В сентябре 1909 года был спущен на воду германский линкор «Остфрисланд» (SMS Ostfriesland). Вместе с тремя систершипами: «Гельголандом», «Тюрингеном» и «Ольденбургом» — он вошёл в состав 1-й боевой эскадры Флота открытого моря и принял участие в боевых операциях Первой мировой войны. «Остфрисланд» действовал против британских кораблей в Северном море, в том числе в Ютландском сражении (1916), и получил повреждения, столкнувшись с британской подводной миной.
После капитуляции Германии часть Флота открытого моря была интернирована на военно-морской базе британских Королевских ВМС Скапа-Флоу на Оркнейских островах и в июне 1919 года там же затоплена по приказу немецкого контр-адмирала фон Ройтера, не желавшего, чтобы германские корабли достались англичанам. «Остфрисланд» остался в Германии, что спасло его от затопления. Правда, ненадолго.
В 1920 году «Остфрисланд» был передан США. Как раз в это время американский генерал Билли Митчелл, заместитель главы армейской воздушной службы, доказывал, что будущее в военных действиях принадлежит авиации, и утверждал, что его самолёты в состоянии потопить любой корабль. Чтобы подтвердить свои слова, он организовал учения. «Остфрисланду» в них отводилась роль мишени.
Испытания начались 20 июля 1921 года. В 13:30 первая волна бомбардировщиков обрушила на стоявший у мыса Генри в Чесапикском заливе бывший германский линкор 33 100-кг бомбы. В цель попали восемь из них, но особого урона кораблю они не нанесли. Следующая волна самолётов сбросила на «Остфрисланд» 270-кг бомбы. Они задели главную палубу, а взорвавшиеся под водой бомбы повредили корпус.
Учения продолжились на следующий день. 450-кг бомбы снова повредили корпус, но обследовавшая корабль комиссия решила, что ущерб несерьёзен. Вскоре после полудня очередная волна самолётов сбросила на «Остфрисланд» шесть 900-кг бомб. Три из них взорвались совсем рядом с целью и сыграли роковую роль в судьбе линкора: он погрузился кормой, накренился на левый борт, а в 12:40 перевернулся и затонул.
Билли Митчелл торжествовал. Однако армейское руководство не разделяло его восторгов: применение 900-кг бомб не входило в первоначальные условия проведения учений. Военное сообщество раскололось на два лагеря. Сторонники Митчелла, воодушевлённые победой над «непотопляемым суперлинкором» поддерживали его мнение о превосходстве авиации на любых полях сражений, а противники отмечали неравные условия, в которых находился неподвижный и безлюдный «Остфрисланд», и считали, что линкоры по-прежнему должны оставаться основой флота.
Комментарии к данной статье отключены.