Франц Куровски, автор 400 книг, переведённых на разные языки, стал одним из самых популярных немецких писателей в жанре научно-популярной литературы о войне. Многие из тех, кто интересуется историей Второй мировой, держали в руках хотя бы одну его книгу. В немалой степени именно Куровски формировал в умах западных читателей (прежде всего немецких) образ вермахта и СС. Хотя он и не имел академического образования, коллеги по писательскому цеху называли его историком и даже учёным. Более того — суждения Куровски «перекочёвывали» в научные работы, что прославило его как исследователя. Попробуем разобраться, насколько заслуженной была эта репутация.
Становление писателя
Франц Куровски родился в семье рабочих 17 ноября 1923 года. Он выучился на токаря, а во время Второй мировой войны, с 1942 года, служил в Греции радиотехником в люфтваффе. Тогда же он сделал первые шаги на писательском поприще и даже получил за свои пропагандистские новеллы приз газеты «Охрана на Юго-Востоке» (Wacht im Südosten).
После войны Куровски работал токарем на фабрике и продолжал трудиться на литературной ниве. В 1947 году в свет вышла первая его книга, в 1953 году — вторая, а четыре года спустя успех ему принесла книга для юношества «Битва у реки смерти» («Kampf am Todesfluss»), вышедшая тиражом 120 000 экземпляров. После этого Куровски уволился с фабрики и всецело посвятил себя творчеству. Он писал книги для молодёжи, вестерны, криминальные и военные романы, а также научно-популярные работы на самые разные темы. Его труды выходили не только отдельными изданиями, но и публиковались на страницах журналов и газет. Куровски нередко выступал под псевдонимами. За годы писательского труда он кроме своего собственного использовал 18 имён, в том числе женские — Йоханна Шульц (Johanna Schulz) и Глория Меллина (Gloria Mellina).
В 1963 году под псевдонимом Карл Альман Куровски выпустил книгу «Рыцарь семи морей» («Ritter der sieben Meere») о немецком подплаве времён войны. В это же время он пытался вступить в литературный клуб «Дортмундская группа 61» (Dortmunder Gruppe 61), созданный для поддержки писателей. Одним из основателей клуба был известный немецкий библиотекарь Фриц Хюзер (Fritz Hüser). Куровски написал ему письмо, в котором утверждал:
«Я уверен, что книга оправдает все ожидания. Впервые после многих ложных публикаций в моей книге описана правдивая хроника событий, в чём так нуждаются читатели в наше время».
Также Куровски отмечал, что его книга — это «настоящее историческое свидетельство о применении подводных лодок, написанное на основе фактов». Настаивая на том, что он соответствует всем условиям для вступления в клуб, в декабре Куровски ещё раз написал Хюзеру:
«По моему замыслу, это научная работа. Надеюсь, что и в литературном плане книга соответствует поставленным требованиям. Но в первую очередь я хотел передать исторические факты».
В клуб Куровски так и не был принят.
Через 13 лет он писал о своей деятельности: «Мне приходится каждый раз подстраиваться под публику — как хамелеон, который меняет свой цвет». К тому времени Куровски сосредоточился на создании научно-популярных трудов: этот жанр набирал популярность с 1960-х годов. В 1970 году Куровски выпустил первый бестселлер под названием «Наше будущее — море» («Unsere Zukunft — das Meer»), в которой рассуждал о возможностях обитания людей под водой и добычи там полезных ископаемых. В 1973 он опубликовал книгу о перспективах освоения космоса «Спутники исследуют Землю» («Satelliten erforschen die Erde»), получившую несколько литературных наград.
К 1976 году перечень работ Франца Куровски насчитывал около 150 книг и 2300 коротких произведений. Спустя семь лет в свет вышла его 220-я по счёту книга — она была посвящена истории Женевы. К этому времени было продано более 10 млн книг Франца Куровски. Лучше всего продавались произведения о Второй мировой войне, поэтому автор всё больше и больше писал именно на эту тему.
Сторонники и критики
Куровски получил множество хвалебных отзывов и приобрёл немало поклонников. Один из его коллег, писатель Рихард Альтхаус (Richard Althaus), описывал Куровски как смелого и «одержимого правдой» автора, который
«не признаёт неподтверждённых данных, а использует лишь проверенные факты. Его главное желание — избавить историю от пропаганды и дать абсолютно точное представление о прошлом».
Гюнтер Холц (Günther Holtz) называл Куровски «королём научно-популярной книги» и писал о нём:
«(…) его называют лучшим автором научно-популярных книг (…) на тему Второй мировой войны. Куровски является большим мастером, о чём свидетельствует как количество, так и качество написанных им книг».
Писатель Йорг Вайганд (Jörg Weigand), поклонник Куровски, писал в 2007 году:
«Его книги стали классикой в сфере военной документалистики и служат учёным всего мира основой для дальнейших исследований».
К этому времени перечень книг Куровски включал уже 370 названий. Почти половина из них относилась к жанру военно-исторической научно-популярной литературы. Большинство этих работ освещало тот или иной аспект Второй мировой войны.
Справедливости ради отметим, что критика не заставила себя долго ждать. Например, литературовед и доцент Дортмундского университета доктор Альбин Ленхард (Albin Lenhard) отзывался о работах Куровски как о «смеси вымысла и реальных фактов», служащей «скрытому возвеличиванию войны». На подобные обвинения Куровски отвечал, что он пацифист, и заявлял:
«История должна быть показана даже в самых неприглядных её аспектах, если мы хотим извлечь уроки из прошедшего и предотвратить новые беды».
Однако передают ли труды Куровски его пацифистский настрой и в каком свете они преподносят читателям войну?
По оценке профессоров Университета Юты (США) историков Рональда Смерсера и Эдварда Дэйвиса, книги Франца Куровски прежде всего героизируют немецких солдат. Они показывают войну как испытание судьбы, выпавшее на долю мужчины, а иногда — даже как приключение. В произведениях не упоминаются военные преступления немцев — в них говорится лишь о преступлениях союзников против немцев и населения стран, поддержавших Рейх. Упомянем и тот факт, что Куровски регулярно издавался в «правых» издательствах Verlagsgesellschaft Berg, Druffel-Verlag и Arndt-Verlag, а также сам некоторое время был редактором радикальной «Немецкой ежемесячной газеты» («Deutsche Monatshefte»).
Вымысел и правда. История первая
В 1960 году в ГДР вышел перевод книги Ильи Маркина «Курская битва». Там, в частности, упоминался эпизод, в котором раненый боец в ходе сражения под Прохоровкой 12 июля 1943 года на горящем Т-34 таранит немецкий «Тигр» и ценой своей жизни взрывает его. Эта выдуманная Маркиным сцена, ставшая символом тяжёлых боёв на Курской дуге и жертвы, принесённой советскими солдатами, позже упоминалась в западной литературе — например, в книге Пауля Карелла «Выжженная земля» (Paul Carell «Verbrannte Erde»).
Похоже, Куровски хотел ослабить образ, созданный советским писателем. Под псевдонимом Карл Коллатц (Karl Kollatz) он в 1970 году опубликовал рассказ, полностью противоположный истории, поведанной Маркиным. Куровски детально описал тот же бой, но с немецкой стороны. Однако финал был иным. Т-34 всё так же таранил «Тигра», которым управлял шарфюрер СС Георг Лётш (Georg Lötzsch). Этот человек существовал на самом деле. Он служил в 13-й танковой роте 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», которая действительно 12 июля 1943 года столкнулась с советскими танками. Однако, в противовес Маркину, в описании Куровски Лётш успел со своим «Тигром» освободиться от горящего Т-34 до того, как тот взорвался.
Эту историю подхватили и другие авторы. К примеру, в 1986 году Леопольд Врба в книге «Курск. Последнее немецкое танковое наступление в России» (Leopold Vrba «Kursk. Die letzte deutsche Panzer-Offensive in Russland») писал:
«Советская машина протаранила «Тигр» обершарфюрера Лётша. Однако немецкий танк вырвался из огненного облака и разнёс Т-34».
В 1992 году Куровски использовал эту сцену в книге «Танковые асы» («Panzer Aces»), вышедшей в Канаде — наряду с настоящими докладами танковых командиров, которые Куровски взял из других немецких изданий и смешал с придуманными им самим боевыми сценами. Некоторые авторы, считая, видимо, что все документы в «Танковых асах» подлинные, ссылались на эту книгу и даже цитировали упомянутую сцену тарана: например, так поступил Джордж Найп в книге «Решение на Украине».
Сам Георг Лётш так рассказывал об этом эпизоде:
«Вдруг из-за деревьев на нас выехало примерно 50 вражеских танков. Они пытались подобраться к нам. Загорелся один из «Тигров», обстрелянный с короткой дистанции. Я подбил два Т-34, один из которых ехал прямо на меня. В последний момент мне удалось увернуться от этой движущейся бомбы».
Как видим, история Куровски про танковый таран не соответствует действительности. Исследователь Карл Хайнц Фризер (Karl-Heinz Frieser) отмечал, что 12 июля 1943 дивизия «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» не потеряла ни одного «Тигра» и тем более ни один танк не был уничтожен тараном.
Вымысел и правда. Ещё три эпизода
Описание танкового сражения у Прохоровки — не единственный на счету Куровски случай вольного изложения событий. В 1977 году он опубликовал книгу «Воздушная война над Германией» («Der Luftkrieg über Deutschland»), в которой рассказывал о бомбардировке Роттердама немецкой авиацией 14 мая 1940 года. Автор сообщал, что центр города сгинул в огне, потому что цистерны для масла и маргарина дали течь, растёкшийся жир загорелся и поджёг старые здания. Ханс Брунсвиг, управляющий технического отдела пожарной охраны Гамбурга, в книге «Огненная буря над Гамбургом» (Hans Brunswig «Feuersturm über Hamburg», 1978) заявил, что с точки зрения пожарной охраны эта история — полный вздор, опровергнутый многими специалистами. Утверждение Куровски о том, что пожарные Роттердама не смогли погасить огонь, потому что имели устаревшее оборудование и снаряжение, Брунсвиг назвал злостной клеветой.
В 1980 году Куровски выпустил книгу «Домашний фронт. Трагедия отставших и преследуемых» («Heimatfront. Die Tragödie der Daheimgebliebenen und Verfolgten»). Ведущий историк Рурской области Ральф Бланк (Ralf Blank) назвал эту работу историческим романом, в котором смешались правда и вымысел. К примеру, Куровски описывал командный центр гауляйтера Южной Вестфалии Альберта Хоффманна (Albert Hoffmann) на хребте Харкортберг как глубокий бункер, в который можно было попасть только на лифте. На самом же деле это была горизонтальная бетонированная штольня. Самого Хоффманна Куровски обрисовал как порядочного человека, гауляйтера, который держал своих людей под контролем и боролся против несправедливости, то есть воспроизводил тот самый образ, который Хоффманн создавал себе ещё во время Нюрнбергского процесса. В реальности же, по словам Бланка, Хоффманн был соучастником массовых убийств. Будучи заместителем гауляйтера Верхней Силезии, он не раз посещал лагерь смерти в Освенциме и был хорошо осведомлён о деятельности айнзацгрупп на Востоке, убивших в СССР и Польше около миллиона гражданских лиц.
Ещё более красочным примером перекручивания фактов является описание бомбардировки Дрездена в исполнении Франца Куровски. До сих пор бытует легенда о том, что во время ночной бомбардировки 13 февраля 1945 года в городе погибло 250 000 жителей. Истоки этого представления кроются в приказе шефа СС и полиции Эльбе (Elbe) от 22 марта 1945 года. В документе говорилось, что к середине марта якобы было собрано 202 040 тел, на старом рынке Дрездена было сожжено 68 650 останков, а общее количество жертв достигло 250 000 человек.
Журналист и историк воздушной войны Гётц Бергандер (Götz Bergander) ещё в 1977 году доказал, что этот документ был фальшивкой. Ко всем цифрам: количеству собранных (20 204) и сожжённых на старом рынке тел (6865), а также общему числу жертв (25 000) пропаганда добавила нолик. Это подтверждают и исследования историка Фридриха Райхерта (Friedrich Reichert). В 1996 году шестизначная цифра снова всплыла в литературе — в книге Куровски «Дрезденская бойня и англо-американский бомбовый террор» («Das Massaker von Dresden und der anglo-amerikanische Bombenterror 1944–1945»).
Похвала и критика
В 1966 году Куровски под псевдонимом Карл Альман опубликовал книгу «Танки, вперёд» («Panzer vor»). В ней он рассказал о 18 бывших солдатах вермахта и СС, в основном из танковых войск, получивших в годы войны высокие награды. Один из этих солдат, Эрнст Баркманн (Ernst Barkmann), в 2002 году в телефонном разговоре сообщил историку Роману Тёппелю, что он сам рассказал Куровски о себе. Тот «кое-где немного приукрасил», но в общем и целом рассказ соответствовал тому, что Баркманн сообщил литератору. Бывший солдат хвалил Куровски, утверждая, что тот был первым, кто после войны поговорил с ветеранами и опубликовал их истории.
Не только бывшие солдаты СС ценили Куровски. По словам одного из его друзей, гросс-адмирал Карл Дёниц, последний руководитель Третьего Рейха, поддерживал с писателем дружеские отношения. Для вышедшей в 1965 году книги «В атаку, вперёд, утопить!» (Karl Alman «Angriff, ran, versenken!») Дёниц даже написал предисловие, отметив:
«Я преклоняюсь перед мужчинами, свершившими деяния, которые в этой прекрасной книге описаны так точно и образно».
Другие высокопоставленные офицеры также хвалили работы Куровски за их достоверность — например, вице-адмирал Лео Крайш (Leo Kreisch), написавший предисловие для книги «Серые волки в синем море» («Graue Wölfe in blauer See»), третьей работы Куровски о подводной войне, вышедшей в свет в 1967 году. Некоторые бывшие солдаты вермахта, решившие писать о войне, брали Куровски в соавторы, как это сделал Готтфрид Торнау, работая над книгой «Штурмовая артиллерия. Утёс в прибое» («Sturmartillerie. Fels in der Brandung»). Несколько ветеранских организаций присудили Куровски почётные награды.
В поздних работах писатель окончательно погряз в приукрашивании событий, добавляя всё больше выдуманных эпизодов и приписывая персонажам слова, которых они не произносили. Среди старых солдат поднялась волна критики. В 1994 году Куровски выпустил в Канаде книгу «Асы пехоты» («Infantry Aces»), в которой рассказал о нескольких военнослужащих вермахта и СС, получивших высокие награды. Одним из героев был Альфред Шнайдерайт (Alfred Schneidereit), служивший в дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» и награждённый Рыцарским крестом. Когда Куровски писал о нём, Шнайдерайт был ещё жив. Он сообщил Куровски, что мало что помнит, но вот его боевой товарищ Рольф Климанн (Rolf Kliemann) составлял хроники дивизии и потому мог ему помочь. Климанн прислал Куровски текст, написанный по рассказам ветеранов, воевавших вместе со Шнайдерайтом. Как сообщал Климанн в 2011 году историку Роману Тёппелю, Куровски снабдил голые факты красочными деталями, которые обесценили всю историю в глазах участников событий. На попытки Климанна связаться с писателем Куровски не реагировал.
Куровски часто писал об обладателях Рыцарского креста, создавая вокруг них ореол мужества и бесстрашия. Одним из его героев стал артиллерист Георг Бозе (Georg Bose), награждённый Рыцарским крестом 21 сентября 1944 года. Через 61 год он сообщал Роману Тёппелю, что Куровски писал истории, которые было интересно читать, но которые зачастую не соответствовали действительности. В одном из рассказов Бозе встретил своё имя, но не мог вспомнить, где и когда с ним могла произойти описанная история.
В 2007 году Куровски опубликовал книгу «Курт Книспель. Самый успешный танковый командир Второй мировой войны» («Kurt Knispel. Der erfolgreichste Panzerschütze und Panzerkommandant des 2. WK»), посвящённую танковому асу, служившему в 503-м тяжёлом танковом батальоне. Погибший в апреле 1945 года Книспель считается самым результативным танкистом вермахта, имеющим на своём счету 165 подбитых машин. Во многих эпизодах Куровски приводит слова свидетеля — Альфреда Руббеля (Alfred Rubbel), командира Книспеля.
В 2011 году в интервью с Романом Тёппелем Руббель подчёркивал, что число записанных на счёт Книспеля танков ничем не подтверждено — в их батальоне не было принято считать количество подбитых машин и присваивать их конкретным людям. Он вспоминал, что книга Куровски о Книспеле вызвала его негодование: автор приписывал Руббелю выдуманные им самим слова. В частности, он называл ложным утверждение, что Книспеля четырежды безрезультатно приставляли к Рыцарскому кресту. Бывший танковый офицер заявил, что вёл журнал боевых действий и был бы обязан зафиксировать поданные заявки. Однако их попросту не было. Книге Куровски Руббель дал разгромную оценку:
«Это произведение не стоит потраченной на него бумаги. Мои ещё живущие боевые товарищи отказались покупать это (…) Куровски меня постоянно представляет главным свидетелем его выдумок. Похоже, ему просто-напросто плевать на правду».
Учёный или литератор?
Франц Куровски был одним из самых известных научно-популярных авторов в ФРГ. Мало кто смог достичь таких тиражей. Мало кто написал такое невероятное количество книг. Ещё и сегодня произведения Куровски можно встретить в продаже. Нельзя отрицать их влияние на формирование образа вермахта как в Германии, так и по всему миру. Учёные цитировали Куровски, признавая экспертность его трудов.
Однако не стоит воспринимать его книги как научные работы: сам Куровски не имел академического образования и весьма вольно обращался с фактами. Его работы транслируют предвзятое мнение автора о вермахте и СС. Если в первых книгах автор более или менее точно рассказывал истории бывших солдат, то через некоторое время он начал приукрашивать события, вставляя придуманные им самим эпизоды и перекручивая факты. Подобная вольность в конце концов отвратила от его книг даже бывших солдат вермахта, поначалу благосклонно относившихся к деятельности Франца Куровски.
Литература:
- Dr. Roman Töppel. Der ganze Krieg als Abenteuer. Der Schriftsteller und «Historiker» Franz Kurowski: http://portalmilitaergeschichte.de
- Ronald Smelser, Edward J. Davies. The Myth of the Eastern Front. The Nazi-Soviet War in American Popular Culture. Cambridge 2008.
- Hans Brunswig, Feuersturm über Hamburg: Die Luftangriffe auf Hamburg im Zweiten Weltkrieg und ihre Folgen. 2008.
- Götz Bergander. Dresden im Luftkrieg. Vorgeschichte, Zerstörung. Köln, 1994.
- Friedrich Reichert. Verbrannt bis zur Unkenntlichkeit. Die Zerstörung Dresdens 1945. 1994.
- Thomas L. Jentz. Germany’s Panther Tank. The Quest for Combat Supremacy. Atglen (PA), 1995.
- Walter J. Spielberger. Leichte Jagdpanzer. Entwicklung, Fertigung, Einsatz. Stuttgart, 1997.
- Götz Bergander. Dresden im Luftkrieg. Vorgeschichte, Zerstörung, Folgen. Köln, 1994.
- Friedrich Reichert zu nennen, vgl. Friedrich Reichert, Verbrannt bis zur Unkenntlichkeit. Verbrannt bis zur Unkenntlichkeit. Die Zerstörung Dresdens 1945. Dresden, 1994.
- Werner Wendt. Tiger. 1. SS Panzer-Division «Leibstandarte SS Adolf Hitler». Gütersloh, 1988.
Комментарии к данной статье отключены.