Среди эмблем подлодок кригсмарине рисунок бегущего красного дьявола с факелом в руке занимает особое место. Он украшал рубку U 552 — субмарины известного подводного аса Эриха Топпа. Но история этого рисунка началась гораздо раньше. Первой под этой эмблемой воевала «двойка» U 57 Клауса Корта. Обе субмарины оставили внушительный след в подводной войне, отправив на дно более сорока судов общим тоннажем свыше 200 000 брт. «Красный дьявол» открыл счёт ещё в ноябре 1939 года, когда U 57 действовала у подходов к Дуврскому каналу.
Восемь неизвестных
Немецкие подлодки II серии являются большим белым пятном для интересующихся историей подводной войны. Особенно это касается субмарин типа IIC, о которых мало что известно как в техническом, так и в операционном плане. Они появились на свет благодаря решению главного командования кригсмарине израсходовать остатки лимита на строительство лодок по англо-германскому морскому соглашению 1935 года. Тогда немецкий флот получил возможность легально строить субмарины. Правда, общее водоизмещение его подводных сил не могло превышать 45% от британских, равнявшихся 52 700 т. На момент заключения соглашения Германия уже имела планы на постройку 36 субмарин общим водоизмещением 12 500 т: две лодки I серии, двадцать четыре II серии и десять VII серии. Часть из них уже была заложена на стапелях верфей. Теперь немцам надо было решить, на что потратить остаток лимита — 11 500 т.
Это вызвало ожесточённые споры между командующим подлодками Карлом Дёницем и штабом главнокомандующего кригсмарине Эриха Редера. Дёниц желал израсходовать остаток на постройку 23 лодок VII серии. Штаб гросс-адмирала Редера имел иной план строительства:
- девять 250-тонных лодок (тип IIC);
- пять 500-тонных лодок (тип VIIB);
- две 750-тонные лодки (тип IX);
- две 1 600-тонные лодки (тип подводный крейсер).
Разумеется, победила точка зрения Редера. Правда, впоследствии от строительства больших подводных крейсеров всё-таки отказались. Прежние планы были пересмотрены в пользу закладки восьми «двоек», семи «семёрок» и восьми «девяток».
Новые лодки типа IIС представляли собой модифицированный тип IIB. Правда, согласно проекту, различий между ними практически не было: лишь прочный корпус удлинили на две шпации в районе центрального отсека. В результате новые субмарины выросли почти на метр и потяжелели почти на 10 т. Основной причиной этого нововведения стала предполагавшаяся установка гидролокатора, которую так и не осуществили.
В результате лодки типа IIС имели следующие характеристики:
- Водоизмещение: надводное — 291 т, подводное — 341 т;
- Размерения: 43,9×4,08×3,82 м;
- Энергетическая установка: 2 дизеля 700 л.с. / 2 ЭД 410 л.с.; 22,7 т соляра;
- Скорость (надводная/ подводная): 12 / 7 узлов;
- Дальность плавания: 3 800 (8 узлов) / 42 (4 узла) миль;
- Вооружение: 1×1 — 20-ММ / 65, 3 — 533-мм ТА (3 носовых — 5 торпед);
- Экипаж: 25 человек.
Так появился на свет тип лодок, ставший наиболее успешным среди субмарин II серии по результатам торпедных атак во время Второй мировой войны.
«Иван Грозный» и морской дьявол
17 июня 1937 года командование кригсмарине разместило заказ на кильской верфи «Дойче Верке» на первые четыре лодки типа IIC (U 56 — U 59). U 57 заложили 14 сентября. На постройку ушло более 12 месяцев. «Двойка» вступила в строй флота 29 декабря 1938 года. Её командиром стал оберлейтенант цур зее Клаус Корт.
Как и у любого экипажа новой субмарины, у команды U 57 возник вопрос: какую эмблему выбрать для лодки? Командир изложил подводникам свою идею: рисунок акулы с открытой пастью, пожирающей пароход. Задумка Корта всем понравилась, но возникла проблема с её воплощением.
В экипаже U 57 только один человек мог изобразить что-то путное на бумаге. Машинист Вальтер Заттлер неплохо рисовал девушек и чертей. Корт дал ему два дня, чтобы подготовить эскиз эмблемы. Но когда Заттлер показал командиру свои наброски, тот понял, что идея с акулой летит в тартарары. «Художник» никогда не видел акул и рисовать их совершенно не умел.
Так как моряцкая гордость не позволяла пригласить специалиста со стороны, а Заттлер ничего другого нарисовать не смог, перед Кортом встала дилемма: девушка или чёрт? Первый вариант он отбросил сразу. Пересмотрев заново рисунки Заттлера, командир остановил свой выбор на бегущем красном дьяволе с факелом в руке. Экипаж лодки по достоинству оценил заслуги своего «живописца», окрестив Заттлера «Иваном Грозным» за его грозную «дьявольщину». Так у U 57 появилась своя эмблема.
Война началась
В день нападения Германии на Польшу U 57 находилась в Мемеле. Она входила в группу лодок, направленных для блокады польского побережья, но из-за поломки шумопеленгаторной станции свою задачу выполнить не смогла. Утром 3 сентября Корт покинул Мемель для перехода в Киль. Лодка прибыла на базу в первые часы 5 сентября, но в тот же день снова вышла в море. На этот раз она получила приказ патрулировать воды между Данией и Швецией на входе в пролив Скагеррак. Там U 57 вместе с другими «двойками» караулила польские корабли на случай их прорыва через Балтийские проливы в Северное море.
Утром 18 сентября лодка вернулась в Киль, где встала на ремонт. Работы на верфи затянулись более чем на месяц. Лишь 25 октября U 57 вышла из Киля в новый поход. Корт попал в Северное море через Кильский канал и взял курс к Шетландским островам. Согласно приказу, «двойка» должна была действовать на судоходных маршрутах у северного побережья Шотландии.
Со 2 октября 1939 года немецким подлодкам в Северном море разрешалось атаковать без предупреждения суда, опознанные как вражеские. Но это ещё не означало, что они могли топить всё, что им вздумается. В Северном море встречалось много нейтральных пароходов, атака которых была чревата дипломатическими скандалами.
Следуя на позицию, U 57 встретила несколько освещённых датских и шведских пароходов. Так как суда были опознаны Кортом как нейтралы, лодка их не атаковала. Вечером 29 октября, когда она находилась к западу от Шетландских островов, в биноклях верхней вахты показалось судно, шедшее без огней. Попытка его атаковать провалилась. Когда лодка совершала срочное погружение, контроль над ней был утерян: U 57 ударилась о дно на глубине 85 м. Момент для нападения был упущен.
Свою первую атаку Корт совершил на следующий день. Рано утром 30 октября он обнаружил ещё одно затемнённое судно, но выпущенная им торпеда в цель не попала. К вечеру на лодке вышли из строя оба перископа. Она была вынуждена возвращаться на базу и пришла в Киль утром 5 ноября. Так завершился её первый поход в Северное море.
К Дуврскому проливу
Промежуток между походами на этот раз был небольшой. Пополнив запасы топлива и провизии, U 57 12 ноября покинула Киль и перешла в Вильгельмсхафен. Днём 14 ноября она вышла в море и взяла курс к юго-восточному побережью Англии. Корт должен был действовать против вражеского судоходства на подходах к Дуврскому каналу.
Расставшись с кораблями эскорта в 3:00 15 ноября, U 57 продолжила свой путь на позицию. В полдень верхняя вахта обнаружила справа по борту дрейфующую ржавую мину. Обойдя «рогатую смерть» стороной, Корт погрузился для проверки своих торпед. Лодка появилась на поверхности только в 20:38. На позицию Корт пришёл к полуночи.
Всю ночь 16 ноября сигнальщики U 57 вели наблюдение за районом, но кроме рыболовных траулеров там ничего не было. С рассветом лодка погрузилась, чтобы остаться незамеченной, и Корт продолжил вести наблюдение с помощью перископа. Однако кроме вездесущих рыбаков он по-прежнему больше никого не заметил.
В 18:40 U 57 всплыла, чтобы продолжить охоту в надводном положении. Её командиру позиция не нравилась из-за большого количества сетей, поэтому Корт решил подойти ближе к побережью Голландии. Вскоре показались маяки, работавшие в режиме мирного времени. Определив по ним своё местонахождение, командир U 57 решил понаблюдать за районом в поисках возможных целей.
17 ноября в 4:00 показались огни неизвестного судна. Вскоре немцы определили его национальность: голландец, предположительно обслуживающий линию Роттердам – Харвич. Это обрадовало Корта, так как теперь субмарина находилась в точке оживлённого судоходства. В 06:58 U 57 погрузилась, и её командир «прилип» к перископу, внимательно наблюдая за районом.
С восходом солнца море оживилось. Первое судно показалось около 9:00. А к полудню перископ заполнил громадный корпус голландского пассажирского лайнера «Статендам» (28 291 брт). Цель была замечательная, но атаковать нейтрала было никак нельзя. Всего в течение дня Корт заметил более дюжины грузовых и пассажирских судов, большинство из которых он опознал как голландские.
Атакуют «красные дьяволята»
Да, Корт выбрал действительно «рыбное» место. Но атаковать суда днём он не мог, так как они проходили на большом расстоянии от U 57, а низкий уровень заряда батареи лодки не позволял преследовать цели в подводном положении. В 19:00 «двойка» показалась на поверхности для подзарядки, но Корт отложил это дело, заметив подозрительное судно. Лодка начала сближение с ним. Пароход стоял на месте и светился якорными огнями. Корт объявил тревогу и срочное погружение. Когда субмарина скрылась под водой, он поднял перископ и вот что увидел:
«Судно полностью загружено, 2 000 тонн или больше. Нет никаких знаков для определения его нации (…)»
Такое положение дел устроило Корта. Раз в судне нельзя опознать нейтрала, значит оно — законная цель. В 20:15 U 57 выпустила торпеду с дистанции в 690 м. Спустя 46 секунд раздался взрыв: «угорь» поразил судно в корму. Но сразу после залпа лодка произвольно нырнула на 23 м. Инженер-механик быстро вернул её на перископную глубину, и Корт продолжил наблюдение:
«Пароход садится в воду кормой. Затонул спустя 7 минут после залпа. 2 спасательные шлюпки с красными огнями. Особые подозрения вызвал факт наличия двух готовых шлюпок на судне, стоящем на якоре. Шлюпки были подобраны рыболовными катерами, каковых в районе стрельбы было много. Большое количество рыбацких судов в непосредственной близости от места атаки».
Жертвой «красных дьяволят» стало литовское судно «Каунас», которое было одним из 16 пароходов, обнаруженных в тот день Кортом у голландского плавучего маяка Норд Хиндер. Нейтральный «прибалт» следовал в балласте из бельгийского Гента в английский Хартлпул. Пароход встал на якорь в шести с половиной милях к северо-западу от маяка, где и был торпедирован U 57.
Согласно журналу боевых действий субмарины, «Каунас» зажёг только якорные огни, но другое освещение отсутствовало. Это сослужило ему дурную службу. Немцы не смогли определить его название и нацию, приняли судно за врага и атаковали.
Ахтунг, эсминцы!
U 57 всплыла, как только луна скрылась за облаками. Корт решил временно покинуть район Норд Хиндер. Он отошёл севернее, чтобы попробовать поймать подальше от берега ходившие между Англией и Голландией суда. В 22:55 лодка приняла радиограмму из штаба, предупреждавшую о действиях своих эсминцев в том же районе. Речь шла об операции по минированию эстуария Темзы, которую 18 ноября 1939 года выполняли три немецких корабля.
Предупреждение было своевременным. 18 ноября в 02:49 сигнальщики заметили на дистанции в 1 000 м эсминец, шедший зигзагом на высокой скорости. А спустя два часа лодке пришлось срочно погружаться, когда из тумана внезапно вынырнул эсминец, прошедший в двухстах метрах за кормой. Верхняя вахта не сумела заметить его раньше из-за плохой видимости. Вскоре показались ещё два корабля, державшие курс на северо-восток. Корт предположил, что это свои. В пять утра он всплыл. Спустя два часа видимость улучшилась, и лодка снова погрузилась для поиска целей под перископом. В 10:40 на востоке показался неизвестный пароход на расстоянии почти 10 000 м. Он какое-то время находился в поле зрения, а затем пропал из виду.
В 18:10 U 57 перешла в надводное положение. Торговые суда не появлялись, зато район кишел рыбаками. Приличную цель немцы заметили лишь после полуночи 19 ноября. В 01:12 на севере показался шедший зигзагом пароход. Оценив его в 6 000 брт, Корт начал преследование, приказав машинистам выжать из дизелей максимальный ход.
Из-за дождя судно периодически пропадало из виду, но лодка упорно его преследовала. В 02:13, заняв удобную позицию для стрельбы, Корт выпустил в пароход торпеду с дистанции в 600 м. Спустя 30 секунд грянул взрыв, который разломил судно на две части: корма затонула сразу, а нос — лишь спустя две минуты.
Корт завысил тоннаж цели. Его «угорь» отправил на дно британское судно «Стэнбрук» на 1 383 брт. «Британец» вышел из Антверпена и направлялся в Блайт. Старый пароход не выдержал торпедного попадания и упокоился на дне Северного моря к северо-западу от маяка Норд Хиндер.
Не прошло и часа, как сигнальщики заметили новую цель: судно с двумя мачтами, не нёсшее флага и соблюдавшее светомаскировку. Но попытка напасть на него закончилась неудачей. В 03:58 лодка выпустила торпеду, но промахнулась: «угорь» прошёл перед носом парохода. Повторять выстрел Корт не стал, так как у него осталась всего одна торпеда, которую он решил израсходовать на что-нибудь ценное. И вскоре такая возможность ему представилась.
Охота на «Антилопу»
18 ноября в четыре утра U 57 покинула район маяка Норд Хиндер и пошла на северо-восток. Корта беспокоило, что его торпедные атаки привлекут внимание противолодочных сил противника. По пути лодка всё так же встречала много рыболовных траулеров. С рассветом она погрузилась. Корт положил U 57 на дно, дав экипажу отдых. В семь вечера он всплыл для поиска целей, но никого не обнаружил, кроме рыбаков.
Всю ночь 20 ноября лодка провела на поверхности. Горизонт был чист. В 07:30 Корт погрузился, чтобы продолжить охоту в подводном положении. Но вдруг выяснилась неприятная деталь: «двойка» с трудом удерживалась на перископной глубине. Стабильность наступала только на малом ходу.
В 12:45 акустик доложил о шумах винтов. Контакт быстро приближался. Корт поднял перископ и увидел эсминец:
«Эсминец с двумя трубами. На уровне мостика [надпись — прим. автора] «H 8..». Класса ЭНТИЛОУП, 1 350 тонн».
Командир U 57 немедленно объявил торпедную атаку. В 13:05 лодка выпустила в «британца» свою последнюю торпеду с дистанции в 400 м. Ещё перед залпом Корт отдал команду: «Все в нос!», чтобы создать противовес облегчившемуся носу после выхода торпеды. Однако сразу после выстрела лодка всё равно всплыла до 11 м и показала перископ из воды. Действия инженер-механика, принявшего балласт для выравнивания дифферента, оказались своевременными. Чтобы выровнять субмарину, Корт погнал экипаж в корму.
Но все старания «красных дьяволят» уничтожить эсминец пошли прахом. «Угорь» взорвался спустя 13 секунд после залпа, пройдя всего 200 м. Подняв перископ, Корт внимательно следил за действиями противника. У него создалось впечатление, что эсминец сбавляет ход для поиска лодки гидролокатором. Это был неприятный момент для экипажа U 57, который ещё ни разу не бывал под глубинными бомбами.
Однако командир субмарины ошибся. Эсминец быстро скрылся из виду, оставив немцев гадать, почему он не сбросил бомбы и не вызвал на помощь самолёты и другие корабли. Убедившись, что опасности нет, в 15:58 Корт приказал всплывать. Так как торпеды кончились, лодка начала возвращение на базу, уведомив об этом штаб. Единственной помехой на обратном пути стал шторм, разыгравшийся в ночь с 20 на 21 ноября. Переждав непогоду на дне, U 57 продолжила путь к Вильгельмсхафену, придя туда в 10:40 22 ноября 1939 года.
«Факелы жизни и разрушения»
Вернувшись, Клаус Корт доложил Дёницу, что в районе действий противник не наблюдался. Во время нахождения «двойки» в надводном положении особое внимание уделялось наблюдению за небом, однако ни один самолёт так и не появился. U 57 должна была оставаться под водой в светлое время суток, чтобы не мозолить глаза многочисленным рыбакам и пароходам, которые следовали один за другим. У плавучего маяка был обнаружен интенсивный судоходный трафик. Причём все голландские маяки горели, как в мирное время.
Из доклада командира U 57 складывалось впечатление, что район, где действовала лодка, весьма перспективен. Но Дёниц не имел сил, чтобы совершить туда набег несколькими субмаринами. По приказу главного командования кригсмарине большинство подлодок, отведённых для действий в Северном море, занимались постановкой мин у восточного побережья Англии.
«Каунас» и «Стэнбрук» стали первыми торговыми судами, потопленными лодкой типа IIC. Одновременно это были первые жертвы субмарин с эмблемой «Красного дьявола» на рубке. 17 ноября 1939 года U 57 открыла им счёт, а вскоре его увеличила. Клаус Корт, а затем Эрих Топп, сменивший его на должности командира лодки, потопили в общей сложности 12 судов на 56 293 брт (с учётом вспомогательного судна «Дюрхэм Кэсл»). Этот результат стал лучшим среди лодок II серии за время Второй мировой войны.
После гибели U 57 в 1940 году Эрих Топп стал командиром «семёрки» U 552. Её эмблемой также стал красный дьявол-факелоносец. С этим рисунком на рубке лодка воевала в Атлантике в 1941–1944 годах, потопив 30 судов общим тоннажем 163 756 брт. Как писал в мемуарах о своей эмблеме Эрих Топп, «два красных дьявола несли факелы жизни и разрушения».
Любопытно, что и Корт, став командиром U 93, не отказался от старой эмблемы. Правда, на этот раз она уже имела другой вид: красный дьявол сачком вылавливал Черчилля из воды. Успехи Корта на этой лодке составили восемь судов на 43 392 брт. Таким образом, суммарный результат «дьявольских» U 57, U 93 и U 552 достиг полусотни судов общим тоннажем свыше 260 000 брт.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. — Random House, 1996.
- Busch, R. German U-boat Commanders of World War II / R. Busch, H.-J. Roll. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
- Busch, R. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945 / R. Busch, H.-J. Roll. — Band 3. — Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg–Berlin–Bonn, 2001.
- Berr, R. Das Kriegstagebuch der U-Bootwaffe / R. Berr: http://www.ubootwaffe.net
- Hogel, G. Embleme, Wappen, Malings Deutscher U-boote 1935—1945 / G. Hogel. — Hamburg: Koehler Verlag, 2001.
- Rohwer, J. Axis Submarine Successes of World War Two / J. Rohwer. — Annapolis, 1999.
- Topp, E. Fackeln über dem Atlantik / Е. Topp. — Verlag E. S. Mittler & Sohn GmbH, 1990.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — London: HMSO, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Патянин, С.В. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха / С.В. Патянин, М.Э. Морозов, В.А. Нагирняк. — М.: «Коллекция» – «Яуза» – «Эксмо», 2009.
Комментарии к данной статье отключены.