) с MTB-252 и MTB-256. Конвой был атакован сначала двумя британскими катерами, затем «Миддлтоном» и, наконец, всеми остальными. Тройка американских катеров вместе с «Реталиком» патрулировали в 6 милях к северу от Фекампа. В 02:09 «Реталиком» были замечены вражеские корабли, двигавшиеся на запад в миле от береговой черты. В 02:13–02:23 «Миддлтон» обстрелял конвой, после чего на сближение с противником пошли американцы. Они выпустили шесть торпед по «трём десантным судам и двум раумботам», претендуя на одну потопленную и одну повреждённую баржи. Только после этого немцы с 2500 ярдов открыли огонь по удаляющимся американцам, однако те на 43 узлах благополучно вышли из-под обстрела.
Согласно журналу боевых действий 8-й флотилии артиллерийских барж, «в 02:04 незамеченная группа из четырёх торпедных катеров атаковала по траверзу с правого борта. Попадание торпеды в корму получила концевая AF-108». Бартельт отправил буксир и раумботы на помощь, а сам с остальными баржами прикрывал спасательную операцию: «в 02:11 начали обстрел 3–4 вражеских эсминца. Все баржи следуют кильватерной колонной и ведут ответный огонь с 4500–5000 метров… Один эсминец горит по носу и корме. Огонь концентрируется на этой цели». В 02:17 цель, определённая как эсминец типа «Хант», «взорвалась и переломилась пополам. Три британских торпедных катера, принимающие участие в спасательных работах, подвергаются обстрелу из 37-мм артиллерийских установок». При этом AF-108 была расстреляна и потоплена раумботом R-226.
В 02:50 сзади с правого борта 8-ю флотилию атаковала другая группа торпедных катеров. На этот раз была торпедирована AF-98; в 04:30, в 4 милях к востоку от Фекампа, она затонула. Бартельт перешёл на R-226. Переполненный ранеными R-227 отправили в Дьепп, а уцелевшие немецкие корабли в 06:00 укрылись в Фекампе.
Сражение в ночь на 28 августа
В 23:38 27 августа фрегат «Торнборо» между мысом Антифер и Этретом обнаружил уходившие из Гавра совместно с Uj-1431 и Uj-1433 семь раумботов 14-й флотилии капитан-лейтенанта Отто Нордта (Otto Nordt). В 23:40 фрегат дал целеуказание «Ла Комбаттану» и трём группам торпедных катеров: MTB-450, MTB-447 и MTB-482 лейтенанта Диксона, MTB-693, MTB-695 и MTB-692 лейтенанта Маршалла и MTB-253 и MTB-257 лейтенанта Ричарда Лэинга (Richard B. Laing). «Ла Комбаттан» должен был обеспечить успех атаки катеров лейтенанта Диксона.
![Немецкий охотник за подводными лодками Uj-1433 - Разгром на востоке Канала | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/406/content/09-1dae6220b57b89a23f72c52b95b6e1f1.jpg)
В 23:45 «Ла Комбаттан» радаром обнаружил соединение с «четырьмя вооружёнными траулерами во главе», следовавшее под прикрытием тумана под берегом, и зашёл на него с кормы, однако, замеченный при свете луны, сразу же попал под прицельный обстрел вражеских кораблей и береговой артиллерии. Тем не менее, его первый залп «попал в концевой вражеский траулер, который затем непрерывно поражался в течение минуты» — это был Uj-1433. Вскоре цель горела от носа до кормы. Тройка катеров Диксона только после четвёртого захода с 1400 ярдов выпустила пять торпед «в два каботажника». В ходе атаки катера едва избежали столкновений с французским миноносцем, а их торпеды прошли мимо целей. «Ла Комбаттан» получил попадание в мостик, его радары вышли из строя. Поскольку по визуальным данным стрелять было невозможно, в 00:03 28 августа капитан Пату разорвал контакт.
Торпедные катера продолжали атаки конвоя до самого входа в гавань Фекампа. Кроме потерянного Uj-1433 был повреждён раумбот R-231, которого увёл в гавань на буксире Uj-1431. Силы нападавших немцы определили как «крейсер, 3–4 эсминца и шесть артиллерийских катеров».
Сражение в ночь на 30 августа
Вечером 29 августа корабли группы «Запад» продолжили отступление на восток. Из Фекампа в Дьепп вышли девять раумботов 14-й флотилии капитан-лейтенанта Нордта, шесть барж Бартельта, охотник Uj-1431, дрифтер, вооружённый траулер и буксир. У них на пути оказались только фрегат «Реталик» и эскортный миноносец «Каттисток» (HMS Cattistock); четыре группы британских «москитов» задерживались с выходом на позиции.
В 21:55 «Реталик» сообщил о радиолокационном контакте в 13,5 милях по пеленгу 145°. В 22:08 «Каттисток» засёк эту цель своим радаром в 7,4 милях и повернул на неё. В 22:22, когда дистанция сократилась до 3600 ярдов, миноносец, поддержанный «Реталиком», выпустил осветительный снаряд и открыл огонь из всех орудий. В 22:29, когда дистанция сократилась до 2000 ярдов, «Каттисток», освещённый противником, отвернул, прикрывшись дымовой завесой.
Удалившись от конвоя на 4600 ярдов, в 22:33 миноносец развернулся на курс 200° для второго захода, на этот раз самостоятельно. Теперь он стрелял правым бортом. Когда в 22:36 дистанция сократилась до 1600 ярдов, радар засёк ещё одну цель всего в 500 ярдах — на помощь конвою подоспели шнелльботы 8-й флотилии, и один из них, S-196, обстрелял мостик в упор. Попаданиями были выведены из строя радар и гироскоп, командир корабля лейтенант Ричард Кедди (Richard Keddie) погиб, а первый помощник был ранен. Корабль оказался очень близко к берегу, поэтому курс немедленно изменили на северный, и под прикрытием дымовой завесы миноносец, отстреливаясь, вышел из боя.
![Британский эскортный миноносец «Каттисток» - Разгром на востоке Канала | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/078/407/content/10-6857d2677ec807f7695645b1adc32f2e.jpg)
Корабль получил 26 попаданий (все выше ватерлинии), погибли три офицера и один матрос, 25 членов экипажа получили ранения. Немцы констатировали нападение «4–5 эсминцев в двух группах», поражение артиллерией «головного эсминца одной из групп» и «попадание торпедой в эсминец» шнелльботами 8-й флотилии. Утром 30 августа конвой Нордта с минимальным ущербом пришёл в Дьепп.
Вечером 30 августа Нордт с 10 раумботами, шестью артиллерийскими баржами, охотником Uj-1431, двумя траулерами и тремя вспомогательными судами вышел из Дьеппа в Булонь. Их прикрывали три шнелльбота 2-й флотилии. На переходе конвой подвергся атаке с воздуха, а затем катеров, но все они были отражены.
Прорыв через Дуврский пролив
Теперь сосредоточенным в Булони кораблям группы «Запад» предстоял переход в порты Северного моря. Руководил прорывом командующий 2-й дивизией охраны фрегаттен-капитан Адальберт фон Бланк (Adalbert von Blanc). Немецкие корабли прорывались в Дюнкерк несколькими группами. Ночью на 1 сентября группу Нордта в составе 10 раумботов 14-й флотилии, охотника Uj-1431 и буксира сразу после выхода из Булони атаковали самолёты; повреждённые бомбами два раумбота взяли на буксир. За мысом Гри-Не последовал обстрел дуврских батарей, затем атаковали «три торпедных катера», а под конец вновь налетели самолёты, но все атаки закончились незначительными повреждениями охотника и трёх раумботов. Группа обер-лейтенанта цур зее Шнайдера, состоявшая из шести барж 8-й флотилии артиллерийских барж, тральщика, двух патрульных катеров и буксира также была обстреляна береговыми батареями, атакована с воздуха и «пятью торпедными катерами», но и этот конвой без потерь достиг пункта назначения.
Следующей ночью прорывались шесть барж 2-й флотилии артиллерийских барж. Немцы зафиксировали 22 атаки самолётов и 25 залпов батарей Дувра. В 01:25–01:33 2 сентября у мыса Гри-Не последовало комбинированное нападение британских самолётов и торпедных катеров. В 01:28 баржа АF-70 получила торпедное попадание и в 01:56 затонула; уцелевших членов экипажа подобрала АF-60. Остальные корабли благополучно пришли по назначению. Следовавшая этим же маршрутом 38-я флотилия тральщиков успешно отразила все атаки самолётов и катеров.
Англичане констатировали, что, противодействуя прорыву через Дуврский пролив ночью на 2 сентября, береговые батареи «потопили или повредили семь кораблей противника», а торпедные катера в двух последовавших за этим атаках «потопили один десантный корабль и, возможно, ещё два». Вражеские катера «были отогнаны огнём береговой артиллерии».
Продолжение следует.
Источники и литература:
- Admirality War Diaries
- War Diaries: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Robert J. Bulkley. At Close Quarters: PT Boats in the United States Navy — Military Studies Press, 2001
- Bryan Cooper. The E-Boat Threat — London, Macdonald and Jane's, 1970
- Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- John Lambert. Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat — Conway Maritime Press, 2005
- Leonard C. Reynolds. Dog Boats at War: Royal Navy D-Class MTBs and MGBs, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2009
- Markham Scott. The Battle of the Narrow Seas — Seaforth Publishing, 2009
- Gordon Williamson. E-Boat vs MTB: The English Channel 1941–1945 — Duel, 2011
- http://www.s-boot.net
- http://www.naval-history.net
- http://www.forum-marinearchiv.de
- https://cfv.org.uk/forum
Комментарии к данной статье отключены.