Во все времена одной из главных проблем на войне было быстрое определение — друг или враг внезапно возник перед тобой? Небольшое замешательство, минутное промедление — и вот уже противник громит замешавшееся войско, или, наоборот, разбит ничего не подозревающий союзник, не ожидавший нападения. С появлением военной авиации с её большими скоростями и высотами проблема вышла на новый уровень, и решали её до появления автоматических систем опознавания всю первую половину XX века.
Незадолго до начала Первой мировой войны авиационная техника достигла качественного уровня, приемлемого для военных целей, и в вооружённых силах многих государств появились авиационные структуры. На ежегодных больших манёврах французской армии выявилась одна коллизия: и за «синюю», и за «красную» стороны действовали самолёты схожих конструкций. Были случаи аварийной посадки «вражеской» машины в тылу противоборствующей стороны, где лётчик получал необходимую помощь и возвращался на свой аэродром с ценной разведывательной информацией. Требовалось отличать свои самолёты от неприятельских, государственные аппараты от частных.
Первые шаги
С 1912 года на крылья французских самолётов стали наносить круглые трёхцветные кокарды — по типу тех, что когда-то цепляли на свои треуголки революционные войска. Примеру Франции последовали немцы, но выбрали в качестве опознавательного знака чёрный восьмиугольный крест на белом фоне. В дальнейшем союзники Франции по Антанте и примкнувшие к ним взяли за основу круглые опознавательные знаки (например, японцы — красный круг, испанцы — чёрный), а их противники — Центральные державы и их союзники — кресты и квадраты.
Однако флаги, вымпелы и кокарды помогали определиться лишь на близком расстоянии и в определённых ракурсах. Поэтому дополнительно стала применяться окраска самолёта в цвета быстрого распознавания. Так, в гористой местности итальянского фронта самолёты появлялись неожиданно, и кроме нанесения кокард и крестов крылья и фюзеляж раскрашивались в цвета национального флага. В межвоенный период радикально поступили в США, введя для военной авиации антикамуфляж: оранжевые крылья и оперение и зелёный, а затем светло-синий (для армейской авиации) фюзеляж; у морских самолётов фюзеляж был светло-серый. Во Вторую мировую немцы и их союзники использовали для быстрой идентификации своих самолётов жёлтый цвет, а противоборствующая сторона — белый.
В Первую мировую появился и термин «дружественный огонь» — стрельба по своим. В авиации это явление стало достаточно распространённым. Например, для зенитчиков опознавательные знаки и раскраска часто были бесполезны — огонь требовалось открывать до того, как самолёт окажется над охраняемой территорией. В воздухе знаки и раскраска иногда теряются на фоне земли: влияют освещение, блики на поверхностях самолётов, взаимное маневрирование.
Анализ случаев «дружественного огня» указывает на ряд провоцирующих причин. Самые распространённые из них — несогласованность действий и плохая информированность о ситуации в районе боевых действий, усугублённые прямым приказом, азартом боя, невнимательностью и незнанием техники, своей и неприятеля. Лётчику-истребителю приказывают атаковать цель или посылают на дежурство в район, где своих быть не должно, и истребитель атакует, не глядя на опознавательные знаки.
Так, например, уже 6 сентября 1939 года над Англией произошёл инцидент, известный как «Битва у Баркинг-Крик»: группа «Спитфайров» была наведена на пару отбившихся от строя «Харрикейнов» и сбила их. Один из последних примеров — уничтожение пассажирского «Боинга-747» на Дальнем Востоке. Пилот перехватчика Су-15 получил недвусмысленный приказ сбить нарушителя и, хотя имел возможность рассмотреть самолёт-нарушитель вблизи, приказ победил сомнения.
Другой распространённой причиной является недостаточное знание внешнего вида самолётов. Лётчики бросаются в атаку, а зенитчики открывают огонь при появлении летящего объекта в силу своего профессионального долга. Они видят силуэт самолёта в прицеле или в дальномере, на принятие решения у них есть лишь несколько секунд. Если не суметь распознать, кто перед тобой, может произойти непоправимое.
Чтобы определять по внешнему виду своих и чужих, надо хорошо знать объекты распознавания. Конструкций самолётов много, в большинстве своём полюбоваться ими можно на фотографиях или других изображениях. Перед Первой мировой войной картины, книги, альбомы, открытки с изображением кораблей, самолётов, автомобилей можно было приобрести в свободной продаже. Когда война началась, многие издательства по своей инициативе увеличили тиражи изобразительной продукции военно-технического содержания.
Первыми специальные брошюры-определители, где самолёты изображались в виде упрощённых черных проекций, по заказу военных стали печатать во Франции. Англичане аналогичный альбом выпустили в 1918 году. В эскадрильях самодеятельные художники рисовали силуэты вражеских машин, делали модели самолётов, на которых отрабатывали прицеливание и манёвры. Специального централизованного обучения распознаванию по внешнему виду не проводилось ни в одних вооружённых силах, хотя определённые шаги в этом направлении предпринимались. Так как особенно часто дружественный огонь по самолётам вёлся на стыках британских и французских войск, то в начале 1918 года французы, чтобы познакомить британских лётчиков с внешним видом своих новых самолётов, организовали показательные полёты над аэродромами британцев.
На общественных началах
После Первой мировой войны проблемами распознавания «свой-чужой» военные структуры фактически не занимались нигде — разве что американцы ввели для своих самолётов «антикамуфляж». Что касается специальной литературы, пособий, целенаправленного обучения, то лишь к середине 30-х годов в вооружённые силы некоторых государств начали поступать брошюры с примитивными изображениями летательных аппаратов зарубежных стран. О своей военной технике информацию можно было получать из открытых гражданских источников.
Параллельно слабым информационным потокам военных структур во многих странах существовала продукция частных издательств, которая опиралась на интерес к военной технике со стороны широких масс. Журналы печатали отличные фотографии самолётов, по которым можно было определять их тип и принадлежность.
В 1925 году в Британии в системе гражданской обороны организуется добровольный Корпус наблюдателей (OC — Observer Corps). Он предназначался для отслеживания полётов летательных аппаратов над Британскими островами: самолётов было много, а порядка мало. Первое время на местах Корпус комплектовался полицейскими, затем его стало контролировать Министерство авиации. Гражданские сотрудники Корпуса обучались под руководством офицеров, выделенных местными военными структурами. Посты OC располагались во временных деревянных сарайчиках, сооружённых самими волонтёрами, вблизи телефонных линий, чтобы подключиться к ним. Министерство авиации выдало наблюдателям хорошие морские бинокли. Все свои наблюдения сотрудники заносили в журнал, сведения передавались в полицейские участки. К началу войны сеть постов OC охватывала почти всю Англию.
В Британии и США стали стихийно возникать клубы воздушных наблюдателей, или споттеров. Им нравилось наблюдать за самолётами, фотографировать, вести журналы наблюдений. Дети и молодёжь всегда интересовались техническими достижениями, особенно военной техникой, и удовлетворение этого интереса является достаточно прибыльным делом. После Первой мировой к традиционным миниатюрным кораблям и паровозам присоединились модели самолётов и танков. Внешний вид и размерности брались из многочисленных журналов и книг по нужной тематике. Военные не вмешивались в этот процесс, считая его своеобразной рекламой военной службы. Они не делились с производителями моделей нужной информацией, однако её можно было получить из рекламных статей в открытой печати, которые заказывали, например, авиастроительные компании.
Все процессы ускорились с началом новой мировой войны. Когда истребители стали сбивать свои самолёты, а зенитчики стрелять без разбора, потребовалось обучить людей знать врага в лицо. Островное положение Великобритании дало ей некоторую фору. Первыми без команды отреагировали частные издания, печатая в журналах коллажи для наблюдателей; появились и специальные альбомы для распознавания известных к тому времени самолётов. При наблюдательном корпусе были организованы курсы, где обучали методикам распознавания.
Количество постов резко увеличилось. Для их размещения стали возводить капитальные строения, дежурства велись круглосуточно. Вначале требовалось просто сообщать обо всех замеченных воздушных целях, направление их полёта и примерную высоту. Затем требования выросли: постовые должны были определить принадлежность и тип самолёта. В помощь наблюдателям в 1941–1942 гг. были изданы два справочника по распознаванию и организована школа.
Система радиолокационного обнаружения Великобритании могла засекать самолёты до пересечения линии побережья, а после пролёта линии РЛС все сведения о самолётах поступали от наблюдателей ОС. Так, в 1940 году посты споттеров первыми засекли «Мессершмитт» Bf 110 Рудольфа Гесса и вели его до самого падения. Роль Корпуса в «Битве за Британию» была оценена правительством, и весной 1941 года он получил титул «Королевский» (Royal Observer Corps — ROC).
Военные тоже готовили специалистов по распознаванию: в начале 1940 года для обучения зенитчиков формируется Крыло воздушного распознавания (Aircraft Recognition Wing), а в конце года RAF создаёт собственный отдел и школу по распознаванию воздушных целей. Однако специалистов в этой области было крайне мало, что было названо одной из причин трагедии при высадке парашютного десанта на Сицилии летом 1943 года. Парашютисты должны были поддержать морской десант ночной парашютной выброской. Кораблям и войскам на плацдарме было послано соответствующее оповещение.
Однако когда 144 десантных самолётов пересекали береговую черту, кто-то из зенитчиков на берегу не выдержал и выстрелил. Дальше началась цепная реакция: стреляли и с земли, и с судов. В результате было сбито 23 самолёта, погибло более 300 парашютистов. В связи с подготовкой высадки в Нормандии из рядов ROC были набраны около 800 наблюдателей, которые были распределены по гражданским судам в качестве воздушных опознавателей. По итогам высадки не было зафиксировано ни одного случая ведения гражданскими судами «дружественного огня», в отличие от военных.
В Соединённых Штатах к концу 30-х годов распознаванием воздушных объектов практически не занимались. Поэтому с началом войны американцы стали перенимать британский опыт. В конце 1941 года был создан Наземный наблюдательный корпус (GOC — Ground Observer Corps), так как в воздухе с середины 30-х действовал Гражданский воздушный патруль (САР — Civil Air Patrol) из гражданских пилотов, отслеживавший наземные цели.
Дежурство в корпусе осуществлялось на добровольной основе. Оно велось круглосуточно посменно, обычно по 2–3 часа группой в 2–3 человека: при обнаружении летящего объекта, один наблюдал в бинокль, второй записывал с его слов в журнал, третий мог связываться с региональным центром GOC. В задачу входило обнаружение объекта, определение принадлежности (по возможности), направления полёта, расстояния пролёта от поста. Региональные (фильтрационные) центры находились в крупных населённых пунктах. Там под руководством военных работал специально обученный гражданский персонал. В центре обобщали данные, полученные от нескольких постов, определяли маршрут полёта объекта и передавали информацию в ближайший штаб ПВО, где она сличалась с данными по воздушной обстановке и сравнивалась с расписанием рейсов гражданской авиации и полётами военной.
Пост представлял собой вышку или лёгкую надстройку на крыше здания. В ней наблюдатели укрывались в непогоду, туда по возможности проводился городской телефон. Если с этим были сложности (например, многие посты оборудовались в необжитой местности — в горах или на побережье), их оснащали радиотелефоном или станцией. У наблюдателей имелись оптические приборы.
При организации GOC предполагалось, что пролёты летательных аппаратов на больших высотах будут засекаться радиолокационными средствами системы ПВО и военной авиации, а вот на низких высотах могут помочь только глаза наблюдателей. Чем их больше, тем «мельче сеть», в которую попадёт враг. В войну в США действовало 14 000 постов, на которых круглосуточно дежурили 1,5 миллиона наблюдателей.
Кроме того, после вступления США во Вторую мировую войну вдоль побережий страны стихийно организовались самодеятельные наблюдательные посты, где патриотически настроенные гражданские добровольцы следили за морем и воздухом. Руководство страны поддержало этот порыв.
По мере улучшения обстановки на фронтах уменьшалась и необходимость в постах волонтёров-наблюдателей. К 1945 году ROC и GOC прекратили свою деятельность, но ненадолго: испытание атомной бомбы в СССР опять возбудило военную истерию, американский и британский Корпуса наблюдателей были возрождены, получили новое оборудование и средства связи. Они стали основой системы гражданской обороны, просуществовавшей до 90-х годов.
Картинки на память
В военной технике большинство наблюдателей разбирались слабо, и им требовалась помощь в быстрой идентификации проходящих судов и пролетающих самолётов. Какие же средства и методики применялись при подготовке распознавателей — как волонтёров, так и военных?
Самым массовым учебным материалом являлись авиационные издания с хорошими фотографиями. Ими в основном пользовались самодеятельные группы наблюдения. Специальных пособий было сравнительно немного, часто на них стоял гриф «ДСП». Их содержание тоже отличалось качеством подачи: это могли быть три проекции самолёта, черные силуэты в нескольких ракурсах, фотографии, художественно сделанные рисунки самолётов в различных ракурсах. Выпускались плакаты по отдельным типам самолётов или по самолётам определённой страны.
В 1940 году издательства начали печатать необычные колоды игральных карт, на которых имелись изображения самолётов. В 1942 году в продажу поступила настольная игра, в которой требовалось по рисунку определить тип самолёта или класс корабля. За правильный ответ разрешалось ходить дальше, за ошибку начислялись штрафные баллы.
Подача материала и содержания альбомов по распознаванию были разнообразны. К примеру, в альбоме «Военные самолёты СССР» 1941 года кроме хорошо выполненных рисунков советских самолётов в различных ракурсах, представлен учебный раздел «Основы распознавания самолётов». В него входили главы «Приборы для наблюдения за самолётами и пользование ими», «Опознавательные знаки государственной принадлежности», «Распознавание самолётов по конструктивным особенностям», «Порядок наблюдения за самолётами», «Распознавание самолётов с другого самолёта в воздухе», «Методические советы по обучению воздушному наблюдению». Подобное содержание имели альбомы по распознаванию и в других странах.
Основной методикой обучения являлось запоминание характерных конструктивных особенностей самолётов. По-английски методика так и называлась «Крылья, двигатель, фюзеляж, хвост» (WEFT — Wings, Engine, Fuselage, Tail). От наблюдателя требовалось запомнить по частям элементы конструкции самолёта и сопоставить увиденное с усвоенным на занятиях. Так как самолётов было множество, то количество элементов конструкции, которые требовалось запомнить, были сотни. При обнаружении цели от наблюдателя требовалось за несколько секунд «отобрать» из памяти самолёты с соответствующим количеством моторов и формой крыла, сравнить тип оперения, определить систему охлаждения двигателей и т.д.
После инцидента на Сицилии в США вместо старой системы обучения распознаванию WEFT ввели новую, разработанную психологом Реншоу. Он советовал воспринимать объект не по элементам, а целиком. Курсантов учили определять тип самолёта мгновенно, по «образу»: на занятиях фотография или модель самолёта освещались вспышкой света, и курсант должен был «найти» в памяти схожий образ знакомого типа. В 1944 году только флотские артиллеристы запросили 1200 специалистов по распознаванию. В авиационных училищах, готовивших лётчиков-истребителей, на обучение распознаванию стали отводить 175 часов.
Кроме книжной продукции, были популярны слайды и диафильмы с самолётами. Массово производились стереоскопы и проекторы. Кинокомпании создавали учебные фильмы — игровые и мультипликационные. В них снимали настоящие самолёты, в том числе трофейные, предоставляемые военными, а также модели военной техники.
Как настоящие
Издавна существовали умельцы, делавшие на заказ и для продажи «трёхмерные изображения» судов и кораблей — их точные модели-копии. Впервые в 1911 году для учебных целей по заказу британского Адмиралтейства в массовом количестве стали делать модели кораблей в масштабе 1:1200. Они использовались для штабных игр и при обучении судовождению, а позже и для тренировок морских лётчиков. После войны стали очень популярными модели самолётов и танков. В начале 30-х годов в Англии многие фирмы стали производить деревянные модели самолётов в масштабе 1:36. Однако получались слишком большие модели, в детской комнате могло поместиться всего несколько штук, и масштаб уменьшили до 1:72.
Вторая мировая война обеспечила расцвет модельного производства. Десятки компаний, тысячи моделистов произвели десятки тысяч моделей самолётов различного масштаба, степени деталировки, выполненные из разных материалов. Что давала модель? Чтобы наземному наблюдателю или лётчику в кабине уверенно определять тип пролетающего самолёта, надо хорошо изучить его внешний вид и особенности конструкции. Имея в руке модель и сравнивая её в том же ракурсе с замеченным в воздухе самолётом, можно с большей вероятностью сделать правильный вывод.
Лётчики с такими моделями могли разыгрывать тактические построения, взаимодействие в бою методикой «пеший по-лётному». Для запоминания внешнего вида самолётов обычно в местах пребывания лётного состава (учебные классы, столовые, комнаты отдыха) к потолку на нитках подвешивались модели. Их раскрашивали, наносили опознавательные знаки и фотографировали в разных ракурсах на фоне задника в виде неба с облаками. При этом винты вращались, обдуваемые вентилятором. Такие модели компания Уолта Диснея использовала для создания учебных фильмов.
Когда началась война, производство велось с учётом требований военных даже для торговой сети. Степень деталировки, материал изготовления оговаривался заранее. Для ВВС и Корпуса наблюдателей модели поставлялись по контрактам с производителями, споттеры на общественных началах покупали их в магазинах или брали у моделистов.
В США в начале 1942 года заработала программа по созданию моделей военной техники для распознавания. Моделей кораблей, самолётов, танков требовалось много, но отвлекать военнослужащих на это дело было нежелательно. Один из отделов американского флота решил переложить эту работу на моделистов и старшеклассников. Были напечатаны схемы с проекциями 50 самолётов (29 американских, 9 британских и 12 немецких и японских). К ним прилагались требования по качеству, упрощениям (можно было не воссоздавать убираемое шасси и винты) и масштабу.
Всё это комплектовалось в один набор и рассылалось по школам, а старшеклассники делали по присланным материалам макеты. Кое-где такие наборы вместе с подходящей древесиной имелись в почтовых отделениях. Старшеклассник мог выбрать понравившийся самолёт, изготовить модель и отправить её по почте в учебный центр. Многие компании, производившие модели и игрушки, использовали эти комплекты для создания своих наборов, которые продавались в магазинах и заказывались военными учреждениями. В школах модели собирались на уроках труда, кто мог — делал их дома.
Кроме США это занятие было распространено в Канаде и во многих странах Южной Америки — для них инструкции в наборах печатались на испанском и португальском языках. К «модельной» работе ВМС привлекли известного довоенного моделиста Пола Гарбера. Кроме консультаций и создания моделей, его попросили придумать недорогой и простой стенд для тренировки зенитчиков. Пол вместе с двумя помощниками разработал управляемый воздушный змей (Target Kite), комплекты которого производила компания «Комет Моделс». За войну Гарбер с коллегами разработал полсотни различных программ по быстрому распознаванию.
Кроме дерева, для фабричного изготовления моделей использовали металлы, резину, бакелит, гипс. В Германии выпускались модели самолётов и танков из дерева, пластика и картона.
Трудно в цифрах определить, насколько эффективными оказались в конечном итоге системы наблюдения и распознавания по отношению к затраченным на их создание и поддержание силам и средствам. Однозначно положительный эффект был, причём проявился он и в другом: военная деятельность издательств и модельных компаний принесла плоды в виде сотен различных журналов и тысяч сборных моделей-копий, заполнивших полки киосков и магазинов в послевоенные годы.
Комментарии к данной статье отключены.