Танки «Шерман» показали себя эффективными боевыми единицами за многие десятилетия службы. Машины этого семейства успешно воевали по всему миру, как и во время Второй мировой войны, так и после. Однако у танков было несколько врождённых конструктивных дефектов, с которыми американским конструкторам приходилось бороться. Одним из них была низкая проходимость на мягком грунте.
Насадки на любой вкус
Одной причиной низкой проходимости у танков семейства «Шерман» было высокое давление на грунт. «Шерманы» и с самого начала не отличались широкими гусеницами, при этом вес машины всё рос, а с ним росло и удельное давление.
![«Шерман» М4А1, провалившийся в грязь у Митурно, Италия, 1944 год. Высокий вес машины и узкие траки означали, что проходимость вне дорог у танков этого типа была низкой - «Шерманы» в грязи | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/088/440/content/1-002165d47e68a5affa01e9cd65f2f139.jpg)
К тому времени, как американские конструкторы начали разбираться с проблемой высокого давления на грунт, различные решения такой проблемы уже были опробованы во многих странах. Самыми известными из них стали немецкие «остекеттены» — расширенные траки для танков Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV для езды, как можно понять из названия, на Восточном фронте.
В США пошли по тому же пути. Вместо того чтобы вводить ещё один тип траков, американские конструкторы просто-напросто разработали расширительную насадку (Extended End Connector — EEC). Насадки крепились к стандартным соединителям для американских траков и могли применяться на любом «Шермане», за исключением машин с канадскими цельнометаллическими траками CDP. Насадка EEC расширяла стандартный трак с 418 до 511 мм.
Конструкторы подозревали, что даже этого будет недостаточно, и пришлось прибегать к хитрости. Тележки подвески слегка отодвинули от корпуса, что дало возможность прикрепить насадки и с другой стороны гусеницы. Такая модификация получила индекс Е9. Ширина трака вырастала до 601 мм. Лабораторные испытания показали, что при одинаковом давлении трак погружается в песок на 7% меньшую глубину с одной насадкой и на 12% меньше — с двумя.
![Расширительные насадки EEC, установленные на танк М4А1. Музей битвы в Нормандии, Байё, Франция. Насадки уменьшали удельное давление на грунт - «Шерманы» в грязи | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/088/445/content/2-f09c7c02dbbac05a3fe7c4660707bd08.jpg)
В феврале 1944 года были проведены испытания на практике. По выбранному участку заболоченной местности танк М4А4 мог пройти на третьей передаче с двумя насадками на каждом траке или на второй с одной насадкой. Танк М4А3 без насадок не прошёл через болото даже на первой передаче. Оба танка использовали обрезиненные траки без грунтозацепов. Оказались у конструкции и недостатки. Проходимость улучшилась только при погружении более 38 мм, на твёрдом грунте насадки только мешали. В движении надмоторная плита забрасывалась грязью. К тому же, новые тележки и насадки добавляли лишние 317 кг к весу танка. Тем не менее, идея была многообещающей. К июню несколько вариантов насадок находились в различных стадиях разработки.
![M4A1E9 с установленными расширительными насадками - «Шерманы» в грязи | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/088/439/content/3-9f07161eb4fb7d0c3504a02e61a18507.jpg)
Вариант с двумя рядами насадок показывал лучшие результаты, но у армии этот проект вызывал мало энтузиазма. Для того чтобы «переобуть» один танк, требовалось 326 человеко-часов, причём для процедуры нужно было привлечь двух опытных сварщиков. Идея с насадками только на внешней стороне траков была удачным компромиссом. Насадки можно было установить без серьёзных затрат и применения высококвалифицированной рабочей силы.
![M4A1E9, утилизированный в качестве тактического объекта. Танки с такой ходовой частью не стали массовыми - «Шерманы» в грязи | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/088/441/content/4-79f20ad7ec1484532367b894fcae6e98.jpg)
Если насадки и помогали с давлением на грунт, то проблему со сцеплением они совсем не решали. Даже встроенные грунтозацепы на американских траках быстро забивались грязью. Предлагалось либо убрать каждую вторую насадку для улучшения сцепления в грязи, либо совместить насадки с существующими съёмными грунтозацепами. Даже эти грунтозацепы оказались неудовлетворительными, и в 1944 году началась работа над ещё одним улучшением: грунтозацепами Platypus (утконос).
«Утконосы» имели Т-образную форму, одновременно расширяя поверхность трака и улучшая сцепление с грунтом. Существовало два варианта: американский, который крепился к пальцам траков, и британский, который крепился к соединителю траков особыми болтами. В отличие от насадок EEC, «утконосы» надевали только с одной стороны гусеницы.
![Опытная насадка, совмещающая функцию расширителя трака и грунтозацепа. С ней ширина траков увеличивалась почти до метра - «Шерманы» в грязи | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/088/442/content/5-4df2032aa991af4dec3b2e7fc55bffd3.jpg)
Существовали и особые грунтозацепы для танков с ходовой частью типа Е9. Полная ширина трака выросла аж до 37 дюймов (94 см). Вес танка М4А3 с такими насадками вырос до 78 918 фунтов (35,8 тонн) но давление на грунт было всего 0,51 кг/см². Танк успешно разъезжал по местности, где обычный М4 сел на дно, и даже смог вытащить застрявшую машину. Массовыми эти насадки не стали, тем более, раз М4Е9 был лишь опытной машиной. Для танков без расширенной ходовой части были сконструированы более узкие 32,5-дюймовые (82,55 см) насадки той же формы. Давление на грунт при весе в 78 250 фунтов (35,5 тонн) составляло 0,65 кг на см². Массовыми эти насадки тоже не стали.
![Опытная насадка-грунтозацеп для танков с обычной ходовой частью - «Шерманы» в грязи | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/088/444/content/6-07d5a69927090b42bf7552946c920fb2.jpg)
Полевые испытания
«Утконосы» попали на фронт, но только в опытном порядке. Насадки американского типа испытали в Италии, а британского в западной Европе.
В отчёте от 28 июня 1945 года эффективность насадок оценивается хорошо. Даже севший на дно танк мог с их помощью не только выбраться из грязи, но и вытащить другой застрявший танк. Сцепление на дороге с гравийным покрытием тоже улучшалось, но на твёрдой дороге сцепление становилось ниже, и танк буксовал. Скорость на асфальтированных дорогах пришлось ограничить 20 милями (32 км) в час. На более высоких скоростях управление танком становилось сложным. Танк также становился на 38 см шире, что оставляло только пару дюймов свободного места при езде по сапёрному мосту Бейли.
![Установка грунтозацепов на соединители траков - «Шерманы» в грязи | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/088/443/content/7-5a5f91295c3659ceed30ff8e69197233.jpg)
Насадки оказались весьма недолговечными, даже на мягком грунте срок службы гусениц с этими насадками не превышал 800 миль (1288 км). К тому же, болты креплений приходилось подтягивать каждые 30 миль (50 км) пробега по шоссе или 60 миль (100 км) по целине. Дополнительный вес насадок давил на поддерживающие катки и мог их даже отломать. Установка занимала много времени. Даже хорошо слаженный экипаж тратил на это целый день. Сравнивая эффективность насадок EEC и Platypus, автор доклада пришёл к выводу, что каждая хороша по-своему. EEC были менее эффективными при езде в грязи, зато их можно было без особых проблем использовать при езде на шоссе или в лесу. Также насадки EEC не повышали износ гусеницы.
Все эти насадки считались лишь временной мерой, нацеленной на продление службы устаревшего танка. Будущее было за машинами с широкими гусеницами типа M4A3E8 или «Першинга».
![Танк из 6-й бронетанковой дивизии с насадками EEC пробирается через грязь, осень 1944 года. Большое количество насадок отломалось - «Шерманы» в грязи | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/088/447/content/8-9e1a7ec6b6e29b6da964ceb890c805d5.png)
Опыт в Италии с насадками американского типа привёл к тому же заключению. «Утконосы» сильно помогали в грязи, но на шоссе скорее мешали, и легко обламывались при ударе о препятствия. Также более тяжёлая гусеница приводила к поломке поддерживающих катков и повышала износ на бортовые передачи при поворотах. Увеличенные габариты машины тоже мешали. Водители жаловались на повышенную физическую и когнитивную нагрузку. При езде отмечались вибрация и перегрев ходовой части. Срок службы испытатели оценили в примерно 400 миль (644 км). Повышался и износ дорожного покрытия. Испытатели пришли к выводу, что колонна танков «Шерман» с насадками «Платипус» быстро приведёт дорогу в негодность, в то время как даже стальные траки наносили покрытию очень мало вреда.
![«Шерман» с металлическими траками Т49 и насадками EEC - «Шерманы» в грязи | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/088/446/content/9-c17f4af2b50ce7fab7f57359ccbb5396.jpg)
Насадки EEC лишь слегка помогали в грязи, зато не влияли на езду по шоссе и не повышали износ машины. Сварные насадки показали себя лучше, чем литые. Первые обламывались без потери подвижности, но поломка вторых приводила к разрыву гусеницы. В опытном порядке была испытана партия кованых насадок. Те оказались слишком сильными. При ударе о препятствие они сами оставались целыми, но ломали пальцы траков.
Выдавали «утконосы» в ограниченном количестве, например 1-я канадская армия получила лишь 200 наборов насадок, в то время как насадок EEC полагалось по одной на каждый трак. Впечатление от пробной партии было хорошее: 31 марта 1945 года 21-я группа армий заказала 40 000 наборов насадок. Механические неполадки считались малой ценой за резко возросшую проходимость. Заказ был одобрен, и насадки обещали доставить к 15 мая, но в связи с чрезмерной загрузкой предприятий заказ отменили.
Познание в сравнении
«Шерманы» с насадками испытывались не только против друг друга. 11 декабря 1944 года у Чесены 8-я армия устроила сравнительные испытания между стандартным «Шерманом» (тип не указан), «Шерманом» с насадками «Платипус», «Черчиллем» и «Пантерой». Танки прошлись по мокрой глинистой целине, вверх по небольшому холму. «Шерман» с насадками занял первое место по проходимости, «Шерман» без насадок — последнее. «Черчилль» и «Пантера» показали примерно равную проходимость.
![«Шерман» с насадками «Платипус» пробирается через грязь - «Шерманы» в грязи | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/088/448/content/10-45c968043691b86f9e678ceeab8c02eb.jpg)
6 марта 1945 года были организованы ещё одни испытания, куда более масштабные. На этот раз в ход пошли несколько «Шерманов» M4A1 и М4А2 с различными гусеницами и насадками, но и «Черчилль» с «Пантерой» для сравнения.
Испытания разбивались на три этапа. Сначала, танкам предстояло выбраться из кювета на дорогу по крутому твёрдому склону 3-4 фута (91-122 см) длиной. Перейдя дорогу, танки спускались в канаву заполненную водой глубиной в 2 фута (61 см) и шириной 9-14 футов (2,7-4,3 метра). Противоположный берег канавы высотой в 3 фута (91 см) был мягким и грязным. Выбравшимся из канавы танкам предстояло пересечь вспаханное поле шириной в 80 ярдов (73 метров), обильно поливаемое водой в течение трёх дней. Грунт был глинистым с малым количеством мелкого песка и осадков.
Танк М4А2 с обычными траками со встроенными грунтозацепами смог забраться на дорогу, но застрял в канаве. Такой же танк с насадками EEC успешно преодолел канаву, но застрял в пашне, проехав 20 ярдов. Танк с гладкими резиновыми траками и насадками «Платипус» легко преодолел все препятствия, пройдя по полю на второй передаче. Так же справились машины с другими опытными съёмными грунтозацепами. «Платипусы» помогли и бензиновому М4А1. Машина с обычными резиновыми гусеницами застряла в канаве, а с насадками легко справилась как с канавой, так и с полем.
![«Шерман» с насадками «Платипус». Насадки этого типа резко повышали проходимость, но портили как саму машину, так и дорожное покрытие. Италия, 1944 год - «Шерманы» в грязи | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/088/449/content/11-5894ed4bbf16b8a8cb826eae5e1a363f.jpg)
Более тяжёлые танки не так хорошо справились с препятствиями. «Пантера» и «Черчилль» справились с канавой, а вот поле оказалось сложнее пройти. «Пантера» начала продвижение медленно, сильно буксуя, и вскоре застряла намертво. При попытке дать задний ход коробку передач заклинило. «Черчилль» тоже начал буксовать, но смог выбраться задним ходом и успешно пересёк пашню на первой передаче.
Сравнения с «Пантерой» выполняли не только на фронте. В танковой школе в Чертси тоже устроили сравнительные испытания в марте 1945 года. Погружение в грязь и сцепление измерялись отдельно. «Шерман» получил стандартные стальные траки с шевронным грунтозацепом Т54Е1, а также уйму комбинаций насадок и съёмных грунтозацепов различных типов. Также в испытаниях принял участие танк «Кромвель» с аналогичными насадками.
![Американские солдаты осматривают застрявшую «Пантеру». Несмотря на широкие гусеницы, проходимость этих машин оставляла желать лучшего - «Шерманы» в грязи | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/088/451/content/12-4fe161a1e6e58b23be06e563fbbfe140.jpg)
На испытаниях по погружению лучше всех на «Шермане» показали себя траки с насадками EEC или укороченными насадками, как и с 78 универсальными грунтозацепами на гусеницу, так и без них. Траки без насадок, а также траки со встроенными расширителями типа «Платипус» были более-менее равны по показателям. Даже первая группа погружалась в грязь глубже чем «Пантера». «Кромвель» погружался в грунт глубже «Шермана» несмотря на тип траков.
По сцеплению картина оказалась обратной. Сцепление у «Пантеры» было очень низким, что объясняло неспособность пройти по полю в полевых испытаниях. «Шерманы» же поработали куда лучше. На первом месте оказались танки с 28-78 универсальными грунтозацепами, на втором: с грунтозацепами и расширителями. Британский вариант «Платипуса» помог мало, они победили лишь резиновые траки с шевронными грунтозацепами.
![Различные варианты установки грунтозацепов на стальные траки «Шермана» - «Шерманы» в грязи | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/088/450/content/13-2f0a3868a5f5bfbd9449d01770d67273.jpg)
Как и многие другие решения, над которыми американцы работали с 1944 года, полностью решить вопрос проходимости «Шерманов» к концу войны не удалось. Насадки EEC были массовыми, но помогали не так сильно, как хотелось бы. «Платипусы» были эффективными в эксплуатации, но наносили ущерб как танку, так и дорогам. Такие насадки не успели доставить в Европу в больших количествах до окончания войны.
Работа над проходимостью «Шермана» дала результаты: даже с минимальными изменениями танк вёл себя лучше вне дорог, чем британский «Кромвель», а при правильной оснастке мог дать фору и «Черчиллю» с «Пантерой». Однако возня с насадками была лишь временной мерой. Будущее было за танками с широкими основными гусеницами с подвеской HVSS или торсионной подвеской.
Источники и литература:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947), RG 24 C 2
- Richard P. Hunnicutt. Sherman: A History of the American Medium Tank — Echo Point Books & Media, 2015
- Pat Ware. M4 Sherman Tank Owners' Workshop Manual: 1941 Onwards (All Variants) — Zenith Press, 2012
Комментарии к данной статье отключены.