В годы Второй мировой войны немецкие подводные лодки отправили на дно тысячи торговых судов. Их атаки можно сравнить с нападением волков на овец, которые безжалостно раздирали стада-конвои и не щадили одиночек. Однако далеко не все «овцы» были столь безобидны и порой давали отпор хищникам, оставляя их без добычи. В Битве за Атлантику был особый случай, когда охотник и жертва поменялись местами — такая честь выпала норвежской китобойной плавбазе «Космос II». Китобои, суровые люди неробкого десятка, напали на субмарину, получив реальный шанс поставить точку в карьере известного подводного аса.
Охотник на китов
Перед войной Норвегия была одним из лидеров мирового судоходства, и океан бороздило множество судов под синим скандинавским крестом на красном фоне. Страна находилась на первых ролях и в китобойной индустрии — норвежский китобойный флот имел современные плавбазы, одна из которых носила название «Космос II» (Kosmos II). Судно было построено в 1931 году на верфи «Уоркмэн Кларк» (Workman Clark Ltd.) в Белфасте — там же, где двумя годами ранее на воду был спущен однотипный «Космос». Оба судна длиной более 160 метров и тоннажем около 17 000 брт были настоящими гигантами своего времени и принадлежали норвежскому корабельному магнату Андерсу Яре (Anders Jahre) с портом приписки Санде-фьорд.
На начало войны обе плавбазы вели промысел китов в водах Антарктики, после чего встретились в африканском порту Уолфиш-Бей. 21 марта 1940 года «Космос» и «Космос II» вышли в море и отправились в Португалию, куда прибыли 2 и 4 апреля соответственно. После этого их пути разошлись навсегда: «Космос» 7 апреля пришёл в Дакар, где спустя два дня его застала новость о вторжении вермахта в Норвегию. Пробыв там до середины июня, судно ушло обратно в Уолфиш-Бей. В августе плавбаза покинула Африку для перехода в Кюрасао, но в пути было перехвачено и потоплено немецким вспомогательным крейсером «Тор» (Thor).
«Космос II» на 9 апреля 1940 года находился на Канарских островах, в Тенерифе. Спустя шесть суток плавбаза вышла в Гибралтар, откуда в составе конвоя перешла в английский Портленд, а затем в Плимут, в итоге 20 июня оказавшись на Кюрасао. С этого момента карьера судна как флагмана китобойной флотилии закончилась — оно стало танкером для перевозки нефти из Карибского бассейна в Нью-Йорк, откуда «чёрное золото» переправлялось конвоями в Великобританию. Уже через месяц, 21 июля, «Космос II» вышел в свой первый рейс до Нью-Йорка с грузом нефтепродуктов.
До нового 1941 года плавбаза совершила 34 рейса по маршрутам Нью-Йорк – Аруба и Нью-Йорк – Кюрасао и обратно. Наступали последние спокойные дни судоходства у Восточного побережья США.
Операция «Паукеншлаг»
Несмотря на то, что официально война между Германией и США началась 11 декабря 1941 года, в Атлантике уже произошло несколько случайных боестолкновений между немецкими подлодками и американскими эсминцами, один из которых, «Рубен Джеймс» (USS Reuben James), был потоплен. Причиной тому послужило активное вмешательство США в боевые действия в Атлантике на стороне Великобритании. Американцы принимали участие в эскортировании британских конвоев на отрезке между Канадой и Исландией и создали в последней свою военно-морскую базу.
Такой половинчатый нейтралитет не мог не вызвать раздражение Германии, но Гитлер отказался развязать своим подводникам руки, несмотря на все просьбы адмиралов. Он приказал своим кораблям избегать боя с новым «противником», так как считал невыгодным вступление в войну США в момент, когда вермахт уже увяз в СССР. Поэтому объявление Германией войны США командующий подводными силами Карл Дёниц встретил с облегчением: это отменяло все ограничения, наложенные Гитлером ранее. Дёниц предложил совершить набег подлодками на районы судоходства у Восточного побережья США, назвав операцию «Паукеншлаг» (Paukenschlag — нем. «Удар в литавры»). По расчётам Дёница, у лодок типов IXB и IXC должно было хватить топлива на путь туда и обратно, а также для действий в районе операции.
Однако в операции смогло принять участие только пять лодок, районы действий которых были растянуты от Нью-Йорка до Флориды. В их задачу входило своевременное занятие позиций к 13 января 1942 года, после чего они должны были начать действовать. Одной из субмарин, вошедших в эту группу, была U 123 капитан-лейтенанта Райнхарда Хардегена (Reinhard Hardegen), которая должна была атаковать судоходство между Нью-Йорком и мысом Гаттерас.
По факту, Хардеген нарушил приказ — на сутки ранее, чем было положено, он атаковал и потопил британское судно «Сайклопс» (Cyclops) южнее мыса Сейбл. После этого лодка взяла курс на Нью-Йорк, где 14 и 15 января отправила на дно панамский и британский танкеры. Затем Хардеген ушёл южнее, к побережью Северной Каролины, где рассчитывал найти обильную добычу в месте оживлённого судоходства противника.
Догнать и уничтожить
19 января 1942 года Райнхард Хардеген устроил в районе мыса Гаттерас настоящее побоище. Рискнув зайти на мелководье, U 123 обнаружила большое количество целей. В результате за семь часов она потопила три торговых судна, а также повредила один танкер. Однако удачливый охотник, забравшись слишком далеко, потерял бдительность и чуть сам не стал жертвой.
Торпедировав латвийское судно «Цилтвайра» (Ciltvaira) и обстреляв американский танкер «Мэлей» (Malay), U 123 в 12:44 (здесь и далее приведено центрально-европейское летнее время) того же дня находилась в надводном положении в 17 милях к северо-востоку от мыса Гаттерас. Команда занималась устранением неисправности двигательной установки, так как вышла из строя система охлаждения одного из дизелей. Всё, что произошло дальше, может говорить только об одном — в тот день фортуна бессовестно благоволила Хардегену и его людям.
Днём ранее «Космос II» оставил Нью-Йорк, чтобы совершить переход к Кюрасао за очередной порцией нефти. 19 января плавбаза достигла района мыса Гаттерас, слушая в эфире призывы о помощи погибавших судов, атакованных Хардегеном. Как вспоминал впоследствии капитан «Космос II» Эйнар Гледич (Einar Gleditsch), норвежцы видели повреждённый танкер «Мэлей», который посылал в эфир сигнал «SSS» — «Атакован субмариной»:
«Судно, которое радировало в эфир, было между мной и побережьем. Согласно инструкциям, мы не должны были оказывать помощь никакому судну, атакованному субмариной, поэтому я изменил свой курс так, чтобы быть подальше от берега и приказал главному инженер-механику выжать из машин полную скорость».
Однако далее события развивались по непредвиденному для всех сценарию.
В 12:50 вахтенный офицер на мостике доложил капитану, что слева от носа по курсу судна замечена субмарина. Гледич приказал радисту плавбазы начать передачу в эфир о подлодке, а затем изменил курс, чтобы таранить её. «Космос II» имел укреплённый для плавания во льдах нос, поэтому капитан судна рассчитывал ударом форштевня расколоть «немца» пополам. В этот момент U 123 и плавбазу разделяло около 400 метров.
Хардеген попал в исключительно сложную ситуацию: торпеды кончились, а уклониться погружением он не мог: глубины в этом месте не превышали 10-20 метров. Главная проблема заключалась в том, что лодка могла идти только на одном дизеле, пока второй всё ещё ремонтировался. Расстояние между U 123 и плавбазой медленно, но неумолимо сокращалось — «Космос II» в этот момент напоминал огромного разъярённого слона, который гнался за убегающим львом, чтобы растоптать его. Впоследствии, давая интервью газетчикам, Гледич заявил: «Я бы с удовольствием гнал этого паразита прямо до Берлина!»
Стоя на мостике, Хардеген своими глазами наблюдал, как огромный нос судна приближается к корме U 123. Спустя мгновение он наклонился и закричал в переговорную трубу: «Лейтенант-инженер, заканчивай сварку трубы и запускай дизель, или нас протаранят!» В этот момент к командиру лодки обратился первый вахтофицер, который заявил, что при достижении глубокой воды шанса погрузиться прямо перед «норвежцем» всё равно не будет, и тот протаранит лодку в момент погружения. Хардеген ответил, что стоит помолиться за то, чтобы ремонт закончили как можно скорее.
Инженер-механик и дизелисты смогли запустить второй дизель лишь тогда, когда плавбазу и подлодку разделяло приблизительно 75 метров. U 123 немедленно дала полный ход, доведя скорость до 18 узлов, и стала отходить к глубокой воде, но норвежский гигант упорно преследовал немцев. Как писал в своей книге американский историк Майкл Гэннон, во время погони Гледич потребовал от инженера-механика выжать из машин 17 узлов. Однако U 123 теперь давала на один узел больше, поэтому норвежскому капитану оставалось только сожалеть, что он не может увеличить скорость судна хотя бы на полтора-два узла и познакомить субмарину с его форштевнем.
В это время Хардеген ломал голову, как избавиться от преследователя. Палубное 105-мм орудие, установленное перед рубкой, было бесполезно, огонь из зенитного автомата был бы столь же эффективен, как в поговорке про слона и дробину. Решив не тратить боезапас зря, Хардеген приказал лишь выпустить по мостику «норвежца» две сигнальных ракеты. Согласно журналу боевых действий U 123, финал погони выглядел следующим образом:
«Это был норвежский «Космос II» (16 966 брт). Лакомый кусочек — я бы с радостью потопил его. Из радиоперехвата мы поняли, что они сначала думали, будто мы их преследуем, но потом решились таранить, так как решили, что с нами «что-то не так». Так как они не подводники, они не знают, что срочное погружение на таком мелководье невозможно. Очень медленно дистанция увеличивается, и после двух часов погони они сдаются. Танкер шёл в балласте, и с пустыми ёмкостями долго поддерживать высокую скорость не мог. В надежде обмануть его, мы уходим в северном направлении, и он немедленно передаёт эту информацию в эфир. Кроме того, он передаёт точные координаты и пеленг. В 13:20 сигнал о подъёме самолётов в воздух. При такой видимости мы должны заметить их вовремя. После того, как он отвернул и исчез из поля зрения, я меняю курс на 160°».
Нет никаких сомнений, что не успей немцы привести второй дизель в рабочее состояние, лодке пришёл бы конец: решительные норвежцы просто раздавили бы её. Получив сообщение с плавбазы, командование ПЛО Восточного побережья США подняло в воздух самолёт, но, прибыв на место происшествия, лётчики успели лишь заметить погружающуюся субмарину.
Разные корабли — разные судьбы
Судьбы главных героев этой истории в дальнейшем сложились по-разному. «Космос II» совершил между Нью-Йорком и Кюрасао ещё четыре рейса, после чего планы союзников на использование плавбазы изменились, и она стала ходить с конвоями в Великобританию. С июня по октябрь 1942 года танкер трижды успешно пересекал Атлантику, но четвёртый переход закончился гибелью судна.
18 октября 1942 года из Нью-Йорка в Ливерпуль вышел большой конвой НХ-212. «Космос II» занимал место в его ордере, перевозя в Великобританию 21 000 тонн сырой нефти, три десантных судна и самолёты в качестве палубного груза, а также около 100 пассажиров. Безопасность конвоя во время перехода обеспечивала американская эскортная группа A3, состоявшая из эсминца, куттера, одного британского и четырёх канадских корветов. Плавание проходило в относительном спокойствии, конвой уверенно шёл по маршруту со скоростью 8-9 узлов.
Неприятности начались 21 октября, когда после столкновения в Галифакс были вынуждены вернуться два американских судна, получивших повреждения. После этого инцидента HX-212 ещё пять суток ничего не тревожило, но 26 октября он был обнаружен U 436 — одной из лодок группы «Пума», состоявшей из 13 субмарин. U 436 преследовала конвой около суток, передавая его координаты, курс и скорость, а когда подошли другие субмарины, немцы начали атаку.
«Космос II» был торпедирован U 606 в 05:37 28 октября — взрыв торпеды вывел из строя рулевое управление и вызвал пожар на палубе. Пассажиры в панике покинули судно, но 50 членов экипажа во главе с капитаном Миллиамом Килем (Milliam Kihl) сумели потушить пожар и попытались догнать HX-212 в сопровождении канадского корвета и британского судна «Бэрруин» (Barrwhin).
Однако спустя некоторое время плавбаза была повторно торпедирована — две торпеды с U 624 капитан-лейтенанта Ульриха фон Зоден-Фраунхофена (Ulrich von Soden-Fraunhofen) поразили её в район машинного отделения. Судно начало тонуть, но даже в этот момент норвежские артиллеристы не дрогнули: когда палуба уже уходила под воду, они заметили всплывшую субмарину и открыли по ней огонь, но лодка выпустила третью торпеду, переломившую «Космос II» пополам, после чего судно затонуло за несколько минут.
После этого в течение двух с половиной часов «Бэрруин» и корвет вели драматическое спасение людей в бурном море, подобрав в общей сложности 60 человек. Однако и это судно было вскоре торпедировано, и 12 норвежцев погибли, когда оно затонуло. Так закончилась необычная история норвежской плавбазы и её храброго экипажа.
Судьба её противника сложилась иначе. После инцидента у мыса Гаттерас Хардеген и его лодка U 123 благополучно вернулись во Францию в феврале 1942 года, потопив по пути ещё два судна артиллерийским огнём. По приходу лодки на базу её командир был награждён Рыцарским крестом. В марте того же года U 123 снова вышла в поход к далёким американским берегам. На этот раз Хардеген практически повторил свой предыдущий результат, потопив восемь судов на 39 917 брт и повредив три судна на 24 310 брт между мысом Гаттерас и Флоридой. По возвращению Хардеген был награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту и, передав лодку своему первому вахтенному офицеру Хорсту фон Шрётеру (Horst von Schroeter), продолжил службу на берегу.
С новым командиром U 123 совершила четыре похода в Атлантику, в ходе которых ею было потоплено шесть судов на 31 557 брт и английская подлодка. За эти успехи фон Шрётер был также награждён Рыцарским крестом. 29 апреля 1944 года он привёл U 123 в Лориан из последнего похода. К этому моменту старая изношенная лодка нуждалась в серьёзном ремонте, который был признан нецелесообразным, особенно ввиду начавшейся во Франции высадки союзников.
U 123 была выведена из состава кригсмарине 17 июня 1944 года и оставлена в одном из «пеналов» бункера Кероман III на базе в Лориане. После капитуляции немецкого гарнизона 9 мая 1945 года лодка попала в руки американцев, которые впоследствии передали её французам. Лодка была восстановлена и вошла в состав французского флота под названием «Блезон» (Blaison). Карьера «немки» под триколором длилась более 10 лет — лишь 15 августа 1959 года лодка была списана и пущена на слом.
Разные люди — разные судьбы
Райнхард Хардеген благополучно пережил войну, закончив её на необычной должности командира батальона 6-го полка морской пехоты кригсмарине. Капитулировав вместе со своей частью перед британскими войсками, он провёл в плену два года, а после освобождения вернулся в западную Германию, ставшую впоследствии ФРГ.
В отличие от многих бывших коллег, Хардеген не продолжил службу в новообразованных бундесмарине, предпочтя заниматься частным предпринимательством. Он основал в Бремене свою нефтяную компанию, дела которой в итоге пошли в гору. Позже он был избран депутатом в городской парламент Бремена. В 2013 году Хардеген отпраздновал столетний юбилей и на момент написания статьи остаётся единственным живым немецким подводным асом Второй мировой.
Совершенно иначе сложилась судьба капитана «Космос II» Эйнара Гледича. Вскоре после инцидента у мыса Гаттерас он был вынужден по состоянию здоровья оставить свою должность — врачи обнаружили у него опухоль головного мозга, и он был госпитализирован. Этот мужественный человек скончался в больнице Хьюстона 13 августа 1943 года.
Случай с попыткой нападения гражданского судна на подлодку стал широко известен в США, что сделало Гледича весьма популярным среди американцев. Он давал интервью прессе, рассказывая, как преследовал вражескую подлодку. Он стал героем американской военной пропаганды — случай с «Космос II», наряду с другими захватывающими историями Второй мировой войны, вошёл в сборник комиксов «Сражающиеся герои. Битва за свободу» (The Fighting Heroes. Battle For Freedom).
Любопытно, что сын Гледича Эйнар долгое время не знал, что за лодку преследовал его отец. В 2001 году он посмотрел передачу на канале «Дискавери», посвящённую Битве за Атлантику, в которой Хардеген рассказывал о своих действиях у мыса Гаттерас в январе 1942 года. Эйнар предположил, что именно этот подводный ас командовал лодкой, на которую охотился «Космос II». В 2015 году в интервью норвежской прессе сын Гледича рассказал, что ему удалось найти номер телефона Хардегена и позвонить ему. Их первый разговор был очень коротким. Когда Хардеген поднял трубку, Эйнар представился ему и задал только один вопрос:
— Вы помните, что случилось 19 января 1942 года?
— Да! — воскликнул 90-летний подводный ас, — Для меня это был худший момент за всю войну. Мы были в ужасе и были уверены, что нас потопят.
Автор выражает признательность Сергею Гаврюшину, Наталье Гаврюшиной и Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939-1942 – Random House, 1996
- Gannon M. Operation Drumbeat – New York: Harper Perennial, 1991
- Niestlé A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
- Rohwer J. Axis Submarine Successes of World War Two – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1-2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
- Бийр К.М. Суда-ловушки против подводных лодок – М.: «Транзиткнига», 2003
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://warsailors.com
- https://www.aftenposten.no
Комментарии к данной статье отключены.