29 марта 1945 года американский условно тяжёлый танк Heavy Tank T26E3 стандартизировали как Heavy Tank M26. Этому предшествовали войсковые испытания, на которых машина, которая далась американскому танкостроению очень тяжело, показала себя вполне неплохо. Стандартизация стала сигналом к полномасштабному выпуску данных машин. Впрочем, окончание войны ограничило выпуск 2202 танками, так что полноценными сменщиками Medium Tank M4 они так и не стали. Казалось бы, окончание производства означало скорое появление совершенно нового танка, который получал более мощное вооружение и броневую защиту. Но история пошла иначе. Первым американским послевоенным серийным средним танком стал Medium Tank M46, он же Patton, который фактически являлся модернизацией M26. При этом часть M26 переделали в этот самый M46.
Модернизация вместо революции
Несмотря на то, что в целом Heavy Tank M26 (уже в 1946 году «пониженный» до среднего) получился весьма неплохой машиной, проблем у него хватало. Для начала, даже увеличенная толщина брони совсем не гарантировала надёжную защиту от огня немецких танков и самоходных артиллерийских установок. Это наглядно показали итоги первого боевого применения танка, когда машина с именем собственным Fireball была выведена из строя огнём Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. По большому счёту, защита обеспечивалась только от огня 75-мм орудий Pak 40, KwK 40 и StuK 40 — всё, что было выше по огневой мощи, вполне успешно поражало американский танк в лобовую проекцию. Ещё одной, относительной проблемой, было снижение удельной мощности до 11,96 л.с. на тонну даже при максимальной мощности мотора.
По факту танк был довольно шустрым, а на просёлке (в ходе испытаний в Советском Союзе) показал самую высокую среднюю скорость среди одноклассников. Правда, и расход топлива был рекордным. При этом имелась проблема с износом элементов ходовой части, прежде всего, опорных катков. Данную тему обычно не поднимают в свете применения Heavy Tank M26 в ходе Второй мировой войны, но в целом такая проблема имела место. Осмоление и постепенное разрушение опорных катков (первый каток разрушился через 753 км пробега) отмечались и на испытаниях этого танка в СССР.
По большому счёту, у американцев получился неплохой средний танк примерно на уровне Pz.Kpfw.Panther, равнозначный по подвижности, примерно равный по орудию, но несколько уступавший по броневой защите. Другой вопрос, что в Департаменте вооружений, как и в ГБТУ КА, хотели чего-то покрепче и с пушкой побольше. Помимо различных проектов усиления Heavy Tank M26 (T26E4 и T26E5), имелись и более радикальные идеи. Одна из них была представлена 20 июня 1945 года группой под руководством Фредерика С. Бреккета из Лаборатории медицинских исследований бронетанковых войск (Armored Medical Research Laboratory, Форт-Нокс, штат Кентукки). Данная работа была инициирована AGF (Army Ground Forces, армейские сухопутные войска), и носила, скорее, концептуальный характер. Данная группа предлагала делать средний танк боевой массой 40,8 метрической тонны, с лобовой бронёй толщиной 152 мм и бортовой броней толщиной 76 мм. Каким образом бригада Бреккета собиралась вписать танк в такую массу, это уже отдельный вопрос. Не меньше вопросов возникало и с вооружением. Похоже, там насмотрелись на немецкие «удочки» и предложили что-то похожее калибра 76 мм. Одним словом, этот концепт выглядел уж слишком специфично, можно даже сказать, с отрывом от реальности.
Примерно так же закончилась работа другой комиссии — сформированного 1 ноября 1945 года Совета Военного департамента по рассмотрению вооружений. Более известная как «Совет Стиллвела», на тот момент ничего конкретного она предложить не могла (прежде всего, потому, что танк — это совокупность разных компонентов, а с ними была беда). Так что логичным предложением стала разработка семейства новых танковых двигателей — именно с ними имелись наиболее существенные проблемы.
На тот момент наибольшую потребность в моторах испытывали перспективные тяжёлые танки. Их и использовали как тестовые лаборатории. Попробовав несколько моторов, выбор остановили на 29-литровом Continental AV-1790, имевшем воздушное охлаждение. Максимальная мощность данного мотора составляла 810 л.с. Не менее важно то, что этот двигатель входил в семейство танковых моторов специальной разработки, которые строились на Continental. Перепробовали на тяжёлых танках и разные варианты трансмиссий, остановившись на гидромеханическом трансмиссионном блоке CD-850-1 разработки Alisson. После серии испытаний, которые проходили на Heavy Tank T30, данную комбинацию признали наиболее удачной. При этом трансмиссионный блок CD-850 неоднократно проходил модернизацию, целью которой являлось повышение его надёжности. К слову, этот силовой блок получился более компактным, нежели силовой блок Heavy Tank T26E3.
Всё это позволило весной 1948 года начать разговор о модернизации Medium Tank M26. В тогдашней ситуации это было единственное, что реально могла сделать американская танковая промышленность. Танк, получивший обозначение Medium Tank M26E2, представлял собой всё тот же Medium Tank M26, но с силовым блоком, куда входил двигатель Continental AV-1790-1 и трансмиссионный блок CD-850-1. На испытания машина вышла в мае 1948 года, а её переделкой из Medium Tank M26 занимался Детройтский арсенал. Внешне от обычного M26 данный танк легко отличить по изменённой выхлопной системе. Теперь танк получил два больших глушителя, которые разместили на крыльях, в связи с чем изменился состав ящиков ЗИП. Также переделке подверглась надмоторная плита, поскольку мотор имел воздушное охлаждение. Изменилась и кормовая часть корпуса.
Надо сказать, что комбинация мотора Continental AV-1790-1 и трансмиссионного блока CD-850-1 поехала не сразу. Особенно это касалось трансмиссионного блока, который пережил несколько итераций. Вместе с тем, испытания показали, что машина обладает существенно более высокой подвижностью, что вселяло оптимизм относительно её перспектив. Параллельно решался вопрос по вооружению. Проведённые эксперименты, в том числе по M26E1, показали, что длинноствольное 90-мм орудие не является оптимальным вариантом. Примерно то же самое было сказано по поводу опытной 76-мм системы T98 с длиной ствола 70 калибров. Реализация мечты комиссии Бреккета показала себя не самым лучшим образом. По итогам было решено не искать сложных путей и попросту модернизировать 90-мм орудие M3. Оно получило однокамерный дульный тормоз и эжектор. Данной системе присвоили обозначение M3A1.
По опыту постройки M26E2 было решено развивать тему в том же русле, данная программа получила обозначение Medium Tank T40. Детройтский арсенал получил задание на изготовление партии из десяти таких танков, первый из которых был готов летом 1949 года. Внешне T40 оказался во многом схож с M26E2 — по большому счёту, разница состояла в деталях. Во-первых, танк получил орудие M3A1. Во-вторых, был установлен более совершенный мотор Continental AV-1790-3, а трансмиссионный блок CD-850-1 позже заменили на более совершенный CD-850-2. В-третьих, появился небольшой каток между крайним задним опорным катком и ведущим колесом. Это улучшило ситуацию с поведением танка на мягких грунтах. В-четвёртых, на кормовом листе появился короб под полевой телефон. Также несколько изменился состав ящиков ЗИП на крыльях.
Судьба у выпущенных Детройтским арсеналом образцов Medium Tank T40 оказалась бурной. Их активно обкатывали, при этом машины периодически переделывались под различные опытные работы. Десятый образец и вовсе построили как инженерную машину T39. Вместе с тем, ещё в 1948 году Департамент вооружений уже понимал, что надо принимать Medium Tank T40 на вооружение. Поэтому ещё 30 июля 1948 года танк стандартизировали как Medium Tank M46, также машина получила имя собственное Patton.
И с нуля, и переделка «Першингов»
Во многом принятие Medium Tank T40 на вооружение «авансом» было вынужденным решением. В условиях начавшейся Холодной войны командование американской армии внезапно осознало, что нового танка у него нет. Поэтому появились идеи о сразу нескольких путях решения проблемы. Первый, разумеется, революционный, но идея «выращивания» среднего танка из лёгкого (Medium Tank T42) требовала времени, да и такой путь был рискованным. Зато имелся парк Medium Tank M26, который постепенно устаревал, а что там творилось за «железным занавесом», американцам было неведомо. Поэтому и возникла вполне логичная идея сделать немного улучшенный вариант M26 — в тот момент он оказался оптимальным решением. Попытки сделать на том же самом шасси что-то более защищённое или имеющее более мощное вооружение влекли за собой проблемы разного толка. Не то, чтобы данный танк совсем устраивал американских военных, но ничего лучше к тому времени сделать не удалось.
Тонкость момента заключалась и в том, что минимальные отличия от Medium Tank M26 позволяли провернуть крайне интересную операцию. Вместо изготовления части M46 с нуля имелась возможность взять за основу уже имеющиеся M26 и провести их модернизацию. Поэтому первоначальный заказ оказался крайне специфичным. С нуля строилось всего 800 Medium Tank M46, но при этом дополнительные 1215 танков получались за счёт модернизации уже имевшихся M26. В некотором смысле повторялась история с GMC M36, которые не строили с нуля, а получали за счёт модернизации GMC M10. В случае полного выполнения программы больше половины M26 становились новыми танками, что повышало их боевую эффективность.
Впрочем, одно дело планы, а другое — их выполнение. Из-за того, что требовалось провести дополнительные испытания Medium Tank T40, производство M46 несколько сдвинулось по датам. Первый танк вышел на испытания в начале ноября 1949 года. К тому времени силовой блок AV-1790/DC-850 продолжил эволюцию, поэтому на серийные танки попали моторы Continental AV-1790-5 и трансмиссионные блоки CD-850-3. Они были более надёжными, вместе с тем, работы по доводке и мотора, и трансмиссионного блока продолжались. Уже в ходе производства на машины поставили трансмиссионный блок CD-850-4, имевший изменённый тип гидравлического привода. Это лишний раз показывает, что с трансмиссией продолжали «воевать», причём разные варианты CD-850-4 не заставили себя долго ждать.
Внешне «старый-новый» танк не сильно отличался от Medium Tank T40. Отличить эти машины можно по кормовой плите. У T40 лючки доступа к трансмиссии были квадратными, а у M46 — круглыми. Вместе с тем, нельзя говорить о том, что разница между M26/M26A1 и M46 состояла, в основном, в изменении ходовой части и моторного отделения. Изменился и внешний вид башни, причём даже Medium Tank M26A1 или T40 довольно легко отличить от M46, видя только башню. С правой стороны исчезло крепление для тюков с личными вещами, изменилась форма створки лючка для выброса гильз, изменилось крепление запасных траков на левом борту башни. У T40 и M46 над перископическим прицелом наводчика появилось ограждение, на котором также имелось крепление вертлюга для пулемёта. Весьма полезное нововведение, поскольку штатный вертлюг не позволял командиру вести огонь вперёд. Амбразуры под телескопический прицел и спаренный пулемёт на подвижной бронировке орудийной маски получили кожухи трубчатой формы, что защитило их от осадков. Одним словом, набирается немало пунктов, которые позволяют довольно быстро отличить M46 от своего прародителя, даже если он модернизирован до уровня M26A1. Отличался он и массой, которая достигла 44 т.
В случае с Medium Tank M46 есть один момент, который сильно повлиял на объём выпуска этих танков. 25 июня 1950 года, спустя чуть более полугода после начала выпуска M46, началась война в Корее. В связи с происходящим M26 и M26A1, которые предполагалось переделать в M46, резко понадобились на Корейском полуострове. Результатом стало то, что планы по модернизации танков улетели в трубу. Отменять выпуск M46 никто не собирался, но при этом на горизонте замаячила перспектива скорой замены на более совершенный танк. Дело в том, что в конце 1950 года начались испытания Medium Tank T42, который «вырастили» из Light Tank T41. Идею более лёгкого среднего танка забраковали, но ещё в сентябре 1950 года появилась идея соединить башню T42 и шасси M46. Уже 1 ноября 1950 года данную комбинацию стандартизировали как Medium Tank M47, а в июле 1951 года были готовые первые такие танки. В результате судьба выкроила M46 всего около полутора лет производства. По итогам было построено либо переделано из M26/M26A1 всего 1160 танков данного типа.
Столь быстрое исчезновение с конвейера не означало, что машина так и останется в одной версии. Дело в том, что появление M47 спровоцировало массу работ по улучшению шасси M46. В результате появился мотор моторы Continental AV-1790-5B и трансмиссионный блок CD-850-4, а также целая куча улучшенных элементов, включая тормоза, систему пожаротушения, охлаждения масляной системы и тормозов. Всё это ввели на танках, которые выпускались в 1951 году. Поскольку «начинка» у ранних и поздних машин оказалась разной, в апреле 1951 года улучшенную версию переименовали в Medium Tank M46A1. Следует отметить, что внешне M46 и M46A1 были одинаковыми, поскольку изменения несли внутренний характер. Всего улучшенных танков было выпущено 360 штук, они стали своеобразным мостом между M46 и M47.
Быстрый, но ломающийся
Из всех серийных танков семейства «Першингов/Паттонов» Medium Tank M46 оказался самым невезучим. Для начала, как уже было сказано выше, вся серия составила 1160 танков — это меньше любого танка из семейства. Безусловно, существовал ещё и куда менее массовый Medium Tank M45, но всё же эта машина была всего лишь M26 со 105-мм гаубицей, не более того. А вот среди «полноценных» танков меньше его не было никого. Помимо небольшого объёма выпуска, проблемой M46 стала революционная силовая установка. Данный танк был первым из серийных, который получил новый силовой блок, а первопроходцам часто достаются все шишки.
Главной неприятностью в судьбе M46 стала война в Корее. Не начнись она, у этого танка была бы несколько иная судьба. Самое главное, не пришлось бы срочно делать гибрид из шасси M46 и башни T42. Кроме того, срочная отправка данных танков на Корейский полуостров машин, которые только в самом конце 1949 года начали поступать в армию, сказалась на репутации «Паттона». Чтобы машина дошла до кондиции, необходимо один-два года «доводить» её в условиях войсковой эксплуатации, но этого времени не было, и в Корею танк отправился как есть. Уже 8 августа 1950 года первые танки данного типа, входившие в состав 6-го танкового батальона, оказались в Южной Корее, а к концу года таких машин имелось около 200 штук. Надо сказать, что поначалу «Паттоны» с Т-34-85 не встречались, да и их потенциал подвижности как-то не использовался. Типовым американским танком той войны был M4A3E8, который был весьма подвижен и имел более высокую репутацию среди американских танкистов.
Боевые действия против северокорейской брони начались для «Паттона» только в ноябре 1950 года. Поначалу танкам сопутствовал успех, но уже вскоре началось наступление китайских добровольцев. Стремительно приближавшийся к границам Китая фронт не менее стремительно двинулся обратно — он не просто догнал и обогнал 6-й танковый батальон, в результате его матчасть оказалась захвачена прямо на эшелоне под Пхеньяном. Часто пишут, что позже американская авиация разбомбила эшелон, но на самом деле история была немного иной. Часть танков китайские добровольцы эвакуировали. Судя по всему, среди них был и танк, который в 1951 году оказался в Советском Союзе. Машину доставили в Кубинку, где её внимательно изучили. Больше всего советских специалистов заинтересовал трансмиссионный блок CD-850-3.
В 1951 году возникла тема создания отечественной гидромеханической трансмиссии, которую позже установили в тяжёлый танк Объект 266. Он представлял собой один из опытных тяжелых танков Объект 730, который соответствующим образом переделали. После окончания испытаний танк остался в музее при полигоне. Ныне и тот самый M46, что захватили в Корее, и Объект 266 находятся в филиале парка «Патриот» на территории бывшего танкового музея.
Вообще с «Паттоном» сложилась комичная ситуация. По идее, именно этот танк, обладавший высокой подвижностью, должен был находиться в авангарде американских частей, воевавших в Корее. И он же должен был стать грозой северокорейских танков. Но на самом деле за всё время он уничтожил меньше двух десятков Т-34-85, а безвозвратные потери от огня северокорейских танков составили 8 машин. Впрочем, главная проблема была не в этом. Подобно Medium Tank M26, главным противником данной машины была она сама. Удивительное дело — 60% потерь пришлось на механические неисправности. А еще более мощный мотор означал еще более существенный расход топлива. Собственно говоря, и M26, как уже говорилось, был рекордсменом по расходу топлива среди одноклассников, что уж говорить о более мощном преемнике. Даже по официальным данным, 878-литрового бака M46 хватало всего на 130 км, и это при езде по дорогам.
В ходе боевых действий часть машин подверглась переделке. Наверное, самой известной переделкой стал прожекторный танк, который использовался 1-й дивизией морской пехоты. К подвижной бронировке орудийной маски был прикреплен 457-мм прожектор, подобные машины использовались для боев в ночных условиях. Имелась как минимум пара версий таких переделок. Самым же брутальным был инженерный танк на базе M46. Его оснастили бульдозерным отвалом, а по периметру башни сделали сетки для защиты от вражеского огня.
По итогам Корейской войны данный танк принес, скорее, разочарование. По большому счету, потенциал своего мотора он не раскрыл, а среди экипажей оставил не самую лучшую репутацию — прежде всего ввиду прожорливости и невысокой надежности. К тому же, к моменту окончания войны у американской армии уже имелись более удачные M47, а также разворачивались работы по совершенно новому танку — M48. В этих условиях M46 особо не требовался. Официально его сняли с вооружения 14 февраля 1957 года. Еще одним щелчком по носу стало то, что одновременно с вооружения снимали Medium Tank M4A3E8, которые в Корее как раз показали себя «рабочими лошадками».
На этом служба M46 не закончилась. Подобное «Першингу», этот танк попал и в армии других государств. Естественно, одним из них стала Южная Корея, на территории которой данные танки воевали. В 1954 году эти машины оказались во Франции (правда, в скромных количествах). На подходе были уже M47, так что и тут M46 не повезло. 8 танков оказалось на вооружении бельгийской армии. Наконец, иногда встречается информация о наличии M46 в итальянской армии — на самом деле это не так. Итальянцы, может, и рассматривали M46, но в 1952 году на горизонте уже появилась программа по поставке 143 штук M47. Проводилась она в рамках MAP (программа военной помощи), так что M46 итальянцам оказался не нужен. Одним словом, и тут этой машине не повезло.
Последней гримасой судьбы стала статистика по сохранившимся танкам — на примерно 75 сохранившихся до наших дней M26 приходится всего 21 M46. Для этой машины война в Корее отказалась единственным конфликтом, в котором она участвовала. Эта же война во многом и стала причиной столь несчастливой судьбы.
Источники:
- NARA
- Вестник танковой промышленности
- РГАЭ
- Pershing: A History of the American Main Battle Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1984
- https://usautoindustryworldwartwo.com/Serial%20Numbers/m26-production%20records.htm
Комментарии к данной статье отключены.