Военная тюрьма в пригороде Берлина Шпандау была построена ещё в 1876 году. После Первой мировой войны здесь содержались и гражданские заключённые, а после 1933 года сюда среди прочих направлялись лица, не принявшие идеологию национал-социализма. Всемирную известность тюрьма Шпандау получила после Второй мировой войны, когда расположенное в британском секторе Берлина здание превратилось в межсоюзную тюрьму. По приговору Нюрнбергского трибунала здесь предстояло отбывать наказание семи военным преступникам — лидерам павшего Третьего рейха: Бальдуру фон Шираху (заключённый № 1), Карлу Дёницу (№ 2), Константину фон Нейрату (№ 3), Эриху Редеру (№ 4), Альберту Шпееру (№ 5), Вальтеру Функу (№ 6) и Рудольфу Гессу (№ 7). Каждый из них был приговорён к различным срокам, а трое — к пожизненному заключению. Осуждённые на последующих двенадцати Нюрнбергских процессах (так называемых малых) отбывали наказание в Ландсбергской тюрьме в Баварии.
Семерым преступникам досталось просторное здание, насчитывавшее 132 камеры, рассчитанные на 600 человек. Надзиратели не имели права обращаться к заключённым по именам — только по номерам. Бывшая элита Третьего рейха была вынуждена придерживаться строгого графика: подъём в 6:00, гигиенические процедуры, уборка камер, завтрак, работа в саду, где каждому был выделен участок (Альберт Шпеер разбил цветник, Вальтер Функ выращивал помидоры, а Карл Дёниц предпочитал бобы). После обеда наступало время отдыха, затем опять работа, ужин в 17:00 и отбой в 22:00. Раз в месяц узники могли отправить и получить письмо, а раз в два месяца — встретиться с членами семьи.
За годы заключения узники выстроили определённую систему взаимоотношений. Бывшие гросс-адмиралы Эрих Редер и Карл Дёниц, на свободе неприязненно смотревшие друг на друга, в тюрьме наладили отношения и вдвоём работали в местной библиотеке. Симпатизировали друг другу Бальдур фон Ширах и Вальтер Функ, а вот Альберт Шпеер и Рудольф Гесс держались особняком. Дипломат Константин фон Нейрат сумел наладить отношения с каждым членом сообщества.
Всему рано или поздно приходит конец. Первым тюремные стены покинул фон Нейрат, досрочно освобождённый в 1954 году по состоянию здоровья. Затем вышел на свободу Редер, вслед за ним Дёниц, и к концу 1966 года вся тюрьма оказалась в распоряжении одного узника — Рудольфа Гесса. Позже надзиратель Юджин Берд опубликовал о нём книгу «Самый одинокий человек в мире». Гесс стал единственным из семи преступников, до конца отбывшим своё пожизненное заключение: бывший заместитель фюрера скончался в августе 1987 года. По официальной версии, он повесился на электропроводе. После смерти Гесса здание тюрьмы было снесено.
Комментарии к данной статье отключены.