После гибели «Шеффилда» в первые дни Фолклендской войны в Южной Атлантике наступило подозрительное затишье. Однако это вовсе не означало, что Лондон пошёл на попятную. Напротив, британцы перешли к последнему этапу подготовки десантной операции.
Борьба спецподразделений
Оперативная группа ВМС Великобритании перерезала все пути снабжения противника и взяла Фолклендские острова в блокаду. У аргентинского гарнизона начались серьёзные проблемы с продовольствием, многие военнослужащие стали в тайне от офицеров приобретать еду у местного населения. Вдобавок приближалась зима, и солдаты испытывали острый дефицит зимнего обмундирования.
Во время передышки к работе приступили британские офицеры, ответственные за проведение специальных операций. В недрах авианосца «Гермес», где находился штаб группировки, разработали дерзкий, но совершенно самоубийственный план. Британцы собрались посадить на вражеском аэродроме в Аргентине пару транспортных самолётов C-130, из которых должны были высадиться бойцы SAS (Special Air Service) и уничтожить запас ракет «Экзосет». Командование даже отправило в район проведения операции разведывательную группу. Её прибытие заметили аргентинцы и организовали поисковую операцию. Разведчики и экипаж вертолёта ушли в Чили, там спокойно сдались властям и были переданы посольству Великобритании. Операцию пришлось отменить из-за потери фактора внезапности. Для SAS нашлась другая работа.
На севере Фолклендского архипелага находится остров Пеббл, на котором аргентинцы оборудовали аэродром и разместили там штурмовики «Пукара» и учебные T-34 «Ментор». Последние хоть и не были боевыми самолётами, но тоже могли наносить бомбовые удары. Авиация, базировавшаяся на Пеббле, была страшной силой: с «Харриерами» она, конечно, сражаться не могла, но нанести серьёзный урон сухопутным частям ей ничего не стоило. Задачу по ликвидации штурмовиков командование доверило спецназу.
Поздним вечером 14 мая с палубы авианосца «Гермес» в воздух поднялись два вертолёта S-61 «Си Кинг» и взяли курс на Пеббл. Они высадили 45 бойцов SAS. Диверсанты беспрепятственно проникли на аэродром, заминировали самолёты и открыли огонь из гранатомётов по складу ГСМ. Всего в ту ночь спецназ уничтожил 11 летательных аппаратов, а тщательно спланированная операция стала одной из самых ярких страниц в истории SAS.
Аргентина тоже пыталась проводить специальные операции. В конце апреля в солнечной Испании приземлился авиалайнер, среди пассажиров которого находились четыре бойца спецподразделения «Бузо тактико». Аргентинцы принялись изучать подходы к Гибралтару и охрану базы британских ВМС. Жертвой диверсантов должен был стать фрегат «Ариадна», но за несколько часов до часа Х в квартиру, где жили бойцы спецподразделения, ворвались испанские полицейские. Они подозревали в задержанных грабителей или фальшивомонетчиков, но никак не военнослужащих элитного подразделения. В итоге дело замяли, а незадачливых диверсантов в обстановке строжайшей секретности вернули домой, дабы избежать международного скандала.
День Д
Весь месяц британские офицеры выбирали подходящее место для высадки десанта. Они рассмотрели огромное количество вариантов и остановили выбор на бухте Сан-Карлос. Находившаяся на противоположной стороне острова от Порт-Стэнли гавань имела немало достоинств: у аргентинцев не было серьёзных сил поблизости, корабли могли легко разместиться в бухте и не опасаться ударов врага, а берег был достаточно удобным для высадки войск.
20 мая к Сан-Карлосу отправилась армада из 19 кораблей, из которых семь были десантными, а пять вспомогательными. Погода играла на руку британцам: на море стоял сильный туман, поэтому о манёврах оперативной группы противник так и не узнал. Вечером десантные силы благополучно подошли к точке назначения, а другие корабли стали наносить отвлекающие артиллерийские удары на всех направлениях, где аргентинцы ожидали противника. Глубокой ночью катера начали перебрасывать на берег подразделения 3-й бригады коммандос. Началась наземная фаза операции.
Если не считать небольшого инцидента с «дружественным огнём» между двумя ротами парашютного батальона, то операция «Саттон», как называли высадку в штабных документах, проходила гладко, пока британцы не столкнулись с противником. В тех местах у Аргентины имелся только наблюдательный пункт, на котором находилось два взвода элитного 25-го пехотного полка. Бойцы этого формирования были превосходно подготовлены и имели опыт боёв с левыми партизанами, а сам полк после начала войны получил слово «специальный» в названии.
Увидев в бухте корабли, аргентинцы попытались сообщить об этом командованию, но внезапно выяснилось, что связи со штабом нет. Защитники не растерялись и открыли огонь из миномётов. Противника быстро обнаружила группа Особой лодочной службы — SBS (Special Boat Service) и передала координаты на фрегат «Энтрим». Огонь корабельной артиллерии заставил пехотинцев покинуть свои позиции и отойти. Британцы решили перестраховаться и организовать преследование. Сначала они попытались при помощи десанта отрезать путь к отступлению, но аргентинцы серьёзно повредили британский вертолёт, который должен был его доставить. Тогда по упрямому противнику было решено ударить с кораблей, но и тут гарнизон наблюдательного пункта смог отбиться, сосредоточенным огнём уничтожив два вертолёта-корректировщика. После этого британцы отстали от неполной роты, и та смогла благополучно уйти в Порт-Стэнли.
Утром о высадке десанта узнала хунта и распорядилась принять ответные меры. Для успешного наступления на плацдарм Аргентине пришлось бы использовать 70% своих сил на островах, поэтому вариант с наземным ударом командиры сразу же отвергли и решили сделать ставку на авиацию. Весь день аргентинские ВВС работали на пределе своих возможностей, совершая массированные налёты на британский флот. Самолёты, работавшие на опасно низкой высоте, неоднократно преодолевали систему ПВО кораблей и успешно поражали цели, но бомбы предательски не взрывались, делая работу пилотов напрасной. Главным достижением стало уничтожение фрегата «Ардента», гибель которого напоминала судьбу эсминца «Шеффилд»: бомбы, сброшенные с аргентинского самолёта, не сработали, но на корабле начался пожар, который привёл к взрыву боеприпасов. Аргентинцы же потеряли 12 самолётов за день.
Через несколько суток счёт уничтоженных кораблей увеличился ещё на две единицы. 23 мая аргентинская авиация атаковала фрегат «Антилопа», но бомбы по печальной традиции не сдетонировали. Британцы решили попробовать обезвредить их, и как раз в этот момент на корабле раздался взрыв. Начался пожар, который уничтожил «Антилопу».
25 мая аргентинцам улыбнулась удача. Их самолёты нанесли удар по эсминцу «Ковентри», аналогу «Шеффилда». Две бомбы из трёх взорвались. Этого было достаточно, чтобы корабль ушёл на дно всего за 20 минут.
Аргентинские лётчики сражались отважно, но гибель боевых кораблей не могла сорвать сухопутную операцию. Чтобы помочь своим товарищам на земле, авиации нужно было наносить удары по десантным кораблям. Британское командование прекрасно понимало это, поэтому танкодесантные корабли и вертолётоносцы надёжно прикрывались фрегатами и эсминцами, с которыми всё это время и боролись ВВС Аргентины.
Начало конца
Британские корабли подвергались атакам не только аргентинских самолётов, но и со стороны официальных лиц из Лондона. Политики опасались затягивания войны и назойливо требовали от военных какой-либо победы в ближайшее время. Командование 3-й бригады коммандос подготовило план наступления на Порт-Стэнли, но просто так начать его выполнение десантники не могли.
На юге от плацдарма находилась крупная группировка противника, собранная вокруг аэродрома «Кондор». В состав тактической группы «Мерседес» входили подразделения 12-го и 25-го пехотных полков. Сразу после начала наступления на столицу островов она могла нанести чувствительный удар во фланг или же атаковать пути снабжения, поэтому британцы решили разобраться с этой угрозой. Согласно первоначальному плану, после уничтожения тактической группы 2-й парашютно-десантный батальон (ПДБ), которому поручили эту задачу, должен был вернуться к основным силам. Этот план раскритиковала сама Маргарет Тэтчер, назвав его мелочным, и потребовала захватить посёлки Гус-Грин и Дарвин.
26 мая из Сан-Карлоса вышел батальон десантников. К утру следующего дня он завершил изнурительный пеший марш. Появление 2-го ПДБ не стало сюрпризом для противника, потому что за день до этого о выдвижении британцев к Гус-Грину сообщил репортёр BBC. Это привело парашютистов в ярость. Десантники решили отложить атаку на позиции, где их уже ждал враг, и дождаться темноты, чтобы использовать своё преимущество в ночных прицелах.
Ночью корабельная артиллерия перепахала передовые позиции обороняющихся, и британцы начали наступление. Первая линия обороны досталась десантникам без боя: противник покинул её ещё во время артподготовки. Батальон продолжил движение и наткнулся на организованный огонь пулемётных расчётов и снайперов. Для преодоления этой преграды британцы применили переброшенные днём на вертолётах 105-мм гаубицы, которые заставили аргентинцев откатиться назад.
Перед самым рассветом десантники вышли к господствующей над Дарвином высоте, откуда противник открыл по ним шквальный огонь с прекрасно подготовленных позиций — за месяц нахождения на острове аргентинцы успели даже построить ДОТы. Как назло, у гаубиц закончились боеприпасы, но британцы всё равно попытались с ходу овладеть высотой. Атака сразу же захлебнулась. Десантники отошли для перегруппировки, а затем повторили удар, однако результата это не дало: аргентинцы снова выстояли. Бои продолжились при свете дня. Один из парашютистов позже вспоминал о первой атаке:
«Сплошной ливень пулемётного огня лился на нас с расстояния в 400 метров. Вспышки выстрелов и взрывов на мгновение освещали нас, этого самого мига врагу хватало, чтобы засечь нас и стрелять как по мишеням. Мощности нашего огня не хватало на эффективный ответ на огонь врага».
Третья попытка захватить высоту оказалась особенно трагичной. Командир десантного батальона лично повёл своих бойцов в атаку — и был моментально сражён вражеским снайпером. После очередного провала британцы попытались эвакуировать раненых. Это закончилось потерей вертолёта.
Место погибшего комбата занял его заместитель, который быстро сменил тактику. Десантники начали использовать ПТРК «Милан» для борьбы с бетонными бункерами. В середине дня аргентинцы дали слабину и потеряли сначала левый фланг, а потом и весь рубеж обороны.
После взятия Дарвин-хилл батальон под шквальным огнём противника продолжил наступление и взял Гус-Грин в клещи. Вечером к сражению подключились «Харриеры», которые уничтожили зенитные орудия — краеугольный камень обороны аргентинцев. Солдаты были истощены. Сопротивление становилось бессмысленным, и утром почти тысяча военнослужащих сдалась в плен.
Последний удар
Британское командование решило не дожидаться поднятия «Юнион Джека» над Гус-Грином и 27 мая отправило подразделения морской пехоты в район столицы островов. Первоначально для переброски войск штаб собирался использовать вертолёты «Чинук», но 25 мая аргентинцы ракетой «Экзосет» потопили судно, на котором они базировались.
Марш к Порт-Стэнли стал тяжёлым испытанием для бойцов, двигавшихся по труднопроходимой местности.
В конце мая в Сан-Карлосе высадилась 5-я пехотная бригада, которой предстояло пройти через весь остров, чтобы занять позиции в районе Порт-Стэнли. В последний момент приказ был отменён, а солдаты погрузились обратно на корабли: руководители операции решили, что перебросить подразделения морским путём будет гораздо проще. Бригада благополучно добралась до места высадки, однако разгрузка кораблей затянулась. Британцы не особо боялись противника, который уже давно умерил свой пыл, и позволили себе расслабиться, забыв о правилах маскировки.
Аргентина не могла не воспользоваться таким подарком судьбы и заставила англичан заплатить за проявленную беспечность. 8 июня авиация нанесла удар по британским кораблям. Атака стала настоящей катастрофой для Великобритании: 56 человек погибло, 150 было ранено, один десантный корабль уничтожен, другие были нашпигованы неразорвавшимися бомбами. Британцы понесли в этот день самые крупные потери за всю войну.
Тем не менее драма в Атлантическом океане приближалась к логическому завершению. Великобритания сформировала серьёзную группировку в районе столицы.
Порт-Стэнли был окружён холмами — отличными позициями для ведения обороны. Гарнизон острова это прекрасно понимал, поэтому на господствующих высотах были оборудованы опорные пункты, на которые аргентинцы стянули крупнокалиберные пулемёты и ПЗРК, а подходы усыпали минами. Хунта не теряла веры в то, что противник увязнет в боях за позиции, ставшие последней надеждой Аргентины.
Британцы же проанализировали бой 2-го ПДБ за Гус-Грин и сделали простые выводы: преодолевать позиции противника лучше всего ночью, когда враг слеп, а пехота без разведки и поддержки артиллерии обречена.
Поздним вечером 11 июня аргентинские позиции превратились в настоящий ад. Британцы стреляли из всего, что только у них было: миномётов, гаубиц, ПТРК и корабельной артиллерии. После обстрела морские пехотинцы устремились вперёд. Аргентинцы встретили их плотным огнём и заставили подразделения бригады коммандос откатиться на исходные позиции. После встречи с организованным сопротивлением артиллерия Великобритании снова накрыла опорные пункты, но сломить врага у неё не получалось. Ожесточённые бои продолжались всю ночь и закончились лишь к утру. Сражение за одну из высот — Две сестры — завершилось рукопашной схваткой. Британцы выполнили поставленную задачу, но поверить в то, что против них сражаются восемнадцатилетние солдаты срочной службы, они могли с трудом.
Через день к наступлению присоединилась 5-я пехотная бригада. После традиционно сокрушительной артиллерийской подготовки она ударила по позициям аргентинской морской пехоты при поддержке танков. Британцы штурмовали высоту несколько часов. В конце концов они примкнули штыки к своим винтовкам и ворвались в окопы. Враг был повержен, а путь на Порт-Стэнли открыт.
Утром генерал Менендес, командующий аргентинскими силами на островах, получил сообщение из Буэнос-Айреса. Хунта требовала от него сражаться до последнего и обещала непременно помочь окружённым подразделениям. Генерал понял, что в столице совершенно не представляют сложившуюся на островах ситуацию. Менендес решил не обрекать своих подчинённых на верную гибель и начал переговоры с британцами.
Триумф британского оружия
14 июня аргентинцы согласились прекратить сопротивление. Весь мир облетели кадры, на которых сотни грязных уставших солдат сдавались победителям в Порт-Стэнли. В плен попало 11 000 военнослужащих.
На материке люди были в ярости. Тысячи аргентинцев вышли на улицы, требуя продолжения войны до победного конца. Для простых людей, которым СМИ ежедневно рассказывали о десятках потопленных кораблей противника, произошедшее выглядело как предательство. Глава государства Леопольдо Галтьери был смещён со своего поста, а через год хунта прекратила своё существование. В 1986 году суд обвинил бывшего диктатора в неправомерном ведении войны и отправил его за решётку. Военнослужащие, сражавшиеся на спорных островах, стали для аргентинцев национальными героями.
На другой стороне океана царила эйфория. Возвращавшихся с войны солдат и офицеров люди встречали цветами. По иронии судьбы кампания, которую начала хунта для завоевания политических очков, стала маленькой победоносной войной для Маргарет Тэтчер. Рейтинг крайне непопулярного премьер-министра взлетел до небес, а уставшие от социальных потрясений британцы снова почувствовали себя гражданами великой страны.
Кампания в Южной Атлантике вскрыла многие минусы Королевских вооружённых сил. Материалы, из которых были сделаны новые британские корабли, легко воспламенялись, самолёты противника часто безнаказанно наносили удары по флоту, возможности ВМС, которые так рвались сократить реформаторы, и без продажи кораблей были недостаточны, из-за чего военным пришлось реквизировать гражданские суда.
Аргентинцев сгубила не только выучка и храбрость их противника, но и трусость и пассивность собственного командования. Однако обвинять в этом генерала Менендеса, как это сделали аргентинские политики, не стоит: командующий гарнизона просто не мог вести эффективные боевые действия, имея в распоряжении плохо оснащённые подразделения призывников, которые тем не менее часто делали всё возможное для победы. После уничтожения крейсера «Генерал Бельграно» и возвращения кораблей в порты Аргентина была обречена. Другой причиной поражения стали авиабомбы, взрыватели которых предательски отказывались срабатывать. Если бы хотя бы половина боеприпасов взорвалась, то война стала бы для Великобритании катастрофой. Однако, как мы знаем, история не терпит сослагательного наклонения.
Аргентина потеряла 649 человек, 11 000 военнослужащих попало в плен. 75 самолётов различных типов было уничтожено, потоплен крейсер «Генерал Бельграно» и ещё несколько вспомогательных кораблей. 255 британцев не вернулись домой, 778 получили ранения. Королевские ВМС остались без двух эсминцев, двух фрегатов, пары десантных кораблей и переоборудованного контейнеровоза. Также Великобритания потеряла десяток «Харриеров» и около 20 вертолётов.
Буэнос-Айрес и по сей день продолжает рассматривать Фолклендские острова как свою территорию, но и Лондон стоит на своём. Радует, что обе страны больше не считают оружие хорошим инструментом для решения конфликтов.
Литература и источники:
- Hugh McManners. Falklands Commando. — Nightstrike Publishing, 2014.
- William Wofler. Battle for the Falklands (1) Land Forces. — Osprey Publishing, 1984.
- Adrian English. Battle for the Falklands (2) Naval Forces. — Osprey Publishing, 1982.
- Д. Татарков. Конфликт в Южной Атлантике: Фолклендская война 1982 года. — Румб, 2007.
- Макс Хастингс. Битва за Фолкленды. — Эксмо, 2014.
- С. Вудворд. Фолклендская война. Мемуары командующего Фолклендской ударной группы. — Доля, 2005.
Комментарии к данной статье отключены.