Героическая оборона греков на линии Метаксаса однозначно заслуживает внимания. Практически не имея резервов, греческие войска оказались лицом к лицу с вермахтом — одной из сильнейших на тот момент армий. Греки не только сдерживали немецкое наступление на протяжении четырёх дней, но и нанесли наступающему противнику весьма ощутимый урон. Несмотря на то что «балканский блицкриг» прошёл успешно, яростное сопротивление Греции дало свои плоды: оно позволило отсрочить наступление вермахта на Советский Союз, запланированное на весну 1941 года. Наш читатель рассказывает о событиях, происходивших 6-10 апреля 1941 года в горных районах на границе Греции и Болгарии, и о том, что представляла собой линия Метаксаса.
Предшествующие события
Готовясь к нападению на Советский Союз, Гитлер планировал захватить Балканский полуостров и тем самым обезопасить свои фланги в Юго-Восточной Европе. Итальянские союзники приносили вермахту больше проблем, чем пользы, и Германия вынуждена была помогать Муссолини, провалившему мартовское наступление в Греции и поставившему операцию «Барбаросса» на грань срыва. 27 марта 1941 Адольф Гитлер отдал приказ о начале операции против Греции и Югославии.
В том же марте Болгария присоединилась к Берлинскому пакту. На территорию страны были введены немецкие подразделения, которые расположились вблизи греческой границы. Против Греции и Югославии были сконцентрированы 32 немецкие дивизии, дислоцировавшиеся в Болгарии и Румынии, и 29 итальянских дивизий, действовавших на территории Албании. Решающим шагом в подготовке наступления на Грецию стала директива № 20 под кодовым названием «Марита», выпущенная ещё 13 декабря 1940 года. Для захвата Греции и Югославии выделялись две армии: 12-я под командованием генерала Вильгельма Листа и 2-я, сформированная на территории Венгрии и Австрии, а также 1-я танковая группа Эвальда фон Клейста. К наступлению на дополнительных направлениях привлекались войска Венгрии, Италии и Болгарии.
В общей сложности войска Оси насчитывали 80 дивизий, 1 200 000 человек личного состава, 2000 танков и 1300 самолётов. План операции предусматривал мощные совместные удары по Югославии и восточным регионам Греции с территории Австрии, Венгрии, Румынии и Болгарии. Планировалось, что как только будет прорвана южная граница Югославии, наступавшие с этого направления войска смогут обойти линию Метаксаса, которая проходила по горным массивам вдоль греко-болгарской границы и «заслоняла» Грецию со стороны северной соседки.
Географические особенности Греции, а именно высокие и непроходимые хребты Родопских гор, Эпира, Пинда и Олимпа, идеально подходили для обороны. Чтобы проникнуть в Северную Грецию, армиям вторжения нужно было пересечь Родопы. Лишь несколько здешних перевалов и речных долин позволяли пройти большим подразделениям. На севере немецким частям также нужно было преодолеть горные хребты, ограничивавшие доступ к внутренней части страны. На западе Греции простирался горный массив Пинд, а на востоке подступы перекрывали горные цепи Олимпа.
В 1940 году война с Италией заставила греков сосредоточить бо́льшую часть своих сил на албанской границе. Здесь немецким войскам противостояли всего лишь 14 греческих дивизий, действовавших в Албании против итальянцев. Семь дивизий прикрывали границы с Югославией и Болгарией. Все эти войска были слабо вооружены и растянуты на широком фронте от горного массива Белес до реки Нестос. На хорошо укреплённых позициях линии Метаксаса в горах находилось 70 000 бойцов 2-й греческой армии. В Центральной Македонии дислоцировались 12-я пехотная дивизия, которая удерживала южную часть гор Вермион, и 20-я пехотная дивизия, располагавшаяся севернее. Это были все силы, которые греки могли противопоставить наступавшему вермахту. Под предлогом оказания военной помощи Греции, а на самом деле для защиты своих интересов в регионе в марте 1941 года в Пирее и Волосе высадились штаб 1-го австралийского корпуса, 6-я австралийская дивизия, усиленная 2-я новозеландская дивизия и усиленный 1-й танковый полк 2-й английской танковой дивизии — всего порядка 55 000 человек при поддержке 100 танков и 300 самолётов.
2-я английская танковая дивизия сразу после выгрузки была переброшена в район нижнего течения реки Вардар к западу от Салоник. 2-я новозеландская дивизия заняла позиции к северу от горы Олимп у реки Альякмон, а 6-я австралийская дивизия — на обоих берегах Альякмона восточнее Козани. Командующим британским экспедиционным корпусом был назначен генерал сэр Генри Мейтленд Уилсон.
Укрепления
Линия Метаксаса представляла собой систему подземных тоннелей и наземных укреплённых комплексов с наблюдательными постами, артиллерийскими и пулемётными ДОТами, сетью противотанковых рвов и железобетонных противотанковых надолбов. Общая протяжённость укреплений достигала примерно 350 км. Суть линии, названной в честь греческого министра обороны Иоанниса Метаксаса, заключалась в создании многочисленных небольших сооружений и хорошо замаскированных бункеров, которые благодаря особенностям горной местности могли служить эффективной защитой от вражеского вторжения.
Линия Метаксаса включала в себя 21 форт, построенный в труднопроходимых горных районах и на стратегически важных перевалах и дорогах. Каждый форт представлял собой целый комплекс сооружений и был способен держать круговую оборону. Восемь фортов прикрывали дорогу вдоль реки Струмы. 11 фортов, расположенных в непосредственной близости от греко-болгарской границы, блокировали северный «вход» в Грецию — дорогу близ Като-Неврокопи. Форты Эхинос и Нимфеа перекрывали дороги в Комотини и Ксанти, а также выход к Салоникам.
Штурм линии Метаксаса
В 5 часов 15 минут 6 апреля 1941 года части 12-й армии вермахта при поддержке 4-го воздушного флота начали наступление через греко-болгарскую границу. Одновременно немецкие войска атаковали Югославию. Пять пехотных дивизий 30-го корпуса, развёрнутые в Восточной Болгарии, пересекли границу и, захватив Фракию, повернули на запад, чтобы атаковать сектор линии Метаксаса вдоль реки Нестос. Однако агрессорам не хватало информации о местонахождении греческих фортификаций, и, соответственно, у них не было планов по их нейтрализации. Отсутствие в горной местности дорог, пригодных для переброски военных контингентов, также осложняло задачу немецким командирам.
Уже на начальном этапе наступления немецкие части сразу же постигла неудача. 72-я пехотная дивизия атаковала греческие форты Лиссе, Перитори и Малиага в секторе Неврокопиона. Плотный огонь с греческих позиций не позволил немецким частям развернуть свою артиллерию. Понеся ощутимые потери, немцы остановились. Гарнизон форта Перитори отбил наступление немецкого батальона, а при повторной атаке нападающие понесли тяжёлые потери.
С переменным успехом развивалось наступление и в других секторах линии Метаксаса. К примеру, батальон 172-го артиллерийского полка 72-й дивизии за пару часов был полностью уничтожен в одной из атак. Подразделения вермахта лишь 9 апреля захватили несколько аванпостов форта Малиага. В секторе Нестос 164-я дивизия смогла взять позиции недостроенного форта Эхинос только после трёх дней кровопролитных боёв. 50-я немецкая дивизия наступала в секторе Александруполис и не смогла с ходу подавить сопротивление гарнизона форта Нимфеа — испытывая нехватку вооружения, он капитулировал лишь 7 апреля после массированных авиаударов и атаки с трёх направлений. Мощная немецкая артиллерия, штурмовые САУ, зенитные установки и пушки наносили огромные потери греческим гарнизонам.
В секторе Струма 5-я горно-пехотная дивизия при поддержке артиллерии атаковала форты Усита, Палиурионес, Келкая, Истибей и Попотливица, но штурм не принёс ожидаемых результатов. 125-й пехотный полк, участник боёв на линии Мажино, попытался прорваться через Рупельский перевал, однако атака сразу же захлебнулась под сосредоточенным огнём греческих огневых точек, оборудованных на скалах. Немецкие солдаты на лодке попытались форсировать реку Струма, но были блокированы и уничтожены перекрёстным огнём фортов Усита и Палиурионес.
Постоянные обстрелы, атаки и авиаудары штурмовиков несколько дней не могли «взломать» линию Метаксаса. Лишь к вечеру 8 апреля танки 164-й пехотной дивизии ворвались в Ксанти. На следующий день 50-я пехотная дивизия взяла Нестос. Атаки на форты Усита и Попотливица с применением газов и артиллерийских обстрелов не имели успеха до 9 апреля. Форты сектора Неврокопион держались, пока не получили приказ о капитуляции.
2-я танковая дивизия 18-го корпуса вермахта, наступавшая через югославскую Македонию по долине реки Струма в обход Дойранского озера, всё же «взломала» линию Метаксаса. Совершив обходной манёвр, она 8 апреля пересекла болгаро-югославскую границу и, не встретив здесь серьёзного сопротивления, вышла к Салоникам. 9 апреля дивизия заняла город и отрезала все греческие войска, находившиеся к востоку от Струмы. В тот же день генерал Уилсон издал приказ об отводе войск на Альякмонскую линию.
Финал
После того как немцы обошли линию Метаксаса, операция превратилась, по сути, в преследование британского экспедиционного корпуса. 10 апреля части СС получили приказ зачистить перевалы Северной Греции и взять под контроль Клидийский перевал. Здесь они встретились с хорошо подготовленными австралийцами и новозеландцами и только ценой ощутимых потерь через два дня овладели перевалом. Греческие войска с 13 апреля стали отступать за Пиндские горы. 24 апреля немцы нанесли удар по Фермопилам — как раз в тот момент, когда 19-я австралийская и 6-я новозеландская бригады готовились к отходу. Кое-как они организовали оборону, нанесли немцам ощутимый урон в бронетехнике и живой силе и к утру 25 апреля сумели вывести свои силы из ущелья.
Уже на следующий день немецкие десантники вступили на Коринфский перешеек и обнаружили, что мосты через одноимённый канал были взорваны. Лишь через два дня танки 5-й танковой дивизии смогли переправиться на другой берег. 27 апреля немцы вошли в Афины, а через три дня весь Пелопоннес вместе с 8-тысячным контингентом британских и греческих солдат оказался в руках вермахта.
Греки и части британского корпуса продолжали сопротивление, завязав бои за Клиссурийский перевал, близ горы Олимп, а также в районе Фермопильского прохода. Это позволило на некоторое время задержать наступление немецких частей и более тщательно спланировать операцию по эвакуации остатков армии, которая успешно завершилась к 30 апреля. 80% войск — почти 50 000 человек — удалось эвакуировать на Крит и в порты Египта.
Как видим, линия Метаксаса так и не была прорвана — немцы умело её обошли. Большинство фортов линии так и остались неприступными. 18-й армейский корпус вермахта понёс большие потери: в нём числилось 560 погибших, 2134 раненых и около 170 пропавших без вести. 164-я пехотная дивизия потеряла 35 человек убитыми и 92 ранеными, 50-я пехотная дивизия — 51 убитыми, 22 пропавшими без вести и 177 ранеными. 5-я горно-пехотная дивизия в одной только атаке на форт Истибей лишилась более 100 человек. 125-й немецкий пехотный полк, который атаковал Рупельский проход, был полностью уничтожен. Общие потери немцев при прорыве линии Метаксаса 6–10 апреля составили около 1200 человек убитыми и 4400–5000 ранеными. Отметим, что немецкие войска достигли успеха только благодаря своему численному превосходству — как в танках, так и в авиации.
В ходе боёв на линии Метаксаса немцы захватили всего пять крепостей: Истибей, Эхинос, Келкая, Нимфеа и Крести. Принудить греческих солдат к капитуляции смогли только газовые атаки. Если бы австралийские и новозеландские дивизии полностью заняли периметр обороны, возможно, немецкие войска и не смогли бы прорвать фланги линии Метаксаса. До Критской операции и расстрела в Кондомари оставалось немногим больше месяца.
Комментарии к данной статье отключены.